Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия истории (историософия)



Как отмечалось выше, отечественная философская мысль никогда не была «чистым познанием», «бессердечным» теоретическим постижением истины. Истина в русской философии всегда соотносилась с категорией «Правда», несущей в своем содержании нравственно-эстетический аспект. Русская философия истории связана с духовными традициями России; понятие «историософия» включает в свое содержание идею софийности исторического процесса.

Предмет историософии составляют вопросы о «смысле истории», и «ее конце», направленности и структурированности исторического процесса.

В отечественной философии представлены разнообразные варианты осмысления истории, но основными являются три парадигмы:

История как циклический процесс развития локальных цивилизаций (культурно-исторических типов). Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев. Эти мыслители XIX века отвергали гегелевское деление истории на древнюю, среднюю и новую. По их мнению, нет общей для всех народов единой цивилизации, а существует развитие отдельных цивилизаций (культурно-исторических типов). Культура, по Данилевскому, всегда национально своеобразна. В XX веке эта теория оказала заметное влияние на взгляды О. Шпенглера, А. Тойнби, Л.Н. Гумилева.

История как линейный процесс прогрессивного развития. П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, русские марксисты. Идея прогресса позволяла понять историю как движение человечества не только от прошлого к настоящему, но и от настоящего к будущему. Цель этой концепции – объяснить историю без обращения к религии и определить философию истории «на научной почве».

История как процесс развития Богочеловечества, в результате которого происходит созидание «совершенного строя на земле – Царства Божия». П.Я. Чаадаев, Вл. Соловьев, А.С. Хомяков, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Л.П. Красавин, Н.А. Бердяев.

С точки зрения однолинейного понимания истории человечество едино в своих истоках и сущности, поэтому развитие истории – единый процесс и идет от простого к сложному. Логика всемирной истории при таком подходе определяется по образцу западной цивилизации: гегелевская схема «древность – средневековье – новое время», теория общественно-экономических формаций К. Маркса, трехстадийная теория О. Конта. Тем самым западная цивилизация объявляется общечеловеческой, т.е. обязательной как эталон для всех других народов.

Отечественные православные мыслители утверждали, что линейно-причинное, рациональное объяснение человеческой истории недостаточно для ее понимания. Без религии и духовности, приняв за критерий прогресса счастье будущих поколений, эта теория неизбежно приносит ему в жертву судьбы живущих поколений и оправдывает исторический беспредел по отношению к уходящим поколениям (наглядный пример этого – обе революции 1917 и 1991 гг. в России).

Русские религиозные философы видели смысл истории в выходе эмпирического человека (греховного по своей природе) к Богу. Соединение человека с Богом – процесс возникновения Богочеловечества. Тем самым социально-культурный процесс осмысливается не с точки зрения «прогресса», но с позиции нарастания в нем духовно-нравственных ценностей. Процесс развития природного человека к идеальному человечеству, к построению Царства Божьего на земле Вл. Соловьев называет Богочеловеческим.

Отказ от духовных ценностей в социальной жизни грозит гибелью всему человечеству. Это пророчество полностью оправдалось. Спасти мир от катастрофы в наше время невозможно без обращения к традиционным духовным ценностям, которые преобразуют бытие, если каждый индивид станет духовным существом, способным противостоять отчуждающим влияниям техногенной цивилизации.

Не случайно О. Шпенглер утверждал, что XXI век будет принадлежать христианству Ф.М. Достоевского.

Литература для дополнительного чтения

Антология мировой философии: В 4-х т. Т. 4. – М.: Мысль, 1972. – С. 57 – 487.

Бушуева, Н.А. Русская философия XI – XVIII веков: Учеб. пособие /Н.А. Бушуева. – Вологда: ВоПИ, 1997. – 121 с.

Бушуева, Н.А. Русская философия XIX – XX веков: Учеб. пособие /Н.А. Бушуева. – Вологда: ВоПИ, 1995. – 177 с.

История русской философии: Учебник для вузов. – М.: Республика, 2001. – 639 с.

Русская философия: Имена, Учения, Тексты: Сб. /Сост. Н.В. Солнцев. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 496 с.

Лосский, Н.О. История русской философии: Пер. с англ. /Н.О. Лосский. – М.: Высш. шк., 1991. – 559 с.

Новиков, А.И. История русской философии X – XX веков. /А.И. Новиков. – СПб.: ЛАНЬ, 1998. – 320 с.

Русские философы (конец XIX – середина ХХ века): Антология в 2-х ч. – М.: Изд-во Инж. Палата, 1994. – Ч. 1. – 368 с., Ч. 2. – 424 с.

Русская философия: Словарь /Под. общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Республика, 1995. – 655 с.

Философы России XIX – XX столетий. Биографии, идеи, труды. – М.: Книга и бизнес, 1995. – 750 с.

Контрольные вопросы и задания

Когда возникла русская философия? Назовите имена первых русских философов.

Какие этапы прошла в своем развитии русская философия?

Чем отличается отечественная философская мысль от западной и восточной?

В чем состоит различие философских оснований православной, католической и протестантской версий христианства?

Возможен ли, по Вашему мнению, синтез науки, религии и философии?

Какое содержание включает в себя термин «Русская идея»?

Назовите причины распространения марксизма в России?

Что означает высказывание Ф.М. Достоевского: «Если Бога нет, то все позволено»?

Назовите главные идеи русской духовности.

В чем суть учения о «цельном знании»?





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 605 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...