Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Речь. Речевая деятельность



Речь – реализация языка в общении. Под речью часто понимают как процесс говорения, так и результат этого же процесса (устные и письменные речевые высказывания, произведения).

Речь лежит в основе речевой деятельности человека, которая представляет собой совокупность психофизиологических работ человеческого организма, обеспечивающих построение речевых высказываний (говорение – слушание, чтение – письмо, восприятие – понимание).

Речь является не только способом выражения мысли, но и способом ее формирования. Способ формирования и фор­мулирования мысли посредством языка у каждого человека в процессе общения индивидуален. Однако все индивиду­альные особенности находятся в пределах трех способов, которыми пользуется человек, говоря (себе или другому, присутствующему или отсутствующему в данный момент). Соответственно, выделяются и формы речи: внутренняя и внешняя речь, устная и письменная, формы которой реали­зуются внутри речевой деятельности.

У каждого человека, будь он монолингв, билингв или по­лиглот, есть две речи как органические составляющие ра­зумности: речь внешняя (экзофазия) и речь внутренняя (эндофазия). Обе речи не исчерпываются заключенным в них языком, а содержат немало экстралингвистических ком­понентов: обе, начиная со своего становления в онтогенезе, напрямую обращены к мышлению и работают на него; обе равно необходимы ему для адекватной ориентировки в окру­жающей действительности; наконец, обе наделяют чело­веческое мышление способностью не только отражать дей­ствительность, но и самому отражаться действительностью в деяниях человека.

Взаимообусловливающие друг друга и никогда одна без другой не возникающие, они делят между собой оборотные стороны языка. Его «телесность», т.е. знаковость, уходит своими корнями во внешнюю речь; его «бестелесность», то есть значения, - во внутреннюю речь. Роль обеих в мышлении и в психике в целом различна.

Внешняя речь, предназначенная для других и исполь­зуемая при общении с ними, - это открытое поведение, на­блюдаемое со стороны. Нацеленная на других, она всегда сообщается, всегда адресуется вовне и предполагает непо­средственное ее восприятие другими, чтобы быть понятной. Внутренняя же речь, предназначенная для себя и исполь­зуемая для обработки и поиска информации, - это закрытое поведение, протекающее интроспективно и не рассчитанное на посторонних. Прямого доступа другим к ней нет. Не вы­носимая в сферу общения, она не предполагает обязательного оглашения, она, как говорят психологи, аутотентична. Причем, в противоположность внешней речи, внутренняя речь дает о себе знать и в период общения, и в период уеди­нения, когда нет актуальной необходимости заботиться о до­стижении понимания другими.

Внутренняя речь выделяется как самостоятельный спе­цифический способ формирования мысли, осуществля­ющийся без ее выражения, устного или письменного. Определяющие ее процессы могут осуществляться как сред­ствами языка, так и средствами предметно-схемного, внут­реннего, индивидуального кода, являющегося высшей формой абстракции вербального мышления. Л.С. Выготский указывал на то, что внутренняя речь имеет особое строение и функции, отличаясь как от мысли, так и от внешней речи. Основной особенностью внутренней речи является ее предикативность. Человек, использующий внутреннюю речь в процессе решения задач, знает, какая задача стоит перед ним. Это позволяет опускать все то, что называет задачу. Остается лишь то, что необходимо сделать, т.е. указание, какими должны быть последующие действия. Эту особенность внутренней речи и называют предикативностью, подчеркивая, что важно не назвать предмет речи, а что-то сообщить о нем. Второй признак внутренней речи - ее свернутость, сокращенность и грамматическая аморфность. После того как мысль в предикативном и свернутом виде оформилась во внутренней речи, наступает этап ее кодирования, т.е. речевого оформления.

Проблема внутренней речи относится к числу наиболее сложных и все еще недостаточно изученных. Исследования Н.И. Жинкина доказали, что внутренняя речь протекает со значительно большей скоростью, чем внешняя. Работы П.Я. Гальперина определили место внутренней речи в организации сложных видов интеллектуальной деятельности, которые ученый назвал «умственными действиями». А. Р. Лурия раскрыл регулирующую функцию внутренней речи, т.е. то, что с ее помощью человек планирует и корректирует свои последовательные действия.

Во внутренней речи происходит радикальное переструктурирование внешней речи, из которой она формируется. У внутренней речи собственная система рабочих единиц, отличных от единиц мышления (понятий) и единиц внешней речи (слов). Это - образ вещей как объектов познания действительности, вытесняющий собой все на­циональные особенности лексики и грамматики, поскольку образ не артикулируется, он лишь мыслится и вообража­ется. Убедительной иллюстрацией образной природы внут­ренней речи служит такая интеллектуальная деятельность, как игра в шахматы. На международных шахматных турнирах порой складывается, казалось бы, лингвистически безвыходная ситуация: и соперники не знают языка друг друга, и арбитр не владеет языком ни одного из игроков, и многие из болельщиков, наблюдающие за игрой по телеви­зору, не говорят ни на языке игроков, ни на языке судьи, тем не менее все прекрасно понимают происходящее. Как из­вестно, наиболее опытные шахматисты способны играть во­обще «вслепую», не видя перед собой шахматной доски, не притрагиваясь к шахматам руками, а переставляя их в уме. При этом противники мысленно представляют себе не на­звания шахматных фигур и их ходов, которые в разных языках разные, а - сами шахматные фигуры и их возмож­ные комбинации.

Внутренняя речь не приурочена ни к конкретному место­нахождению человека, ни к конкретному времени. Она не до­жидается непосредственного воздействия извне, не требует для себя внешнего возбудителя, прямых и косвенных дока­зательств чему более чем достаточно: оглохшие музыканты, ослепшие скульпторы, обездвиженные тренеры, обезумев­шие от горя родители погибших детей, которые продолжают заботиться о ребенке, словно он жив и присутствует в доме, мнимая, но субъективно переживаемая как подлинная бере­менность, «зачатая» в результате самовнушения, «бред двой­ника» при сыпном тифе, когда больной стремится избавиться от своего якобы второго тела, которое кажется ему вне соб­ственного тела, яркие галлюцинации при ряде психических расстройств как ирреальный плод их нездорового воображе­ния, когда больные «ясно» слышат голоса и живо реагируют на них как на реалии, и многое другое.

В противоположность внешней речи с ее сиюминутной причастностью к происходящему, внутренняя речь не имеет ситуативной привязки и не может быть регламентирована. Внутренняя речь не испытывает, как внешняя, перерывов, у нее не бывает часов отдыха, она всегда в работе.

Таким образом, внутреннюю речь нельзя рассматривать как беззвучный аналог внешней речи. Она отличается су­щественными особенностями своего строения. Внутренняя речь ситуативна, т.е. всегда связана с определенной ситуа­цией, определенными условиями, ее вызывающими. Этим и объясняются ее фрагментарность, сжатость, устранение ряда элементов. Наряду со словами во внутренней речи могут быть использованы образы и схемы, т.е. предмет речи может быть не назван, а представлен себе в виде его образа, часто в виде образа-схемы.

Внешняя речь существует в двух формах: устной и пись­менной. Основным вопросом исследования этих форм речи является вопрос о том, как в каждой из них соотносятся языковые и внеязыковые элементы и каковы те грамматические формы и синтаксические структуры, которые различают их. Речевое общение осуществляется во времени и пространстве. Устная форма речи определяется временем, письменная речь - пространством. Пространство статично - значит письменная речь статична. Звуки речи, реализуясь во вре­мени, динамичны, следовательно, устная речь динамична.

Устная речь

1. Говорящий и слушающий не только слышат, но и часто видят друг друга.

2. Во многих случаях зависит от реакции слушателей, может из­меняться в зависимости от неё.

3. Рассчитана на слуховое вос­приятие. Устное высказывание может быть буквально воспро­изведено только при нали­чии специальных технических средств.

4. Говорящий говорит «набело», исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи.

Письменная речь

1. Пишущий (как правило) не видит и не слышит того, кому предназначена его речь. Он может лишь мысленно предста­вить себе читателя.

2. Не зависит от реакции адре­сата.

3. Рассчитана на зрительное восприятие. Читатель может повторно перечитывать текст столько раз, сколько ему потребуется.

4. Пишущий может неодно­кратно возвращаться к напи­санному, совершенствовать его многократно.

Устная речь создается в момент говорения, следова­тельно, это обязательно импровизация (если это не чтение вслух или наизусть). Устная речь создаётся в процессе акта коммуникации, поэтому основным ее признаком является неподготовленность.

Устной речи свойственна прерывистость (наличие непроизвольных, достаточно длительных пауз между сло­вами, словосочетаниями, предложениями, а также пов­торение отдельных слов, слогов, звуков, растягивание не-которых звуков (например, [э]), наличие выражений типа «Как сказать»).

Также для устной речи, создаваемой в момент говорения, характерны избыточность и лаконизм высказывания, кото­рые на первый взгляд могут оказаться взаимоисключаю­щими друг друга. Избыточность - это прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей, когда используются близкие по значению слова, другие, соотноси­мые по содержанию конструкции, что объясняется усло­виями создания устного ответа, стремлением донести до слушателей определенную информацию. Лаконизм - это краткость, использование в целях передачи информации ми­мики, жестов, пантомимики, интонации.

Письменная речь - это речь без непосредственного собе­седника, ее мотив и замысел полностью определяются пи­шущим. Поэтому весь процесс контроля над письменным высказыванием остается в пределах деятельности пишущего, без коррекции со стороны читателя. Вся информация, выра­жаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматиче­ских средств языка, т.к. она не имеет почти никаких внеязыковых дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знания адресатом ситуации общения, ни ре­чевого контакта, не располагает невербальными средствами. Поэтому письменная речь включает в свой со­став ряд уровней: подбор слов, усилительных частиц, сознательные операции в рам­ках синтаксиса и др.

Таким образом, письменная речь характеризуется прежде всего подготовленностью, сознательным выбором средств выражения мысли. Она выступает аппаратом члене­ния и осознания строя языка, играя существенную роль в развитии внутренней речи.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 784 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...