Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел IV. Социальная жизнь 7 страница



«Человек вкладывает в историю свою творческую силу и делает это с энтузиазмом. История же не хочет знать человека, пользуется им как материалом для нечеловеческого строительства, имеет свою нечелове­ческую и античеловеческую мораль. И история есть жестокая борьба людей, классов, наций и государств, вероисповеданий и идеологий. Она движется ненавистью, и с остротой ненависти связаны наиболее дина­мические ее моменты. Эта безумная борьба ведется людьми во имя ис­торических целей, но она жестоко ранит человеческую личность, при­чиняя ей непомерные страдания. В сущности, история делалась, как преступление. И вместе с тем мы не можем сбросить с себя тысячелет­нюю историю, не можем перестать быть историческими существами. Это был бы слишком легкий выход. Но нельзя видеть в истории про­грессивное торжество разума. Герой «Записок из подполья» у Достоев­ского говорит: «однообразно: дерутся да дерутся, и теперь дерутся, и прежде дрались, — согласитесь, что это даже уж слишком однообразно. Одним словом, все можно сказать о всемирной истории, все, что только самому расстроенному воображению может в голову прийти. Одно только нельзя сказать, — что благоразумно». С этим связана основная тема Достоевского: о своеволии человека и мировой гармонии. Своево­лие человек ставит выше благополучия. Человека терзает воля к могу­ществу и к принудительному мировому единству. Человек терзает себя и других иллюзорными целями исторической мощи и величия. Образование и разрушение царств — одна из главных целей истории. Об этом говорится в первой книге философии истории — в книге Даниила, — и там прозревается судьба царств. Все могущественные и великие царст­ва, во имя создания которых принесены неисчислимые человеческие жертвы, обречены на гибель и погибли. Погибли все древние восточные империи, погибла империя Александра Македонского, который знал об этом в час своей смерти, погибла Римская империя, погибла Византий­ская империя, рухнули все теократии, и мы присутствовали при гибели Российской империи. И так же погибнут все империи, которые будут созданы. Царство кесаря и слава его быстро проходят. История предпо­лагает свободу человека. Детерминизм природы (учение о том, что все в мире подчиненно определенным материальным причинам — В.Г.) не может быть перенесен на историю. Это глубоко понимал Достоевский, глубже всех. История предполагает свободу человека, и она отрицает и попирает свободу человека, почти не дает ему свободно передохнуть. Трагедия и мука истории суть прежде всего трагедия и мука времени. История имеет смысл только потому, что она кончится... Прогресс, ко­торый имеет обыкновение жертвовать всяким живущим человеческим поколением и всякой живущей человеческой личностью во имя гряду­щего совершенства, которое превращается в вампира, приемлем лишь в том случае, если будет конец истории, и в этом конце результатами ис­тории воспользуются все прошлые поколения, всякая человеческая лич­ность, жившая на земле. Исторический пессимизм в значительной сте­пени прав, исторический оптимизм не имеет эмпирических (здесь: фак­тических — В.Г.) оснований».(Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики// Царство духа и царство кесаря, С. 264-265).

Имеет ли история какой-нибудь смысл?

«...Я на поставленный вопрос отвечаю: «История смысла не имеет»...

Как большинство людей используют термин «история»? (Я имею в виду то понимание термина «история», когда говорят, например, о книге по истории Европы, а не то, когда говорят, что это — история Европы). Люди знакомятся с таким пониманием истории в школе и в университете. Они читают книги по истории, они узнают, что понимается в таких книгах под именем «мировой истории» или «истории человечества», и привыкают смотреть на историю как на более или менее определенные серии фактов, веря, что эти факты и составляют историю человечества.

Однако мы уже видели, что область фактов бесконечно богата, и здесь необходим отбор. В соответствии с нашими интересами мы могли бы, например, написать историю искусства, языка, традиций принятия пищи или даже историю сыпного тифа (как это сделал, к примеру, Г. Цинсер в книге «Крысы, вши и история» («Rats, Lice and History»). Разумеется, ни одна из таких историй, как и все они вместе взятые, не является историей человечества. И поэтому люди, говоря об истории человечества, имеют в виду историю Египетской, Вавилонской, Пер­сидской, Македонской и Римской империй и т.д. — вплоть до наших дней. Другими словами, они говорят об истории человечества, однако на самом деле то, что они в основном имеют в виду и изучают в школе, представляет собой историю политической власти.

На мой взгляд, единой истории человечества нет, а есть лишь бес­конечное множество историй, связанных с разными аспектами челове­ческой жизни, и среди них — история политической власти. Ее обычно возводят в ранг мировой истории, но я утверждаю, что это оскорбитель­но для любой серьезной концепции развития человечества.... поскольку история политической власти есть не что иное, как история между­народных преступлений и массовых убийств (включая, правда, некото­рые попытки их пресечения). Такой истории обучают в школах и при этом превозносят как ее героев некоторых величайших преступников.

Действительно ли не существует всеобщей истории как реальной истории человечества? Скорее всего — нет. Я полагаю, таков должен быть ответ на этот вопрос каждого гуманиста и особенно каждого хри­стианина. Реальной историей человечества, если бы таковая была, должна была бы быть история всех людей, а значит — история всех че­ловеческих надежд, борений и страданий, ибо ни один человек не более значим, чем любой другой. Ясно, что такая реальная история не может быть написана. Мы должны от чего-то абстрагироваться, должны чем-то пренебрегать, осуществлять отбор. Тем самым мы приходим к мно­жеству историй и среди них — к истории международных преступлений и массовых убийств, которая обычно и объявляется историей человечества.

Почему же из всего множества различных историй выбирается именно история политической власти, а не история, скажем, религии или поэзии? Для этого есть разные причины. Одна состоит в том, что власть воздействует на всех нас, а поэзия лишь на немногих. Другая причина заключается в том, что люди склонны боготворить власть. Вне всяких сомнений, обожествление власти — один из худших видов чело­веческого идолопоклонства, пережиток времен угнетения и рабства. Обожествление власти порождено страхом — эмоцией, которую спра­ведливо презирают. Третьей причиной превращения политической вла­сти в ядро «истории» является то, что люди, обладающие властью, как правило, хотят того, чтобы их боготворили, и это им вполне удается — многие историки писали под надзором императоров, генералов и дикта­торов Жизнь отдельного, забытого, неизвестного человека, его горести, радости, его страдание и смерть — вот реальное содержание человече­ского опыта на протяжении веков. Если бы об этом могла рассказать история, я, конечно не утверждал бы, что видеть в ней перст божий — это богохульство. Однако такой истории нет и быть не может. Наша история великих и всемогущих есть — в лучшем случае — пустая ко­медия. Это опера-буфф о силах, существующих вне реальности (срав­нимая с гомеровской оперой-буфф о силах Олимпа, стоящих за кулиса­ми человеческой борьбы). Один из наших самых плохих инстинктов — идолопоклонническое боготворение власти, приводит нас к вере в ре­альность подобной истории. И в такой, даже не сотворенной, а сфабри­кованной человеком «истории» некоторые христиане смеют видеть руку Бога! Они полагают, что понимают и знают, чего Он желает, когда при­писывают Ему свои ничтожные исторические интерпретации!»

(К. Поппер. Открытое общество и его враги. М., 1992.Т.2. С. 311-314).

Поговорим о прочитанном:

1. Согласны ли вы с К. Поппером в том, что история, которую вы изу­чали — это в основном история политической власти? Знаете ли вы историю своего края, своего города, своей деревни, своей улицы? До какого поколения вы знаете историю собственной семьи? Много ли найдется сейчас людей, которые знают, чем занимался их прапрадед?

2. Законы природы отменить нельзя, они будут действовать всегда. А законы общества? И можно ли вообще говорить о законах примени­тельно к обществу? О. Шпенглер, например, говорил, что в обществе действует не закон, а судьба. Прав ли он, и если да, то чем судьба от­личается от закона?

3. Может быть, над Россией довлеет судьба, рок? Ведь Россия всегда выбирает наихудший, самый трудный и тяжелый вариант своего раз­вития: могли победить декабристы, были у них шансы — не победи­ли; могли освободить в 1861 г. крестьян с землей — освободили без земли; могли выбрать американский фермерский путь — не выбрали; могли остановиться на февральской буржуазной революции — не ос­тановились; могли в генеральные секретари выбрать С. Кирова —выбрали И. Сталина и т.д. Может быть, действительно никакие зако­ны общественного развития, если они и существуют, к России неприменимы? В философии истории спорят о том, кто делает историю — народ или герои, народные массы или великие личности, в крайнем случае ак­тивное меньшинство, которое заражает всех своей энергией, ведет за собой общество. Какая точка зрения кажется вам правильной?

4. Французские историки утверждают, что Наполеон выиграл Бородинское сражение, а русские — что Кутузов. А как было на самом деле? В рус­ском языке, в отличие от немецкого, употребляется одно слово «исто­рия» — и для обозначения науки, и для того, что было на самом деле. Но, может быть, никакого «на самом деле» и нет? Ведь все, что мы зна­ем об этих событиях, нам рассказали сами историки. Может быть, пра­вильнее сказать, что сколько историков — столько и историй?

5. В чем, по вашему мнению, заключается «вызов», который предъявля­ет сейчас России история? И что в первую очередь нам делать, чтобы достойно ответить на этот вызов?

6. Западники и славянофилы есть и сейчас. Одни считают, что Россия
должна идти своим путем, что Запад нам не указ, что «умом Россию не понять». А другие — что чем скорее мы внедрим в России запад­ные формы экономики и жизни, которые уже доказали свою эффек­тивность на Западе, тем быстрее заживем нормальной жизнью. Какая из точек зрения кажется вам правильной? Или возможно как-то со­вместить эти крайности?

8. Есть ли все-таки в истории прогресс, увеличивается ли степень сво­боды людей, больше ли становится людей счастливых, здоровых и обеспеченных, становится ли человечество в массе своей умнее? Или же человеческая история — бесконечная повторяемость, смена побед и поражений, достижений и провалов, рабства и свободы, гениальных достижений и непроходимой глупости? И прав был Екклесиаст, когда говорил: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем»?

Заключение. ВОСТОРЖЕСТВУЕТ ЛИ РАЗУМ?

Прочтя эту книгу, вы могли убедиться, что философия — очень по­лезная для каждого область человеческой культуры, и в то же время — очень вредная. В конце 1849 г. Николай I обязал управляющего Мини­стерством народного просвещения «представить свои соображения о том, полезно ли преподавание философии при настоящем предосуди­тельном развитии этой науки германскими учеными и г.р. следует ли принять меры к ограждению нашего юношества, получающего образо­вание в высших учебных заведениях, от обольстительного мудрствова­ния новейших философских систем». В 1850-х во всех университетах России были закрыты философские факультеты и кафедры.

Николай I совершенно прав — философия абсолютно бесполезная наука там, где речь идет о чисто практических интересах: как устроить­ся в жизни, как прокормить семью, как сделать карьеру, или даже: как содействовать экономическому подъему страны или как сделать всех ее граждан послушными и добропорядочными.

И философия, конечно, вредна, так как учит во всем сомневаться, ничему не верить, не проверив и не доказав себе самому; не верить го­сударству, общепринятым ценностям, обещаниям счастливого будуще­го или конца света. Философия — сугубо индивидуальное дело и ко всему общему относится подозрительно.

Общество не умрет — я умру, я ведь конечен, мне отпущен краткий миг, и я должен успеть понять и сделать в этом мире что-то, для чего я сюда призван. Ни общество, ни класс, ни партия, ни государство за меня понимать не будут и искать мое незаместимое никем больше место тоже не будут.

Вообще любая человеческая жизнь проникнута ужасом — ужасом невытекания моей судьбы, моей жизни ни из чего. Никакие предвари­тельные условия: образование, характер, материальное благополучие, режим в стране — никак не определяют мою жизнь окончательно. При любых благоприятных условиях я могу не состояться как человек, вы­расти негодяем. Или просто заблудиться, запутаться, не найти своей дороги, прожить никчемную и бездарную жизнь.

Чтобы этого не случилось, хорошо иметь своего учителя. Учителя жизни. Но где их взять, таких учителей? Некоторым везло, у них учите­ля были. У Платона был учителем Сократ. К сожалению, современная школа построена не по принципу «учитель — ученики», а по принципу «преподаватель — учащиеся». Школа давно стала источником получе­ния знаний, а не школой жизни.

У некоторых настоящими учителями были их родители. Но все это — счастливые исключения. И тем не менее у нас, конечно, есть возможность учиться у великих учителей, не непосредственно, а читая их книги, изучая философию. Не учебники по философии, а книги великих философов, которые учат думать, учат развивать свой разум.

Разум — главный дар человеку, небесный дар. Разум, во-первых, всегда пытается познать то, что сейчас человеку познать нельзя, невозможно, но человек все равно будет снова и снова пытаться заглянуть в кромешную мглу неизвестного, заглянуть за горизонт, за край имеющихся знаний. Разум, во-вторых, позволяет подняться над природной закономерностью, над фактом, позволяет открыть в человеке другую природу — свободную и творческую. Это высшая цель разума.

Разум всегда пытается дойти до конца, до максимальной идеи: до абсолютно чистой воды, абсолютно чистого воздуха, абсолютной нравственности — то есть до тех вещей, которые в природе не встречаются, но должны быть. Ни один человек не живет всегда и постоянно по законам совести, но это не значит, что абсолютная нравственность — химера. Это идея разума, без которой вообще невозможна никакая совместная человеческая жизнь.

Разум оперирует идеями, а идея всегда больше того, что в данный момент чувствуется или мыслится. Идея раздвигает границы чувств, границы интеллекта. Идея как бы поднимает человека на такую высоту, с которой видно больше, чем видит глаз, поднимает в атмосферу духовности.

Человек в любой области познания, говорил Кант, стремится дойти до идеи, стремится к максимуму понятого, к максимуму поступка. Жизнь в мире идей, философствование — это держание себя на пределе возможного для человека.

Философствовать — значит пытаться жить интересами чистого разума, без всякой надежды или, лучше сказать, интереса к успеху, карьере, обогащению и т.п. Жить интересами, которые направлены на исследование последних оснований сущности и смысла бытия, сущности и смысла человеческого существования.

Кант считал, что математика, естествознание, законы, искусства, даже мораль не заполняют душу целиком. В ней все еще остается место, которое намечено для чистого разума. Незаполненность этого места и заставляет заглушать обременяющий взор разума, требующего от нас чего-то такого, что полностью бы отвечало человеческому назначению.

Каждый человек вовсе не обязан быть философом в профессиональном смысле слова, но он обязан быть умным. Обязан сам, всегда и во всем доходить до сути дела, обязан знать самого себя и свое место в мире, чувствовать свою ответственность за все беды и несчастья окружающих. И в этом смысле человек обязан жить, философствуя. Только тогда он и будет соответствовать своему человеческому призванию. Тогда и только тогда в этом мире восторжествует разум.

ЧТО НУЖНО ПРОЧИТАТЬ САМОМУ

Бердяев НА. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. М, Наука. 1990.

Бердяев Н.А.. Человек // О назначении человека. М., Республика. 1993.

ГаспаровМ. Л. Занимательная Греция. М, 1996.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М., Мысль. 1979.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А.. Платон. Аристотель. М., Молодая гвардия. Серия ЖЗЛ. 1993.

Ортега-и-Гассет. X. Что такое философия? // Что такое философия. М., Наука. 1991.

Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., Искусство. 1991.

Паскаль Б. Мысли. М., Изд-во имени Сабашниковых. 1995.

Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., Политиздат. 1992.

Толстой Л.Н. Путь жизни. М., Высшая школа. 1994.

Чаадаев П.Я. Философические письма // Статьи и письма. М., Современник. 1989.

Франк С. Л. Смысл жизни // Духовные основы общества. М., Республика. 1992.

Фромм Э. Искусство любить. М., Педагогика. 1990.

ПРЕДМЕТНО—ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

Августин Блаженный 32, 33 Аполлон 201, 226, 227 Архетип 137, 138-140, 146, 169 Атараксия 25

Демократия 209, 244, 260

Демокрит 16, 17, 24, 128, 143, 158, 182

Диоген Лаэртский 281

Диоген Синопский 19-22, 232, 233

Дионис 226

Достоевский Федор Михайлович 46-48, 57, 62, 104, 150, 229, 273

Бердяев Николай Александрович 48, 57-59,

Бентам Иеремия 214

Бессознательное 133-135

Бредбери Рэй 98

Бубер Мартин 80-82

Бэкон Френсис 36-38

В

Вебер Макс 209

Вейерштрасс Карл 176

Виалар Поль 96

Воображение 75, 128, 157-158, 180, 181, 225, 263

Восприятие 108, 113, 114, 156, 252, 274

Вселенная 4, 69, 77, 84, 132, 168, 170, 174, 178, 180

Высоцкий Владимир Семенович 108

Г

Ганди Мохандас 51

Гегель Георг Вильгельм Фридрих 94, 243, 244

Гераклит 14-16, 133,248

Гейзенберг Вернер 182

Гениальность 112, 195, 196, 199, 200

Герцен Александр Иванович 268, 269

Гете Иоганн Вольфганг 74, 103, 179, 196, 198, 200, 250, 267

Гоббс Томас 208

Гоголь Николай Васильевич 175, 198

Голдинг Уильям 228

Горький Алексей Максимович 62

Гражданское общество 212

Гумилев Лев Николаевич 205, 206, 208

Гурджиев Георгий 87, 88, 97

Д

Движение 14, 177, 178

Декарт Рене 36-38, 128, 148, 167, 191

Западники 266, 267 Зенон Элейский 177 Зло 18, 19,26,47,48

И

Интроверт 93 Истина

- как соответствие понятия и мира 159

- как событие открытости мира 160, 165

К

Камю Альбер 7, 189

Кант Иммануил 5, 38^И, 49, 88, 157, 158, 194, 280

Картина мира 150, 168, 170

Кеплер Иоганн 81, 112, 143, 158

Киники 19-21

Коллективное бессознательное 137-139

Кришнамурти Джидду 116, 117, 233

Культ 117, 226, 236

Культура

- внешняя и внутренняя 231

- и контркультура 232-234

- и природа 224

- и цивилизация 231, 271

- массовая 227, 228

Кьеркегор Серен 43-45

Л

Лао-Цзы 11-13,216,248

Леонтьев Константин Николаевич 74

Локк Джон 148,209

Лосев Алексей Федорович 164, 281

Лунин Михаил Сергеевич 46

Любовь 4, 5, 7, 9, 15, 43, 82, 83, 107-112

М

Мамардашвили Мераб Константинович 82, 83, 215

Мандельштам Осип Эмильевич 231

Маргиналы 211

Маркс Карл 86, 94, 134, 204, 225, 243-246

Миф 88, 133, 136, 189,236

Монтень Мишель 124

Моравиа Альберто 166

Мораль

- просветительская 57

- «стадная» 56

- христианская 56, 57

Моральный закон 58

Моруа Андре 54

Моуди Раймонд 142

Мышление и язык 152

Н

Нагибин Юрий Маркович 59 Нация 205

Невыразимость 94, 103 Неповторимость 94, 100, 101, 106 Непредопределенность 94, 98 Непротивление злу насилием 49 Несводимость 94 Нигилизм 234, 235

Ницше Фридрих 55-57, 61, 65, 75, 76, 94, 97, 100, 101, 114, 118, 125, 134, 142, 159, 191,226,227,234,235

О

Ортега-и-Гассет Хосе 62, 241, 281 Оруэлл Джордж 216 Основной вопрос философии 6

П

Павлов Иван Петрович 129

Паскаль Блез 77,78.81,115.116,120,182,281

Пессимизм 190. 275

Пестель Павел Иванович 46

Пифагор 13, 14. 143, 148

Платон 18, 23. 24. 29, 112, 147. 156, 157, 182. 191, 214, 248, 279. 281

Понятие 37. 60. 99, 139. 141, 142, 156, 164, 174, 225, 239, 259

Поппер Карл 277

Представление 150-152. 181. 182, 200, 217

Пришвин Михаил Михайлович 1 19, 242

Протагор 17

Психика 86. 134. 136, 138. 140

Пушкин Александр Сергеевич 54, 76, 101, 118, 153, 192,201. 230, 231, 263-265

284 Распутин Валентин Григорьевич 125

Рафаэль Санти 112

Рационализм 157, 267

Реальное образование 116

Религия 4, 5, 7, 31,50, 55, 80, 81, 107, 169, 184,234,244,264,271,272

Ритм 171, 173, 180,231,251

Розанов Василий Васильевич 72, 74, 219, 269-271

Ростоу Уолт 246, 247

Руссо Жан Жак 125

Свет 54, 63, 169, 170, 178, 179, 191, 237

Семья 71, 165, 205, 207, 208, 218

Сенека Луций Анней 26, 30, 64

Сенсуализм 157

Славянофилы 266, 267

Смысл жизни 45, 54, 106, 107, 187-189, 281

Совесть 7, 9, 15, 18, 39, 41, 61, 64, 73, 82, 105, 230

Созерцание 35, 113, 114, 125

Сознание 69, 126, 128, 133, 134, 141, 142

- как поток переживаний 130, 144

-как сфера 141

-и мозг 141, 142

-предметное 130, 131

-самосознание 130, 131, 186,237,274

Сократ 5, 17-19,22,23,27-29,56,58,83, 102, 112, 118,251,279 Соловейчик Симон 109 Соловьев Владимир Сергеевич 108 Сорокин Питирим Александрович 196-198, 260, 261, 281 Стоики 25-27, 89 Суждение 156

Существование подлинное 59, 62 Счастье 4, 29, 34, 42, 47, 52, 63, 104, 107, 114-116, 120, 121, 167

Творчество 59, 102, 107, 111-113, 124, 125, 189, 196, 205, 229

Тойнби Арнольд 254,256-259

Толстой Лев Николаевич 49-51, 54, 153, 207, 228, 281

Топоров Владимир Николаевич 176

Тютчев Федор Иванович 154

Умозаключение 156 Успенский Петр Демьянович 87 Утопия 214

Чаадаев Петр Яковлевич 263-267, 281 Чехов Антон Павлович 24, 63, 102, 231 Чижевский Александр Леонидович 180 Число 14, 138, 175,203,221

Ш

Шекли Роберт 172

Шелдон Уильям 93

Шелер Макс 98, 99

Шестов Лев 72, 73, 80

Шпенглер Освальд 180, 198, 237, 248-254, 272, 274

Шопенгауэр Артур 6, 41, 42, 44, 52, 105, 122, 162, 183, 194, 198, 200

Эйнштейн Альберт 23, 81, 112, 143, 147, 176, 192, 231

Экстраверт 93

СОДЕ Энтропия 178

Эпикур 3, 24, 25, 96, 118

Этика закона 57, 58

Этика творчества 57, 59

Этнос 204-207

ф

Флоренский Павел Александрович 224, 225

Франк Семен Людвигович 67,73, ПО, 143, 144, 164, 165, 185, 186, 188, 191,

Фрейд Зигмунд 133-137, 140

Фромм Эрих 110, 111,221,281

Хайдеггер Мартин 60, 73, 102, 151, 154, 155, 160, 235, 247

Хаксли Олдос 94

Хомяков Алексей Степанович 267, 268

ц

Цвет 162, 178-180

Цивилизация 218, 230, 232, 249, 253, 255-260, 264, 271, 281

Ю

Юнг Карл 93, 136-140, 146, 171, 195,234.235

РЖАНИЕ

Предисловие 3

Введение. Что изучает философия 4

Раздел I. Основные идеи истории мировой философии 10

Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков 10

Глава 1. Философия античного мира 10

Глава 2. Философская мысль Средних веков 31

Тема 1.2. Философия нового и новейшего времени 36

Глава 1. Философия Нового времени 36

Глава 2. Философия XX века 55

Раздел II. Человек-сознание-познание 69

Тема 2.1. Человек как основная проблема философии 69

Глава 1. Происхождение и развитие человека 69

Глава 2. Что из себя представляет человек? 80

Глава 3. Основные характеристики человека 94

Глава 4. Категории человеческого бытия 107

Тема 2.2. Проблема сознания 126

Глава 1. Сознание и человеческая природа 126

Глава 2. Мышление, его истоки и сущность 147

Тема 2.3. Учение о познании 155

Раздел III. Духовная жизнь человека 168

Тема 3.1. Философия и научная картина мира 168

Тема 3.2. Философия и религия 18£

Тема 3.3. Философия искусства 191

Раздел IV. Социальная жизнь 203

Тема 4.1. Человек и общество. Глобальные проблемы современности 203

Тема 4.2. Философия культуры 224

Тема 4.3. Философия истории 242

Заключение. Восторжествует ли разум? 279

Что нужно прочитать самому 281

Предметно-именной указатель

Губин Валерий Дмитриевич

Основы философии

Учебное пособие

Редактор В. В. Нехотин ■, ■:

Корректор О. Н. Кондратьева

Компьютерная верстка С. Ч. Соколовского;

Оформление серии М. Н. Федоровой ■■

Сдано в набор 26.12.2002. Подписано в печать 17.02.2003. Формат 60x90 1/16. Бумага типографская № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 18. Уч.-изд. л. 17,5. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 7038.

ЛР№ 071629 от 20.04.98

Издательский Дом «ФОРУМ»

101831, Москва-Центр, Колпачный пер., 9а

Тел./факс: (095) 925-32-07, 925-39-27

E-mail: [email protected]

ЛР№ 070824 от 21.01.93

Издательский Дом «ИНФРА-М»

127214, Москва, Дмитровское ш., 107

Отпечатано в полном соответствии с качеством

предоставленных диапозитивов в ОАО "Тульская типография"

300600, г. Тула, пр. Ленина, 109.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 376 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.038 с)...