Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фундаментальные понятия онтологии 4 страница



Эксперимент - специально подготовленный опыт. В ходе его изучаемый объект ставится в искусственные условия, которые можно менять и учитывать. Очевидно, что для этого метода характерна высокая активность ученого, пытающегося получить как можно больше зна­ний о поведении объекта в различных ситуациях и даже более того - искусственно получить новые вещи и явле­ния, не существующие в природе (особенно это харак­терно для химических исследований).

Разумеется, кроме этих методов познания, в эмпири­ческом исследовании используются и методы логическо­го мышления - анализ и синтез, индукция и дедукция и др. С помощью совокупности всех названных методов -и практических, и логических - ученый получает новое эмпирическое знание. Оно выражается преимуществен­но в трех основных формах:

научный факт - фиксация того или иного свойства или события {Фенол плавится при температуре 40,9 °С; В 1986 г. наблюдалось прохождение кометы Галлея);

научное описание - фиксация целостной системы свойств и параметров того или иного явления или груп­пы явлений. Такого рода знания приводятся в энцикло­педиях, научных справочниках, учебниках и т. п.;

эмпирическая зависимость - знание, которое отра­жает определенные связи, присущие какой-то группе явлений или событий (Планеты движутся вокруг Солн­ца по эллиптическим орбитам - один из законов Кепле­ра; Комета Галлея обращается вокруг Солнца с перио­дом 75-76 лет).

Теоретическое (от греч. theora - рассмотрение, ис­следование) познание раскрывает внутренние связи и отношения вещей и явлений, рационально объясняет их, открывает законы их бытия. Оно является поэтому знанием более высокого порядка, чем эмпирическое - не случайно, например, Хайдеггер саму науку определяет как «теорию действительного».





В теоретическом познании применяются особые мыс­лительные операции, позволяющие тем или иным спосо­бом прийти к новому знанию, которое объясняет полу­ченные ранее или же развивает уже имеющееся теорети­ческое знание. Эти мысленные методы всегда связаны с использованием научных понятий и так называемых идеальных объектов (вспомним, например, понятия «материальная точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. д.). Ученые проводят с ними мыслен­ные эксперименты, применяют гипотетико-дедуктивный метод (рассуждение, позволяющее выдвинуть гипо­тезу и вывести из нее следствия, которые можно прове­рить), метод восхождения от абстрактного к конкретно­му (операция объединения новых научных понятий с уже имеющимися с целью построения более общей тео­рии конкретного объекта - например, атома) и др. Сло­вом, теоретическое познание - это всегда долгая и слож­ная работа мысли, проходящая с помощью многообраз­ных методов.

Теоретическое знание, полученное при этих интел­лектуальных операциях, существует в различных фор­мах. Важнейшими из них являются:

проблема - вопрос, ответа на который пока нет в на­личном научном знании, своеобразное знание о незна­нии (так, физики в принципе знают сегодня, что такое термоядерная реакция, но не могут сказать, как сделать ее управляемой);

гипотеза - научное предположение, которое веро­ятностным образом объясняет ту или иную проблему (например, различные гипотезы о происхождении жиз­ни на Земле);

теория - достоверное знание о сущности и законах бытия определенного класса объектов (скажем, теория химического строения А. М. Бутлерова).

Между этими формами знания существуют довольно сложные отношения, но в целом их динамику можно обозначить следующим образом:

• возникновение проблемы;

• выдвижение гипотезы как попытка решения этой проблемы;

• проверка гипотезы (например, с помощью экспери­мента);


• построение новой теории (если гипотеза так или иначе подтвердилась);

• возникновение новой проблемы (поскольку ни одна теория не дает нам абсолютно полного и достоверного зна­ния) - и далее этот познавательный цикл повторяется.

Основания научного поиска

Философский анализ реальной истории науки (прежде всего естествознания) показал, что в процессе научного исследова­ния участвует также особый слой знаний мировоззрен­ческого и методологического характера. В широком смысле к нему относят так называемое предпосылочное знание - всю совокупность самых различных знаний, которыми обладает ученый и использует в своей профес­сиональной деятельности (сюда относят уже упоминав­шийся здравый смысл, правила и нормы языка и логи­ки, общепринятые научные сведения, знания философско-мировоззренческого характера и др.). В более узком смысле необходимым компонентом научного познания считают основания научного поиска - обобщенное зна­ние ученого об изучаемых объектах и способах их иссле­дования. В роли таких оснований выступают:

научная картина мира - обобщенное представле­ние об изучаемой реальности через призму наиболее су­щественного знания всей науки (общенаучная картина мира) или конкретной фундаментальной науки (специа­лизированная картина мира, например, физическая). Такое знание задает ученому исходные установки иссле­дования, стратегию изучения объектов, обосновывает теоретические схемы и т. д.;

идеалы и нормы науки - представления ученых о том, каким требованиям и критериям должны в принци­пе (в идеале) удовлетворять способы научного познания и само научное знание. Это основание научного исследо­вания задает некие эталоны, образцы главных научных операций - эксперимента, объяснения, обоснования и построения знания и др. (скажем, от научного факта требуется его воспроизводимость, т. е. возможность его обнаружения в тех же условиях другими исследователя­ми или же его автором, но в иное время);





философские основания науки - те базисные философские идеи, из которых (стихийно или сознательно)
исходят ученые в изучении мира и его интерпретации.
Чаще всего речь идет об объективной реальности изуча­емых явлений и законов и их принципиальной познава­емости.

Все названные уровни научного познания тесно взаи­мосвязаны в реальном научном исследовании. Эта связь проявляется, главным образом, в следующем:

• как эмпирическое, так и теоретическое исследова­ние проводятся на основе определенных философско-методологических предпосылок - оснований научного по­иска;

• эмпирическое исследование всегда имеет под собой соответствующий теоретический базис и проводится, как правило, для проверки того или иного теоретическо­го утверждения;

• эмпирическое исследование может дать такие ре­зультаты, которые потребуют значительных изменений в наличном теоретическом знании;

• теоретическое исследование вынуждено время от времени апеллировать к эксперименту и эмпирическим данным как к строгому судье своих абстрактных раз­мышлений (хотя возможно и теоретическое познание, работающее долгое время за счет внутренних ресурсов -например, математика или фундаментальная физика). Поэтому научное познание в этом отношении представ­ляет собой: постоянное восхождение с эксперименталь­ного уровня на теоретический; динамичное развитие знания на теоретическом уровне; содержательную трансформацию предельнообщих форм знания, лежа­щих в основании науки - картин мира, идеалов и норм, философских оснований науки. Этот процесс бесконечен -вряд ли когда-нибудь будет создана, как шутят физики, Всеобщая Теория Всего.

Научное познание при всей своей значимости для че­ловека все же ограничено в гносеологических возмож­ностях, ибо есть вопросы и проблемы, которые наукой не решаются. Так, Гуссерль отмечал: «Наука в принци­пе исключает вопросы, наиболее животрепещущие для человека... а именно вопросы о смысле и бессмысленности


всего человеческого существования» 1. Вопросы по­добного рода находятся вне компетенции науки, она не имеет каких-либо экспериментальных и теоретических средств для их решения. Поэтому научное познание нельзя считать панацеей от всех бед и требовать от него ответа на гамлетовские вопросы. В поисках решения по­добных смысложизненных проблем современный чело­век обращается к иным сферам познания - философ­ской, религиозной, этической, художественной и т. д. Не случайно сейчас все чаще выдвигается идея равно­ценности всех видов познания для бытия человека и ос­воения им мира. Человек, с этой точки зрения, должен быть открыт для любого познавательного опыта, уметь находить во всех сферах познания те знания, которые необходимы ему для построения индивидуального цело­стного мировоззрения.

Подводя итог всему изложенному, вернемся вновь к знаменитому кантовскому вопросу: «Что я могу знать?». Наверно, сейчас мы имеем право сказать: «Я могу знать с определенной степенью достоверности»:

• содержание своего внутреннего духовного мира;

• мой непосредственный жизненный мир, данный мне в собственном чувственном и рациональном опыте;

• свойства, связи, законы и т. д. внешнего мира, вы­раженные в многообразных формах человеческой куль­туры (философии, религии, науке, искусстве и др.).

Достаточно ли этого знания? Трудно сказать. Один из учеников Цицерона говорил, что счастлив человек, ищу­щий истину, даже если бы он никогда не смог ее найти. А может, прав Екклесиаст, утверждающий, что во мно­гой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь? Пусть каждый сам найдет для себя ва­риант ответа...

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое гносеология? Из каких основных постулатов она исходит?

1Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная фе­номенология / Э. Гуссерль // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 138.





2. В чем смысл вопроса о познаваемости мира? Какие вариан­ты ответа на него существуют в философии?

3. Как связаны в процессе познания мира субъект и объект? Какие модели их взаимодействия выработаны в философии?

4. Что такое истина? Назовите основные концепции истины.

5. Раскройте структуру познавательного процесса.

6. Что такое чувственное познание, каковы его возможнос­ти? В каких формах оно осуществляется?

7. Что такое рациональное познание, каковы его возможнос­ти? В каких формах оно реализуется?

8. В чем смысл концепций сенсуализма и рационализма?

9. Что такое иррациональное познание? Раскройте смысл
понятия интуиции.

10. Что такое научное познание? Чем оно принципиально отличается от обыденного познания?

11. Назовите основные уровни научного познания. Перечис­лите методы и формы знания, используемые на каждом из них, и раскройте их содержание.

12. Дайте свой вариант ответа на кантовский вопрос: «Что я могу знать?».

Литература

Лекторский, ВА. Эпистемология классическая и некласси­ческая / В. А. Лекторский. М., 2001.

Степин, В. С. Основы философии науки / В. С. Степин. М., 2004.

Теория познания: в 4 т. М., 1991-1995.

Философия и методология науки. М., 1996.

Философский словарь студента. Минск, 2003.

Яскевич, Я. С. Философия в вопросах и ответах / Я. С. Яске-вич. Минск, 2 00 3.


Глава 5. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

5.1. Проблема человека в философии и науке

5.2. Философские концепции антропосоциогенеза

5.3. Современная философская антропология





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 437 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...