Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Позитивизм. Позитивисты продолжили изучение процесса рационализации общественной жизни



Позитивисты продолжили изучение процесса рационализации общественной жизни. Их внимание привлек закон о трех стадиях развития человеческого духа: теологической, метафизической и научной или позитивной.

Позитивисты выделили следующие познавательные функции науки: описание, объяснение, предсказание, обоснование, рефлексия. По их мнению, наука должна описывать ощущения и предсказывать новые явления, события, процессы. Эффективными средствами описания чувственных данных служат научные понятия, законы и теории.

Научные объяснения считались относительными и подверженными изменениям. Позитивисты критиковали причинные объяснения, сомнения в которых порождались доказательством происхождения наших знаний из ощущений. Очевидно, что позитивистский сенсуализм свидетельствовал об ограниченности научных знаний.

Обстоятельной критике подверглись претензии философии на статус естественной науки, третировалась метафизика и натурфилософия.

Но позитивизм не доводил своей критики до абсурдного вывода о смерти философии, а выдвинул новое понимание философии как незаменимого и неустранимого метода осмысления знаний и языка. Философия для позитивизма – это, прежде всего, логический анализ языка науки.

Эмпиризм позитивистов порождал их скептическое отношение к возможности создания полноценной научной теории Вселенной, хотя они и не отрицали познавательной ценности мировоззрения.

Позитивисты отмечали, что традиционные религии не соответствуют требованиям методологии науки, а есть лишь продукты человеческой фантазии.

Подчеркивая большое практическое значение науки, ее огромные возможности в создании новой техники и технологии, в управлении социальными процессами, позитивизм активно занимался пропагандой новейших достижений науки и техники.

Отстаивая ценности демократического общества, позитивизм признавал социальное значение искусства как сферы свободного творчества и средства выражения личных переживаний, настроений, мыслей.

Огюст Конт (1798 – 1857) в работе «Курс позитивной философии» уделил большое внимание анализу закона о трех стадиях эволюции человеческого сознания: религиозной, метафизической и научной.

Конт утверждал, что в конечном счете именно этот закон определяет направление социального развития. На первой стадии все факты объясняются с помощью представлений и понятий о божественном, сверхъестественном. На второй стадии явления объясняются с помощью абстрактных сущностей, имеющих спекулятивный характер. На третьей стадии наука непрерывно развивается. Она постепенно преодолевает иллюзорность религии и спекулятивность метафизики.

Основные задачи научного познания: вырабатывать сокращенные описания и делать утилитарные предсказания. Конт предлагал на третьей стадии отказаться от абсолютизма знания и обосновывал тезис об относительности научных истин. Он критиковал научные объяснения и рекомендовал исключить из науки принцип причинности.

Конт сомневался в возможности создания научной космологической теории, хотя и признавал истинность ряда мировоззренческих умозаключений (о существовании мира, звезд, Солнечной системы и т.п.).

Конт думал, что в научном познании эффективными средствами описания и объяснения служат законы, которые суть индуктивные обобщения опытных данных. Конт считал, что наука незаменима и имеет огромное практическое значение.

В работе «Система позитивной политики» (1851 – 1854) Конт отдает предпочтение эволюционному пути развития общества на основе развивающихся научных и технических знаний. Эффективным средством сглаживания социальных противоречий и примирения антагонистических интересов Конт считал предлагаемую им новую религию, выражающую компромиссную модель солидарности, в которой культ бога заменен культом абстрактного социального идеала свободы. Сторонник либерализма.

Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) в сочинении «Система логики силлогистической и индуктивной» обосновывал опытное происхождение знаний. Он считал, что индуктивная логика обобщения опытных данных есть общая методология всех наук.

Будучи сторонником сенсуализма, Милль критиковал априоризм. Мир дан человеку в его ощущениях. Материя есть постоянная возможность ощущения, сознание – постоянная возможность переживания.

Милль во многих своих работах выступал в защиту свободы, демократии, против всех форм экономического, политического и духовного деспотизма. Он последовательный сторонник умеренного либерализма, парламентаризма, реформизма.

Милль в этике обосновывает опытное происхождение моральных норм, идеалов, ценностей, чувств индивида. В сочинении «Утилитаризм» он отстаивает идею всеобщего счастья. Критиковал эгоизм и индивидуализм. Люди должны учитывать интересы друг друга.

Милля считают идеологом британского либерализма.

Герберт Спенсер (1820 – 1903) в сочинении «Система синтетической философии» выступил с критикой познавательных способностей человека.

Наука как наиболее совершенный вид познания описывает ограниченный опыт человека и не дает полного объяснения природы познаваемых явлений. Исходя из идеи всеобщей эволюции, Спенсер в работе «Основания социологии» создал биологизированную теорию развития общества, в которой история изображалась как борьба за выживание.

По его мнению, наиболее долгоживущими оказались общества с развитой социальной структурой. Революции – это "болезни" общества, приводящие социальную систему к равновесию. В этом состоянии все элементы системы выполняют свои социальные функции, порожденные сложившейся практикой разделения труда.

Спенсер доказывал, что социальная эволюция направлена к состоянию, гармонично сочетающему потребности научно-технического прогресса с интересами духовного развития личности.

В этике Спенсер защищал единство утилитаризма и гедонизма. Нравственно то, что полезно для общества и вызывает чувство удовольствия. Этика служит основанием для его политического либерализма.

Неопозитивизм приобрел популярность в начале 20 века в Западной Европе и США. Неопозитивисты концентрируют свое внимание на проблемах философии науки. Ими проводятся обширные исследования по проблемам оснований математики (Рассел, Витгенштейн), физики (Мах, Карнап, Рейхенбах), этики (Мур).

В неопозитивизме разворачивается острая дискуссия о соотношении теоретического и эмпирического знания в науке. Например, Мах определил теоретические понятия как конструкты субъекта, описывающие ощущения. Но при этом отрицал наличие у теоретических конструктов материальных референтов. Исходя из принципа экономии мышления, Мах отрицал реальное существование атомов и элементарных частиц.

Неопозитивизм отвергал возможность философии быть теоретическим мировоззрением, противопоставляя философию и естествознание. Философия есть метод логического и лингвистического анализа языка.

Неопозитивисты пытались выделить первичные эмпирические высказывания в языке науки. Рассматривая философию как важнейшее средство осмысления опыта, неопозитивизм проделал скрупулезный логический анализ смысла многих научных терминов и утверждений.

Венский кружок сложился под влиянием М. Шлика. Его участники – О. Нейрат, Р. Карнап, Ф. Франк, К. Гедель, Х. Рейхенбах. Важнейшим гносеологическим принципом признавали верифицируемость (опытную проверяемость) знания.

Лингвистическая философия подвергла критике традиционные философские проблемы, объявив их псевдопроблемами. Цель философии состоит в прояснении смысла языка – слов, словосочетаний, предложений.

Хотя европейские неопозитивисты выступали с критикой метафизики, натурфилософии, диалектики, в их философских рассуждениях использовались в положительном аспекте понятия движения, изменения, развития, системы, закона и т. п.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 590 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...