Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История и логика развития естествознания 1 страница



Глава 8

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

ЗАВИСИМОСТЬ ИЗМЕНЧИВОСТИ ОСНОВАНИЙ НАУКИ ОТ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Наука – динамичное явление. И когда речь об этом идет, то необходимо учесть ряд моментов: что такое наука; как наука развивается в связи с техникой- опредмеченной силой знания и прежде всего современной науки; как оба эти феномена связаны с мировоззрением человека, ибо их динамизм воплощается в деятельности людей, ориентированной их мировоззрением, социальностью, ее противоречивостью, поэтому развитие естествознания и техники как опредмеченного знания сопровождается и как положительными, так и негативными последствиями, влияющими на жизнь, судьбу человечества. Таким образом, давая определение науки, мы характеризуем особенности естествознания не просто в чистом виде, а в более конкретном понимании – это система знаний о законах природы.

Итак, динамика развития естествознания рассматривается в единстве двух неразрывных аспектов: как социокультурный процесс и как специфический процесс порождения нового знания.

Как неоднозначна и многолика роль науки в обществе и жизни человека, так же многозначно определение, понимание науки. Например, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова она определяется как: 1) система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления; 2) отдельная отрасль и совокупность отраслей знания (химия, философия, естественные науки и т.д.):, 3) то, что научает, дает опыт (урок). Научный, основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки[62].

Ученые насчитывают более 120 определений науки. Эта многозначность понимания науки неслучайна: она отражает сложность самого этого феномена как в настоящем, так и в истории его развития и происхождения.

Наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание окружающей действительности и самого человека, форма общественного сознания, неотъемлемый и важный элемент культуры общества.

Наука – это одновременно и система удостоверенных знаний, и процесс их производства, накопления, распространений, и деятельность по выработке способов и путей применения знаний в практике, т.е. это и процесс духовного производства и его продукт, результат, система удостоверенных знаний о фактах, законах, тенденциях, причинах явлений.

Человек – неслучайно получивший определение Homo Sapiens – издревле и до наших дней живет в мире информации. «Информация (лат.) – 1) сообщение о чем-либо; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи...; 3) в математике, кибернетике – количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации системы»[63]. Причем информированность общества постоянно возрастает. Этот рост в качественном и количественном отношениях особенно стал заметен в жизни людей с возникновением современной науки, с развертыванием процесса превращения ее в непосредственную производительную силу общества. Возникла специальная отрасль науки – информатика – «отрасль знаний, изучавшая общие свойства и структуру научной информации, а также закономерности и принципы ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования в различных областях человеческой деятельности» (там же). А в последней четверти XX в. ученые констатировали начало информационной революции и переход человечества к информационной цивилизации.

Из сказанного ясно, что следует различать информацию вообще и научную информацию, знание вообще и научное знание, научное и обыденное познание, истину и заблуждение. Определенную информацию, а на ее основе ориентацию человека, его миропонимание, организацию его деятельности дают и миф, и религия (пусть в фантастической, гипертрофированной форме), и искусство, мораль, и различные формы эмпирического познания. Наука же – специфическая форма познания, главными признаками которой является системность, объективность, предметность, возможность выхода за рамки обыденного опыта и изучения предметов, несмотря на отсутствие потребностей их непосредственного применения в деятельности человека, доказательность.

Наука в таком ее современном виде возникает лишь на определенном, исторически-конкретном этапе общественного развития. Ее источниками являются практические потребности освоения мира человеком, а также миф, магия, религиозное чувство, эстетическое отношение к миру. На наш взгляд, нельзя относить время возникновения науки в глубокую древность. Следует выделить этапы преднауки и науки в полном смысле этого слова (saiens). Абстрактные, исторически отдаленные предпосылки возникновения преднауки появились в ходе неолитической революции (примерно 10 тысяч лет назад), т.е. с переходом общества от дикости и варварства к цивилизации, от присваивавшей технологии к перерабатывающей, когда произошло 1-ое разделение труда – разделение скотоводства и земледелия. Преднаука как действительная предпосылка современной науки формируется в VI в. до н.э. и позднее. Основу этого заложило разделение умственного и физического труда. Преднаука связана с именами известных мыслителей древности, Фалес, Демокрит, Сократ, Пифагор, Евклид, Архимед, Геродот, Плутарх, Тацит, Платон, Аристотель и др. многие из них были не только философами, но и естествоиспытателями, в средневековье – У. Оккам, Д. Скотт, Августин, Ф. Аквинский и другие, когда, несмотря на засилье схоластики, дух знания жил то время в теологически гипертрофированной форме.

Этап преднауки обусловлен состоянием практики, уровнем развития производства и связан с докапиталистическими формами производства и социальной жизни. В производстве, основанном на ручной, ремесленной технике, индивидуализированном характере труда, ячеечном (атомарном) производстве, на натуральном ведении хозяйства, в основном использовались эмпирические знания, рецепты, рутинные приемы, естествознание в практике применялось спорадически.

Возникновение капитализма, использование машинной техники (системы машин), механизированного труда, возрастание его общественного характера, рост мирохозяйственных связей, формирование единого мирового рынка вызвали непосредственную практическую необходимость в теоретическом знании, в науке как системе знаний о законах природы. Такая наука и возникает в новое время, когда формируются ее основные составляющие – складываются научный метод, научные нормы и принципы, формируется наука как особая сфера общественной деятельности и социальный институт, как система знаний. С этими процессами связана деятельность таких известных ученых, как Н. Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк, М. Ломоносов, И. Ньютон, Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель и многие научные свершения, среди которых – три великих открытия в естествознании XIX в., создание материалистического учения о развитии общества, периодической системы элементов, квантовой механики, теории относительности и т.д.

Развитие естествознания как социального института

и специфического вида человеческой деятельности

Динамика науки проявляется, прежде всего, в том, что процесс возникновения и становления в современном виде (прежде всего естествознания) имеет ряд этапов.

Начало развития современной науки вполне логично относить к середине ХVI в., а непосредственно связывать с 1543 г. – годом публикации известного научного труда Н. Коперника «О вращении небесных сфер» (с ней связано возникновение новой подлинно научной картины мира).

В XVII–XVIII вв. шло оформление науки как специфического социального института[64]. В этот период возникают первые научные академии и журналы. Формируется технология как наука.

На рубеже XIX–XX вв. возникает новые формы организации науки: крупные научно-исследовательские институты, лаборатории с мойной технической базой, что приближает научную деятельность к формам индустриального труда. Во второй половине XX в. появляется специальная научная индустрия, качественно новые формы организации науки (МНТК, НПО, временные творческие лаборатории, коллективы, невидимые колледжи в науке, международные научные сообщества и т.п.). Идет углубление связей науки со всеми без исключения социальными институтами (промышленностью, сельским хозяйством, политикой, административной, военной сферами и т.п.). Возникает социальная технология, что связано с превращением науки в мощный социальный фактор, в одну из ведущих сфер социального управления. Возникает специальная наука о науке.

Середина XIX века – связана с началом превращения науки в непосредственную производительную силу общества, потенциальное приложение производства.

Середина–вторая половина XX в. знаменуется движением общества от индустриальной к постиндустриальной цивилизации, к посткапитализму, к обществу автоматизированного и информатизированного труда, идет превращение производства в потенциальное приложение науки, образование системы «человек – наука – производство»

Важным аспектом анализа науки является рассмотрение ее как формы общественного сознания, формы деятельности человека, выполняющей в обществе свои специфический социальные функции.

Структура науки также динамична. Современная наука имеет сложную структуру, включающих

I. Естественные, технические (прикладные в том числе) и общественные науки.

II. а) эмпирическое научное знание (знания, почерпнутые из обыденного сознания, специально добытые рецепты, законоподобные выводы, правила, рекомендации и результаты опыта, эксперимента, наблюдения, описание фактов и т.п.).

б) теоретическое знание (ядро-законы; проблемы, гипотезы, теории), в) мировоззренческие, философские основы и выводы науки (как продолжение и завершение, методологическая оценка теории).

III. Отрасли науки: физика, химия, биология, сопротивление материалов, история, социология, теория металлов и сплавов и т.д.)

IV. Наука как форма деятельности, в том числе социальный институт, представляющихся собой единство теоретической (духовной) и практической (прикладной, организаторский и т.д.) деятельности. Следует выделять: практику науки (наблюдение, эксперимент, процесс изготовления научного оборудования и приборов в лабораториях и на производстве, управление техникой науки, специальная техника и технология науки).

V. Фундаментальные и прикладные исследования.

VI. Основные типы научных учреждений и организаций:

а) академические (АН, НИИ) – занимаются решением фундаментальных проблем.

б) отраслевые, прикладные НИИ, заводские институты, лаборатории, опытные станции.

в) университеты и вузы.

г) проектные институты, КБ, центры.

д) МНТК – более 20 (в бывшем СССР).

е) НПО – более 500 (в бывшем СССР). Временные творческие коллективы с функцией «мозговой атаки».

ж) прокатные пункты науки.

з) вычислительные информационные центры, банки данных.

VII. Развитие и организация деятельности науки осуществляются специально подготовленными людьми, т.е. она имеет разветвленную систему кадров: организаторов и исполнителей научного труда, систему подготовки, переподготовки, повышения квалификации научных работников, кадры высшей, средней квалификации, младших научных сотрудников, вспомогательный и технический персонал. Структурирование кадрового состава современной науки определяется выше изложенной структурой, а также потребностям общественной практики и специальными внутренними потребностями науки. Наблюдается тенденция количественного роста кадров этой сферы деятельности общества. Так, например, количество ученых в бывшем СССР составляло: в 1913 г. (в России) – 10 тысяч, в 1939 – 98,3 тысячи, в I960 г. – 162,6 тысячи, в I960 г. – 364,3 тысячи, в 1970 г. – 900 тысяч, а 1990 г. – 2 млн. человек.

VIII. Один из аспектов структурирования науки – классификация наук. Она может быть проведена по самым разным основаниям: по всеобщим формам движения материи, по предмету изучения, по сферам приложения знания, по уровню абстрагирования, обобщения и идеализации, по отношению к практике и т.д., что в определенной мере реализовано выше при изложении вопроса о структуре современной науки.

Динамика развития естествознания рельефно проявляется в его социальных функциях, которые исторически изменяются: появляются новые социальные функции, наполняются новым содержанием, обогащаются, корректируются издревле или на предшествующих этапах истории возникшие функции.

Исторически первой возникает познавательная функция, ибо возникшие еще в первобытном обществе такие формы духовного освоения действительности человеком, как мифология, религия, древнее искусство не давали в принципе реалистического, адекватного отражения мира.

С разложением первобытного строя, с переходом общества от потребляющей технологии к производящей в результате первого технологического переворота (неолитической, или аграрной революции) человеку стали необходимы адекватные знания о мире практической или духовно-практической направленности. В этом плане в самом абстрактном виде закладываются основы такой современной функции науки как превращение ее в непосредственную производительную силу общества.

Одной из древних функций науки является культурно-мировоззренческая. В этом плане можно отметить ряд факторов.

1. Естествознание (как и наука в целом на этапе преднауки) возникает в период перехода человечества от дикости и варварства к цивилизации, т. е. к качественно новому типу культуры и одним из важнейших элементов этой культуры стало естествознание.

2. Наука в целом и в том числе естествознание возникает в лоне своей праматери – философии как ядра мировоззрения, что делает возможность развития мировоззренческой ориентации естественных наук дававших человеку понять мир и свое место в этом мире (например, идеи древнего космизма, понимание человека как «микрокосма», носителя бесконечного космоса. Возникновение математики, астрономии, начал физики помогло человеку преодолеть иллюзорность, мистичность мировоззрения и делало его реалистическим, а, значит, насколько это было возможно на заре цивилизации действенным (прежде всего еще облеченным зачастую в стихийно-наивную форму.

В «темную ночь средневековья» наука была превращена в служанку богословия, в падчерицу, которая зачастую дискриминировалась. Однако наука нашла силы выстоять и в эпоху Возрождения, Просвещения смогла расправить плечи и вступить в свой качественно новый этап – системы знаний об объективных законах природы.

В современном обществе наука выполняет следующие социальные функции, в которых четко проявляется динамизм ее развития.

1. Культурно-мировоззренческая функция. Наука является важнейшим достоянием и элементом культуры человечества, а также средством ее неуклонного прогресса. Давая человеку знания о законах, свойствах и предметах окружающей действительности, наука является важнейшим средством формирования реалистического и предметно-практического содержания мировоззрения людей. Так, например, наука способствует и способствовала в истории общества смене картин мира и стилей мышления: картины мира от глубокой древности до наших дней менялись на основе знания от мифологического, наивно-реалистического, церковно-схоластического, механистически-метафизического к современному диалектическому видению действительности человеком. Содержание мировоззренческой функции науки специфично проявляется в различных классах наук – естественных, технических, общественных. Если два первых класса наук опосредствованно связаны с идеологией конкретного общества, то общественные науки – непосредственно. Однако данную специфику (особенно на постнеклассическом этапе современного естествознания) нельзя абсолютизировать (ошибочно впадать в грубый объективизм). Естественные науки (а не только гуманитарные) зачастую непосредственно влияют на общественные процессы, на их организацию, регулирование, интеграцию, на сознание людей через информационную и биотехнологию, оргтехнику, военную науку и технику, заставляя государства, политиков корректировать не только научно-техническую, но и социальную политику.

Новейшие данные науки, особенно опредмеченные в специальной технике и технологии, зачастую выступают в качестве орудия не только политики, но и идеологии (ядерная физика и ядерная техника, генетика, кибернетика, электроника, биотехнология, интернет, нано-технология и многое другое. Это проявляется даже в такой абстрактной науке, как философия (приборный идеализм и т. п.).

2. Функция непосредственной производительной силы общества. В общем плане она проявляется в том, что во второй половине прошлого столетия и в первой половине XX века, она выступала в качестве потенциального приложения производства, а в наше время положение разительно меняется – с переходом человечества в информационную эру производство превращается в потенциальное приложение науки, непосредственно утилитарный характер приложения науки в производстве сменяется выполнением ею в обществе назначения в первую как интеллектуально-творческой силы, направленной на всестороннее развитие человека как такового.

3. Функция науки как социальной силы общества непосредственно стало проявляться в последней четверти XX в., что выряжается в изменении ее социальной ориентации. Если в эпоху Возрождения звание в основном было ориентировано на человека, на идеалы гуманизма в абстрактной и созерцательной форме, а с XVIII в. и особенно в XIX–XX вв. (в условиях индустриальной цивилизации) господствовала утилитарная ориентация науки, то с переходом к новой цивилизации XXI в. наука получает все более конкретную социальную ориентацию на развитие непосредственно человека, на утверждение и развитие гуманных ценностей общества. В настоящее время социальная сила науки проявляется в ее глубоком влиянии на развитие не только производства, производительных сил и хозяйственного механизма, но и на все сферы социальной жизни, вызывая в обществе небывало глубокие социальные последствия.

4. Познавательная функция науки.

5. Прогностическая функция науки.

6. Функция рационального управления деятельностью людей.

Что касается познавательной функции науки, то, разумеется, эта функция одна из важнейших, ибо наука возникла еще в древности как средство адекватного отражения мира, его объяснения. Но особенно возросла роль этой функции естествознания в новое время, когда обществу стали насущно необходимы знания (и не просто знания, а система знаний) о законах природы. Обогащение познавательной функции естествознания, изменение ее характера заставило и философию перейти от схоластических прений средневековья к изучению методы, средств, форм возможностей научного (прежде всего естественнонаучного) познания, начиная от идеи опытной науки («Знание-сила») Ф. Бэкона через Гоббса, Локка, Декарта, Канга, Гегеля, Ф. Энгельса и вплоть до наших дней.

Что касается прогностической функции естествознания, то без нее человечество не могло бы рационально организовать свою экологическую, производственную и в целом социальную деятельность. В этом плане неоценимо значение естествознания в целом, но в особенности таких наук, как математика, экология, астрономия, генетика, кибернетика, статистика и другие.

Управленческая функция естествознания проявляется через регулирование деятельности человека как биосоциального существа, как трудового, производящего новые потребительные ….духовные ценности существа и т. д. Особенно ощутимо влияние управленческой функции естественных наук на деятельность человека проявило с возникновением кибернетики (науки об управлении и связях с ложными системами), интернета, робототехники, информатики, микроэлектроники, нано-технологий. Следует отметить, что влияние данной функции на управленческие процессы в обществе проявляется через другие указанные функции науки в их комплексе, в единстве.

Внутренняя логика развития естествознания

Динамика науки проявляется не только под влиянием внешних по отношению к ней факторов (социальной системы, материальных условий, общественной практики), но и на основе внутренней логики ее развития. В чем заключается эта внутренняя логика развития естествознания?

Наука – одна из важнейших форм общественного сознания и как это сознание в целом. Так и наука обладает относительной самостоятельностью, творческой активностью по отношению к бытию (не только к материальному бытию, но и к другим видам духовной реальности).

Наука или отдельные ее составляющие могут отставать от потребностей общества или опережать развитие общества (прогностика, футурология и т. д.).

Наука может способствовать развитию общества (для чего она и возникла и существует), но отдельные ее части могут оказывать и тормозящее влияние (но это чаще всего под влиянием ее использования определенными социальными системами и в антигуманных интересах, а также в форме проявления псевдонаучных феноменов). Научные открытия могут иметь как позитивные, так и негативные или консервативные влияния и последствия своего развития. Отсюда особенно в современном обществе возникли крайне противоположные оценки общественной роли науки: сциентизм и антисциентизм, а также технофилия и технофобия.

Наука имеет внутреннюю логику своего развития.

Детерминация науки в конечном итоге общественным бытием, потребностями и уровнем развития общественной практики не исключает, а полагает наличие собственных, внутренних закономерностей ее развития. К таким закономерностям относятся следующие.

- Закон экспоненциального развития науки, сформулированный впервые Ф. Энгельсом в 1844 г.: «... Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения, следовательно, при самых обыкновенных условиях она… растет в геометрической прогрессии»[65].

С конца XVII в. некоторые параметры науки возрастают пропорционально: объем научной деятельности в целом (число открытий, объем научной информации, количество занятых в науке людей) удваивается за 10-15 лет. Последние 50 лет число научных работников увеличилось на 7% в год, а прирост населения на земле составлял 1,7% в год. Число ныне живущих ученых составляет 90% от их числа за всю историю науки. (Следует однако отметить, что в 70-х гг. XX в. в ряде развитых стран показатели роста науки стали снижаться: начал обнаруживаться эффект так называемого насыщения науки).

- Закон кумуляции знания (или преемственность в развитии науки) обеспечивает ее функционирование как фактора социального наследования, как особого вида «социальной памяти» человечества, теоретически кристаллизующей прошлый опыт познания действительности и овладения ее законами. Наука в целом и отдельные ее составляющие, новые научные теории и открытия являются в этом плане результатами «снятия», аккумуляции предшествующих достижений в научном познании, опоры на них и т.д. По этому поводу И. Ньютон сказал, что он смог видеть дальше других и больше других, потому что стоял на плечах гигантов, таких, как Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Н. Коперник, Дж. Бруно. (Обратим внимание на фактический парадокс: в 1543 году опубликован знаменитый труд Н. Коперника «О вращении небесных сфер», а ровно через сто лет в 1643 году рождается И. Ньютон).

Преемственность, кумуляция в развитии науки с необходимостью полагает новаторство.

Один из важнейших принципов диалектики, относящийся и к развитию науки, – принцип преемственности. Он вытекает из диалектического закона отрицания отрицания и гегелевского учения о «снятии» в процессе развития. Согласно этому развитие происходит не в виде «зряшного», «голого» отрицания старого новым, а на основе удержания некоторых черт старого новым, что обеспечивает их связь и дополнительные возможности для еще не утвердившегося, неокрепшего нового успешного развиться.

Следует заметить, что процесс преемственности не заключается в удержании только положительных черт из предметствующих форм развития, ибо старое уступает место новому не без сопротивления. Известна крылатая фраза «Мертвый хватает живого».

Эта общая характеристика преемственности проявляется и модифицируется в процессе развития науки как специфического творческого вида человеческой деятельности, где преемственность объективно сочетается с новаторством, ибо задача науки – открытие нового, т. е. новаторство по ее существу, по определению.

- Смена стилей научного мышления: наблюдение как особый способ получения знаний в античности; затем эксперимент и аналитический подход в эпоху нового времени; целостный многосторонний охват изучаемых объектов в современной науке.

- Сочетание экстенсивных и интенсивных подходов и этапов в развитии науки. Проявляется в смене преимущественно количественно-качественных изменений глубокими преобразованиями коренного качества – ломке устоявшихся картин мира, стилей мышления ученых, старых теорий и замене их новыми, что является признаком революций в науке. Например, развитие науки, связанное с именами Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона и др. – интенсивный этап в развитии науки, когда на смену геоцентрической картине мира пришла гелиоцентрическая, механистическая. После этого на протяжении примерно 150–200 лет развитие науки шло на базе механистической картины мира (т.е. в экстенсивной форме, хотя это сопровождалось очень важными качественными изменениями). В конце XIX–начало XX вв. произошла «новейшая» революция в естествознании, когда была разрушена механистически-метафизическая картина мира и создана электромагнитная (диалектическая) картина. Этот интенсивный этап в науке, он сменился экстенсивным, продолжавшимся до середины XX в., затем началась научно-техническая революция, и наука вновь вступила в интенсивный этап своего развития.

Следует иметь в виду, что в развитии науки постоянно происходят скачки, различные по масштабу революционные преобразования, т.е. научные революции в отдельных науках, в ряде родственных отраслей ее, в сферах науки и общенаучные революции, охватывающие всю (совокупную) науку. С последним типом научных революций связаны интенсивные этапы ее развития.

Общенаучная революция – это коренное преобразование всей системы познавательной деятельности, качественное изменение характера, содержания и социальных функций науки как элемента культуры и особой сферы человеческой деятельности. История знает две такие общенаучные революции: первая происходила в XVI-XVIII вв., вторая – в конце XIX–первой половине XX вв. Последняя переросла в революцию научно-техническую и продолжается в ее лоне в наши дни.

- Сочетание дифференциации и интеграции наук. С одной стороны, происходит процесс образования, отпочкования все новых и новых отраслей знания. Например, от философии отпочковались такие науки, как политология, социология, логика, эстетика, этика и др. и физике выделились в относительно самостоятельные такие отрасли знания, как ядерная физика, физика твердого тела и др. Наряду с этим идет процесс объединения, интеграции наук: возникают комплексные научные дисциплины (кибернетика), науки на стыке ряда наук (биофизика, физическая химия, биохимия и т.д.). В плане развития указанной закономерности современные науки все более переходят от предметной к проблемной ориентации.

- Возрастание интегрирующей роли методологических научных дисциплин, знания логики и методологии научного исследования. Философия, логика, математика, кибернетика вооружают науку системой единых методов. Возрастает роль системного подхода.

- Математизация науки.

- Возрастание относительной самостоятельности и творческой активности в развитии науки: наряду с точным подходом – интуитивные, эвристические подходы и приемы; рост влияния внутренних стимулов развития науки (престиж, любознательность, борьба мнений в науке, соперничество и т.д.).

- Следующая закономерность – возрастание роли рациональности как в развитии человека и общества, так и в самой науке. От – мифа к логосу, от эмпирически-рутинных приемов к сознательному и систематическому применению данных науки в практике, от рационализации производства к рационализации и интеллектуализации всех сторон жизнедеятельности человека – такова наглядная реализация этой роли. Эта тенденция постоянно проявляется, несмотря на имеющие место волны усиления иррационального и проявления их в науке, в том числе и в современном обществе, когда возник постмодерн.

В истории общества можно выделить несколько сменявших друг друга типов рациональности[66]. Для античности был характерен тип рациональности, когда смысл и цель теории виделись в ней самой, а постижение истины (по Аристотелю) считалось высшей формой отношения человека к миру. В основе рациональности нового времени можно обозначить как основанный на метафизическом подходе к миру. В нем сочеталось признание действительного человека и мира с признанием сверхприродных и сверхчеловеческих факторов (бога, обожествления природы), разума и веры в сверхъестественное.

Тип рациональности буржуазного общества основан на утилитарно-техническом сочетании науки и практики. Тип рациональности, обоснованный марксизмом и утверждающийся по мере продвижения современного человечества к новой цивилизации, к информационному, посткапиталистическому обществу, можно обозначить как исторически-практический, основанный на диалектике в понимании человека, теории, перспектив развития природы и общества.

Новое в науке и критерии научной новизны

Познание нового, достижение новизны, новых научных результатов – важнейшая задача любой науки в исследовательском плане, а также практическом, важнейший фактор порождения нового знания в процессе динамики развития естествознания.

В абстрактном определении новое есть то, чего ранее не было, в науке – информация, отличающаяся от имеющейся как в количественном, так и в качественном отношениях. Новое в науке – в раскрытии, углублении, расширении знаний о сущности чего-то нового оценивается, осмысливается в науке в сравнении со старым. Достижение в науке, новое – это процесс движения к истине все более высокого и глубокого порядка: от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго, третьего порядка и т.д. до бесконечности. Нет предела познанию нового наукой. Хотя разум практически, видимо, не всемогущ, но теоретически возможности его могущества в постижении нового безграничны.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 853 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...