Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Происхождение и сущность этикета



С появлением цивилизации, а возможно и раньше, люди задумывались над тем, как вести себя с себе подобными, со старшими и младшими, с людьми противоположного пола, с богатыми и бедными, со знатными и рядовыми, с домочадцами и сослуживцами и т.п. Людей волновало, как упростить общение в типичных ситуациях, как научить граждан поступать по определенному трафарету, чтобы поступки человека были предсказуемы и адекватны ситуации, были приятны окружающим, способствовали взаимопониманию. Кто-то интересовался, как произвести хорошее впечатление на других людей. Кто-то пытался определенными манерами, ритуалами социально обособиться, выделиться из общей массы соплеменников, соотечественников и т.д. Так появились определенные правила, в той или иной мере регламентирующие поведение людей, их внешнюю культуру общения, т.е. возник этикет.

Этикет – это свод правил поведения, обхождения, учтивости, принятых, как правило, в той или иной социальной группе (классовой, национальной, территориальной, профессиональной, религиозной и др.). Слово «этикет» французского происхождения, в переводе означающее ярлык, этикета, церемониал. Этикет проявляется в одежде, манерах, форме приветствий, в речевых оборотах, ритуалах, обрядах, традициях. Элементами этикета являются тон, осанка, мимика, жестикуляция, поза.

Правила этикета носят согласительный (конвенциональный) характер, т.е. предполагают известное соглашение между людьми какой-либо социальной группы или всего общества, когда поступки человека определяются понятиями «прилично» или «неприлично». В силу этого поведение достойного человека (в соответствии с этими нормами) положительно оценивается окружающими как «красивое», «культурное», «элегантное», «благородное». Нарушение же этикетных норм (нарочито или вследствие их незнания) вызывает отрицательную реакцию граждан, а их нарушитель может быть подвержен определенным санкциям морального и даже правового характера. Несмотря на известную условность некоторых норм этикета соблюдение их существенно упрощает общение людей, облагораживает человека, благоприятно влияет на морально-политический климат в обществе и морально-психологическую атмосферу в трудовом (служебном) коллективе. Знание правил этикета и следование им – признак воспитанного, культурного, интеллигентного человека.

Этикет возник как придворный церемониал, призванный так регламентировать жизнь двора, чтобы император (король, шах, царь) доминировал над придворными, делал их зависимыми не только материально и в правовом отношении, но и морально и психологически. Для этого всем подчиненным, подданным предписывался определенный тип поведения по отношению к правителю, как правило, символический, условный и детально расписанный. Так, в Древнем Китае насчитывалось около 30 тысяч придворных церемоний, сопровождающих жизнь императора и его челяди. Причем все они должны были неукоснительно соблюдаться. Из истории известна масса фактов, когда нарушение правил этикета (при всей их условности) приводила к разрыву дипломатических отношений, срыву переговоров, а порой и к казни нарушивших этикет.

Значение, которое придавали в те времена этикету, доводило, порой, до абсурда и строгое следование его требованиям. Так, испанский король из династии Габсбургов Филипп Ш, находясь в каминном зале у горящего очага, во время возникшего пожара получил сильнейшие ожоги, от которых через несколько дней скончался. Оказывается, этикет не позволял королю делать то, что положено слуге, в данном случае истопнику. Однажды королю Франции Людовику ХШ из династии Бурбонов потребовалось обсудить срочные дела с кардиналом Ришельё (фактическим правителем государства в то время), когда тот был тяжело болен и не мог подняться с постели. Поскольку этикет запрещал королю разговаривать с лежащим или сидящим подданным., то монарх сам лёг рядом с кардиналом. Кстати, сам термин «этикет» вошел в лексикон при дворе Людовика Х1У – сына Людовика ХШ, в конце ХУП века.

Этикет двора детализировал жизнь монарха и его окружения до мелочей: когда вставать правителю, какую одежду и кто подает ему, кто и как оповещает о пробуждении короля, как приветствовать его, как вести себя на балу, обеде, охоте и т.д. Нередко правила этикета были чересчур сложны и обременительны, их трудно было усвоить и проявлять. Тогда говорили, что требования этикета связывают монархов сильнее, чем законы Конституций.

Своеобразными законодателями этикетных норм в Европе были прежде всего англичане и французы.

В России придворный этикет был проще и, пожалуй, практичней. Он получил свой расцвет в ХУШ веке в условиях активной дипломатической и иной государственной деятельности, связанной с императором Петром Первым. Именно Пётр Великий распорядился в 1717 г. перевести французскую книгу «Юности честное зеркало или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» и поручил всем дворянским недорослям тщательно изучать и строго соблюдать изложенные в ней правила. Книга выдержала 3 издания при жизни Императора (Пётр умер в 1725 г.), переиздавалась она и позже. В различных кодексах и памятках, подготовленных самим Петром Первым и по его поручению молодым людям предписывалось в общественных местах «в круг не плевать», «громко не чихать и не сморкаться», «перстом носа не чистить», За столом надлежало сидеть прямо, «руками по столу не колобродить», «ножом зубов не чистить» и т.д. Несмотря на наивный, примитивный, порой смехотворный характер некоторых рекомендаций и наставлений того времени, соблюдение их и в наши дни было бы уместно.

Помимо дворцового этикета и рекомендаций для правящего класса в обществе усилиями просветителей и народным опытом вырабатывались правила поведения всех и каждого, создающие известный моральный комфорт в общении людей, определяющие предсказуемость их поступков в определенных ситуациях. Устные и письменные правила предназначались простолюдинам, чиновникам, священнослужителям, купцам, учителям, врачам и др.

Первая, дошедшая до нас книга об этикете «Дисциплина клерикалис» была написана в 1204 г. испанским священником Педро Альфонсо и посвящалась представителям католического духовенства. На Руси читающей публике* было хорошо известно «Поучение Владимира Мономаха», адресованное его сыновьям, но имеющее по существу значение для каждого, кто знакомился с Поучением. Среди простолюдинов большой популярностью пользовался «Домострой» – работа разных авторов, изданная в разное время, изложенная в прозе или поэтической форме. Первая подобная работа появилась при Иване Грозном (1530- 1584 гг.). В 1696 г. вышел в свет «Домострой» иеромонаха Кариона Истомина – одна из наиболее популярных работ подобного содержания. В «Домострое» подробно излагалось, как накрыть стол или организовать свадьбу, как и когда дарить подарки, как украшать жилище, как приветствовать барина и священника, как одеваться по тому или иному случаю и т.д.

Укрепление российского государства и возрастания роли и численности чиновников потребовали издания специальных инструкций, в которых государственным служащим предписывались определенные манеры поведения на службе, обустройство служебного быта, культура приема посетителей, деловой переписки, форма одежды. Так, в «Табеле о рангах», написанной самим Петром Первым, излагались специальные требования к внешнему виду чиновного люда: «Каждый чиновник должен одеваться в соответствии со своим служебным положением не хуже и не лучше, а как чин и характер того требуют».

С созданием по решению Петра Великого в 1718 г. в Санкт-Петербурге и в ряде других городов Российского государства полицейских учреждений остро встал вопрос о правилах поведения, чинопочитания, форме одежды и других требованиях к полицейским чинам. Важно при этом отметить, что авторы многих уставов, указов, инструкций (как правило, это были первые лица государства) подчеркивали значение моральной составляющей в деятельности полиции. Так, Екатерина Вторая (1729-1796 гг.) в «Уставе благочиния или полицейском», принятом в 1782 г., наставляет, что каждому полицейскому должны быть присущи: 1.здравый рассудок, 2. добрая воля в отправлении порученного, 3. человеколюбие, 4. верность службе, 5. усердие к общему добру, 6. радение к должности, 7. честность и бескорыстие.

Много внимания уделялось внешнему виду полицейских. Так, городовой должен иметь рост и телосложение больше, чем у большинства живущих на данной территории граждан. Его вид и форма одежды должны были внушать уважение к нему как к власти, которую он представляет. В приказе Московского генерал-губернатора, адресованном столичному обер-полицмейстеру, поручалось «подтвердить всем чиновникам полиции, чтобы они соблюдали благопристойность и во всех случаях имели должное уважение к чинам, летам и званию каждого. Без сего они не произведут к самим себе у порядочных уважения, а у беспорядочных страха».

Особенно тщательно и подробно во всех странах мира и во все времена расписывался дипломатический этикет. Нарушение норм дипломатического этикета порой приводило к наказанию (вплоть до смертной казни) посланника и даже к развязыванию войны.

Первый известный нам своеобразный «обмен нотами» относится к 1278 г. до н.э., когда египетский фараон Рамзес П обменялся с хеттским царем Хаттушилем Ш серебряными пластинами с аналогичной гравировкой. С тех пор два аутентичных текста договора вошли в повсеместную практику международных связей.

В древности послы, отправляясь в чужеземные страны, имели при себе специальные «жезлы Гермеса»* как символы государств, которые представляли посланники. Кроме того посол имел при себе обязательную «верительную грамоту» – глиняную табличку с клинописью о полномочиях ее носителя, так называемый кирпич за поясом.

Уже в Древнем Риме было учреждена специальная должность «магистра церемониала» (ныне – шеф протокола). Дипломатическое представительство, прием пышно обставлялись красивым убранством залов, торжественной музыкой, вычурными манерами, праздничной одеждой. Послы, как правило, преподносили принимающей стороне ценные подарки, размер и стоимость которых должны были засвидетельствовать могущество и богатство страны посланника. Так, известно, что посол Сирийского царя Антиоха Ш Великого (242 – 187 гг. до н.э.) передал в дар Римскому императору золотую вазу весом 200 кг.

Яркой формой проявления этикета выступают ритуалы (государственные, дипломатические, воинские, церковные, бытовые и др.). Ритуалы как относительно устойчивый порядок действий могут носить традиционный характер и закрепляться законодательно. К последним относится большинство воинских ритуалов и близких к ним ритуалов полиции (милиции). Государственные ритуалы представлены подъёмом Государственного флага и исполнением Государственного гимна, ст и другие. Среди воинских ритуалов строевые смотры и парады, развод и смена караулов, почётный караул, напутственный молебен, принятие присяги военнослужащими, прощание со знаменем воинской части, погребение с воинскими почестями, ритуалы поощрения и наказания и ряд других.

Среди наиболее распространенных ритуалов – отдание воинской чести как обязанность военнослужащих оказывать знаки чинопочитания, которые выражаются 1. в почитании начальников и старших, 2. в уважении друг друга, 3. в признании чувства войскового товарищества, принадлежности к единой организации. Известный русский военачальник и военный теоретик генерал М.И.Драгомилов (1830-1905) писал: «Отдание чести… не игрушка и не потеха мелочного чьего-либо любочестия, а внешнее выражение того, что люди принадлежат к великому товариществу, назначение коего – полагать душу свою за други своя».

Отмена отдания чести в России декретом СНК (Совет Народных Комиссаров) от 15 декабря 1917 г. «Об уравнении всех военнослужащих в правах», как известно, послужило началом развала армии. И уже в ноябре 1918 г. отдание чести было возвращено Уставом внутренней службы, утвержденном ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет), что восстанавливало воинскую дисциплину и порядок и укрепляло единоначалие в Красной Армии.

Строгая регламентация поведения людей характерна, разумеется, не только для силовых структур. Она пронизывает всю человеческую историю. Этикет как совокупность специфических правил поведения выражается в сложной системе детально проработанных правил учтивости и обхождения с разными категориями людей в зависимости от их ранга, статуса или служебного положения.

Современный же этикет значительно упрощается, становится более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения к людям. Положительное отношение к старшим, уважительное обращение с женщиной, форма обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом, отношение к гостям, выполнение требований, предъявляемых к одежде человека в разных ситуациях - все эти законы приличия воплощают общее представление о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей.

Современный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан в большей степени на сближение людей, различающихся своими социальными статусами, на их взаимопонимание и взаимоуважение. Этикет сегодня – это прежде всего средство общения, средство регуляции отношений людей, вступающих в общение. Как справедливо заметил академик Д.С.Лихачев, в основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы «человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо».

Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека. В этом отношении вполне уместна аналогия: без овладения этикетом человек похож на водителя машины, который в час пик выехал на оживленную улицу, не зная правил уличного движения. Нетрудно представить, к каким конфликтам, а возможно и трагедиям это может привести.

Вместе с тем правил этикета на сегодняшний день накопилось огромное количество. Многие из них пришли из истории, а иногда и из очень древней истории. Например, правила, согласно которым мужчина должен обнажать голову перед женщиной (снимать шляпу), вставать при разговоре с ней, уступать ей место и вообще оказывать всевозможные знаки внимания.

Этикет претерпел значительные изменения; время отсеяло все неразумное, бесполезное и оставило лишь наиболее практичные правила.

Современная жизнь рождая новые ситуации общения, определяет новые этикетные требования. Важно не просто заучить сами правила, а понять дух, суть и смысл этикета, т.е. в конечном счете усвоить основные принципы и нормы.

Очень часто в жизни человека малое оказывается большим. Сколько случается огорчений доставляет нам какая нибудь нечаянная неловкость, допускаемая в общественном месте! Какие болезненные переживания вызывает порой одно грубое слово! Почему этикетные нормы, являющиеся, казалось бы, простой условностью, приобретают для человека глубокий личностный смысл? Какая неведомая сила сокрыта в них? Может быть, мы приблизимся к ответу на этот вопрос, взглянув на этикет сквозь призму культуры.

В настоящее время уже нельзя серьезно отрицать содержательность понятия «этикет» и важные общественные функции скрывающегося за ним феномена. Этикет – не просто стандарт поведения, а более или менее ритуализованная форма осмысленного общения.. Его содержательное изучение показывает, что строгая кодификация и канонизация — лишь одна из тенденций
в развитии этикета, которая не выражает сущности его культурного
назначения. Каково же назначение этикета? В трудах этиков
преобладает тенденция сближения его с нравственностью, а иногда
и прямого сведения к ней. Есть, однако, и прямо противоположная точка зрения. Например, этнограф С. А. Токарев, опираясь на концепцию американского культуролога Л. Уайта, указывает на разделяющую, сегрегативную функцию этикета и строго его противопоставляет нравственности. Лингвисты рассматривают этикет как компонент общения, регулирующий его эффективность. Нам представляется более продуктивным культурологический подход, в определенном смысле снимающий противоречия в понимании назначения этикета. Но это достигается лишь в том случае, если не ограничиваться исследованием случайно выбранных областей применения этикета (например, этикетом повседневного общения или этническими его формами), а выявить общие особенности этикета в максимально обширном диапазоне его разнообразного функционирования в культуре, включая и изучение этикета в развитии общества. Уже при беглом рассмотрении этикета под таким углом зрения обнаруживается, что он выполняет весьма разнообразные функции и эти функции меняются. В одних условиях доминируют политические и юридические функции, в других — нравственные, в третьих — религиозные. В зависимости от того, в какой социальной группе и с какой целью этикет применяется, он обычно определяется или как дипломатический, или как военный, спортивный, или как этикет научных сообществ, Для нас же этикет сотрудника милиции.

Нравственный смысл этикета проявляется в том, что с его помощью можно выразить признание самоценной значимости человека, с которым приходится вступать в контакты, выразить уважение к нему. Но если этот человек является представителем государства, этикетом выражается отношение к рангу его представительности и к его государству. Здесь уже этикет становится носителем политического смысла. Такой же смысл заключает в себе этикет, обязывающий признать и поддержать установленные государством значимости (ранги, титулы и т. п.) людей. Смысл милицейского этикета состоит в поддержании дисциплины, организованности, порядка, -в выражении готовности выполнять приказания старших по званию.

Нетрудно заметить, что все разнообразие этикетных форм имеет одинаковое содержательное наполнение — признание и поддержание значимости (уважение, почитание) человека, с которым завязывается физический или духовный контакт. Таким образом, теряет смысл противопоставление нравственной и сегрегативной функций этикета: признавая значимость каждого человека, мы тем самым признаем и различия этой значимости, зависящие как от личных способностей, квалификации и вообще индивидуальных качеств личности, так и от обязанностей, на нее возложенных, от званий, титулов, социальных статусов и даже от пола, возраста и некоторых других особенностей. Разумеется, в процессе исторического развития общества такие зависимости сильно менялись, следовательно, менялись и смысл, значение этикета.

Содержание этикета — признание значимости человека или проявление уважения к нему, почитание его, выраженное в форме вежливости, учтивости. Но смысл этого уважения, признания не бывает одинаковым. Одно дело, когда знаки уважения опираются

признается значимость внешней силы, которая лишь пугает и отталкивает человека, пугает его как мощь, порождающая ощущение своей слабости и беззащитности.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 5549 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...