Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Второй период



Философия права средневековья (конец V в. - середина XVII в.). Этот исторический период развития философии права характеризуется деятельностью ряда мыслителей.

Фома Аквинский (1226-1274 гг.) – наиболее крупный авторитетный средневековый представитель католического богословия и схоластики, с чьим именем связано идейное течение томизм (позднее неотомизм) – официальная философская доктрина католической церкви. Суть её – «философия – это служанка богословия».

Его философско-правовые воззрения изложены в трактатах «Сумма теологии», «О правлении государей», а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля.

Проблема права и закона трактуется Фомой Аквинским в контексте христианских представлений о месте и назначении человека в божественном миропорядке, о характере и смысле человеческих действий. Всему придается теологическая окраска с опорой на античных мыслителей. Но, если Аристотель ведет речь о человеке как «политическом существе», то Аквинский представляет его «общественным существом».

Интересны суждения Фомы Аквинского о смысле закона и права. Сущность закона он усматривает в упорядочении человеческой жизни и деятельности под углом зрения блаженства как конечной цели. Закон у него должен являться общим правилом, выражать общее благо всех членов общества, должен устанавливаться всем обществом, быть обнародованным.

Фома классифицирует законы так:

1) вечный закон, который представляет собой всеобщий закон миропорядка, выражающий божественный разум в качестве направляющего начала, абсолютного правила. Он является источником всех других законов;

2) естественный закон, он является проявлением вечного закона и согласно ему вся богосотворённая природа и природные существа (в т.ч. человек), в силу прирожденно присущих им свойств, движутся к реализации целей, обусловленных законом природы;

3) человеческий закон, т.е. положительный закон, снабженный принудительной санкцией против его нарушений. Совершенные и добродетельные люди, отмечает Аквинский, могут обходиться и без человеческого закона, для них достаточно и естественного закона. Но чтобы обезвредить людей порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям, необходимы страх наказания и принуждения;

4) божественный закон, имеется в виду закон (правила исповедания), данный людям в божественном откровении (в ветхом и новом заветах).





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 223 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...