Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВВЕДЕНИЕ 46 страница. Путь Маркса к материализму и комму­низму



Путь Маркса к материализму и комму­низму. Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в

семье адвоката. Советник юстиции Генрих Маркс, воспитанный на трудах философов Просвещения, придерживался либераль­ных взглядов. К сыну он был сердечно привязан.

Осенью 1835 г. Маркс завершил пяти­летний курс обучения в Трирской гимна­зии. Для умонастроения 17-летнего выпу­скника характерно его сочинение на аттес­тат зрелости «Размышления юноши при выборе профессии», в котором достойной человека целью провозглашалось «тру­диться для человечества» 5.

С октября 1835 г. Маркс стал студентом сначала Боннского, а с 1836 г. — Берлин­ского университета. Со всем пылом моло­дости отдался он занятиям, изучая право, историю, философию, теорию искусства, литературу, иностранные языки. Уже в сту­денческие годы проявились необычайная широта интересов, пытливость ума, упорст­во в поисках научной истины, которые и в последующие годы отличали Маркса как ученого. Пробовал молодой студент свои силы и в поэзии, сочиняя сонеты, баллады, песни, эпиграммы. Многие из них проник­нуты глубокой неудовлетворенностью су­ществующим, презрением к мещанским идеалам покоя и уюта, жаждой деятельно­сти, борьбы:

Не могу я жить в покое,

Если вся душа в огне,

Не могу я жить без боя

И без бури в полусне... 6

Со студенческих лет Маркс был обру­чен с подругой своего детства Женни фон Вестфален. Отца Женни — тайного прави­тельственного советника в Трире Людви­га фон Вестфалена, свободомыслящего и просвещенного человека, Маркс почитал как одного из своих духовных наставников в молодости. Летом 1843 г. Женни стала женой Маркса, его не только любящей суп­ругой; но и верной соратницей.

5 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 40. С. 7.

6 Там же. С. 372.

Во время пребывания в Берлине Маркс с особым интересом отнесся к философии


Гегеля, из учения которого он, как и многие представители передовой немецкой интел­лигенции, стремился сделать наиболее ра­дикальные выводы. На этой почве Маркс сблизился с левыми гегельянцами (так на­зываемыми младогегельянцами) — брать­ями Бруно и Эдгаром Бауэр и др. Несмотря на свою молодость, он пользовался высо­ким авторитетом среди них. В 1841 г., когда Марксу Йенским университетом была при­суждена степень доктора философии за диссертацию «Различие между натурфило­софией Демокрита и натурфилософией Эпикура», один из его тогдашних знако­мых — будущий идеолог немецкого «ис­тинного социализма» Мозес Гесс писал о нем своему другу: «... представь себе сое­диненными в одной личности Руссо, Воль­тера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля; я говорю соединенными, а не механически смешанными — и ты будешь иметь пред­ставление о докторе Марксе» 1.

В своей диссертации Маркс анализиро­вал взгляды античных мыслителей под уг­лом зрения актуальной проблемы соотно­шения философии и реальной жизни. Про­тивник отвлеченных, отгораживающихся от действительности философских систем, Маркс провозгласил принцип активного воздействия философии на жизнь. Хотя Маркс в целом оставался еще привержен­цем гегелевского идеализма, сам выбор темы был сделан в известной мере вразрез точке зрения Гегеля, необъективно отно­сившегося к Демокриту и Эпикуру — пред­ставителям античного материализма. В глазах же Маркса эти мыслители были выдающимися глашатаями свободомыс­лия. В своей работе Маркс выступил про­возвестником атеизма, отстаивая незави­симость научной мысли от религиозных догм. Работая над диссертацией, он прихо­дил к выводу о земном происхождении ре­лигии. Созвучные этому идеи Маркс обна­ружил и в вышедшем в том же году труде Л. Фейербаха «Сущность христианства».

Обстановка политической реакции в Пруссии убедила Маркса, сколь ничтожны были шансы использовать университет­скую кафедру для распространения пере­довых идей. Он предпочел журналистскую деятельность, непосредственно включив­шись в политическую борьбу. Весной

1842 г. он стал сотрудником основанной
оппозиционной буржуазией в Кельне
«Рейнской газеты», а с 15 октября этого
же года вошел в состав редакции.

Под влиянием Маркса «Рейнская газе­та» все больше становилась рупором рево­люционно-демократических идей. В своих статьях Маркс повел атаку на сословно-феодальный строй и бюрократическую сис­тему управления прусской и других немец­ких монархий, реакционное законодатель­ство, цензуру, душившую прогрессивную печать. Не имея возможности в подцензур­ной печати прямо призывать к ниспровер­жению абсолютистского режима, Маркс наводил читателей на мысль о необходимо­сти замены его политическим строем, осно­ванным на народном суверенитете и пол­ноправном народном представительстве. Характерной чертой Маркса — публици­ста и редактора — стало глубокое внима­ние к положению обездоленных масс, в за­щиту которых он не раз поднимал свой голос. Он проявил интерес и к коммунисти­ческим учениям, хотя их тогдашняя утопи­ческая форма вызывала у него скептиче­ское отношение. Укреплялось понимание им значения социальных проблем, что су­щественно сказалось на дальнейшем ду­ховном развитии молодого Маркса, спо­собствовало созреванию у него элементов материалистического мировоззрения. По свидетельству Энгельса, знакомство Марк­са с положением крестьянства прирейнско-го края «... побудило его перейти от чистой политики к изучению экономических отно­шений и, таким образом, к социализ­му» 8.

Постоянно ужесточая цензурно-поли-цейские меры против «Рейнской газеты», прусское правительство в январе

1843 г. приняло решение о ее закрытии
с 1 апреля этого же года. 18 марта
1843 г. Маркс вынужден был сложить с се-
бя обязанности редактора. Он стал искать
возможность выпуска за границей печат-
ного органа, который стал бы рупором не
только немецких, но и международных ре-
волюционно-демократических кругов.



       
   


 
 

Подготовке к изданию нового журна­ла Маркс уделял много внимания и во время пребывания с мая по октябрь 1843 г. в небольшом рейнском городе Крейцнахе. Но главные его усилия были направлены на теоретическую работу. На­писанная им здесь рукопись «К критике гегелевской философии права» отражала стремление отыскать тот политический и социальный строй, который служил бы выражением подлинного народовластия. Молодому мыслителю все яснее станови­лось, что подход к этим проблемам лежит через преодоление консервативных сторон учения Гегеля. Гегелевской апологии прусских государственных порядков, со­словного принципа, конституционной мо­нархии Маркс противопоставил идею ис­тинной демократии.

Критика гегелевской философии госу­дарства и права перерастала у Маркса в критику идеалистических основ филосо­фии Гегеля в целом. В противовес Гегелю, считавшему, что государство определяет так называемое гражданское общество, под которым в то время понималась сфера частных, в первую очередь материальных, интересов и связанных с ними имуществен­ных отношений, Маркс пришел к выводу, что именно гражданское общество, и пре­жде всего его главный атрибут — частная собственность, является определяющим фактором, а государство, политический строй — производным, вторичным. Этот вывод открывал путь к постижению зави­симости политических учреждений от эко­номической структуры общества, путь к материалистическому истолкованию зако­нов общественной жизни.

К осени 1843 г. подготовка к изданию нового журнала потребовала переезда Маркса в Париж, где уже находился дру­гой его редактор — левый гегельянец Ар­нольд Руге. В столице Франции Маркс ока­зался в атмосфере бурной политической жизни. Он мог теперь ближе познакомить­ся с участниками пролетарского движения и с представителями различных течений утопического социализма.

В феврале 1844 г. вышел в свет сдвоен­ный (1—2) выпуск журнала «Немецко-французский ежегодник». К этому времени Маркс окончательно перешел от идеализма к материализму и от революционного де­мократизма к коммунизму. Он выступил как революционер, «... апеллирующий к массам и к пролетариату» 9. В статье «К ев­рейскому вопросу», напечатанной в журна­ле, Маркс противопоставил буржуазной революции революцию коммунистическую, определив первую как «политическую эмансипацию», а вторую — как «человече­скую эмансипацию». Он подчеркнул, что «политическая эмансипация», освободив­шая общество от феодальных оков, не ус­траняет господства частных эгоистических интересов, дух корысти и торгашества, вза­имной отчужденности членов общества, превращая свободы и права человека в ил­люзию для народных масс. Только в ре­зультате коммунистической революции, при общественном строе, упразднившем частную собственность, человечество будет избавлено от всех видов угнетения — соци­ального, политического, национального и религиозного, а свободы и права приобре­тут настоящий смысл.

В статье «К критике гегелевской фило­софии права. Введение», помещенной в том же журнале, Маркс впервые высказал — пока еще в самой общей форме — мысль о пролетариате как общественной силе, призванной осуществить «человече­скую эмансипацию», иными словами, при­вести человечество к коммунизму. Статья содержала и другой отправной пункт для формирования теории научного коммуниз­ма — положение о необходимости соедине­ния революционного учения с массовым пролетарским движением для успешной борьбы за социальное переустройство. Маркс указывал, что «... теория становится материальной силой, как только она овла­девает массами» |0.

Путь Энгельса к материализму и ком­мунизму. Из всех публикаций в «Ежегод­нике» ближе всего к работам Маркса по идейному содержанию оказались статьи его соотечественника Фридриха Энгельса.

Как и Маркс, Энгельс был уроженец Рейнской провинции Пруссии. Он родился 28 ноября 1820 г. в Бармене, в семье тек­стильного фабриканта. Религиозно и кон­сервативно настроенный отец стремился



к тому, чтобы сын пошел по его стопам. Он не дал Фридриху окончить гимназию и оп­ределил в 1837 г. его в свою контору, а за­тем в контору крупной торговой фирмы в Бремене. Но помыслы молодого Энгельса были обращены не к коммерции. Наделен­ный редкими природными способностями, юноша приобрел путем самообразования обширные знания в области философии, всемирной истории, литературы, древних и новых языков. С 18 лет Энгельс стал принимать активное участие в обществен­ной жизни в качестве публициста и литера­турного критика. Уже одно из первых его выступлений в печати (1839) —«Письма из Вупперталя» (долины реки Вуппер, где был расположен родной город Энгельса Бармен) — было проникнуто сочувствием к обездоленным рабочим и ремесленникам и содержало гневное осуждение стяжа­тельства и религиозного ханжества, харак­терных для нравов имущих слоев.

Знакомство с произведениями радика­ла Л. Берне, с трудами Гегеля и младоге­гельянцев, публицистическое творчество Энгельса, в процессе которого он постоян­но обращался к острым социально-полити­ческим вопросам, к кипевшим в Германии религиозным и философским спорам, спо­собствовали формированию у него атеис­тических и революционно-демократиче­ских воззрений. В своих статьях, письмах, поэтических произведениях, в том числе в написанном им либретто музыкальной драмы «Коло ди Риенци» (посвящена борьбе римских горожан с феодальной аристократией в XIV в.), Энгельс развивал идеи о революционном ниспровержении от­живших реакционных порядков, об уничто­жении деспотических режимов,устранении преград к объединению политически раз­дробленной Германии.

С сентября 1841 г. по август 1842 г. Эн­гельс в качестве вольноопределяющегося проходил военную службу в Берлине, од­новременно посещая лекции и семинарские занятия в университете. Он сблизился с младогегельянцами, заняв в их рядах ле­вую позицию. Продолжая в целом придер­живаться идеалистической философии Ге­геля, он стал весьма критически относиться к его консервативным политическим взгля­дам. Широкую известность приобрели на­печатанные им анонимно памфлеты против

Шеллинга, превратившегося к этому вре­мени из прогрессивного мыслителя в про­поведника мистических и верноподданни­ческих идей. Значительное влияние на Эн­гельса стали оказывать материалистиче­ские произведения Фейербаха. Проявил он интерес и к коммунистическим учениям.

В конце ноября 1842 г. Энгельс отпра­вился в Англию, где ему предстояла работа в конторе манчестерской фабрики, совла­дельцем которой был его отец. Пребывание в главной стране капитализма, соприкос­новение с английскими пролетариями, с чартистским движением, в котором Эн­гельс принял непосредственное участие, изучение трудов английских экономи­стов, сочинений Оуэна и его последовате­лей — все это обусловило окончательный переход молодого Энгельса к материализ­му и коммунизму.

Среди работ Энгельса этого периода особенно выделялись «Наброски к критике политической экономии», опубликованные в начале 1844 г. в «Немецко-французском ежегоднике». В этом произведении он «... с точки зрения социализма рассмотрел ос­новные явления современного экономиче­ского порядка, как необходимые последст­вия господства частной собственности»". «Наброски» произвели сильное впечатле­ние на Маркса, послужив для него допол­нительным стимулом заняться политиче­ской экономией.

Первые результаты экономических ис­следований Маркса. Экономические иссле­дования становились одним из ведущих направлений научной деятельности Марк­са. В Париже он проштудировал труды многих видных экономистов, в том числе А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Милля. Важное значение придавал он выработке метода исследования экономических и других об­щественных явлений, углублял свои фило­софские познания и критику предшествую­щей философии.

Теоретическую работу Маркс стремил­ся сочетать с революционной публицисти­кой. Однако дальнейшее издание «Немец­ко-французского ежегодника» натолкну­лось на непреодолимые препятствия. Глав­ными из них были идейные разногласия между редакторами. Для пролетарского


революционера Маркса становилось все более неприемлемым пренебрежение бур­жуазного радикала Руге к «некритической массе», к рабочим. Когда летом 1844 г. Ру­ге в подобном духе отозвался о восстании силезских ткачей, Маркс публично осудил эти взгляды.

Летом 1844 г. Маркс стал сотрудником издававшейся в Париже немецкими эмиг­рантами газеты «Форвертс!» («Вперед!»). Под его влиянием газета стала уделять место критике буржуазного общества и пропаганде коммунистических идей.

Первый набросок основ новой револю­ционной теории Маркс дал в незакончен­ной работе, сохранившаяся часть которой была впервые целиком опубликована в СССР в 1932 г. под заглавием «Экономиче-ско-философские рукописи 1844 года». Здесь Маркс достиг новой ступени в мате­риалистическом истолковании обществен­ных процессов. Установив еще ранее зави­симость политической системы от экономи­ческих условий жизни людей, он пришел теперь к убеждению, что решающую роль в этих условиях играет материальное про­изводство жизненных благ.

Закладывая первые камни своего эко­номического учения, Маркс четко выявил эксплуататорскую сущность отношений между капиталистами и земельными со­бственниками, с одной стороны, и трудя­щимися массами, пролетариатом — с дру­гой. Этот антагонизм между эксплуататор­ским и угнетенными классами буржуазного общества, констатировал он, постоянно по­рождает все углубляющиеся социальные конфликты.

Подневольное положение наемных ра­бочих и других категорий трудящихся при капитализме Маркс выразил в своей рабо­те понятием «отчужденный труд» |2. Он по­казал, что капиталистический строй физи­чески и духовно порабощает производите­лей материальных благ, превращая усло­вия, средства и плоды их труда в чуждую и враждебно противостоящую им силу, в орудие их угнетения. Отчуждение средств и результатов труда влечет за собой другие виды отчуждения и гнета (политического, религиозного и т. д.).

В противовес буржуазным экономи­стам, исходившим из незыблемости буржу­азной частной собственности, Маркс в сво­их рукописях доказывал неизбежность ее ликвидации путем революционного, комму­нистического переустройства общества, которое положит конец обесчеловечению работника, отчуждению труда и всякому отчуждению вообще. При этом Маркс вы­ступил с критикой примитивных, присущих в известной степени представителям «ра­бочего коммунизма», представлений о ком­мунистическом строе как о некоем царстве уравнительности, нивелировки и ограниче­ния потребностей. Коммунизм, разъяснял Маркс, — это построенное на подлинно гу­манистических принципах общество, обес­печивающее своим членам широкий доступ к материальным благам и духовным богат­ствам.

Начало дружбы Маркса и Энгельса. Дальнейшая разработка революционной теории. В конце августа 1844 г. по дороге из Англии на родину, в Париже, Маркса навестил Энгельс. Эта встреча, во время которой обнаружилась полная общность их взглядов, положила начало их тесному содружеству и совместной борьбе за дело рабочего класса. «Европейский пролетари­ат, — писал В. И. Ленин, — может ска­зать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосхо­дят все самые трогательные сказания древ­них о человеческой дружбе» 13.

Первым плодом сотрудничества Марк­са и Энгельса была их работа «Святое семейство, или Критика критической кри­тики. Против Бруно Бауэра и компа­нии», написанная в сентябре — ноябре 1844 г. (большая часть была написана Марксом). В этом произведении опровер­гался распространявшийся младогегель­янцами (из радикального течения они к этому времени выродились в секту резонер­ствующих литераторов) взгляд на историю как якобы на результат деятельности вы­дающихся личностей, носителей критиче­ской критики, противостоящих невеже­ственной и пассивной массе. В противопо­

 
 

ложность этому авторы «Святого семейст­ва» выдвинули положения об объективной, не зависящей от самосознания и воли от­дельных лиц закономерности историческо­го процесса, об определяющей роли в нем материального производства. Подлинными творцами истории, доказывали Маркс и Энгельс, являются народные массы, дей­ствующие под влиянием определенных ма­териальных условий, в первую очередь ус­ловий производства. Особенно велико, счи­тали Маркс и Энгельс, воздействие масс на общественную жизнь в периоды револю­ций — коренной ломки устаревших соци­альных порядков.

В «Святом семействе» получила свое дальнейшее развитие идея о всемирно-ис­торической роли пролетариата. В работе было показано, что этому классу предстоит осуществить самое глубокое из обществен­ных преобразований — перестройку об­щества на началах коммунизма — и тем самым избавить не только себя, но и всех трудящихся от гнета и эксплуатации.

В конце мая 1845 г. в Германии вышла книга Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», материал для которой он начал собирать еще в Манчестере. Рас­крыв в ней последствия промышленной ре­волюции: создание фабричной системы, формирование рабочего класса, рост круп­ных промышленных городов и т. д., — ав­тор нарисовал реалистическую и ужасаю­щую картину условий труда и жизни анг­лийских рабочих. В. И. Ленин указывал, что «... ни до 1845 года, ни позже не по­являлось ни одного столь яркого и правди­вого изображения бедствий рабочего клас­са» |4. В то же время Энгельс отмечал, что само бедственное положение пролетариата побуждает его к активному сопротивлению капиталистическому гнету, которое будет нарастать и неизбежно увенчается осво­бождением рабочего класса собственными силами.

Маркс и Энгельс в Брюсселе. «Немец­кая идеология». В январе 1845 г. француз­ские власти, побуждаемые прусским пра­вительством, издали распоряжение о вы­сылке из Парижа ряда сотрудников газеты «Форвертс!», в том числе и Маркса. В на­чале февраля этого года Маркс был вы­нужден переселиться в Брюссель, куда вскоре из Германии переехал и Энгельс. Оба стремились продолжить разработку теоретических основ нового коммунистиче­ского мировоззрения; они вели линию на размежевание со своими идейными против­никами. Этой цели они решили посвятить свой новый труд, в котором предполага­лось подвергнуть критике идеализм Гегеля и младогегельянцев, в том числе взгляды принадлежавшего к этому направлению Макса Штирнера — провозвестника край­него индивидуализма, а также мелкобур­жуазный «истинный социализм». Маркс и Энгельс намеревались раскрыть и непо­следовательность материализма Фейерба­ха. Еще весной 1845 г. Маркс в написанных им «Тезисах о Фейербахе» в качестве ос­новного недостатка фейербахианства ука­зывал на его созерцательность и пассив­ность. В противовес этому новое революци­онное учение, подчеркивал Маркс, провоз­глашает тесную связь философии с практи­кой, единство теории и революционной преобразовательной деятельности. «Фило­софы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», — гласил заключительный, 11-й тезис Маркса |5.

Осенью 1845 г. Маркс и Энгельс присту­пили к написанию задуманного ими тру­да — «Немецкой идеологии», закончив в основном работу в апреле 1846 г. Опубли­ковать, однако, удалось лишь небольшую и неглавную часть произведения (целиком оно увидело свет впервые в СССР в 1932 г.). «Мы тем охотнее предоставили рукопись грызущей критике мышей, — пи­сал об этом позднее, в 1859 г., Маркс, — что наша главная цель — уяснение дела самим себе — была достигнута» 16.

Содержание «Немецкой идеологии» ох­ватывало все основные стороны формиро­вавшегося революционного учения. Мате­риалистическое понимание истории высту­пало здесь как цельная и стройная система взглядов. Это важнейшее открытие Марк­са сыграло наряду с разработанной им в 50-е годы теорией прибавочной стоимости



главную роль в превращении социализма из утопии в науку. В новом труде была впервые раскрыта динамика развития ос­новы общественной жизни — материаль­ного производства. Это развитие, показали Маркс и Энгельс, представляет процесс, в котором диалектически взаимодействуют две стороны общественного производст­ва — производительные силы и отношения, складывающиеся между людьми на базе производства (в «Немецкой идеологии» они обозначены как «формы общения»; по­зднее Маркс ввел более конкретное поня­тие «производственные отношения»). Про­изводительные силы находятся в постоян­ном движении. На известных ступенях они приходят в противоречие с существующи­ми производственными отношениями. Про­тиворечие это разрешается путем классо­вой борьбы и социальной революции, кото­рая приводит к замене устаревшего обще­ственного строя новым, открывающим про­стор для дальнейшего развития производи­тельных сил. Лишь при коммунистическом строе, когда исчезнет деление общества на антагонистические классы, назревшие из:1 менения в производственных отношениях ^ смогут осуществляться без потрясений. /

Уяснение диалектики развития произ­водительных сил и производственных отно­шений дало авторам «Немецкой идеоло­гии» ключ к объяснению всего историче­ского процесса. Они впервые показали, что история представляет собой последова­тельную смену общественно-экономиче­ских формаций (саи термин «обществен­ная формация» был введен Марксом позд­нее, впервые в 1851 г.). Каждая из них — это совокупность общественных отноше­ний, основанная на производственных отношениях определенного типа. Произ­водственные отношения обусловливают оп­ределенную социальную структуру общест­ва, образуя его экономический базис, над которым возвышаются политические и иде­ологические надстройки — политический строй, правовые институты, формы общес­твенного сознания. Переход от одной об­щественно-экономической формации к дру­гой, более прогрессивной означает перево­рот во всех человеческих отношениях.

Из учения об общественно-экономиче­ских формациях вытекал вывод о неизбеж­ности перехода человечества от эксплуата­торского капиталистического строя к коммунизму. Маркс и Энгельс рассмат­ривали коммунизм как. результат дейст­вия объективных законов общественно­го раз]вйтия. Они показали, что в рамках самой капиталистической формации со­здаются материальные предпосылки ком­мунистической революции: достигается высокий уровень производства, при ко­тором становится возможным переуст­ройство общества на коммунистиче­ских основах, и происходит формирова­ние революционного класса — пролета­риата, призванного осуществить это пе­реустройство начав с завоевания полити­ческой власти. В первоначальной, еще общей форме в «Немецкой идеологии» бы­ла сформулирована идея диктатуры рабо­чего класса как орудия коммунистического преобразования.

Начало борьбы за пролетарскую пар­тию. Критика сектантских сторон «рабоче­го коммунизма» и непролетарского социа­лизма. Одной из своих главных задач Маркс и Энгельс считали сплочение пере­довых революционных сил на новой теоре­тической платформе. Необходимо было, считали они, убедить участников пролетар­ской борьбы в правильности новых взгля­дов, приобщить их к научному коммунисти­ческому мировоззрению. С 1846 г. эти уси­лия Маркса и Энгельса стали все больше приобретать характер борьбы за пролетар­скую партию. В процессе формирования своих взглядов на партию Марксом и Эн­гельсом учитывались и положительный опыт существующих рабочих организаций, и их слабости. Им было ясно, что даже та­кая массовая рабочая партия, как Нацио­нальная чартистская ассоциация (основа­на в 1840 г.), страдала теоретической не­зрелостью, идейной и организационной расплывчатостью. Источником боеспособ­ности новой рабочей партии, по их мнению, должны были быть идейное единство ее ря­дов, вооруженность передовой теорией. В условиях, когда рабочее движение раз­ных стран отличалось большой неоднород­ностью, было важно начинать строить та­кую партию как международную организа­цию. Необходимо было преодолеть нацио­нальную замкнутость участников рабочего движения, обеспечить их интернациональ­ное взаимодействие.

В начале 1846 г. Маркс и Энгельс осно­вали в Брюсселе Коммунистический кор­респондентский комитет с целью распро­странения коммунистических идей, укреп­ления связей с пролетарскими кругами разных стран, выработки единства взгля­дов и общей тактической линии. По этому образцу были созданы Корреспондентские комитеты в Париже и Лондоне, возникли коммунистические группы в Силезии, Вест-фалии, в Рейнской провинции. В деятель­ности таких комитетов Маркс и Энгельс видели одну из организационных форм подготовки основания будущей партии.

С первых же своих шагов Брюссель­ский комитет столкнулся с противодействи­ем сектантских элементов, с теми предста­вителями «рабочего коммунизма», которые оказались неспособными преодолеть его утопические стороны. Это привело, в част­ности, к конфликту Маркса и Энгельса с В. Вейтлингом. Высоко ценя заслуги это­го талантливого самоучки в развитии соци­алистических идей и в пропаганде их среди рабочих, Маркс и Энгельс стремились во­влечь его в борьбу за основание пролетар­ской партии. Однако Вейтлинг не смог уяс­нить значение политической деятельности рабочего класса и необходимости создания им своей партии. Разделяя ремесленниче­ские предубеждения по отношению к обра­зованным деятелям, он отрицал важность теоретической работы, противился разме­жеванию с непролетарскими социалисти­ческими течениями. Во взглядах Вейтлин-га усилились догматические и даже рели­гиозно-мистические черты.

Все это побудило Маркса и Энгельса выступить против Вейтлинга на заседании Брюссельского коммунистического комите­та 30 марта 1846 г. По свидетельству при-:утствовавшего на нем русского общест­енного деятеля П. В. Анненкова, Маркс ешительно осудил косное отношение Вейт-янга к теории, заявив: «Никогда еще не-■жество никому не помогало!» Вскоре юизошел окончательный разрыв Маркса Энгельса с Вейтлингом и его привержен-

ми.

Последние нашли поддержку у сторон-юв так называемого истинного социа-ма (К. Грюн, М. Гесс, Г. Криге и др.). вную опасность этого течения Маркс цельс видели в подмене идеи сплочения рабочего класса для борьбы расплывчатой доктриной освобождения всего человечест­ва посредством апелляции к морали и спра­ведливости и сентиментальной пропове­ди всеобщей любви. Эти доктрины сочета­лись у «истинных социалистов» с идеализа­цией ремесленной патриархальщины, с от­рицанием прогрессивности капитализма по сравнению с феодальными порядками.

Разоблачением «истинного социализ­ма» — во втором томе «Немецкой идеоло­гии», часть которого удалось опублико­вать, в «Циркуляре против Крите» и в дру­гих работах — Маркс и Энгельс положили начало борьбе с мелкобуржуазным социа­лизмом.

Упадок дворянства, разорение кресть­ян, ремесленников, мелких торговцев по­рождали критику капитализма со стороны этих социальных слоев. Основоположники марксизма различали феодальный, христи­анский, буржуазный и мелкобуржуазный социализм. Представители этих учений ли­бо выступали с реакционными призывами вернуться к докапиталистическим поряд­кам, либо выдвигали в качестве универ­сальной панацеи проекты реформ с целью упрочить положение угнетенных слоев пу­тем уничтожения конкуренции и господст­ва крупного капитала, банков, торговой буржуазии.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 284 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...