Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Сильное влияние на внутриполитическое положение США оказывал ход международных событий. Войны в Европе, несшие смерть и разорение миллионам людей, обогащали американских торговцев. Флот США увеличился с 1789 по 1807 г. более чем в шесть раз. Крупнейшие состояния выросли на доходах от внешней торговли. США снабжали продовольствием все воюющие страны. На этой почве обострились отношения США с Францией и Англией.
В последующие годы противоречия между США и Англией настолько усилились, что привели к войне 1812— 1814 гг. Британское правительство стремилось взять реванш, снова поставить США в зависимость от Англии. Со стороны США справедливые цели защиты национального суверенитета переплетались с экспансионистскими устремлениями в отношении Канады. Война протекала для США неблагоприятно. Попытки вторжения на территорию Канады потерпели провал, только на море американские каперы действовали успешно. В 1814 г. по окончании войны в Европе англичане послали в Америку новые войска. Они заняли столицу — го-
род Вашингтон и сожгли Капитолий. С уг-
розой независимости США война приобре-
ла патриотический характер, возрос боевой
дух американских войск. Англичанам не
удалось взять ни Нью-Йорк, ни Балтимор.
Подписанный в Конце ШТТ г." мирный дого-
вор восстанавливал довоенное положение.
Известие о подписании договора совпало
с крупной победой американского генерала
Э. Джексона под Новым Орлеаном в янва-
ре 1815 г. К
От периода «доброго согласия» к двух-
партийной системе «виги — демократы».
Война с Англией отграничила первый этап
партийно-политической истории США. По-
литика республиканских администраций,
учитывавшая нужды торгово-промышлен-
ного развития США, выбивала почву из-
под ног федералистов как соперничавшей
партии. Война 1812—1814 гг., в которое
федералисты заняли проанглийскую пози-
цию, окончательно смела их с политич|г
ской арены. Наступившее единоличное
господство республиканской партии, из-
вестное под именем «эры доброго согла-
сия», было временем~1Т0ЛИ 1 ичесКТЛГ пере-
группировки, учитывавшей изменения со-
отношения сил в правящих классах.
А перемены произошли значительные. На-
чавшийся промышленный переворот выво-
дил на политическую арену промышлен-
ную буржуазию. Плантаторский Юг всту-
пил в полосу хлопкового бума, и его самый
красноречивый оратор Дж. Кэлхун изо-
щрялся в софизмах о «естественном нера-
венстве» людей. Любая политическая
группировка должна была считаться с уси-
ливавшейся по мере колонизации ЗападЦ
ролью фермерства. *
В 1819—1820 гг. произошло острое политическое столкновение по вопросул_&ай--стве. Поводом послужила"дйскуссия в конгрессе о принятии в союз штата Миссури, но речь фактически шла о том, быть ли на земле ранее приобретенной Луизианы раб-,ству или свободе. По принятому конгрессом компромиссу Миссури был принят как рабовладельческий штат, а Мэн — как свободный. Число свободных и рабовладельческих штатов осталось в союзе равным. Устанавливалось также, что в дальнейшем на землях Луизианы, лежавших севернее 36°30', рабство будет запрещено.
«Миссурийский компромисс» на время отсрочил неизбежный конфликт между дву-
,'мя социальными системами.
' «Эра доброго согласия» продлилась недолго." На рубеже 30-х годов на развалинах республиканской партии возникла двухпартийная система л«виги — демократы», СбперПнй^гавтййе партии были очень пестры по своему социальному составу. У демократов преобладал плантаторско-фермер-с'кий блок (столь р а зно"р"о~дньгесилы на время объединила оппозиция северной буржуазии и общая заинтересованность в экспансии на западные земли). Опорой вигов были торгово-промышленные круги Севера и часть плантаторов, связанная с ними коммерческими узами.
Демократическая партия находилась у власти с небольшими перерывами на протяжении тридцати лет перед Гражданской войной. Ъажнёйшйм периодом была так называемая эра Джексона — время двух> кратного пребывания демократа генерала; Э. Джексона на посту президента (1829— 1837). В период, когда вопрос о рабстве еще не вышел на первый план в общественно-политической жизни страны, Джексон весьма успешно лавировал среди разнородных политических сил. Выходец из бедной семьи, проделавший путь наверх, он слыл среди западных фермеров радикалом и врато^-Шнавистных финансовых воро-, тил. Для южан Джексон~(с~ам плантатор-; рабовладелец из штата Теннесси) был человеком, который никогда не пойдет против рабства.
Политическая борьба во время президентства Джексона развертывалась вокруг вопросов о Национальном банке, о тарифах, о демократизации политической жизни. Джексон ликвидировал Национальный банк, кдторый олицетворял интересы старой финансовой аристократии и к тому же был тесно связан с английским капиталом. Этот акт был в интересах самостоятельного развития американского капитализма/Учрежденные местные банки облегчили кредит и капиталистическое предпринимательство.
Большой общественный резонанс получил конфликт по вопросу о тарифах — речь шла о приоритетах в экономическом развитии страны. Молодая промышленность США развивалась под защитой покровительственных тарифов. Плантаторы Юга, сбывавшие хлопок преимущественно в Англии и покупавшие ее дешевые товары, были заинтересованы в понижении пошлин. Биллем 1832 т. тарифы были несколько снижены, но плантаторам этого было мало, Южная Каролина объявила их недействительными и угрожала выходом из Союза. Джексон действовал энергично. Он усилил федеральные войска в Южной Каролине. Правда, впоследствии Джексон уступил рабовладельцам, снизив тарифы, но важное значение имела твердость, проявленная в защите государственного единства.
При Джексоне был проведен ряд реформ: отменено заключение в тюрьмы за долги (значительная часть узников была должниками), отменена обязательная служба в милиции (воинских формированиях штатов), на государственных предприятиях введен 10-часовой рабочий день. Большое значение имело развитие системы бесплатных общественных, школ, которое привело к значительному росту грамотности. Демократизирована была партийно-политическая система: устранение имущественного ценза резко расширило контингент избирателей (если в 1824 г. число избирателей не превышало 350 тыс., то в 1836 г. их стало 1,5 млн. человек), кандидаты на президентских выборах начали выдвигаться не партийными фракциями конгресса, а партийными съездами. Все эти реформы привели к расширению буржуазной демократии в США. Однако «Джексо-новская демократия» не была дарована сверху, она прежде всего плод народных движений, набиравших силу в этот период. Важнейшую роль сыграли рост рабочего движения и возросшая политическая активность фермерских масс.
Джексон был последней крупной фигурой на президентском посту в период до Гражданской войны. После него следовал, по выражению Маркса, ряд президентов-посредственностей. В 40-х годах XIX в. на авансцену политической жизни выдвинулся вопрос о рабстве. Ни виги, ни демократы не были способны разрешить его. В 1848 г. была основана весьма влиятельная радикальная партия фрисойлер_о_в- (от слов free soil — свободная земля), девизом которой было «Свободная земля, свободное
слово, свободный труд, свободные люди». Фрисойлеры требовали запрета распространения рабства на новые территории. Двухпартийная система вступила в полосу кризиса.
Экспансия США. Рост капитализма «вширь» и «вглубь», потребность плантационного рабства в новых землях являлись важнейшими факторами, определявшими внешнюю политику США. Для колонизации был открыт весь Североамериканский континент: коренное население не могло оказать серьезного сопротивления, а войны европейских держав между собой отвлекали их силы от Американского материка. Конец XVIII — первая половина XIX в. были временем стремительной территориальной экспансии США. Направление экспансии определялось внутриполитическим соотношением сил: буржуазия и фермеры стремились захватить западные земли и Канаду, взоры плантаторов были обращены на юг и юго-запад.
Покупка Луизианы увеличила территорию США почти вдвое, но еще до оформления этой сделки туда устремился поток фермеров и плантаторов, захвативших земли по реке Миссисипи. Следующей стала Флорида. В 4810—1813 гг. была занята принадлежавшая Испании Западная Флорида. Вторгшиеся вооруженные американские поселенцы свергли испанские власти и подали в конгресс заявление о «желании населения» присоединиться к США. Просьба была удовлетворена. Затем настал черед Восточной Флориды. В 1818 г. генерал Э. Джексон под предлогомТ1рё"с"ледова-нйя индейцев, которые якобъмшду чал и помощь с испанской территории, захватил В^с^1ную__Фдариду, Задним числом аннексия была оформлена как покупка.
Вскоре последовали дальнейшие территориальные приобретения. Еще в 20-х годах рабовладельцы стали вторгаться в Техас и, привозя с собой негров-рабов7 основывать там плантации, а в 1836 г. они провозгласили рабовладельческую республику. Попытки мексиканских войск предотвратить отделение были безуспешны. Вскоре Техас, равный по территории Франции, был аннексирован США. В_^46_г.^Соеди-ненные Штаты развязали н^рук^дддду проти в Мексики. Э кономическое и военное превосходство США не оставляло сомнения в ее исходе. Американские войска раз*-! били мексиканцев и заняли столицу город Мехико. По мирному договору Мексика, передав США Новую Мексику, Северную
Калифорнию и признав утр ату Техаса, потеряла половину своей территории. В. 1853—1854 гг. Мексике была навязана новая сделка о принудительной продаже США обширной области в долине реки Джилы.
Экспансия шла и на северо-западе. В 1846 г. США добились от Англии признания своих притязаний на территорию Оре-Тона. В его присоединении были заинтересованы прежде всего фермеры и буржуазия. К середине XIX в. США достигли Тихого океана на всем протяжении от Канады до Мексики. С 1776 г. площадь США увеличилась в 8 раз.
Колонизация захваченных территорий сопровождалась оттеснением и массовым истреблением коренного населения страны — индейцев. Разобщенные и плохо вооруженные племена, хотя и сражались весьма мужественно, не смогли противостоять сильному государству.
Мечта об освобождении никогда не покидала индейцев, нередко она облекалась в религиозную оболочку мессианских движений, в которых сочетались проповедь отказа от всего, что принес с собой «белый человек», и призывы к борьбе. Одно из наиболее известных подобных движений возглавил вождь Текумсе, стремившийся объединить индейские племена. Однако восстание было подавлено в 1811 г., Текумсе пал в бою, а из его кожи колонизаторы сделали сувениры в виде ремней.
В 30-х годах началось переселение всех индейцев из восточных штатов за реку Миссисипи на «индейскую территорию», которая представляла, по существу, огромную резервацию. Переселение, проводившееся принудительно в этапном порядке, стало одной из самых трагических страниц истории индейцев. Мирное племя чироков, имевшее свою конституцию, алфавит, школы, газеты, вынужденно было уступить силе; оно прошло под конвоем солдат сотни миль на запад. На этой «дороге слез» пал каждый четвертый. С аннексией Техаса и Калифорнии «индейская территория» оказалась в кольце поселений белых. Беспрецедентная экспансия, продолжавшаяся на протяжении жизни многих поколений, оказала влияние на самые различные стороны мировоззрения американцев, способствовала формированию мифов о национальной избранности. Зти теории явственно обозначились во второй четверти XIX в. в доктрине «Предопределения судьбы», утверждавшей, что США предопределено свыше господствовать на Американском континенте и нести особую миссию в мире.
Созревавшие широкие экспансионистские замыслы нашли выражение и в важном политическом документе этого времени— доктрине Монро. Доктрине, провозглашенной президентом Монро в 1823 г., предшествовали слухи об угрозе интервенции Священного союза в страны Латин-ской'ТШерикис целью восстановления испанского колониального господства. Доктрина была неоднозначна. В ней декларировалась противоположность республиканских принципов американских государств монархическим, разделявшимся лидерами Священного союза, и выдвигалась идея запрещения дальнейшей колонизации Американского континента европейскими державами. Доктрина выдвигала лозунг «Америка для американцев». Все это имело позитивное значение. Однако под пышной демократической фразеологией послания Монро отчетливо проглядывали экспансионистские тенденции, определявшиеся внутренними законами развития капитализма и плантационного рабства США. Суть доктрины Монро раскрывалась не столько в отношении США к европейским странам, сколько в политике США в самом Западном полушарии, которое намечалось как поле североамериканской экспансии. Именно эта черта оказалась главной в доктрине Монро, провозглашенный ею лозунг «Америка для американцев» вскоре стал звучать как «Америка для североамериканцев».
В 1850 г. США заключили соглашение с Англией о контроле над будущим каналом через территорию Центральной Аме-. рики. Одновременно США пытались купить или захватить Кубу, принадлежавшую Испании. В 40—50-х годах началось проникновение США в страны Дальнего Востока. США навязали неравноправный договор Китаю, а в 1854 г. эскадра коммодора Перри, угрожая войной, «открыла двери» в Японию, вынудив ее заключить договор «о мире и дружбе».
Рабочее движение. Положение американских рабочих было несколько лучше,
чем европейских. В противоположность Европе, где из деревень в города направлялось разорявшееся крестьянство, в США происходил отлив рабочей силы из городов на Запад. В то же время этой тенденции противодействовала другая, связанная с увеличивавшимся потоком европейской иммиграции. С 1820 по 1860 г. в США иммигрировало около 5 млн. человек. Постоянная европейская иммиграция порождала также текучесть и национальную неоднородность американского рабочего класса. Промышленный переворот на Севере сопровождался быстрым ростом пролетариата (его численность к 1860 г. составляла около 2 млн. человек) и усилением его эксплуатации. Продолжительность рабочего дня составляла 12—14 часов в сутки. Широко применялся женский и детский труд. Так, в 1820 г. почти половину всех рабочих текстильной промышленности составляли дети.
До тех пор пока не иссяк запас «свободных» земель, пока было возможно распространение капитализма «вширь»., возникавшие между трудом и капиталом острые конфликты не выливались в закончен; ные формы. Это обстоятельство сказывалось и на идеологии, и на организационных формах рабочего движения. Однако общие закономерности классовой борьбы проявлялись здесь весьма рельефно. С середины 20-х годов в США развертывалось стачечное движентге. Главные требования рабочих были экономические, прежде всего 10-часовой рабочий день. Тред-ющюнЫд, возникшие еще в конце XVlIT — начале XIX в., стали особенно бурно расти в 20— 30-е годы на волне стачечной борьбы; их численный состав увеличился до 300 тыс. человек. Крупнейшие местные объединения профсоюзов существовали в Филадельфии, Нью-Йорке, Бостону
1834 г. было создано Национальное объединение тред-юнионов, просущество* вавшее три года.
В 1828 г. возникла первая в СШАдоли-тичесКая рабочая партия, в течение последующих шести лет такие партии возникли более чем в 60 городах. Требования местных рабочих партий были сходными. Они выступали за мероприятия в пользу трудящихся и выставляли общедемократические (Требования: 10-часовой рабочий день, система общественных школ, предоставление избирательных прав неимущим и т. д. Рабочие поддерживали движение за земельную реформу, открытие западных земель для свободного заселения. Именно рабочий класс сформулировал наиболее радикальную программу реформ в «эру Джексона» и представлял левый фланг общедемократического движения. Под воздействием экономического кризиса 1837 г. и с усилением колонизацииЗапада значительная часть рабочих организаций распалась.
В конце 40-х — начале 50-х годов немалую роль в американском рабочем движении сыграли иммигранты, прибывшие из Германии после поражения революции М-848" г. Среди них были последователи марксизма. Виднейшим пропагандистом марксизма в США был бывший член «Союза коммунистов» Иосиф Вейдемейер. Он опубликовал в США «Манифест Коммунистической партии» и другие произведения Маркса и Энгельса. В 1852 г. по инициативе И. Вейдемейера и Ф. Зорге в Нью-Йорке была учреждена первая марксистская организация в США — Пролетарская лига.
В первой половине XIX в. США благодаря наличию свободных земель и значительной степени политической свободы стали полем социального экспериментирования для различных течений европейского утопического социализма. Еще в 20-х годах Роберт Оуэн основал в Индиане колонию «Новая Гармония». В Соединенных Штатах искали свою «Икарию» последователи Кабе. Наибольшим успехом среди американских рабочих и интеллигенции пользовался фурьеризм, по рецептам которого они хотели избавить Америку от язв капитализма. В 40-х годах фурьеристы создали в США около 30 фаланг, наиболее известной из которых была «Брук фарм». Все эти начинания в условиях господства капитализма терпели крушение, но, критикуя пороки, присущие капитализму, социалисты-утописты внесли свой вклад в рабочее и общедемократическое движение.
Борьба против рабства. Аболиционистское движение. С начала 30-х годов в США развернулось массовое общенациональное движение аболиционизма, (от слова abolition—уничтожение, отмена), выступив-
12 Новая история
шее за отмену рабства. Среди аболиционистов были представители интеллигенции, фермеров, рабочих, городской мелкой и промышленной буржуазии.
Важнейшей составной частью демократического движения против рабства была борьба негров. Террор на Юге не мог пре/ Котвратить мятежей рабов. Г. Аптекер, ведущий американский исследователь этой проблемы, насчитывает десятки таких выступлений. Самым крупным восстанием рабов в первой половине XIX в. было восстание в 1831 г.. в Виргинии под руководством Ната Тернера, раба и баптистского проповедника по прозвищу «Пророк». Повстанцы, вооруженные топорами и косами, убивали плантаторов. Восстание было подавлено, многие его участники были казнены, но имя Тернера вошло в негритянский эпос.
Одним из наиболее распространенных и действенных средств борьбы рабов был побег. «Подземная железная дорога» — так аболиционисты назвали свою систему помощи неграм, которые бежали из южных штатов. «Подземная дорога» имела свои «станции» — дома, где укрывали беглых, своих «кондукторов» — проводников. Бывшая рабыня негритянка Гарриэт Табмен 19 раз проникала на Юг, чтобы вывести сотни рабов. В течение 1830—1860 гг. «подземной дорогой» прошли 60 тыс. беглых рабов. Активное участие в борьбе приняли свободные негры Севера. В знаменитом памфлете «Призыв Уокера», появившемся в 1829 г., содержался страстный, многократно повторявшийся призыв к негритянскому народу Юга подняться с оружием в руках. В ответ на планы переселения свободных негров в Африку Уокер напоминал, что земля Америки полита потом и кровью черного народа, и заключал: «Америка — наш дом».
Начало организованному аболиционистскому движению в национальном масштабе положило создание в 1833 г. «Американского общества борьбы с рабством»: Его руководителем стал Уильям Гаррисон, редактор журнала «Либерейтор» (1830— 1865), на протяжении 35 лет клеймивший зло рабства. Аболиционисты действовали в обстановке вражды и преследований. Их травили и линчевали, но они не сдавались. Аболиционисты выступали против рабства с позиций гуманистической морали, соединенной с религиозной аргументацией. «Американское общество борьбы с рабством» не занимало, однако, ясной позиции по вопросу о средствах освобождения ра-бов: Главным оружием общества бьио„моральное увещевание. Гаррисон полагал, что рабство "падет, как только народ осознает его греховность. Доктрина непротивления злу насилием грозила изолировать аболиционистов от антирабовладельческого движения на Юге и вела к отказу от политических действий как средства борьбы с невольничеством.
В 1840 г. «Американское общество борьбы с рабством» раскололось. Взгляды сторонников политических действий представлял Фредерик Дуглас. Сын негритянки-рабыни, Дуглас бежал на Север и принял участие в аболиционистском движении. Более полувека не умолкал страстный гневный голос этого выдающегося политического деятеля и публициста, огненного оратора. Разделяя вначале взгляды Гарри-сона, Дуглас сумел подняться над ними. Лозунгу Гаррисона «Никакого союза с рабовладельцами!» Дуглас противопоставил лозунг «Никакого союза с рабством!», призывавший к борьбе за уничтожение невольничества на всей территории США.
Общественная борьба и американская литература. Писатели США первой половины XIX в.— романтики, трансцендента-листы, писатели-аболиционисты — немало сделали для обличения с позиций гуманизма социальных язв американского общества. Американский романтизм возник на почве разочарования в результатах революции 1775—1783 гг. Независимость страны была достигнута, и это вызывало чувство законной национальной гордости, но провозглашенные в «Декларации независимости» принципы «свобода, равенство и стремление к счастью» пришли в противоречие с жизнью, где, по выражению Вашингтона Ирвинга, господствовал «всемогущий доллар». Американских романтиков при всех различиях объединяет протест против буржуазной морали, политики, нравов. Отрицательные стороны американских «деловых» и политических нравов стали предметом сатирического изображения в творчестве Г. Брекенриджа («Современное рыцарство»), В. Ирвинга («История Нью-
Йорка»), Ф. Купера («Моникины»). Каждый из романтиков стремился найти свой идеал вне торгашеского мира. В. Ирвинг создал поэтический мир «старосветской Америки» XVIII в., Г. Мелвилл и Ф. Купер искали свой идеал в жизни нецивилизованных народов Тихого океана и индейцев. С большой силой гуманистические мотивы отразились в творчестве Фенимора Купера, создавшего в пятилогии романов о Кожаном Чулке эпопею об американских пионерах-первопроходцах. Основная проблема романов — конфликт пионерства с буржуазной цивилизацией — представлена здесь в моральном, экономическом и философском плане. Честный и отважный следопыт Натти Бампо и его верный друг индейский вождь Чингачгук в конце концов заблудились в дебрях капиталистической цивилизации и были раздавлены миром стяжателей-собственников. В романах Купера ставится и другая важная проблема: бесчеловечное истребление индейцев ведет к уничтожению уникальной культуры.
Индейская тема получила наиболее яркое продолжение в творчестве Генри Лонгфелло. В волшебной поэме «Песнь о Гай-авате», написанной по мотивам индейских преданий, он воспел народного героя, борющегося за счастье всех людей. Подобно Куперу Лонгфелло рисовал картину братства белых и индейцев.
31 Трансцендентальный, т. е. находящийся за пределами опыта. Последователи этого учения противопоставляли чувственно познаваемой действительности «высший мир», познаваемый интуитивно.
Критику капитализма ранними романтиками продолжили в конце 30-х годов писатели, многие из которых принадлежали к общественно-философскому движению трансцендентализма 31, видевшему главное средство борьбы с общественными недугами в моральном и нравственном усовершенствовании. В то же время Ралф Эмерсон, Генри Торо и другие дали резкую критику буржуазной цивилизации, превращающей человека в «машину, добывающую деньги». Торо дал знаменитое описание железной дороги, где «каждая шпала — это человек, ирландец или янки. По ним, по этим людям уложены рельсы... и гладко катятся вагоны». «Шпалы могут еще когданибудь проснуться и встать»,— добавлял Торо. Проповедуя опрощение и слияние с природой, Торо занимал вместе с тем радикальные позиции по острым политическим вопросам современности. В знак протеста против войны с Мексикой он отказался платить налоги и был заключен в тюрьму. Торо был в первых рядах борцов против рабства.
Аболиционистское движение открыло одну из лучших страниц в истории американской литературы XIX в. Продолжая гуманистические традиции романтиков и трансценденталистов, писатели-аболиционисты обличали рабство негров. Крупнейшими прозаиками-аболиционистами были Р. Хилдрет и Г. Бичер-Стоу. Особенно страшные картины бесчеловечности рабовладения в Америке показала Гарриет Бичер-Стоу в своем знаменитом романе «Хижина дяди Тома» (1852). Сила книги — в глубокой жизненной правдивости. Повседневные явления рабовладельческого Юга предстали в освещении Бичер-Стоу в своем чудовищном и безнравственном значении. Обличительное негодование, которым проникнута «Хижина дяди Тома», переплеталось с христианским умонастроением. Однако сквозь стоны и молитвы о всепрощении до читателей донеслось клокотанье классовой борьбы на Юге. Тысячи американцев читали «Хижину дяди Тома» плача и сжимая кулаки.
10. Канада (X V11 век — 60-е годы XIX века)
Первые две трети XIX в. явились для Канады важным рубежом в ее истории: именно в этот период в Канаде в основном завершилась буржуазная революция, произошло территориальное объединение страны, было создано канадское буржуазное государство.
Английское завоевание Новой Франции. Колонизация Северной Америки Англией и Францией началась практически одновременно: англичане основали Джеймстаун в Виргинии в 1607 г., а французы — Квебек в 1608 г. Главным центром французской колонизации была долина реки Св. Лаврентия, где стала хозяйничать ме-хоторговая компания «Новая Франция», давшая свое название и колонии. Уже тог-
12*
да к своим владениям в целом французы применяли также слово «Канада», имевшее индейское происхождение.
В 1663 г. было установлено прямое королевское управление Новой Францией. За последующее столетие в Новой Франции утвердились система феодального держания земли, господство мехоторгового капитала, всепроникающее влияние церкви и система управления, копировавшая французскую.
XVIII век стал решающим в англофранцузском соперничестве за преобладание на Североамериканском континенте. В 1713 г. по Утрехтскому миру к Англии перешли Французская Акадия (переименованная затем в Новую Шотландию), Ньюфаундленд и громадный регион, примыкавший к Гудзонову заливу. Эта территория стала монопольным владением Компании Гудзонова залива. С окончанием Семилетней войны Франция потеряла все свои владения в Канаде, а Англия обрела новую колонию с франкоязычным католическим населением численностью свыше 60 тыс. человек.
Главной жертвой англо-французской колонизации и соперничества за преобладание в Северной Америке были ее коренные жители — индейцы. Войны, разжигаемые колонизаторами, междоусобия, эпидемии привели к полному уничтожению индейских племен в восточных районах Канады.
Королевский указ 1763 г. дал новой английской колонии название Квебек и ограничил ее территорию долиной реки Св. Лаврентия. Власть в колонии оказалась в руках английского губернатора и небольшой группы английских чиновников и купцов. Принятый парламентом Англии Квебекский акт 1774 г. провозгласил сохранение в колонии феодальной структуры, прав и привилегий сеньоров и католической церкви и создал основы для упрочения союза феодально-клерикальной верхушки Квебека с английскими колонизаторами. При этом колония Квебек в отличие от Новой Шотландии была лишена права на создание выборной ассамблеи. Вся полнота власти находилась в руках англичан и исполнительного совета при губернаторе.
Канада и Война за независимость в Северной Америке. Американская Война за независимость оказала большое влияние на Канаду. В Новой Шотландии имели место разрозненные и потому быстро подавленные английскими войсками восстания и волнения. Континентальный конгресс призвал население Квебека присоединиться к тринадцати восставшим колониям. В 1775—1776 гг. вооруженные силы колонистов предприняли наступление в Квебек. Эта экспедиция окончилась неудачей.
Отношение квебекского общества к Американской революции и вооруженному вторжению патриотов было неодинаковым. Феодально-клерикальная верхушка Квебека встретила революцию враждебно. Однако и феодально-зависимые крестьяне-цен-зитарии не проявили готовности следовать за американцами из-за языковых и религиозных различий,недовольства реквизициями и грабежами. Но все же основной причиной нейтральности массы населения было то, что в феодальном Квебеке еще не созрели необходимые социально-экономические предпосылки и социальные силы, способные повести борьбу за независимость и буржуазное развитие. Не было этих условий и в Новой Шотландии, где экономически преобладало купечество, втянутое в посредническую торговлю с Англией.
Победа Американской революции и образование США побудили Англию несколько изменить методы управления Канадой. Конституционный акт 1791 г. вводил в колониях выборные ассамблеи, но исполнительная власть находилась в руках губернаторов и назначаемых ими исполнительных советов. Провинция Квебек была разделена на две колонии: Верхнюю Канаду с англоязычным населением и Нижнюю Канаду с преобладавшим франкоязычным населением. В Верхней Канаде утверждалось английское буржуазное право и буржуазная собственность; в Нижней Канаде оставались в неприкосновенности власть феодалов и католической церкви, законы и обычаи.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 546 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!