Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификация обществ



Теоретически возможны различные подходы к построению типологии обществ. Они различаются между собой по характеру критерия (критериев), который та или иная социологическая парадигма избирает в качестве оснований для классификации. Любая процедура типологизации, как известно, позволяет классифицировать анализируемые объекты, в нашем случае - общества - на основе выделения наиболее существенных, типичных, интегральных признаков. Последние отличают группы обществ друг от друга и в то же время объединяют общества одной и той же группы.

Изучение истории социологической мысли показывает, что прежде всего можно выделить два наиболее общих подхода к выбору критериев типологии обществ.

Первый ориентируется на национально- государственный признак и на этом основании предлагает выделять конкретные общества, получившие свое развитие в отдельных странах в определенные исторические периоды. В рамках этого подхода можно, например, говорить о современном французском, американском, австралийском и т.п. обществах, о российском обществе конца 18 века или 60-х годов 20 века и т.д. Рассматриваемый первый подход чаще применяется в исторической науке, социальной и политической географии, теории международных отношений.

Социология чаще имеет дело с другим подходом к классификации обществ. В его основание положены формулировавшиеся различными социологами по-разному, но в сущности тесно связанные между собой вопросы:

в какую сторону движется общественный прогресс;

какие общества могут считаться менее развитыми, какие – более;

наконец, через какие последовательные фазы прошло общество, прежде чем оно пришло к своему современному состоянию.

Каждый из выдающихся представителей классической социологической мысли искал и находил свои ответы на эти вопросы.

Так социальная динамика родоначальника социологии Огюста Конт, опираясь на знаменитый "закон трех стадий развития человеческого ума" выделяет теологическую, метафизическую и позитивную фазы общественного развития.

Герберт Спенсер разделяет общества военного и промышленного типов. Эмиль Дюркгейм пишет об обществах, основанных на механической и органической солидарности. Фердинанд Теннис строит свою концепцию на разграничении двух типов обществ – допромышленного, традиционного (община – гемайншафт - сельская, крестьянская община) и современного, промышленного (общество - гезельшафт). Эта дихотомия "гемайншафт-гезельшафт" вошла в лексикон современной социологической науки и употребляется без перевода.

Марксизм в основу классификации обществ положил способ производства материальных благ, характер организации производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Для характеристики того или иного исторически определенного типа общества, характеризующего особым типом взаимодействия производительных сил с производственными отношениями, находящимися на определенной стадии развития, К.Маркс ввел понятие общественно-экономической формации. В социологии марксизма общества делятся на 5 общественно-экономических формаций:

* первобытнообщинную;

* рабовладельческую;

* феодальную;

* капиталистическую;

* коммунистическую (включающую социализм как первую фазу).

*

В современной социологии можно считать устоявшейся следующую концепцию типологизации обществ, связанную, с одной стороны, с традицией, восходящей к именам Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера, Ф.Тенниса, а, с другой, работами социальных мыслителей ХХ века – Д.Белла, А.Турена, У.Ростоу, Р.Арона и др.

В целом общество подразделяются на два больших типа - традиционные и современные. Второй тип, в свою очередь, может быть на индустриальное и постиндустриальное (информационное) общество. При использовании в качестве смыслообразующего термина, обозначающего типы современного общества, понятия " индустриальное общество" допустимо говорить о традиционном обществе как об обществе доиндустриальном. Таким образом, схема типологизации обществ в рамках второго (социологического) подхода может быть представлена в следующем виде.

  Общество  
         
Традиционное (доиндустриальное) общество   Современное общество  
         
         
    Индустриальное общество   Постиндустриальное общество

Традиционное общество представляет собой такой способ организации социума, который связан с докапиталистическими экономическими укладами аграрного типа. Для общества данного типа присуща высокая стабильность, устойчивость и воспроизводимость внутренней структуры, особый характер культурно-нормативной регуляции деятельности социальных субъектов, опирающийся на понимаемую.

В сформировавшихся к середине ХХ века исторической социологии и социологии модернизации в качестве традиционных обществ рассматриваются как западные, так и незападные докапиталистические общества. В качестве западного традиционного общества выступает европейский феодализм – структурированная социальная система с достаточно дифференцированным набором слоев, классов, сословий. Незападные традиционные общества могут представляет собой и общинную, и родоплеменную и основанную на азиатском способе производства формы организации социальной жизни.

Как подчеркивает А.Д.Ковалев, существует ряд общих оснований для характеристики всех обозначенных групп обществ как традиционных[8].

К ним относятся:

* сходство отношений собственности: в последнем случае непосредственный производитель имеет доступ к земле только через род или общину, во первом — через феодальную иерархию владетелей. И тот и другой способы, очевидно, противостоит капиталистическому принципу неделимой частной собственности и делают социально невостребованной, невозможной «автономную личность», не имеющую какого-то определенного отношения к земле и свободно распоряжающуюся своим трудом по законам рынка.

* общие особенности функционирования культуры: включающие малоподвижность, инерционность устоявшихся культурных образцов, паттернов поведения, обычаев, трудовых навыков, неиндивидуальный характер творчества, т. п.;

* относительно простое и стабильное разделение труда, тяготеющее к сословному или подобному ему закреплению.

Индустриальное(промышленное) общество – это приходящий на смену традиционному обществу способ организации социальной жизни, новая, более развитая форма социальности, основанная на крупном машинном производстве, коллективной организации труда фабрично-заводского типа, национальной системе хозяйства со свободной торговлей и общим рынком.

Движение от традиционного к индустриальному обществу — это социальный феномен, рассматриваемый западной социологией ХХ века (Д.Белл, У.Ростоу, Р.Арон и др.) как тенденция, соответствующая направленности социального прогресса. Формирование и укрепление индустриального общества связано с такими явлениями, как:

* формирование национальных рынков;

* бурное развитие промышленности, возникновение новых отраслей производства;

* широкое внедрение достижений науки и техники;

* рост городского населения;

* увеличение доли квалифицированного труда, изменение структуры занятости;

* отказ от внеэкономического принуждения к труду;

* распад традиционных наследственных привилегий;

* формирование гражданского общества, опирающегося на равные гражданские права;

* демократизация общественно-политической жизни.

В индустриальном обществе жесткие сословные, кастовые и т.п. структуры, упорядочивающие общество по традиционному принципу, разрушаются, развивается социальная мобильность, растет доступность образования. В результате формируются предпосылки для уравнивания возможностей индивидов из различных социальных страт и резкого роста предпринимательской активности. Важная тенденция развития современного индустриального общества — это постепенная замена определяющих всю дальнейшую социальную динамику индивида «внешних» социальных неравенств ("по происхождению, крови, роду") на «внутренние неравенства» (по таланту, способностям и т.п.).

Существенным элементом перехода от традиционного к индустриальному обществу является. укрепление национального либерально-демократического государства.

Переход от традиционного к индустриальному обществу в современной социологической мысли называют "модернизацией". Модернизация – это собирательный термин, которым западная социология (П.Бергер, Р.Белла, А.Турен и др.) обозначает разнородные социальные и политические процессы, сопровождавшие как индустриализацию в странах современного развитого капитализма (кон 18- начало 20 вв.), так и процессы индустриальной трансформации традиционных обществ в странах третьего мира, происходящие после разрушения колониальной системы.

«Первичная»[9] модернизация охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т. д.

«Вторичная» модернизация и индустриализация развивающихся стран, в отличие от первой, протекают при наличии зрелых социально-экономических и культурных образцов в лице более старых промышленных стран. Здесь проблема «прорыва» традиционного образа жизни ставится в теории модернизации как проблема формирования современного общества в разных странах и частях света под непосредственным влиянием социокультурных контактов с уже существующими центрами рыночно-индустриальной культуры.

Постиндустриальное общество – это общество, складывающееся в настоящее время в наиболее развитых странах, производственную основу которого составляет использование достижений научно-технического прогресса, информатизация социальной жизни, что порождает существенные трансформации в социальной структуре, культуре и самих формах социальности.

Теория постиндустриального общества сформулирована такими учеными как Д.Белл, Д.Гэлбрейт, 3.Бжезинский, Г.Кан, А.Тоффлер, А.Турен Ж.Фурастье. В рамках данной теории развивается тезис о том, что в зависимости от уровня технического развития в обществе доминируют те или иные формы социальности – сначала преобладает "первичная" сфера экономической деятельности (сельское хозяйство), соответствующая традиционному обществу, затем "вторичная" сфера (промышленность), соответствующая индустриальному обществу, а вслед за ней приходит "третичная" сфера экономической деятельности (связанная с производством услуг, знания и информации), которая и знаменует собой переход к постиндустриальному обществу.

Данный переход определяется рядом факторов:

* трансформацией экономики от товаропроизводящей к обслуживающей, что означает доминирование сферы услуг над сферой производства;

* изменением в социальной структуре общества (классовое деление уступает место делению на основании профессии, квалификации, объема и качества знаний, объема контролируемых информационных потоков);

* центральным местом теоретического и технологического знания в определении политики в обществе;

* внедрением и распространением информационных и коммуникационных технологий с выходом последних на глобальный уровень;

* формированием нового типа элиты – интеллектуальной, (технократической), а затем коммуникативной (адхократической).

Возникновение постиндустриального общества связано прежде всего с изменениями, происходящими в социальной структуре общества, т. е. изменениями в экономике и профессиональной системе, обусловленными новой ролью науки и техники, информатики, коммуникационных технологий. В постиндустриальном обществе, утверждает, например, Д.Белл, исчезает класс капиталистов, а его место занимает новая правящая элита, обладающая высоким уровнем образования и знания. Собственность как критерий социальной стратификации общества теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания и контроля над информационными потоками.

Широкое распространение в современной социальной и социально-политической мысли получил еще один подход к классификации обществ, разработанный К.Поппером[10].

Для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития он вводит понятия "открытого" и "закрытого" общества.

Открытое общество — демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды,— у К.Поппера противопоставляется закрытому — догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития.

Для закрытого общества характерны магическое мышление, догматизм и коллективизм, для открытого — рациональное постижение мира, критицизм и индивидуализм.

К числу открытых обществ в данной классификации можно отнести афинское общество, современные западные демократии; к числу закрытых – спартанское общество, Пруссию 19 в., царскую Россию, нацистскую Германию, другие тоталитарные и авторитарные режимы.

Как пишет известный российский социолог Л.Ионин, "концепция открытого и закрытого типов обществ обладает определенной эвристической ценностью, дает возможность концептуального описания важных идеологических, политических и социально-психологических процессов, реально наличествующих в современном мире. В то же время игнорирование роли эволюции форм собственности, типов экономической и политической организации ограничивает возможности ее применения как универсальной концепции исторического процесса"[11].

Возможны также классификации обществ, опирающиеся на политические критерии (по характеру соотношения общества и государства). Они разделяют общества на демократические (где сложилось гражданское общество, а государство подчинено и служит ему), тоталитарные (где нет гражданского общества, а государство подчиняет и подавляет общество и личность) и авторитарные (промежуточные между первым и вторым).





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 7384 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...