Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальное развитие и общественный прогресс. Общество выступает объектом изучения многих гуманитарных наук



Общество выступает объектом изучения многих гуманитарных наук. Для социологии как базовой науки об обществе понятие «общество» является одним из центральных. Без выяснения категориального смысла этого понятия невозможно раскрыть социальную динамику (развитие) и социальную статистику (строение) общества.

В настоящее время в социологии существует многообразие точек зрения на предмет понимания общества, его содержания и развития. Поэтому каждый курсант и слушатель, изучающий общество, должен знать основные школы и направления в социологии по данному вопросу, понимать с представителями какой школы социологии он имеет дело в данный момент.

1. Понятие «общество» в социологии

В современном обиходном и научном языке нет более употребительного слова, чем “общество”. Его содержание варьируется в зависимости от научных школ и направлений. Общим для всех них является то, что общество рассматривается как некая совокупность людей, как сложная система, состоящая из множества подсистем. Но дальше следуют споры по вопросам: стройная система или же аморфное состояние людей, не подлежащее анализу? Если общество – это система, то каковы ее элементы, как они взаимодействуют между собой и влияют друг на друга? Всякая ли совокупность людей образует общество или речь идет об определенной совокупности? Каковы формы и типы обществ?

Над феноменом общества, его типами, элементами, структурой и природой общественных отношений люди размышляют с древнейших времен. Гераклитова теория разума связана с обществом как с социальной реальностью. Здесь люди общаются друг с другом, управляют и контролируют одни других, здесь основа уверенности людей в том, что они живут в реальном мире. У Платона и Аристотеля размышления об обществе и его составляющих приобретают концептуальный характер. Для них общество – это подверженная постоянным изменениям социальная реальность со своими функциями, целями и возможностями принятия необходимых решений.

По мнению Гегеля, народ и общество – «это общность всех единиц и над каждой из них всегда господствует общее».

Основатель социологии О.Конт рассматривал общество как специфическую социальную реальность, как часть объективного мира.

Общество, по мнению Конта обладает некоей двойственностью. С одной стороны, оно – продолжение биологического ряда, с другой стороны, оно – качественно новый ряд, обладающий новым качеством, которое Конт называл социальностью. Человек по природе своей социален, социальность – его естественное состояние. Но и эгоизм – также естественное состояние, поэтому социальность требует научения и усваивается индивидом посредством воспитания.

Конт постоянно подчеркивает примат общества над индивидом, объективность общества по отношению к индивиду. Человек не может по своей воле создавать социальные явления, но он может их видоизменять при условии учета естественных законов.

Одним из первых в социологии Конт разработал подход к обществу как к системе, согласно которому общество выступает как биологический организм. Он постоянно подчеркивает ее целостный, неделимый характер и взаимосвязь ее частей, отмечая воздействия, которые непрерывно оказывают друг на друга любые разнообразные части социальной системы. Всем системам, отмечает он, присуще такое качество как солидарность, но живым системам, особенно социальным, оно присуще в наивысшей степени. Обществу свойственно также такое системное качество как консенсус (согласие). Таким образом, общество как социальный организм характеризуется консенсусом и солидарностью.

Таким образом, О.Конт заложил основы позитивистского направления в изучении общества, согласно которому общество представляло собой часть объективной (природной) действительности, изучаемой на основе общенаучной методологии.

Представление об обществе, как объективной реальности, развивающейся по своим имманентным законам было присуще и К.Марксу. Маркс рассматривал общество как особый социальный организм, как особую социальную форму движения материи, подчиненную своим особым законам функционирования и развития.

Основу общества составляет индивид, человек. Социальная сущность человека, по Марксу, заключается в том, что в своей действительности он есть совокупность всех общественных отношений.

Но общество это не механическое скопление взаимодействующих индивидов. Специфика общества как социальной реальности состоит в том, что общество выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.

Таким образом, в интерпретации Маркса, общество представляет собой систему связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности и, прежде всего, трудовой. Общество не состоит из индивидов, и выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу, - писал он. Общество, в его понимании – это продукт взаимодействия людей, при этом люди не свободны в выборе той или иной общественной формы.

Одним из первых в истории социологической мысли Маркс разработал представление об обществе как системе. Наиболее развернутый вид оно нашло в его учении об общественно-экономических формациях.

Общественная формация, по Марксу, - это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура этой системы имеет следующий вид. В ее основании лежит способ производства материальных благ, т.е. экономическая подсистема. Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения. Обе стороны способа производства находятся в состоянии соответствия и взаимодействия, при этом ведущую роль играют производительные силы.

Способ производства материальных благ составляет, по Марксу, системообразующий компонент социальной системы, определяющей остальные ее компоненты. Именно он создает качественную определенность общественной формации и отличает одну формацию от другой.

Помимо производительных сил и производственных отношений которые составляют реальный базис общества, его структуру, формация включает в себя и надструктуру или суперструктуру. В нее Маркс включает прежде всего юридические и политические отношения и институты и далее – остальные сферы социальной жизни, которые как и право и политика относятся к области общественного сознания или идеологии: мораль, науку, религию, искусство.

Помимо базиса и надстройки формация, по Марксу, включает в себя и определенную структуру социальных классов, групп и слоев, которая также как и надстройка, выражает способ производства, базис. Наконец, в общественную формацию входят и такие компоненты как определенные формы семьи, образа жизни и повседневная жизнедеятельность людей.

Еще более глубокие обоснование общества как объективной социальной реальности сформулировал Э.Дюркгейм. Общество Дюркгейм представлял как индивидуальную реальность, состоящую из социальных фактов. Социальный факт – это реальность, кристаллизованная в привычках и выраженная в определенных формах: юридических законах, нравственных установках, правилах поведения. К социальным фактам принадлежат верования, стремления, обычаи, групповое поведения.

Дюркгейм утверждает, что общество как совокупность социальных фактов представляет собой социальную реальность, которая включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива, основательна и реальна как и другие виды реальности, а потому, подобно последним подчинена действию определенных законов.

Общество, согласно Дюркгейму, - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Общество – не простая сумма индивидов, пишет он, но система образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами.

Дюркгейм утверждает примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения. Значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

Таким образом, общество, согласно Дюркгейму, - самостоятельное бытие, наделенное чертами превосходства над индивидами.

Другой подход к пониманию общества, отличающийся от рассмотренных выше, мы находим у М.Вебера. В качестве предпосылки общества у Вебера выступает не социум, а осмысленно действующие индивиды. Общество у него не обладает первородством над индивидом, а наоборот, индивид является первичным. Для него существо общества определяют индивиды, но не их психика как у Тарда, не их экономическая деятельность как у Маркса, а их социальные действия.

В основе общества, по Веберу, лежит социальное действие, подразделяющееся на целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.

Развитие общества идет в направлении увеличения роли целерационального действия. Идея рациональности нашла свое последовательное выражение, по мысли Вебера, в современном капиталистическом обществе с его рациональной религией (протестантизмом), рациональным правом (римское право), рациональным управлением (рациональная бюрократия), обеспечивающими возможность максимально рационализировать поведение в хозяйственной сфере, позволяя добиться предельной экономической эффективности.

Таким образом, М.Вебер рассматривал общество с точки зрения своей понимающей социологии как продукт социальных, то есть ориентированных на других людей действий.

При всем многообразии подходов обнаруживается нечто единое для всех названных авторов и направлений социологической мысли: Общество – это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.

Не существует абстрактного общества, общества вообще, оно всегда конкретно. Любое общество как коллективная человеческая общность имеет определенное географическое пространство, обладает властью, материальными средствами, своей организацией и нормативным порядком. То есть оно имеет определенную территорию и свое население, обладает верховной властью по отношению к своим членам и имеет свой нормативный порядок.

Общество - целостная система, состоящая из множества подсистем. Субъектами общества и общественных отношений являются отдельные люди, коллективы людей и их институты. Коллективы людей делятся на естественные (семья, род, народ, класс, нация) и на искусственные, основанные на членстве (различные объединения по профессиям и интересам, политические партии и движения). Естественные коллективы характеризуются большей степенью интегрированности и образуют более прочные подсистемы, чем искусственные коллективы. Последние находятся в состоянии постоянного изменения и обновления. Одни из них возникают, другие – исчезают.

Деятельность социальной группы связана с определенной сферой, областью или аспектом социальной жизни, и только общество претендует на то, чтобы объять социальную жизнь целиком. Оно отличается своим всеохватывающим характером: включает в себя другие социальные группы, но само не входит ни в одну из них[4]. Общество выражает и согласовывает социальные интересы своих членов, осуществляет социализацию последних, регулирует поведение людей путем выработки общественно значимых норм и контролирует их выполнение.

Одной из важных специфических черт общества является его независимость, выражающаяся в том, что оно самостоятельно определяет содержание своей деятельности, вырабатывает нормы и принципы своего функционирования. Без независимости нет самостоятельного общества. Поскольку в мире существуют тысячи обществ (гражданских, политических, национально-этнических, религиозных, культурных и т. д.), каждое из них в той или иной форме сотрудничает со всеми остальными, оказывает на них и само испытывает определенное влияние, стремится к доминированию или вынуждено подчиняться.

Общественная жизнь сложна, многогранна, многослойна и многосферна. Под сферой общественной жизни понимается относительно самостоятельная область жизнедеятельности человека, которая необходима для жизни общества. Что, в первую очередь необходимо для воспроизводства жизни человека и общества? Материальное производство, экономическая сфера жизни общества. Эта сфера не только исторически первая, она же и прародительница всех остальных сфер жизнедеятельности общества – социальной, политической, духовной. Именно экономическая сфера в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостности.

Экономическая жизнь общества представляет собой, прежде всего, производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг. Это могут быть как материальные блага (предметы питания, одежды, жилище и т.д.), так и духовные ценности (предметы искусства, науки, образования и т.д.). Духовные ценности выступают также в форме товара со всеми присущими ему свойствами. Правда, это товар особого рода, содержанием которого выступают воплощенные в нем художественные образцы, научные теории, мысли людей.

В процессе производства, которое всегда носит общественный характер, люди вступают в определенные отношения между собой – отношения собственности, распределения, обмена и потребления.

Люди дифференцированы по этническим, религиозным и иным признакам, различаются по своим физическим данным, способностям и дарованиям, отношению к собственности, размерам последней, что оказывает влияние на их роль в организации общественного производства, на их вес и статус в обществе, на их материальное и иное положение, а соответственно, на отношение людей к существующим общественным порядкам. Все это определяет социальную сферу жизни общества.

Каждая из сфер общественной жизни, в свою очередь, выступает как относительно самостоятельная система. Социальная система, считает американский социолог Т. Парсонс, образуется взаимодействием человеческих индивидов. Каждый из них является одновременно и субъектом, обладающим определенными целями, идеями, установками и т. д., и объектом ориентации как для других субъектов, так и для самого себя. В то же время эти индивиды являются также организмами, личностями и участниками культурных систем. Парсонс рассматривает общество как “тип социальной системы среди любого универсума социальных систем, который достигает самого высокого уровня самодостаточности как система к своему окружению”[5]. Он выделяет пять сред социальной системы: высшей реальности, культурных систем, систем личности, поведенческих организмов и физико-органической среды[6].

Одновременно с экономическими и социальными сферами, формируется политическая сфера жизни общества.

Взгляд, согласно которому политическая жизнь общества есть первичная реальность, без которой не существует общности людей и общества как такового, является достаточно распространенным и в современной социологии. Однако многие социологи, социологи-марксисты в том числе, считают, что политические отношения являются следствием возникновения экономического и социального неравенства людей, а потому и производными от первых. То есть сперва формируется социальное (гражданское) общество, а затем политическое общество, государство. Публичная власть в лице государства и государственные институты согласно данной парадигмы возникают лишь на определенном этапе развития общества.

Не хлебом единым жив человек... Осваивая природу и пользуясь ее плодами, человек проникает в тайны окружающего его мира. Он преклоняется перед непознанными силами и тайнами природы, обожествляет их, вырабатывает определенные нормы поведения в тех или иных ситуациях. Складывается обрядность, включающая в себя изобразительное и музыкальное искусство, определенные жесты и позы, являвшиеся первоначально языком общения человека с окружающим его миром.

И экономическая, и социальная, и политическая жизнь требует обобщения уже имеющегося опыта, передачи всего положительного в нем подрастающим поколениям. Возникает необходимость в обучении людей, в том, чтобы все они соблюдали установленные обществом нормы и правила жизни, а затем и законы. Эти потребности стимулируют появление письменности, которая еще более возвышает человека. Так складывается сфера духовной жизни общества.

Можно сказать, что духовная жизнь является формой отражения всей человеческой жизни, взаимоотношений человека и природы и самих людей в головах последних, их осмысления с целью самосовершенствования и дальнейшего развития человека. Но этого будет явно недостаточно. Без духовной жизни нет человека. Духовность - это главное, что возвышает человека над животным миром, что питает феномен, называемый гуманизмом.

Каждая из этих сфер, в свою очередь, состоит из множества относительно самостоятельных подсистем или более конкретных сфер жизни. В экономической сфере жизни общества различают сферы материального и духовного производства, сферы обмена, торговли и обслуживания. Иногда говорят о первичной, вторичной и третичной сферах. В социальной сфере обычно выделяют сферы религиозной и национальной жизни, сферу человеческих или межличностных отношений. Есть свои подсистемы в сферах политической и духовной.

В каком соотношении находятся эти сферы жизни? Ответить однозначно на этот вопрос трудно. Одни школы и направления в социологии отдают первенство одним сферам, другие школы и направления – другим. Поиску правильного ответа поможет понимание структуры потребностей человека. Можно разделить потребности человека на основные и производные, на потребности главные и второстепенные и т. д. Тогда станет очевидной определяющая роль экономической сферы во всей общественной жизни. Чтобы жить и творить, человек должен есть, пить, одеваться, воспроизводить самого себя. Одновременно с материальными потребностями реализуются некоторые социальные и духовные потребности. Все помыслы голодного человека направлены на добывание пищи и только после утоления голода он способен думать о более возвышенном – социальном и духовном. Очевидно, что экономическая жизнь образует основу основ всей общественной жизни. Она порождает соответствующие ей социальные, политические и духовные отношения.

Образно единство и взаимосвязь всех сфер общественной жизни показано К. Марксом. “Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей, и вы получите определенную форму обмена... и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, - словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является, лишь официальным выражением гражданского общества[7]. Почти все исследователи общества ХХ века ссылаются на эту мысль Маркса и разделяют ее.

Образно говоря, феномен “социальное” является своего рода цементом, скрепляющим общество и определяющим направление его дальнейшего развития, а духовное – показателем степени его человечности.

И так, общество - это социальная реальность особого типа и продукт взаимодействия людей. Оно является сложной системой экономических, социальных, политических, духовных, национальных, религиозных и иных отношений.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 840 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...