Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 5. Мировоззрение



ПЛАН: 1. Понятие мировоззрения.

2. Структура мировоззрения.

3. Процесс формирования мировоззрения.

1. Понятиемировоззрения.

Мировоззрение - это единство сознания, чувств, воли и деятельности.

Это система взглядов и убеждений человека, отражающая понимание окружающего мира и определяющая общую направленность в деятельности.


Мировоззрение отражает как позицию отдельного человека, так и позицию групп людей и общества в целом. Поэтому необходимо различать:

- общественное мировоззрение (как систему понятий и представлений о мире);

-индивидуальное мировоззрение (отражает индивидуальный опыт в

формировании собственных представлений о развитии мира).

Личность никогда не осваивает мировоззрение пассивно. Человек берет себе на вооружение только то, что соответствует его потребностям, установкам, жизненной позиции.

Мировоззрение раскрывает сущность человеческой личности, выявляет программу жизненных стремлений, моральных и ценностных ориентаций.

Проникая во все другие качества и свойства личности, мировоззрение объединяет их в единое целое, где является стержнем, вокруг которого они выстраиваются.

У разных людей мировоззрение носит различный характер: у одних оно

относится к сфере обыденного сознания, а у других - опирается на систематизированные теоретические знания.

2. Структурамировоззрения.

Компонентами мировоззрения являются: интеллектуальный

(рациональный), эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты.


Интеллектуальный (рациональный) компонент предполагает движение от чувственного познания действительности к внутреннему понятийному мышлению. К чувственному освоению мира относятся:

а) мировосприятие (мироощущение, миросозерцание)- здесь происходит накопление чувственного опыта от полученной информации о реально

существующем мире;

б) миропонимание - ощущения, полученные чувственным путем, перерабатываются в образы, понятия, которыми оперирует человек; здесь он представляет мир в единстве всех его сторон.

У человека накапливаются системы знаний, которые являются результатом общего процесса познания. Усвоенные знания выступают как предпосылка в формировании взглядов, чувств, убеждений. Знания бывают

истинными или ложными.

Эмоционально-волевой компонент. Чтобы знания превратились в личные взгляды и убеждения, их надо прочувствовать, пережить и оценить.

Переживания выступают как эмоциональный носитель научного понятия или моральной нормы, т.е. взгляды и убеждения тесно связаны с определенными эмоциями и чувствами. При этом не происходит зеркального отражения

действительности: знания, которые постепенно переходят в убеждения и взгляды, опираются на систему предшествующего жизненного опыта человека, его отношений с действительностью. Поэтому суждения

отдельного человека будут отличаться от суждений другого.

Познавая действительность в ее сущности, во всех ее связях и отношениях, человек приобретает способность опережающего отражения. Еще не совершив действия, человек уже обдумывает план его выполнения,

заранее предвидит результаты и последствия. На основе причинно- следственного познания у человека постепенно складывается общая система взглядов на мир.

Взгляды - это потенциальная готовность к действиям (есть свои оценки, определенные позиции, сформированные мотивы). Критериями сформированности убеждений являются их действенность, т.е. следование

своим убеждениям в практической жизни. Действенность убеждений заключается также и в том, что человек умеет бороться и постоять за них.

Убеждения - сильная, ярко выраженная форма проявления отношений

человека к окружающему миру (синтез рационального и эмоционального). Это твердые принципы жизненной позиции человека, уверенность в своей правоте. Таким образом, мировоззренческие взгляды и убеждения - это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности.

Но знания не всегда превращаются в убеждения, а убеждения не всегда опираются на истинные знания (предубеждения). Человек воплощает свои убеждения в реальные действия только тогда, когда у него выработаны

необходимые черты характера: воля, готовность к действию, преодолению трудностей и т.д.

Волевые качества личности - это мощный фактор регуляции поведения

человека. Важно, чтобы воля и разум, ум и целеустремленность не подавляли


один другого. Воля регулирует поведение и деятельность, в сочетании с убеждениями и чувствами организует действия и поступки человека.

Идеал - образ будущего, его эталон. Идеал помогает преодолевать рамки индивидуальных потребностей и интересов, придает мировоззрению характер долговременной программы действий.

Вера - состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности. Действенно-практический компонент. Действия, предметная деятельность отражают мировоззрение человека, его истинные взгляды и внутренние установки личности. Волевые действия всегда целенаправленны.

Цели зависят от объективно сложившихся обстоятельств, условий жизни человека, его взглядов, убеждений, идеалов. Мировоззрение предопределяет и организует действия и поступки в сложную систему поведения, служит

критерием и показателем твердости убеждений.

2. Процессформированиямировоззрения.

Становление и развитие мировоззрения - сложный, многозначный, внутренне связанный процесс, на который оказывают влияние все факторы, действующие с неодинаковой силой и эффективностью.

Содержание школьного образования включает в себя три группы мировоззренческих идей по вопросам развития природы, общества и человеческого сознания.

Первая группа. Понимание закономерностей развития природы: понятие о жизни на Земле, эволюции животного мира; естественной сущности природных явлений; строении материи и движении; о связях органической и неорганической природы и т.д.

Вторая группа. Понимание закономерностей развития общества: периодизация в развитии человеческих цивилизаций; движущие силы общественного развития; роль личности в истории; роль науки в

общественном развитии и т.д.

Третьягруппа. Познаваемость мира: роль сознания и мышления в процессе познания мира; влияние человека на изменение окружающей

действительности; целостность, взаимосвязь и взаимообусловленность природы, человеческого общества и сознания.

В процессе формирования мировоззрения условно можно выделить три

этапа:

1. На первом этапе человек усваивает основные элементы мировоззренческих идей (основы научных знаний и знание норм поведения). Дошкольные и школьные учебные программы строятся по принципу

доступности, с постепенным усложнением содержания. Здесь учитываются возрастные особенности детей, их способности, качество усвоения знаний.

2. На втором этапе у человека постепенно формируются отношения и

оценки к сообщаемым знаниям. Он понимает необходимость овладеть основами наук и нормами поведения, но при этом выражает к ним субъективно-личностное отношение. Эти оценочные отношения


формируются на основе сопоставлений, смены житейских представлений и эстетических идеалов.

3. На третьем этапе происходит формирование собственных взглядов и убеждений. Взгляды человека раскрывают его миропонимание, мировосприятие, т.е. то, что стало его личным мировоззрением.

Мировоззрение реализуется не только во взглядах и убеждениях человека, но и в его эмоционально-волевой сфере. Поэтому на детей в школе надо воздействовать такими способами и приемами, которые обогащают и перестраивают эмоционально-волевую сферу учащихся, развивают воображение, эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к действительности.

В условиях Республики Адыгея формировать мировоззрение подрастающего поколения можно на основе национальной программы социального воспитания, на основе этической программы “Адыгэ хабзэ”, которая должна вобрать в себя широкую социально-воспитательную деятельность. На региональном уровне процесс воспитания школьников должен осуществляться в сфере народного национального макро- и микросоциума. Деятельность всех институтов воспитания должна предусматривать два взаимосвязанных направления:

- создание воспитывающей национальной среды (семья и ее ближайшее окружение);

- изучение опыта народного воспитания в условиях общественного воспитания: изучение и освоение детьми культурных ценностей, этических норм, обычаев, традиций; овладение культурным наследием, народным

творчеством; обязательное изучение адыгейского языка и литературы в ходе учебно-воспитательного процесса.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1754 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...