Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Личность, ее сущность и структура



Проблемы человека и личности являются в системе современного социологического знания одними из важнейших. Разумеется у социологии нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем.

Обращаясь к проблеме человека, социология взаимодействует, прежде всего, с другими общественными и гуманитарными науками, что способствует их взаимообогащению. В частности, особенно тесно связана социология с социальной философией, с общей и социальной психологией, педагогикой, политологией, правоведением, историей и экономической наукой. В последние 20 лет все более активно развивается взаимодействие с социоантропологией. Проблема человека – одно из главных звеньев, соединяющих социологию с другими отраслями научного знания и одновременно являются фактором гуманизации и гуманитаризации всей системы научных знаний.

Принимая во внимание объективный процесс интеграции наук, нельзя не учитывать необходимость их разграничения, хотя это связано с рядом трудностей. Особенно если речь идет о разграничении предметов социологии, философии, социальной и общей психологии.

Философия рассматривает бытие человека и общества в широком историко-теоретическом плане, намечая подходы к решению существующих здесь «вечных вопросов». Она исследует смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его развития как биологического (органического) и социального существа – его цели, идеалы и пути их достижения. Философия исходит из невозможности понять развитие общества без выявления сущности личности (и наоборот, разумеется), т.к. в ее диалектике проявляется реальная ткань человеческой истории.

Человек обнаруживает свою сущность в совокупности общественных отношений, образующих тот мир, в котором он живет и действует. Так экономические отношения делают человека рабочим или крестьянином, профессиональные отношения – врачом, учителем, офицером органов внутренних дел, инженером, а брачно-семейные отношения – супругами, родителями, детьми. Все эти отношения преломляются в отдельном человеке и интегрируются в нем как определенная ценность. Иначе говоря, один и тот же человек – и рабочий, и токарь, и супруг, и отец, и русский. Таким образом, богатство личности выступает, как богатство ее действительных отношений. Однако раскрыть их возможно только на основе целого ряда категорий, таких как «человек», «индивид», «индивидуальность», в которых воспроизводится многообразие связей личности и общества.

Понятие «человек» отображает общие черты, свойственные человеческому роду. Оно включает и биологическую, и социальную характеристики. С одной стороны человек – часть природы, а с другой – активно действующий субъект истории. «Индивид» – это отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки целого, нечто, соотносительное с родом Homo sapiens. Понятие «индивидуальность» означает то особенное, неповторимое, самобытное, что отличает этого человека от других, включая как унаследованные, так и выработанные в процессе онтогенеза его физические и психологические особенности. Что же касается понятия «личность», то ее сущность, как «особой личности» соответствует не ее «борода», не кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество» [37].

Таким образом, если рассматривать личность в зеркале социологической теории, то необходимо отметить, прежде всего, что она выступает как совокупность, точнее, система социально-значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, как продукт общественного развития.

Признавая неповторимость, уникальность, незаменимость каждой личности, социология тем не менее делает акцент на изучении социально-типического в ее поведении и деятельности. Именно не индивидуальное, а социальное, общественно значимое качество, встречающееся у многих людей.

Разумеется, что у каждого человека, формируются свои, особые ценности ориентации, мотивы поведения, социальные установки, интересы. Но лишь выявляя среди них типичные, характерные для большинства групп людей можно обнаружить, действие определенных тенденций, наличие закономерностей, что в свою очередь позволяет социологу сделать те или иные умозаключения и дать рекомендации как теоретического, так и практического характера.

Итак, исходным пунктом социологического анализа личности являются, следовательно, не индивидуальные особенности человека, а социальные функции, выполняемые им в рамках той системы, в которую он включен и социальные качества, при этом проявляемые.

Структурный анализ личности предусматривает одну из наиболее сложных задач, как социологии, так и социальной психологии.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией, социологией. Биологическая (органическая) структура личности, разумеется, не может не учитываться социологией, но лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнить всех тех социальных функций, которые присущи здоровому человеку. Больше с социологией связана психологическая структура личности, включающая в себя совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и проч. Здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальные реакции окружающих, сопровождающие деятельность индивида. Однако социальная структура личности не сводится к совокупности психических, по своей сути, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя ограничиться только ее субъективной стороной. Ведь главное в личности, как мы уже неоднократно отмечали, ее социальное качество.

Итак, социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что входит в понятие субъекта деятельности. Анализ структуры личности – без анализа формы и сфер ее деятельности невозможен.

На основании сказанного, в социальной структуре личности можно выделить следующие элементы: Во-первых, способ осуществления в деятельности специальных качеств, проявляющихся в образе, уровне, стиле и качестве жизни и таких видах деятельности как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая. При этом общественно-значимая деятельность индивида по производству материальных и духовных ценностей, должна рассматриваться как центральное, сущностное звено структуры личности, определяющее все ее элементы.

Во-вторых, объективные социальные потребности личности. Личность органическая часть общества. Поэтому в основе структуры лежат общественные потребности. Другими словами, структура личности детерминируется теми объективными закономерностями, которыми определяется развитие человека как общественного существа. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение.

В-третьих, способности к творческой деятельности, знания, навыки. И здесь одним из важнейших моментов является соотношение природного, прирожденного и социального, приобретенного. В существующей системе наследственностью обусловлены свойства нервной системы человека и формирующийся на их основе темперамент. От него зависят диапозоны динамико-энергетической напряженности деятельности, уровень общей активности человека. Следует подчеркнуть, что темперамент, формирующийся на основе свойств нервной системы и конституции человека, может оказывать воздействия на итоговые характеристики, на эффективность всей деятельности, но не влияет на такие сущностные отношения личности, как система ценностей, убеждений человека.

Человек может многое и важно помочь ему развить свои способности. Как известно, одни задатки реализуются, а другие нет, и это зависит не только и не столько от природной предрасположенности, сколько от его интересов и стремления в их реализации. В данном случае, речь идет не о темпераменте, а о способностях, знаниях, умениях, навыках, определяющих результативность того или иного рода деятельности. Не умаляя роли природных задатков в развитии личности, в том числе и врожденных, подчеркнем, что они влияют, прежде всего на такие параметры человеческой деятельности как темп, ритм, скорость, длительность, выносливость, утомляемость, особенности эмоциональных проявлений. В то же время, как показывают исследования последних лет, само содержание деятельности определяется не природными, биологическими задатками, а социальной средой.

В-четвертых, степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности.

В-пятых, нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность.

В-шестых, убеждения – глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека. Они связаны с осознанием личностью своих объективных (существующих независимо от сознания) потребностей, составляющих как бы ядро структуры личности.

Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, хотя и в различной степени. Каждая личность, так или иначе, участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Поэтому социальная структура личности постоянно изменяется. Личность получает новую информацию, новые знания. Эти знания при определенных условиях превращаются в убеждения, а они в свою очередь определяют характер поступков человека.

Одной из главных задач социологии личности, является разработка личностной типологии. При этом социологов особо интересует не сколько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в сумме определенных признаков, присущих определенному множеству. Иначе говоря, проблема состоит в том, чтобы определить черты некой абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данной социальной группы. При таком подходе типическое представляет собой научную абстракцию, которой не всегда можно найти анонс в реальной жизни.

Что же касается конкретных типологий личности, то интересные подходы и решения преимущественно встречаются в западной социологии. Назовем лишь некоторые из них. Так, некоторые исследователи выделяют следующие типы личности, теоретический, экономический, политический, социальный, эстетический и религиозный. При таком подходе за основу берутся преобладающие социальные ориентации. Например, тип политического человека характеризуется поисками самореализации в сфере политики, властных структур и т.д.

Достаточно широко рассмотрены типологии, в которых рассматриваются типы личности в качестве носителей признаков, определенных общностей, классов, социальных групп – рабочих, студентов, военнослужащих.

Немало встречается характеристик национальных типов личности. Скажем, у Н.А.Бердяева мы находим: «В типе русского человека всегда сталкиваются два элемента – первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный, из Византии полученный аскетизм, устремленность к потустороннему миру»[38]. Характеристика далеко не бесспорная, особенно в нынешних условиях, но и она имеет право на существование.

В 40-80-е гг. появилось понятие маргинального «пограничного» типа личности, которая порвала со своей средой, но не смогла адаптироваться в новой. В настоящее время получил определенное распространение мафиозный тип личности, тип «нового русского». Появление ее в значительной степени обусловлено коренной ломкой сложившихся за годы советской власти личностно-типологической структуры общества. Меняется система ценностей, меняются социальные статусы социальных групп и социальных типов личностей. Становление же новой, позитивной личностной типологии идей происходит с большим запозданием и девиациями. Поэтому о складывании новых базисных типов личности можно говорить лишь как о далекой перспективе.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...