Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

5 страница. Словарь ключевых понятий и терминов, использованных в главе



Словарь ключевых понятий и терминов, использованных в главе

Абсолютизм — форма западноевропейских монархий в XVI—XVIII вв. В централизованных королевствах (таких, например, как Франция) власть короля считалась абсолютной, но на деле ограничивалась законами и традициями свобод различных сословий западноевропейского общества.
Богочеловечество — основное понятие религиозной философии истории B. C. Соловьева. Ее смысл заключается в том, что люди, все полнее реализуя учение Иисуса Христа, как бы вместе с Богом порождают единое целое.
Буддизм — религия, основанная царевичем Гаутамой, названным Буддой, 2500 лет назад в Индии. Относится к числу мировых религий.
Возрожденческий идеал — идеал образованного, всесторонне развитого человека, сформированный в эпоху Возрождения (конец XIV — начало XVI в.) в основном в искусстве и философских трудах великих итальянских художников, писателей и мыслителей.
Джайнизм — одна из традиционных религий у народов полуострова Индостан. Ее основной принцип — запрет причинения вреда всему живому.
Зороастризм — одна из древнейших религий мира, которую исповедовали предки нынешних иранцев — персы во втором тысячелетии до н. э. Название происходит от имени основателя религии — Зороастра.
Индуизм — традиционная религия народов полуострова Индостан.
Иосифляне — сторонники архимандрита Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого (конец XV в.), считавшего, что независимость церкви от московских государей должна обеспечиваться ее правом на владение землями.
Ислам — одна из трех мировых религий, провозглашающих единобожие. Основана в начале VII в. на территории нынешнего государства Саудовская Аравия Мохаммедом, который почитается сторонниками этой религии как Пророк Аллаха (арабское наименование Бога).
Иудаизм — одна из древнейших религий мира, возникшая среди семитических народов во втором тысячелетии до н. э. Распространена в основном среди одного народа — евреев. Сегодня иудаизм является официальной религией государства Израиль.
Католичество — западноевропейская ветвь христианства, начало образованию которой положил конфликт между представителем Папы Римского и Патриархом Константинопольским в 1054 г. С тех пор католики признают Папу своим главой и имеют некоторые отличия в Символе веры и обрядах.
Культурно-исторические типы — основное понятие философии истории Н. Я. Данилевского, согласно которой несколько самостоятельных цивилизаций, существовавших (или продолжающих существовать) в истории, никогда не образуют единое человечество.
Нестяжатели — оппоненты Иосифа Волоцкого, отрицавшие необходимость для церкви владеть земными богатствами, в том числе во имя сохранения ее независимости от государственной власти.
Пацифизм — нравственное убеждение и политическая позиция, которые запрещают тем, кто их разделяет, убивать других людей и даже брать в руки оружие.
Православие — восточноевропейская и малоазиатская ветвь христианства. Православные признают высшим органом власти Вселенские соборы и находятся под управлением вселенских патриархов. С конца XVI в. Русская православная церковь также имеет своего Патриарха.
Религиозный анархизм — позиция великого русского писателя Л. Н. Толстого, состоящая в абсолютном отрицании всякой власти — как государственной, так и церковной.
Реформация — первоначально движение против злоупотреблений католического духовенства и за возвращение к первоосновам христианства, начатое Мартином Лютером в 1517 г. Завершилось протестным отходом многих христиан Северной и Северо-Западной Европы от католичества. Сегодня реформаторские церкви существуют по всему миру.
Славянофилы — философско-религиозное направление в русской общественной мысли середины XIX в., представители которого определяли русский народ как славянско-православный и в своем развитии избравший самобытный путь, противоположный пути народов католическо-протестантской Европы.
Фашизм — движение и идеология, возникшие в начале XX в. Основатель и теоретик фашизма — Бенито Муссолини. Идеология фашизма носит резко антилиберальный, антисоциалистический и антидемократический характер. Она абсолютизирует государство, превращая его в высшую духовную и моральную реальность. Фашистское государство имеет имперские устремления.
Христианство — одна из мировых религий, получившая название по имени основателя Иисуса Христа. Возникло на территории древней Иудеи в период, когда эта территория входила в состав Римской империи. Наиболее распространенное летоисчисление в современном мире основано на дате рождения Иисуса. И вся история делится на период до Рождества Христова и после. В России утвердилось введенное в советский период нашей истории деление на «до нашей эры» и «наша эра».
Вероучение христианства включает в себя значительную часть иудейской религиозной традиции. Священная книга христиан Библия включает в себя Ветхий Завет. Христианство принципиально отличается от всех монотеистических религий тем, что утверждает двойную (Богочеловеческую) природу Иисуса Христа, а также одновременно единство и троичность Бога.

ГЛАВА III
Что нас разделяет?

• Происхождение культуры и многообразие культур.
• Формы культуры.
• Государство, нация, национализм.
• Религиозные сообщества.
• Языковые сообщества.
• Борьба за многополярность мира и «культурные войны» в цивилизации Запада.

Глобализация соединяет всех людей в единое «человечество», но не устраняет различий как между людьми, так и между разными типами человеческих сообществ. Было бы наивно считать, что с развитием технологий и распространением новых средств коммуникации различия между людьми будут исчезать. Исчезновение различий привело бы к исчезновению самого общества как сложной системы организации и взаимодействия человеческих целей, ценностей и интересов. Древнегреческий философ Аристотель мудро замечал, что «между одинаковыми людьми государство не возникает». Это значит, что если все люди одинаковы, то исчезает особенная, специфически государственная задача, которая состоит в том, чтобы взаимно приспосабливать, иногда ограничивать, иногда регулировать расходящиеся цели и стремления человеческих индивидов, чтобы вся система в целом действовала ко всеобщему благу.
То же относится к мировому сообществу. Каждое государство и каждая культурная общность вносят свой особенный вклад в мировое развитие. В результате мировое сообщество развивается, реализуя все богатство культурного и человеческого потенциала. Это позитивная функция разделения культур и обществ на разные типы. Унификация и ликвидация этих различий означала бы обеднение человеческого существования, сведение многокрасочной картины мира к одному серому цвету, сужение возможностей самореализации для человеческих индивидов и в конечном счете торможение и остановку общественного развития.

1. Происхождение культуры и многообразие культур

Источником многообразия является разделение культур. Разделение культур — факт древний, как само человечество, и происходящий из особенностей человеческой природы. В отличие от животных, человек — существо, наименее приспособленное к окружающей среде. Детеныши животных обладают безошибочными инстинктами, которые позволяют им существовать в гармонии со средой. Птицы вьют гнезда, не будучи этому специально обучаемы, утки спускаются к воде и плывут, собаки, если заболеют, безошибочно находят полезную для них траву. Человеческий детеныш беспомощен и нежизнеспособен сам по себе и, для того чтобы выжить, должен усвоить множество навыков и овладеть множеством умений, которыми не обладает изначально. Эти навыки и умения внедряются в него родителями и окружающими людьми. Этот процесс, как мы уже знаем, называется социализацией.
В каждом обществе социализация происходит по-разному, т. е. ребенку прививаются различные навыки и умения. Первоначально, на ранних этапах развития человечества, вырабатывались навыки, умения, формы приспособления к окружающей среде, отвечающие специфике этой среды. Для того чтобы выжить в условиях, скажем, Крайнего Севера, тропиков, степей или гор, требовались совершенно разные формы приспособления к среде. Успешные формы приспособления закреплялись и передавались от поколения к поколению путем социализации. Постепенно первоначальный смысл каких-то специфических для той или иной человеческой группы форм приспособления к окружающей среде утрачивался, и эти формы приобретали статус, как бы независимый от потребности выживания, и продолжали существовать в форме традиций. Традиции — это привычные и воспроизводимые от поколения к поколению формы социальной жизни разных человеческих сообществ.

Совокупность традиций, свойственных тому или иному человеческому сообществу, и представляет собой культуру.

Можно сказать, что культура — это продукт приспособления человека к природной среде. Приспосабливаясь к природным обстоятельствам разных регионов, человеческие сообщества вырабатывали разные, отвечающие условиям этих регионов формы культуры. Так возникало многообразие культур, так начинали формироваться культурные различия в рамках единого человечества.
Наличие культуры — важнейшая черта, отличающая человеческие сообщества от сообществ животных. Недаром говорят, что культура — это вторая природа человека. Если животное связано с природой «напрямую», непосредственно, то человек связан с природой через посредство культуры. Это делает человека свободным и открывает для него безграничные возможности овладения миром. Вспомним, что, когда мы приходим в зоопарк и читаем таблички на клетках, там всегда указывается ареал обитания того или иного вида животных: лесостепная зона, африканские джунгли, южноамериканская саванна и т. д. Нет таких животных, которые обитали бы повсюду на земном шаре. Это объясняется специфичностью инстинктивных «программ», обеспечивающих изначальное единство определенного вида животных и среды его обитания. Человек же способен приспосабливаться к любой среде и обитает повсюду на Земле. Этим он обязан культуре, которая и является его подлинной средой обитания.
Существует универсальная культура человечества и специфические культуры разных регионов мира и разных человеческих сообществ.

Под универсальной культуройчеловечества можно понимать либо всю совокупность разнообразных и иногда мало совместимых друг с другом особенных культур (скажем, культура австралийских аборигенов и современная европейская культура или культура североамериканских индейцев и традиционная индийская культура), либо то общее, что имеется во всех без исключения культурах человечества.

Общность человеческой культуры в ходе исторического развития постоянно возрастает. Первоначально эта общность была, если можно так выразиться, малосодержательной. Скажем, все люди строили жилища и пользовались одеждой. Это действительно малосодержательная констатация, потому что за словом «жилища» скрываются и землянки, и эскимосские чумы, и индейские вигвамы, и хижины из тростника, и русские избы, а за словом «одежда» — все от набедренной повязки австралийских или африканских племен до одежд из меха или тюленьих шкур. Постепенно под влиянием прежде всего развития техники производства и коммуникационной техники происходила все большая унификация во всех областях культуры — складывался единообразный тип жилища (деревянные или каменные дома) и более или менее единообразный тип одежды. Такая же унификация происходила и в других областях культуры. Естественным развитием этого процесса стала глобализация. Глобализация в этом смысле представляет собой становление единой культуры человечества.

2. Формы культуры

Каждую культуру можно разделить на три большие части. Это материальная культура, духовная культура и социальная культура.

Под материальной культуройпонимается вещная среда человека, состоящая из предметов, служащих удовлетворению жизненных потребностей.

К материальной культуре относятся жилища, одежда, орудия приготовления пищи, средства транспорта, средства коммуникации, орудия войны и т. д. и т. п.; это тростниковая хижина и небоскреб, набедренная повязка из пальмовых листьев и костюм от Версаче, каменный очаг и микроволновая печь, телега с лошадью и самолет, каменный топор и межконтинентальная ракета. Общим словом, обозначающим любой предмет материальной культуры, является слово «артефакт». Артефакт — это то, что создано искусственно, а не существует от природы.

Под духовной культуройнужно понимать всю совокупность продуктов и явлений творчества, познания и понимания мира, вообще, образов мира, существующих в той или иной культуре.

Это картины, романы, симфонии, научные теории и эксперименты и в то же время магические формулы, религиозные системы, мифы и идеологии. Например, йога и ядерная физика в равной мере представляют собой явления духовной культуры.

Под социальной культуройпонимаются характерные для той или иной культуры формы организации совместной жизни.

Таких форм в мире огромное множество. Это, например, разные виды крестьянских и религиозных общин; разные формы семейного существования; различные структуры власти и управления; это и современное гражданское общество. Сюда же, к социальной культуре, относятся экономические и социальные институты, т. е. массовые и общепринятые формы деятельности по удовлетворению разного рода материальных и духовных потребностей. Одной из форм социальной культуры является так называемая политическая культура, которая заключается прежде всего в традиционно преобладающей в том или ином сообществе форме принятия политических решений.
Это может быть демократическая культура:
• либо в форме прямой демократии (примером могут служить новгородское вече или казачий «круг», где решения принимаются в зависимости от того, кричат ли собравшиеся «любо, любо!» или «долой, долой!»);
• либо в форме организованной демократии с разными системами народного представительства, обеспечивающими (в разной степени) учет интересов разных групп населения.
Но это может быть и автократическая культура, когда правит меньшинство либо вообще один-единственный человек (примеры здесь — царское самодержавие в России, современные немногочисленные диктаторские режимы).
Все три формы культуры — материальная, духовная и социальная — очень тесно друг с другом связаны и по отдельности не могут существовать. Так, например, совершенно ясно, что современные средства коммуникации (от Интернета до МРЗ-плеера), которые нужно относить к сфере материальной культуры, являются продуктом технической реализации идей, возникших в научном творчестве, т. е. в сфере духовной культуры. С другой стороны, религиозные общины являются результатом земного воплощения основополагающих религиозных мифов. Если христианская религия — явление духовной культуры человечества, то христианская церковь — социальный институт, т. е. явление социальной культуры, точно так же, как и нормы христианской морали, которые — во всяком случае в западном мире — превратились во всеобщие моральные и правовые нормы, которым мы все следуем, даже не осознавая при этом их религиозного происхождения.
Культурная унификация, которая происходила всегда и ныне остро проявилась в форме глобализации, реализуется по-разному в различных сферах культуры. Особенно далеко она продвинулась в сфере материальной культуры. Практически во всех регионах земного шара господствуют одни и те же потребительские товары, одежда, оружие, строятся одинаковые дома, открываются одинаковые гостиницы, в которых обеспечивается один и тот же набор услуг. Образцом при этом выступают развитые индустриальные страны: страны Евросоюза, США, Япония и некоторые другие, в частности Россия. Страны, которые становятся на путь ускоренного экономического и промышленного развития, как правило, не порождают в этой сфере ничего нового, но копируют и воспроизводят — хотя иногда при этом и развивают — достижения материальной и лишь частично духовной и социальной (научные исследования, организация экономики) культуры западной цивилизации.
Совсем иначе развивается процесс в том, что касается оснований духовной и социальной культуры разных стран и региональных сообществ. Чем интенсивнее происходит унификация и глобализация в материальной и технико-экономической сфере, тем глубже осознаются и проявляются различия стран, сообществ и регионов в области духовной культуры и традиционной социальной организации. Они оказываются самыми стойкими, жизнеспособными и могут выстоять перед натиском глобализации. Именно границы разных типов духовных и социальных культур и представляют собой основные разделительные линии в глобальном человеческом сообществе.

3. Государство, нация, национализм

Рассмотрим основные типы сообществ, играющих главную роль в современном мире. Это политические сообщества, в первую очередь государства, а также национальные, языковые и религиозные сообщества. Принадлежность к каждому из этих типов является для конкретных людей основанием для разделения на «своих» и «чужих», на «ближних» и «дальних». Именно существование этих разнообразных сообществ и дает ответ на вопрос о том, что нас разделяет.
Основной единицей членения современного глобального человеческого сообщества является государство.

Государство— это особая организация политической власти в сообществе, занимающем определенную территорию, имеющем собственную систему управления и обладающем внутренним и внешним суверенитетом.

Внутренний суверенитет — это право распоряжения на своей территории, внешний суверенитет — право противостоять вмешательству извне.

В настоящее время в мире существует 194 государства, различающихся как по своей политической организации, так и по занимаемой территории и численности населения: от 0,44 кв. км (Ватикан) до 17 млн кв. км (Россия), от 900 человек (также Ватикан) до 1,3 млрд человек (Китай).

Современную систему государств можно считать сложившейся в определенной мере «случайно». Основанием ее стали великие империи, которые, распадаясь, порождали отдельные государства. Так, империя Александра Великого в IV в. до н. э. распалась на ряд царств, принадлежавших его полководцам-«диадохам». Распад ряда империй после Первой мировой войны (Российской, Австро-Венгерской и Османской), а также распад колониальных империй (британской, французской, испанской, голландской, немецкой) в XIX—XX вв. привели к возникновению некоторых европейских, большого количества латиноамериканских, африканских и азиатских государств. Распад Советского Союза, наследовавшего Российской империи, в конце XX столетия породил еще полтора десятка независимых государств — бывших советских республик. Таким образом, система государств складывалась очень долгое время. В современном ее виде она сформировалась в XIX—XX вв., и ее формирование до сих пор нельзя считать законченным.
Современные государства, как правило, понимают себя как национальные государства, т. е. считают себя государствами, учрежденными одной нацией.

Нация(от лат. natio — племя, народ) — это социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате взаимодействия разных национальностей и ставшая основой государства.

Нацию следует отличать от национальности.

Национальностьоснована на этнической общности и представляет собой один из факторов формирования нации. Источник этнической связи людей — общность генетических характеристик и природных условий бытия, приводящих в конечном счете к тому, что группы, происходящие от разных предков и развивающиеся в разных условиях, начинают отличаться друг от друга по своему внешнему облику и психофизиологическим характеристикам.

Нация, в отличие от национальности, — более сложное и позднее образование.
Когда территория государства совпадает с территорией проживания нации, мы говорим о национальном государстве. Большинство государств не являются однородными в национальном отношении и имеют на своей территории различные этнические, культурные, религиозные или языковые группы. Это означает, что на самом деле национальных государств в строгом смысле слова, т. е. мононациональных государств, практически не существует и никогда не существовало. Государственные границы устанавливались не по границам проживания людей тех или иных национальностей или этносов, а в результате войн, территориальных споров и компромиссов, а иногда просто административным порядком или в результате исторических случайностей.
Так, например, современная Украина, занимающая территорию бóльшую, чем любое другое европейское государство за исключением России, значительную часть своих территорий получила за счет территориальных приобретений Советского Союза по итогам Второй мировой войны (нынешняя Западная Украина) и за счет реорганизаций административного устройства в советское время (Харьковская область, Крым).
Но следует учитывать, что не только нация учреждает государство на территории своего проживания, но и само существование государства с его принципом гражданства может служить формированию и консолидации государственной нации.

Как нация может порождать собственное государство, так и государство может порождать собственную нацию.

Поскольку подавляющее большинство государств являются многонациональными, ясно, что национальное членение не совпадает с государственным. На территории одного государства могут проживать в массовом количестве и иногда в компактном расселении представители нескольких и даже многих национальностей (например, в России). И в то же время представители одной и той же национальности могут проживать в разных странах, будучи отделены друг от друга государственными границами (примеры: албанское население области Косово в Сербии, отделенное от Албании, или Осетия, разделенная на Северную Осетию, принадлежащую России, и Южную Осетию, относящуюся к Грузии).
Именно осознание людьми одной и той же национальности себя как общности и возникновение в связи с этим чувства общей национальной принадлежности может вести и часто ведет к острым внутригосударственным и межгосударственным конфликтам и к изменениям в системе современных государств. Самым последним и самым ярким примером такого изменения явился распад Федеративной Республики Югославии в последние десятилетия XX и начале XXI в. по причине обостренного стремления к национальной государственности в составляющих федерацию республиках — Боснии, Хорватии, Словении и Черногории.

Идеология, основанная на чувстве общей национальной принадлежности и выдвигающая эту принадлежность в качестве основной ценности, именуется национализмом. Чувство гордости за свою нацию и стремление к ее возвеличиванию — это патриотизм.

Национализм и патриотизм нельзя оценивать однозначно. Это очень сложный комплекс мыслей, чувств и следующих из них действий, которые могут играть как позитивную, так и негативную роль в политическом и социальном развитии и мира в целом, и отдельных государств. В состав национализма входят идеологическая, эмоциональная и политическая составляющие, которые надо уметь разделять.
Национализм бывает государственный и антигосударственный.
Государственный национализм — это национализм государственной нации, т. е. нации, которая считает себя основой и «корнем» государства («коренная» нация). Идеология государственного национализма может варьировать от вполне приемлемого требования лояльности к власти и уважения государственного достоинства до агрессивного требования со стороны государственной нации изгнания или даже истребления инородцев. В последнем случае мы должны говорить уже не о национализме, а о его извращенных формах, которые обозначаются такими определениями, как «шовинизм» и «нацизм».
На эмоциональном уровне государственный национализм воплощается в благородном чувстве патриотизма, причем часто речь идет даже не о патриотизме как воплощении сугубо национального или «этнически национального» чувства, а о гражданском патриотизме, выражающемся в стремлении поддержать собственное государство. В политическом смысле государственный национализм выражается в последовательной реализации идеи государственного суверенитета и в защите от враждебных поползновений со стороны других государств. Государственный национализм, как правило, оказывается идеологией и политикой укрепления государства и стабилизации мировой политической системы.
Антигосударственный национализм представляет собой комплекс мыслей, чувств и действий, направленных на разрушение существующей государственной системы с целью образования отдельного собственного национального государства или присоединения к другому национальному государству. Это идеология национальных сообществ, которые являются угнетенными и ограниченными в правах или считают себя таковыми в рамках существующего государственного устройства. Самые близкие примеры здесь: чеченцы в России в 90-е гг. прошлого века, косовские албанцы в Сербии, абхазы и осетины в Грузии, русские и украинцы в молдавском Приднестровье. Антигосударственный национализм представляет собой идеологию и политику, дестабилизирующую как конкретные государства, так и мировую систему в целом и порождающую острые, иногда даже кровавые столкновения и конфликты.
Никогда нельзя сказать заранее, что государственный национализм — хорошо, а антигосударственный — плохо. Национализм может быть разным по своей интенсивности и формам выражения. Государственный национализм может вести к мобилизации граждан на поддержку собственного государства, а может — в своих извращенных формах — выразиться в депортации граждан определенной национальности. Антигосударственный национализм может выражаться в агрессивном стремлении к разрушению государства, а может — в справедливом стремлении к воссоединению с соотечественниками по ту сторону государственных границ. Именно поэтому национализм стал в настоящее время одной из самых сложных и самых острых проблем международной политики и внутренней политики многих государств.

Однозначно плох шовинизм, утверждающий, что собственная нация — единственная, достойная внимания и уважения, обладающая великой историей и неисчислимыми духовными богатствами. А все другие (по крайней мере соседние) недостойны внимания и уважения, поскольку являются ущербными, дикими, злобными, и в конечном счете состоят из «недочеловеков». Тогда по отношению к ним можно позволить себе что угодно — издевательства, унижения, депортации, вплоть до физического уничтожения. Таким был нацизм периода гитлеровской диктатуры в Германии.

Итак, нас разделяют видимые и ощутимые границы государств, нас разделяют часто невидимые и неощутимые внешне границы национальных сообществ.

4. Религиозные сообщества

Число разделительных линий в обществе отнюдь не исчерпывается теми, о которых шла речь выше. Существуют еще политические, военные и экономические союзы государств, существуют региональные сообщества, имеются религиозные и языковые единства. В каждом из этих случаев речь идет о разных уровнях осознания общности и о разной степени сплоченности, т. е. люди с разной степенью интенсивности проявляют себя в качестве членов того или иного сообщества. Соответственно и политические, и социальные результаты этого проявления оказываются различными.
Возьмем, например, последнюю из отмеченных выше групп: религиозные и языковые единства. Сначала о религиях.

В мире в настоящий момент насчитывается 22 религиозные конфессии (от лат. confessio fidei — исповедание веры) с числом верующих в каждой из них более 500 тыс. человек и огромное количество разнообразных более мелких конфессий и сект.

Наиболее крупные религии с самым большим числом верующих, имеющие «надрегиональное» распространение, — христианство, ислам, индуизм, буддизм. Три из них, как уже отмечалось в предыдущей главе, — христианство, ислам и буддизм — называются мировыми религиями.

По статистике, в мире сегодня насчитывается 2 млрд 100 млн христиан (что составляет 33% всего населения Земли), 1 млрд 300 млн мусульман (21% населения), 900 млн индуистов (14%) и 376 млн буддистов (6%). 1 млрд 100 млн человек, т. е. 16% населения Земли, считают себя атеистами.
Самые большие группы в христианстве — это католики (1 млрд 50 млн верующих), протестанты (400 млн) и православные (240 млн).

Для всех религий характерно разделение мира на «здешний» и «потусторонний». И, соответственно, разделение жизни на «мирскую» — ту, что ориентирована на нужды и потребности этого, «посюстороннего» мира, и «церковную» — ориентированную на спасение души в «потустороннем» мире. Политические и социальные притязания разных конфессий в значительной мере определяются тем вниманием, которое в них уделяется «посюсторонней», «мирской» жизни. Например, в буддизме она занимает очень ограниченное место, и целью верующего является как можно более полное и скорое достижение «потустороннего» блаженства. Поэтому политика и социальные проблемы, которые являются неотъемлемой частью «посюсторонней», «мирской» жизни, для верующих в буддизме, как правило, не являются предметом первостепенных забот. Или — скажем иначе — политические и социальные убеждения не соотносятся напрямую с принадлежностью или непринадлежностью к буддистской религии.
Иначе обстоит дело в исламе и христианстве. В исламской религии существует большое количество групп, по-разному оценивающих и утверждающих роль политического и социального поведения в спасении души верующего мусульманина. Для одних групп служение Аллаху является чисто индивидуальным делом и состоит в правильном выполнении религиозных норм и предписаний. Для других же подлинное служение Аллаху состоит в обращении или истреблении неверных и как можно более широком — при необходимости огнем и мечом — распространении мусульманской религии во всех регионах земного шара. Сторонники таких воинственных взглядов считают, что это есть возвращение к подлинному, изначальному смыслу ислама, к его основаниям, к его фундаменту, а потому именуются фундаменталистами. Сторонники этих групп рассматривают неисламский мир в качестве своего изначального врага и претендуют на политическую власть в исламских государствах для того, чтобы иметь возможность дальнейшего, вплоть до насильственного, распространения исламской веры и мусульманского образа жизни.
На этом пути могут возникать религиозные, или теократические, государства, где человек обязан быть верующим мусульманином, где все области жизни стандартизованы согласно религиозным предписаниям, а само государство является орудием распространения веры. Таковым, например, был Афганистан под властью «Талибана» в 1996—2001 гг. Исламское духовенство, опирающееся на талибов — учащихся мусульманских духовных школ, захватило власть в стране и перенесло Афганистан как бы на века назад — в мир исламского средневековья. Одновременно «Талибан» оказался одним из спонсоров и организаторов международного терроризма и базой террористической организации «Аль-Каида», руководимой неуловимым саудовским миллионером Усамой бен Ладеном.
Воздействие «Аль-Каиды» и других организационных центров международного терроризма проявлялось в их агрессии против России на территории Чеченской Республики и Дагестана, поставившей под угрозу территориальную целостность России и ее влияние на Кавказе. Конечной целью террористов, называвших себя моджахедами, было оторвать Северный Кавказ от России и образовать на основе северокавказских республик России — Чечни, Ингушетии, Дагестана — теократическое исламское государство, которое служило бы базой дальнейшей агрессии на территории России и Европы.
Вторжение американских войск в Афганистан под знаменем борьбы с терроризмом в 2001 г. привело к свержению «Талибана», но окончательные цели этой антитеррористической операции не достигнуты: и по сей день талибы продолжают господствовать в отдаленных районах Афганистана, организационная структура «Аль-Каиды» не разрушена, террористические проявления отнюдь не прекратились. Во многих крупных мусульманских государствах, как, например, в Пакистане, фундаменталистские партии пользуются огромным влиянием. Это объясняется наличием широкой социальной базы фундаментализма и огромными финансовыми ресурсами, притекающими от продажи нефти через посредство сочувствующих делу фундаментализма арабских шейхов.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 780 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...