Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 6. Развитие культуры толерантности у учеников



План

1. Работа школы по развитию толерантности учеников.

2. Роль педагога в становлении толерантности учеников.

3. Работа с семьей в развитии культуры толерантности.

1. Работа школы по развитию толерантности учеников. Проблемы толерантности во все большей степени осознаются как особая форма организации жизнедеятельности общества (его политической, экономической, социальной, культурной жизни), обеспечивающая его культурное разнообразие. Школе принадлежит решающее значение в формировании культуры толерантности у детей и подростков, именно в силу того, что в ней дети различных культур, различных национальностей в совместной деятельности решают важнейшие задачи взросления, социализации и приобщения к ценностям мировой культуры. Психологическую основу позиции толерантности составляют идеи гуманистической психологии М. Бубера, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Г. Олпорта и многих других.

По определению академика В. А. Тишкова, толерантность — это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу. Толерантность понимается как терпимость к инокультуре, иномыслию, иноверию, доверительность, соответствующее понимание и т. д., как существование в рамках определенных отношений, в том числе и в процессах взаимодействия. Толерантная организация жизни общества обеспечивает реальное равноправие между представителями различных народов; гарантированное законом сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств; сотрудничество и солидарность представителей всех народов в решении общих проблем.

Отличительной особенностью образовательных учреждений в России является многонациональный состав учащихся. В новом образовательном стандарте в качестве главной задачи школы определено формирование человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований.

На школьном этапе жизни начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микро – социумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Дети, выросшие в разных семьях, на разных национальных традициях, на разных сказках, идеалах попадают в поликультурную среду, где им необходимо выстраивать свою линию поведения относительно товарищей, на основе знаний о ценностях, культуре и религии, полученных от родителей в семье. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Поэтому для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

В современных же условиях образование, скорее, становится фактором усиления межнациональной нетерпимости. Основными источниками интолерантности в школе являются: недемократичность устройства школы, монокультурность учебных программ по большинству предметов, незнание педагогами культуры и традиций мигрантов, слабое владение детьми мигрантов русским языком, ведущее к хронической школьной неуспешности, и т. д.

Основными формами проявления нетерпимости в межкультурных отношениях в школе могут быть: оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения на основе национального признака, внешности, одежды или конфессиональной принадлежности, эксплуатация отдельных групп учащихся; разделение на враждующие группы и группировки. (См. Приложение 1).

Говоря о личностных особенностях педагогов, следует отметить, что в современной школе, с её «конвейерным» типом организации, скученностью детей, отсутствием возможности свободной активности ребенка, наиболее востребованными и успешными являются авторитарные учителя. Кроме того, как показали наши исследования, в школу приходят и остаются в ней, в большинстве своем люди, у которых не реализована потребность в доминировании. А школа предоставляет благоприятную среду для реализации этой потребности. И, наконец, в результате интенсивного труда у многих учителей возникают профессиональные деформации, проявляющиеся в усилении авторитарности.

Для формирования межкультурной толерантности в школе необходимо развивать межличностные отношения в специально организованной деятельности, сохранять и обеспечивать сочетание обучения общеобразовательным и этнокультурным знаниям, стимулировать педагогическое сотрудничество и сотрудничество педагогов и учащихся как пример доверительных отношений, расширять и углублять сферу и формы этнокультурных отношений между разными группами, регионами и т. д.

Основными элементами образовательной системы, влияющими на формирование тех или иных черт личности, являются:

· Содержание образования;

· Технологии организации учебной деятельности;

· Образовательная среда, или уклад жизни школы;

· Организация взаимодействия и совместной деятельности всех участников образовательного процесса;

· Взаимодействие школы и семьи в решении задач воспитания детей;

· Личностная позиция и профессиональное мастерство педагога.

Чтобы научить детей ценить и понимать культуру своего этноса, уважать культуру других народов, нужно кардинально изменить содержание учебно-воспитательного процесса в школе. Решение этой трудной задачи лежит в контексте совмещения учебных программ, включающих объем необходимых общих знаний, с глубокими знаниями народной культуры, формированием потребности детей ориентироваться в самой разнообразной информации о культуре других народов.

Можно выделить несколько основных способов формирования толерантного сознания личности в поликультурном обществе: просвещение, обучение, включение в совместную деятельность и т. д. В числе главных направлений просветительской работы, в частности, выделяется формирование общетеоретических знаний о единстве и специфике культурно – исторического развития народов; о характеристике и условиях формирования этнических особенностей в целом. Обе эти цели предполагают не только расширение ряда курсов гуманитарного цикла в системе высшего образования (языка, литературы, истории), но и соответствующую корректировку в организации материала учебников и программ.

Содержание образования находит свое отражение в образовательных программах по отдельным предметам и учебных пособиях. Проведенный под нашим руководством анализ образовательных программ по отдельным предметам и учебных пособий показал, что большинство из них имеет ярко выраженную европоцентричность – на изучение европейской культуры, литературы, истории учебного времени затрачивается значительно больше, чем на изучение культуры народов, населяющих Россию. Практически все взаимоотношения русского народа и других народов России описываются в духе патернализма по отношению к другим народам. Практически весь изобразительный ряд учебников выстроен на европейской изобразительной традиции. Наши исследования показывают, что учителя при подготовке к учебным занятиям на 90 процентов полагаются только на учебник. Проблема может усугубляться еще и в том случае, если они сами не воспринимают содержание учебника критически и конструктивно, не учат учащихся подвергать сомнению учебный материал, видеть в нем культурный дисбаланс, выявлять содержащиеся там стереотипы и предубеждения.

Естественно, что в так устроенном образовательном пространстве ребенок не русской национальности чувствует себя чужим. В процессе обучения ему приходится выполнять «двойную» работу: собственно изучать учебный материал (что делают все дети), и одновременно – изучать чуждую для него культуру, не имя при этом никакого проводника в этот мир новой для него культуры, новых отношений. Понятно поэтому, что дети не русской национальности (из семей мигрантов) оказываются неуспешными в обучении, и эта неуспешность зачастую выражается в агрессивности по отношению к более успешным.

Среди педагогических технологий, наиболее точно ориентированных на развитие толерантности, выделяются личностно-ориентированными, диалоговые и рефлексивные.

К особенностям межличностного диалога относятся:

· объективная проблемность;

· субъективно переживаемая ситуация поиска смысла;

· отношения общности и взаимопонимания между участниками диалога;

· толерантное отношение к другому, «другодоминантность»;

· незавершенность результата, стимулирующая мыслительную активность.

Обучение детей культурному диалогу предполагает поэтапные действия педагога: накопление фактов об отдельных народах; сравнительный анализ педагогических традиций родственных и опосредованных народов; обобщение педагогического опыта воспитания народов, проживающих на той или иной конкретной территории. Имеется в виду раскрытие социально-психологического смысла народных традиций, определение способов передачи подрастающему поколению ценностей предшествующих поколений, включение в добротворческую, созидательную деятельность, знание духовной культуры своего этносоциума. Все это способствует зарождению интереса молодых к традициям и культуре других народов, в определенной степени способствует развитию личности неповторимой, творческой, самостоятельной и гуманной.

Учитель, школьный администратор обладают большой властью над детьми. Отношения между детьми в свою очередь также зачастую включают вопросы власти. Будучи частью какой-нибудь субкультурной группы, они могут также затевать выяснения, кому должна принадлежать власть, по каким вопросам, сколько ее должно быть и у кого. Для мультикультурного учителя ответ находится в разделении власти, в привлечении школь­ников к совместному управлению школой. Решения должны быть итогом переговоров, выборов (людей, целей школы, ценностных ориентаций класса и школы и т. д.), референдумов, консультаций, диалога, обсуждений.

Если говорить про уклад жизни (образовательную среду) школы, то в ней можно выделить учебное (урочное и внеурочное) и внеучебное пространство, физическую (предметную) среду, деятельностное пространство как набор доступных деятельностей, и пространство отношений, в которые включается ребенок. Содержание и формы организации урочного учебного пространства мы обсудили выше; но, по нашему мнению, решающее значение в формировании качеств личности принадлежит внеурочному учебному пространству.

Внеурочное учебное пространство – это относительно новая категория для нашей школы; она введена в обращение в новом образовательном стандарте. Внеурочное учебное пространство включает всевозможные виды деятельности, в результате которой может происходить развитие личности учащегося: дополнительное образование, проектную социально значимую деятельность и т. д. Более подробно структура формирования толерантности в образовательном процессе школы представлена в табл.1.

Физическая (предметная) среда современной школы устроена так, что лишает ребенка своего собственного интимного пространства. Даже туалеты во многих школах не имеют индивидуальных кабинок. Видеокамеры во всех классах и коридорах вообще не позволяют ребенку чувствовать себя свободным. Все эти меры безопасности можно понять и объяснить, но они вообще лишают ребенка (человека) четких границ его личного пространства. Это формируется уже новый человек, лишенный интимности, готовый выставлять наружу все свои движения тела (души уже нет), и готовый подсматривать за всем и всеми. И если для европейской культуры такая открытость является более приемлемой, то азиатская, и особенно – мусульманская – культура не приемлет подобной открытости.

Новые подходы в формировании поликультурности и толерантности основываются не только на информативной и информативно-коммуникативной формах передачи знаний об этносе, характеристиках общения, нормах общения и т. д., но и реальном практическом действии и взаимодействии воспитуемых. Речь идет о том, что это не только и не столько кружки, школьные уроки, клубы (что само по себе чрезвычайно важно и должно активно совершенствоваться), обеспечивающие позитивные контакты. Наряду с сохраняющими свое значение и хорошо отрабатываемыми в современной практике методами необходимы принципиально новые приемы и средства, обеспечивающие сочетание малых «доверительных» коллективов с широким выходом детей за их пределы.

Известно, что в процессе социализации б о льшая часть информации ребенком не изучается, а «считывается» с поведения взрослого в процессе взаимодействия. Следовательно, создавая условия, необходимые для становления толерантного взаимодействия, лишь на некоторых уроках или периодически проводящихся мероприятиях, мы не можем повлиять на сознание ребенка, если он постоянно вращается в среде, из которой впитывает противоположные ценности и модели поведения. Таким образом, главной задачей школы становится организация такого уклада жизни школы, который сам по себе является толерантным, доброжелательным к ребенку, который в себе несет ценности понимания и взаимности.

Главным элементом деятельностного пространства современной школы является учебная деятельность. И если это в целом приемлемо в младшем школьном возрасте, то ограничение других видов деятельности в подростковом и раннем юношеском возрасте объективно тормозит личностное развитие школьников. Правда, новые образовательные стандарты ввели в обязательном порядке проектную деятельность школьников, начиная с младшей школы, что создает условия для деятельностной самореализации школьников. Особенно важно, чтобы эти социальные проекты имели реальное значение, были направлены не только на внутреннее пространство, но и на социальное окружение школы.

Мы считаем, что при организации практической работы внутри школы необходимо помнить, что успех процесса формирования толерантного сознания, прежде всего, связан с преодолением кризиса культурной идентичности. Возможность принятия иной культуры требует наличия устойчивой культурной идентичности личности, осознания себя в качестве носителя определенных культурных традиций, выступающего в отношении к другим культурным традициям как субъект сохранения и развития человеческой культуры в целом. Заполнение личностных пустот психики ценностями собственной культуры, четкий образ себя, своего «Я» как субъекта культуры, отождествление с выдающимися достижениями духовности национальной культуры открывает перспективы принятия других культурных ценностей.

Культурная идентичность предполагает формирование у субъекта чувства и знания принадлежности к определенной культуре, осознание того, что он является носителем, хранителем культурных ценностей. Формирование культурной идентичности происходит в процессе освоения культурных ценностей, приобщения к «своей» культуре, в том числе и через изучение литературы. Овладение знаниями и духовными ценностями культуры повышает прочность и масштаб культурной личности.

Формированию толерантности и поликультурности способствует специальное проектирование воспитательной работы школы. Основные цели воспитательной системы связаны с созданием такой культурно-образователь­ной среды, в которой каждый участник образовательного процесса школы чув­ствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой самореализации на пользу себе и другим людям, обретал опыт жиз­ненного и созидательного успеха.

Демократизация воспитательного процесса предполагает:

- учёт интересов всех участников воспитания;

- поощрение и поддержку самодеятельности и самоуправления;

- формирование паритетных отношений вместо административно-командных;

- принятие педагогическим сообществом норм и правил, которые должны осознанно и неукоснительно выполняться;

- готовность педагогов и администрации к равноправному партнёрству со всеми участниками педагогического процесса;

- готовность к защите интересов меньшинства, способность к переговорам, соглашениям и договорам в интересах дела;

- переход от субъект-объектных отношений к субъект – субъектным.

Воспитание учащихся в духе демократии, свободы, гражданской иници­ативы и ответственности требует предоставления им реальной возможности действовать, участвовать в управлении школой, реализовывать свои проекты и участвовать в деятельности различных творческих и общественных объедине­ний и организаций. Поэтому важное место в организации воспитательной рабо­ты в школе уделяется созданию условий для реализации собственной социаль­но значимой деятельности, которая осуществляется в различных организацион­ных форма и разнообразна по содержанию. Это деятельность Совета школьни­ков, его Исполнительных советов, Парламента и конфликтной комиссии. Со­держание деятельности этих объединений включает не только организацию до­суга, но и работу в социуме: помощь детскому дому, забота о ветеранах, благо­устройство территории школы.

Всесторонняя поддержка и содействие различным социальным движениям и объединениям подростков и молодежи, как внутри школы, так и вне нее является важным условием становления личностной идентичности растущего человека. Эти движения должны отвечать реальным потребностям и интересам их участников, быть направлены на становление и развитие тех личностных качеств, которые образуют социальную компетентность, быть социально значимыми, полезными. Очень важно, чтобы на всех этапах деятельности ребенка реализовывался принцип самостоятельности и творчества: от замысла – через исполнение – к предоставлению результатов труда другим людям. Ради этого нужно организовывать жизнь школы на принципах событийности, проводить много праздников, выставок, конкурсов с таким расчетом, чтобы каждый ученик мог не только участвовать в них, но и побеждать. Главное внимание при этом уделяется не столько овладению ребенком практических умений в той или иной сфере деятельности, сколько повышению его самооценки, уровня адаптации в коллективе, социальной компетентности. Фиксируются и поощряются малейшие успехи и продвижения ребенка не относительно других, а относительно его собственных предыдущих результатов, неизменно подчеркивается вклад каждого в общее дело. Это формирует у ребенка чувство собственного достоинства, помогает ему становиться более успешным в учебной деятельности, а также обрести большую уверенность в социальном и жизненном самоопределении.

Разновозрастный и многонациональный состав внутришкольных объеди­нений, включение в различные коллективы в результате смены деятельностей – это и есть неоднородная социальная среда (еще одно условие формирования то­лерантности), где ребенок овладевает культурой различий. При этом важно, что в основной и старшей школе воспитательная работа не локализуется в границах школы, а наоборот, школа выступает в качестве особого ресурса – посредника в освоении подростками более широкой социальной и культурной действитель­ности.

Роль этих организаций не только и не столько в том, какие именно дела совершили дети, сколько в развитии их нравственных чувств, формировании социальной компетентности, приобретении жизненного опыта. Важной особен­ностью детских объединений является их «условность»– в том смысле, что это есть пространство проб для ребенка; но это пробы, в которых происходит са­моразвитие, реализация социальных качеств, формирование социальной компе­тентности и ответственности, не носящих обязательного внешне регламентиро­ванного характера и потому обеспечивающих развитие ребенка.

Посредством общения формируется обобщенный образ другого человека, который и составляет основу толерантного отношения. Взаимодействие – это еще и совместная деятельность – «со-бытие» – условие для формирования толе­рантных отношений, поскольку оно предполагает связь индивидов. Наличие разнообразных «переговорных» площадок в пространстве школы позволяет ре­бенку приобрести опыт общения и овладеть эффективными способами комму­никации с разными людьми.

В условиях демократического плюрализма мнений в России, когда на страницах некоторых средств массо­вой информации порой не соблюдаются элементарные рамки приличия, очень важно учить школьников критически воспринимать информацию, выявлять явную пропаганду, определять, чьим интересам она служит и как может нарушить мир и согласие в обществе. При этом очень важно подчеркивать, что знания создаются людьми, и они не всегда и не обязательно отражают мнение всех людей, всех членов определенной культурной группы, а порой только отдельных личностей.

Школьников необходимо с раннего возраста учить критически воспринимать материал, содержащийся в средствах массовой информации, развивая умение формировать собственные суждения, противостоять полити­ческой пропаганде, осуществляемой порой не столько партиями, сколько теми, кто владеет средствами массовой информации; искать альтернативные источники точки зрения и мнения; рассматривать сведения в средствах информации как отражение точки зрения владельца газеты, корреспондента, репортера или журналиста, которая не всегда бывает объективной. Например, освещение событий в «горячих» точках бывшего СССР не всегда бывает сбалансированным: превалирует односторонность, а то и предвзятость. Учителю следует чаще включать в содержание урока, особенно по языку, обще­ствоведению и истории, информацию, отличающуюся тенденциозностью, подменяющую факты личным мнением, чтобы разоблачить ее и развить критическое мышление. Если учитель проведет с учениками анализ слов и вы­ражений, используемых репортерами при освещении событий в Чечне, то он научит их видеть, что деление на «наших» и «чеченцев» приводит к сознательному или неосознаваемому противопоставлению и сталкиванию людей одного государства.

Создание в образовательном учреждении условий для формирования толерантности учеников возможно только при системном подходе к этому процессу. Эта система выполняет следующие функции: мотивационно-конструктивную, организационную, коммуникативно-стимулирующую, организационно-обучающую, эмоционально-коррегирующую и оценочную. Каждая из этих функций реализуется через определенные виды действий, приемов и технологий, которые и создают оптимальные условия для формирования толерантного сознания учащихся (См. таблицу 2).

Таблица 2





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1637 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...