Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Когда возникают этикетные нормы?



Многие исследователи придерживаются мнения, что этикет существовал уже в первобытно-родовом обществе. А иногда даже смотрят на него как на своеобразное реликтовое явление первобытной культуры. Звеном, связывающим этикет с первобытной культурой, считается ритуал или просто стандартизованное, опирающееся на традиции поведение. Но такое мнение недооценивает то различие, которое обнаруживается при сравнении стандартов этикета с первобытными ритуалами. При помощи этикета человек выражает свое отношение к значимости другого человека, а первобытный ритуал — это магический акт, обеспечивающий успех и благополучие. В первобытном обществе эти функции еще не различались, обе они призваны были поддерживать нужный порядок в жизни и в основном соответствовали тому значению, которое вкладывалось в понятие «ритуал» древними китайцами. «Благодаря ритуалу,— объяснял древнекитайский мыслитель Сюнь-цзы,— небо и земля приходят в согласие, солнце и луна ярко светят, четыре времени года следуют одно за другим, звезды и созвездия движутся [по небесному своду], реки и речки [плавно] несут свои воды и все вещи процветают; [благодаря ритуалу] любовь и ненависть получают правильное [направление], радость и гнев — правильное [выражение]; [благодаря ритуалу] низы послушны, а верхи мудры и изменения всех вещей приходят в порядок. Отход же от ритуала приводит к гибели». Конечно, здесь ритуал приближается к понятию закона, но пока он еще вполне сохраняет и значение магических актов. Этикет тут еще не выделяется из общей ритуальной культуры: поддержание дистанции между низами и верхами не существует как функция, отличающаяся от поддержания мирового порядка.

Вместе с тем в первобытном обществе уже можно найти шаблоны поведения, которые позже приобрели характер этикетных форм. Например, многие современные поздравления и пожелания, выражения благодарности и сочувствия происходят от магических актов колдовства и заклинаний, которые были призваны обеспечить действительное благополучие тем, над кем эти акты совершались. Современный этикет (а точнее, этикет вообще) лишь выражает доброе пожелание, готовность радоваться успехам того, к кому эти пожелания направляются. На магический ритуал человек смотрит как на средство, способное изменять реальную ситуацию, а на этикет — только как на выражение определенного смысла.

Этикет имеет некоторое сходство и с табу первобытного общества, разделяющего людей на неодинаковые по значимости возрастные, половые и некоторые другие группы. Эти различия поддерживались порядком разделения пищевых продуктов, распределением места в помещении, правилами услуг, запретами совершать какие-нибудь действия, касаться определенных вещей и т. п. Так, нивхи Сахалина самую лучшую часть медвежьей туши (сердце, язык) отдавали старикам, лапы — старухам. Женщины не допускались к основным мужским делам, к жертвоприношениям, к предназначенным для этих дел орудиям труда. Им были отведены отдельные, менее почетные места в жилище. Почти рабскую зависимость молодых людей от взрослых фиксирует обычай попечительства, существующий у аборигенов Австралии. Своему попечителю юноша должен отдавать каждого зверя, которого он убивает, а от него он получает лишь менее ценные части добычи.

Значимость различных общинных групп или отдельных лиц в первобытном обществе была связана с выполняемыми ими функциями. Обычай здесь особенно выделяет старших людей, передающих опыт прошлых поколений как установления предков, вождей племен, осуществляющих организаторские функции, жрецов и колдунов, которым приписываются исключительные способности устанавливать виновников всех бедствий, возвращать здоровье, карать преступников, способствовать благополучной работе и т. д. Это люди, опыт и действия которых считаются ключевыми для жизни первобытного коллектива. С другой стороны, считалось, что авторитет тех людей, которые выступают передатчиками традиции рода, нужно постоянно поддерживать так же, как и авторитет предков, просто потому, чтобы была сохранена сама традиция и община приняла ее, доверяла ей как необходимому условию жизни. Первобытный человек еще не может мыслить обязывающей нормы жизни без авторитета того, кто эти нормы устанавливает. Поэтому в сферу всех авторитетных установлений входят и требования почитания предков и старших людей.

Из таких и им близких форм почитания позже выросли три различных явления ритуальной культуры: религиозные культы, светские общественные ритуалы и этикет. Религиозный культ служит для общения (молитвы, восхваления, прославления и т. д.) с отчужденной человеческой сущностью в форме духа, бога и т. п. Светские общественные ритуалы (обнародования законов, открытия памятников, выставок, торжественные возложения цветов, свадебные и похоронные церемонии и т. п.) используются для выражения (признания, утверждения, символизации) значимости различных общественных (семейных, государственных и т. д.) явлений (объектов, событий, идей). Этикет же обеспечивает контакты между людьми на основе того, какую значимость они придают друг другу. Он оформляется и приобретает собственный «облик» уже в классовом обществе.

Для того чтобы поведение людей было приспособлено к существованию в расслоенном обществе, чтобы они приняли это расслоение как необходимый порядок, как раз и потребовался этикет, требующий признать ту значимость каждого человека, которую обусловливают его происхождение, общественное положение, заслуги, привилегии, титулы и т. п. И чем важнее было сохранять различия между отдельными слоями общества, тем сильнее развивались этикетные формы. В развитых рабовладельческих и феодальных обществах этикетные формы были разработаны до сложных церемониалов. Именно в сословном обществе сложилась и выделилась этикетная культура, осуществляющая своеобразные функции и имеющая весьма разветвленную структуру. Она стала средством признания и поддержания самоценности каждого свободного человека.

Формирование этикета свидетельствует о возникновении сознания, что каждый свободный человек имеет самостоятельную значимость, отличную от простой полезности, инструментальности невольника, раба, слуги, чужеродного, крепостного и т. п. Разумеется, только в условиях порабощения и могло впервые появиться противопоставление простой полезности и самоценности человека. Раб, варвар, чужеродный может быть полезным как средство для другого, но самостоятельной ценности он не имеет. Не случайно Аристотель в свое время рассуждал: «...кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб». Себе может принадлежать только свободный человек, способный руководствоваться своим разумом и, следовательно, руководить действиями другого, который такой способностью не обладает. Людьми, неспособными к самостоятельному существованию, считались не только рабы, но и чужие народы, варвары, неспособные к властвованию и могущие стать жертвой завоеваний (Платон считал их «врагами по природе», в отличие от греков, которые в его понимании были по природе «братьями, отцами, сыновьями» и имели самостоятельную ценность как родственники). А древнекитайский политик и философ Гуань Чжун весь народ и своей страны рассматривал как средство: «...народ используется для служения правителю; [физическая] сила — для служения уму; тело — для служения мысли — это закон [всех] вещей».





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1261 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...