Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальная структура, социальная дифференциация, социальная стратификация



Общество представляет собой сложную систему. Оно образовано из множества элементов – индивидов, социальных общностей, социальных институтов, социальных организаций. Являясь системным образованием, общество не может выступать как хаотичное нагромождение компонентов и связей между ними. Оно имеет сложную структуру и эта структура как бы цементирует общество, придает ему устойчивость и, в то же время, обеспечивает изменчивость, создавая условия для социального прогресса.

Структурность является необходимым атрибутом любой сложной системы. Общество относится к числу таких систем. Оно необходимо структурно. В нем можно выделить множество структурных разрезов. Одни из них имеют социальную природу. Другие обусловлены другими основаниями – географическими, биологическими, психологическими и т.п.

Структура общества, образованная неравными между собой социальными субъектами, называется социальной структурой. В целом процесс разделения общества на некоторую более или менее устойчивую совокупность элементов, различающихся между собой некоторыми социальными параметрами, называют социальной дифференциацией. Последним термином обозначают также результат данного процесса.

Социальная дифференциация — это, как правило, оформленная система различий в положении, условиях жизни и способах существования людей. Эти различия формируют сложнейший мир отношений — экономических, социальных, организационно-технических, политических, правовых, нравственных и др.

Под социальной стратификацией в социологии понимается наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.[27] В таком иерархически упорядоченном способе распределении социально значимых благ и их символов выражается сущность социального расслоения, с помощью которого социум обеспечивает свою интеграцию, поощряя одни виды социальной деятельности и подавляя другие. Социальная стратификация в каждом конкретном обществе опирается на особую систему признаков и критериев, служащих основаниями для разделения всего множества составляющих его субъектов на принципиально неравные по своим социальным возможностям и перспективам слои. Сам термин стратификация социология заимствовала из геологии, где под понятием «страта» понимается определенный слой геологических отложений, осадков земных пород и т.п. (латинское stratum – настил, слой).

Стратификация — это система, в которой категории людей в обществе находятся в определенной иерархии, представляющей собой социальное неравенство. «Неодинаковость» положения групп, разная в этой связи их общественная оценка, социальные возможности и социальные роли составляют суть стратификации.

Таким образом, понятия "социальная структура" и "социальная дифференциация" близки и между собой, при этом последнее может считаться более общим и более современным. И то и другое понятие являются более общими, чем понятие "социальная стратификация". Социальная стратификация представляет собой вид социальной дифференциации, прямо связанный с социальным регулированием процессов организации социальной жизни, поощрением или подавлением определенных видов деятельности и осуществляющих их социальных субъектов.

К числу основных понятий теории социальной стратификации относятся: социальная общность, социальная группа, класс, социальный слой (страта).

Социальная общность. Под социальной общностью следует понимать совокупность людей, объединяемую исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающую рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие.

Социальные общности выступают в форме социального взаимодействия людей и представляют собой такие их объединения, которые направлены на удовлетворение их потребностей в осуществлении солидарных скоординированных действий. В отличие от организаций и институтов, сознательно создаваемых людьми, общности возникают естественноисторически, т.е. с необходимостью, обусловленной потребностями общественного развития.

В социальные общности могут быть сведены те индивиды, которые имеют общие черты, признаки, функции, цели, общее социальное положение.

Существуют различные способы классификации социальных общностей.

Социальные общности включают в себя как массовые неструктурированные объединения людей (типа толпы, телевизионной аудитории и т.п.), так и социальные группы, как более или менее сплоченные, стабильные и объединенные общим интересом объединения людей.

С другой стороны, в качестве естественноисторических общностей выступают род, племя, семья, община, народность, нация.

По предметному критерию выделяются следующие типы общностей.

* социально-демографические общности;

* социально-классовые общности;

* социально-территориальные общности;

* социально-профессиональные общности;

* этносоциальные общности;

* конфессиональные общности;

* и т.п.

В совокупности данные виды общностей, выступающие в различных соотношениях и сочетаниях образуют структуру современного общества.

Социальная группа. Социологи по-разному определяют понятие социальной группы.

Социальная группа - это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда.

Согласно классического определения Р.Мертона, социальная группа - это совокупность людей, которые:

* определенным образом взаимодействуют,

* осознают свою принадлежность к группе

* считаются ее членами с точки зрения других людей.

Рассмотрим основные подходы к классификации социальных групп.[28]

По критерию величины выделяют малые и большие группы.

Малые группы - это группы, в которых общественные отношения выступают в качестве непосредственных личных контактов.

Отличительные признаки малых групп: близость субъектов; прочность и интенсивность их взаимодействий; устойчивость и продолжительность функционирования и развития; высокая степень совпадения общих ценностей, правил и норм поведения.

В больших социальных группах (классовых, территориальных, национальных и других широких общностях) связи и отношения носят не только непосредственный, но и опосредованный характер.

По способу и характеру организации (точнее, организованности) различаются формальные и неформальные группы.

Формальным группам присущи правила организации, действия, запреты, дозволения, санкционированные обществом. Здесь отношения в полном смысле слова оформлены.

Неформальная группа не имеет нормативно закрепленных оснований для функционирования ее членов, их поведение не регламентировано. Но последнее не означает отсутствия порядка и организованности. Диапазон неформальных групп огромен: от кружка друзей, любителей искусства, обществ милосердия, защитников природы и культуры до нации или иной этнической общности.

По заданности положения различаются объективные группы, позиция которых определена независимо от воли, сознания, желания или потребности (скажем, социальный класс, который имеет свое место в общественной жизни, по-своему относится к средствам производства, выполняет особую роль в организации деятельности и т.д.), и субъективные группы, которые возникают и существуют постольку, поскольку формируются сознательными действиями людей.

Социальный класс. Класс является естественноисторическим феноменом общества, элементом социальной структуры, поскольку выступает устойчивым носителем экономических, политических, идеологических отношений.

Классообразование — сложный исторический процесс, результат общественного расслоения.

Социальный класс - это крупная таксономическая единица анализа в теории социальной стратификации. Это понятие родилось задолго до появления стратификационной теории. Оно вошло в научный аппарат социальных мыслителей Западной Европы в новейшее время.

Наиболее активно используется категория "класс" в марксизме. В целом Маркс, как следует из его работ, выводил важнейший признак класса из его места в системе общественных отношений, в общественном производстве, а существенным проявлением классовых отношений считал эксплуатацию одного класса другим.

Позже, в 1919 г. В.И. Ленин дал достаточно определенную формулировку классов, которая широко использовалась в марксистской теории XX в.: "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, и следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства"[29].

В целом в XX в. предпринимаются неоднократные попытки дать более конкретное понимание социального класса, приведя его в соответствие с реальными изменениями, характерными для капиталистического общества этого периода. Так, М. Вебер в отличие от К. Маркса отказывается от расширенной интерпретации класса, перемещая содержание этого понятия в экономическое пространство. Базовый регулятор классовых отношений Вебер сводит к "собственности" и к "отсутствию собственности"; между полярными классами собственников и рабочим классом Вебер усматривает наличие так называемого среднего класса.[30]

По Р. Дарендорфу классовая структура производна от структуры власти, и категория класса определяется через отношение власти.[31]

Несмотря на разность подходов к определению понятия социального клacca в западной социологии и политологии XX в. можно усмотреть общие черты. Главными признаками выделения класса у немарксистских теоретиков служат: отношение людей к средствам производства, характер присвоения благ в условиях рыночных отношений.

Социальный слой (страта). Страта включает в себя множество людей, с каким-то общим статусным признаком своего положения, чувствующих себя связанными друг с другом этой общностью.[32] Общим признаком могут выступать различные по характеру признаки - производственные, экономические, политические, социально-демографические, культурные и др. Таким образом, исследователь получает возможность анализировать население по самым различным критериям. В этом случае люди, принадлежащие к разным классам, могут оказаться в одной страте, выделенной, например, по признаку образования или по должностным характеристикам. Условно можно представить дело следующим образом: если класс формирует вертикальное деление общества, то страту выделяют по перекрестному - по горизонтальному признаку, который присущ представителям одного или нескольких классов.

Основанием для выделения страты выступает не любой признак, а лишь статусный, т.е. тот, который объективно приобретает в данном обществе ранговый характер "выше-ниже", "лучше-хуже", "престижно-непрестижно".

Страты в отличие от класса формируются не по чисто экономическим или производственно-профессиональным признакам, которые к тому же легко идентифицировать и измерять, но также и по признакам, связанным с культурно-психологической оценкой (нормы, ценности, представления, образцы поведения и навыки).

Теории социальной стратификации. Теория социальной стратификации представляет собой одну из наиболее развитых частей социологической теории. Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены К.Марксом, М.Вебером и развиты П.Сорокиным, Т. Парсонсом, Э. Шилзом. Б. Барбером, К. Девисом, У. Муром.

О том, что общество состоит из различных по их общественному положению (статусу) групп философы, социальные мыслители, историки и т.д. говорят давно, с момента появления цивилизации и расслоения социального универсума на группы отличающиеся друг от друга людей.

Марксистская концепция социальной стратификации опирается на следующие положения. Социальное неравенство по Марксу есть явление, возникающее в определенных исторических условиях. Речь идет об условиях позволяющих индивидам иметь некоторый избыточный (сверх необходимого физиологического минимума) продукт, осваивать и концентрировать основную его массу в руках немногих лиц. Исходным основание классового разделения является наличие или отсутствие собственности на средства производства и обусловленная данным обстоятельством возможность субъектов этой собственности эксплуатировать остальных членов общества. Согласно взглядам Маркса и Энгельса, с появлением земледелия и скотоводства общество, ранее бывшее социально однородным, расслаивается на класс бедных и класс богатых, на класс неимущих и класс имущих. Таким образом, марксистский ответ на вопрос об основаниях социальной стратификации связан с выделением решающей роли средств производства, с разделением труда, обменом, товарным производством, возникновением частной собственности, имущественного неравенства и возможности присвоения чужого труда, с насилием и обманом.

По М.Веберу, необходимо исходить из множественности источников социальной иерархии, и прежде всего из существования таких важнейших факторов общественной жизни, как собственность, власть и престиж. Вебер выделяет три базовых основания социальной стратификации.

* Различия в собственности порождает, по его мнению, экономические классы;

* различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии;

* а различия в “почестях” - дают статусные группировки, или страты.

М.Вебер пришел к выводу о том, что “классы”, “статусные группы” и “партии” - явления, относящиеся к сфере распределения власти в центре сообщества”, что именно наличие или отсутствие власти делит людей на неравные друг другу группы. Но поскольку власти всегда кому-то не хватает, поскольку согласно М.Веберу, история человеческого общества будет историей борьбы за этот “ресурс”.

Анализируя структуру современного ему общества М.Вебер использовал прежде всего понятие “класс”. Под классом он понимал “любую группу людей, имеющих один и тот же классовый статус”. В современном обшестве, полагал М.Вебер, существуют следующие основные классы:

1). Позитивно-привилегированный класс - это класс, способный монополизировать приобретение дорогих товаров, контролирующих возможности систематической монопольной политики в продаже товаров, имеющий возможность накопления собственности благодаря не потреблению прибавочного продукта, а возможности предоставления собственности в заем, возможности монополизировать привилегии на социально престижные виды образования и т.д. “Позитивно-привилегированные классы” собственников обычно живут на доходы от собственности. Источником могут служить право собственности на людей, как например, у рабовладельцев на землю, рудники, фиксированное оборудование, скажем, на заводы, машины, корабли, как это происходит у кредиторов, ссужающих под проценты.

2). Негативно-привилегированный класс - это класс людей, не владеющих собственностью, но являющихся собственностью других людей и потому несвободных, стоящих “вне каст” “пролетариев”, являющихся в античном смысле этого слова должниками “бедняками”.

3). “Средние классы” - это классы, состоящие из “независимых крестьян и ремесленников, чиновников, занятых в общественном и частном секторах, лиц свободных профессий, а также рабочих, занимающих исключительную монополистическую позицию”.

Помимо “классов” М.Вебер выделял в обществе также “страты”. По его мнению, социальная “страта” - это множество людей внутри большой группы, обладающих определенным видом и уровнем престижа, полученными благодаря своей позиции, а также способности достичь особого рода монополии. Источником развития страт, по Веберу, является:

1. Развитие специфического стиля жизни, включающего тип занятия, профессии;

2. Наследуемая харизма, источником которой служит успех в достижении престижного положения благодаря рождению;

3. Присвоение политической или иерархической власти социально различающимся группам.

Сторонники функциональной теории, возникшей в 40-е годы XX столетия (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Девис, У. Мур), причину стратификации видят в разделении функций в обществе на более и менее важные для его устойчивого существования. Это целая иерархия функций — главных и неглавных, важных и второстепенных, значительных и незначительных, и других, входящих в единый процесс жизнедеятельности. Их реализация не только затрагивает интересы людей, но и переживается ими, ибо выполнение функций может быть приятным и неприятным, легким и тяжелым, интересным и неинтересным.

Общество заинтересовано таким образом «разместить» неравных по своим способностям индивидов, чтобы наиболее одаренные выполняли самые важные и сложные функции и были при этом максимально компетентными.

Исходя из таких объективных потребностей общество само устанавливает основания социальной стратификации и регулирует неравенство. Оно осознанно и в какой-то мере спонтанно формирует такой механизм отбора, который далеко не всегда определяется формой собственности и наличной властью. Помимо собственности и власти здесь имеют значение и другие критерии – профессия и мера важности исполняемой функции для жизни общества как утойчивого единства.

К.Дэвис и У.Мур предложили (восходящий еще к П.А.Сорокину и далее - к Э.Дюркгейму) многомерный подход к социальной стратификации. По их мнению, расслоение людей на неравные друг другу группы обусловлено тем, что:

1. Некоторые позиции в обществе функционально более важны, чем другие.

2. Только небольшое число людей в любом обществе обладает способностями, дающими возможность выполнять эти более ответственные функции.

3. Для побуждения одаренных людей нести нелегкие нагрузки, овладевать знаниями и навыками, общество открывает им доступ к необходимым благам.

4. Неравный доступ к благам (равен дефицитным ресурсам, например, уникальным способам поддержания здоровья) приводит к тому, что разные страты пользуются неодинаковым престижем и уважением.

5. Престиж и уважение плюс права и преимущества создают институционализированное неравенство, т.е. стратификацию.

6. Следовательно, социальное неравенство между стартами по этим признакам позитивно функционально и неизбежно в любом обществе.

Обобщая многообразные аспекты современной теории стратификации, выделим ее основные принципы:

* Изучать все без исключения социальные слои общества независимо от того, большие они или малые, устойчивые или неустойчивые, играющие в общественном процессе основные или второстепенные роли;

* Соизмерять и сравнивать группы с помощью одних и тех же критериев, их множество, но если берется тот или иной, то применяется ко всем без исключения группам:

* Этих критериев должно быть не меньше, чем требуется для достаточно полного и глубокого описания каждого слоя.

Основные критерии социальной стратификации. Социальная структура реального общества всегда выступает как определенная стратификационная система, обусловленная различием социальных ролей и позиций, объективно возникающих в ходе эволюции. Эта система детерминирована разделением труда и существующей в данном обществе системой ценностей и культурных стандартов.

Как пишут Г.Е.Зборовский и Г.П.Орлов[33], "в теории социальной стратификации имеется упорядоченная совокупность признаков (критериев), на основании которой выделяются слои современного общества. В их числе: форма собственности, размер дохода, профессия, объем власти, престиж (авторитет, положение в обществе), национальные черты, образование, тип культуры и т.п. Ни один из названных признаков не может быть абсолютизирован, его роль меняется.

В результате стратификация предстает перед нами как:

1) система признаков,

2) социальная структура наличного общества,

3) перемещение групп по «вертикали» и «горизонтали» (социальная мобильность)".

Упорядочение элементов по горизонтали дает нам многообразие критериев — национальных, профессиональных, образовательных, культурных, по вертикали — отношение к собственности, уровень дохода, престиж. Стратификация выступает и как метод выделения соответствующих слоев,и как «портрет» самого общества. В этом смысле стратификация — естественная черта любого общественного организма.

Таким образом, стратификация — это процесс и состояние. Причем индивиды, семьи находятся в неравных отношениях друг к другу и группируются (или подразделяются) в иерархически расположенные страты в соответствии с собственностью, властью, профессией, культурой, престижем и иными основаниями

Стратификация отражает не просто различное положение людей, групп, слоев в обществе, но неравное их состояние. Такая «неодинаковость» положения групп, разная в этой связи их общественная оценка и составляют суть стратификации. Стратификация — система, в которой категории людей в обществе находятся в определенной иерархии, представляющей социальное неравенство.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 9992 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...