Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
- Варя Панина. Поет замечательно. И голос дивный...
Впрочем, Федор Шаляпин и Варвара Панина не были конкурентами, оба они вписывались в сонм звезд русской эстрады. «Очи черные» Шаляпин взял из репертуара Паниной.
Другой звезде эстрады, исполнительнице русских песен Надежде Плевицкой, сам Шаляпин дарил свои песни. «Не забуду просторный светлый покой великого певца, светлую парчовую мебель, ослепительную скатерть на широком столе и рояль, -• рассказывала певица...- За этой роялью Федор Иванович в первый же вечер разучил со мной песню «Помню, я еще молодушкой была...». На прощанье Федор Великий охватил меня своей богатырской рукой, да так, что я затерялась у него где-то под мышкой. Сверху над моей головой поплыл его незабываемый бархатный голос, мощный соборный орган:
— Помогай тебе Бог, родная Надюша. Пой свои песни, что от земли принесла, у меня таких нет, я слобожанин, не деревенский.
И попросту, будто давно со мной дружен, он поцеловал меня».
В пении Плевицкой заметно влияние Шаляпина. «Какими-то особенными шаляпинскими значительными... вокальными штрихами иллюстрирует она свои «сказания», дополняя вокальное исполнение чрезвычайно выразительной мимикой и жестикуляцией», -- писал композитор, музыкальный критик А. А. Затаевич.
«Звездные часы» деревенской девушки Надежды Плевицкой, чудесное превращение безвестной хористки в певицу феноменальной по масштабам славы.Анастасию Вяльцеву— все это напоминало судьбу Шаляпина. Критик А. Р. Кугель называл их пение языком сердца», он же связывал любовь к цыганскому пению с исторической «тоской русского чело-зека по цыганскому житью». Не случайно одним из любимых героев Шаляпина был пушкинский Алеко в опере С. В. Рахманинова.
Петербургское окружение Шаляпина составляли художники, артисты, писатели. Частым гостем в ломе был Александр Иванович Куприн. Одна из популярных карикатур изображала друзей за столом; бутылка с не внушающей доверие этикеткой «Квас», опрокинутая рюмка, дремлющий Куприн и что-то рассказывающий ему Шаляпин. С Куприным за разговором и закуской Шаляпин подчас засиживался до утра. Их жизненные пути схожи. Увлекательные рассказы артиста писатель потом «трансформирует» в прозу. Куприн набрасывает словесный портрет певца, подчеркивая прежде всего то, что особенно дорого ему самому: «Он полон здоровья, внутреннего пыла и кипения, беззаботный и проказливый, бродит он, подобно всем талантливым мятежным русским людям, по городам, рекам и дорогам своей великой несуразной родины, все видит, всему учится и точно разыскивает сам себя».
Рассказывая о Шаляпине, Куприн повествует прежде всего о себе. Раздраженный бессмысленностью, однообразной убогостью армейского быта, Александр Иванович бросил службу ради вольных скитаний, сменил множество занятий, служил актером в провинции, был землемером, газетчиком-репортером. Мятежная русская натура его сочетала в себе отчаянность, гордость, вспыльчивость, «кураж», почти детскую доверчивость, отзывчивую доброту и простодушие. «Он... объяснялся в своей постоянной любви к собакам, к рыбакам, к цирку, к Дурову, к Поддубному — и к Пушкину, к Толстому... и еще к Киплингу», — писал о нем И. А. Бунин, которого удивлял бурный темперамент и та легкость, с которой Куприн относился к обрушившейся на него славе.
Авантюрный характер, страсть к приключениям, к острым ощущениям сообщала характеру Куприна особую притягательность, делала его душой разных самых пестрых компаний. Он летал с Уточкиным на воздушном шаре, спускался с водолазами на дно Черного моря, буянил с Дальским, дружил с циркачами — клоунами, акробатами, дрессировщиками. Когда Шаляпин работал над ролью Дон Кихота, клоун Жакомино, повсюду сопровождавший Куприна, учил певца «падать» на сцене.
На спектаклях Шаляпина Куприн бывал часто. Его сильно занимала тайна перевоплощения. В рассказе «Гоголь-моголь» Куприн писал: «Исподтишка... я наблюдал этого изумительного артиста. Большой,
мускулистый, крепкий, белотелый, с видом простого складного русского парня... Наружность сначала как будто невыразительная, ничего не говорящая, но всегда готовая претвориться в самый неожиданный сказочный образ. Только час тому назад из театральной ложи я видел не его, а подлинного Ивана Грозного, который под звон колоколов, при реве огромной толпы въехал на площадь города Пскова... И странен был вид легендарного тирана. Маленький, сухонький старичок, с козлиной бородкой, с узкоглазым подозрительным, изжеванным татарским лицом, в серой кольчуге... интриган, трус, умницa, ханжа, безбожник... «Каким чудом, — думал я, — может человек, обыкновенный смертный чело-век достигнуть такой силы перевоплощения. И где граница между восторгом искусства и муками исканий».
Встречу Куприна и Шаляпина описывает в газете «Солнце России» П. Н. Тавричанин.
«— А помнишь мою песню «Кавалерийский эсарон»?
- Ротмистр скомандовал, дернул усами, — радостно говорит Шаляпин, вспоминая что-то былое.
— Вот именно, — подтверждает Куприн, усаживаясь за рояль. — Ну, настраивай свой контрабас. О моих вокальных способностях одна дама сказала: «Бывший голос», — говорит Куприн. — Ну, да ничего, сойдет — начинай.
И редкий по соединению дуэт поет:
Едет, едет наш лихой драгунский кавалерийский эскадрон,
Барышни, барышни взором отчаянным вслед уходящим глядя-я-ят.
Ротмистр скомандовал, дернул усами, — ребята, сидеть веселей,
Справа повзводно сидеть молодцами, не горячить лошадей...
Шаляпин воодушевился и сейчас же изобразил лихого ротмистра, распустил клок белых, прямых волос, принял горделиво-воинственную осанку...
В передней, когда приятели целуются, растроганный Александр Иванович говорит:
— Я этого дылду семнадцать лет знаю, а вот не слушается меня, — оттого и скверно поет.
Шаляпин добродушно хохочет».
ВЕЧЕРА В ПОДВАЛЕ И НОЧИ ПОД КУПОЛОМ
Проведя полгода в гастрольной поездке по Северной и Южной Америке, Шаляпин вернулся в Москву и в первый же свободный вечер отправился на «Синюю птицу» в Художественный театр, 14 октября 1908 года МХТ отмечал свое 10-летие. Труппа во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко занимает первые ряды партера, сцена на этот раз отдана гостям. На портале портрет А. П. Чехова; его «Чайка» — символ театра — украшает занавес, афиши, программки, билеты...
На сцену поднимаются депутации, на столе растет стопка поздравительных телеграмм. Болгарскую актрису сменяет седой грузинский актер, певцы Большого театра во главе с Шаляпиным исполняют кантату А. Т. Гречанинова «Слава», потом Федор Иванович поет музыкальное письмо Сергея Васильевича Рахманинова. Композитор прислал из Дрездена ноты и текст, торжественный мотив «Многая лета» вплетен в веселую польку Ильи Саца из «Синей птицы». «Дорогой Константин Сергеевич, — поет Шаляпин, — я поздравляю Вас от чистого сердца, от самой души. За десять лет Вы шли вперед, все вперед и нашли синюю птицу. Я очень сожалею, что не могу вместе со всеми Вас чествовать, Вам хлопать, кричать на все лады — многая лета». Даже подпись в этом письме — «Ваш Сергей Рахманинов. Дрезден. 14 октября 1908 года» — была «музыкальной», так же как и постскриптум — «Жена моя мне вторит».
Письмо Рахманинова Шаляпин исполнил на бис. А затем снова читались телеграммы и приветствия из столиц и из глухих уголков России, от зрителей разных сословий и профессий, поступило даже теплое поздравление от «представителей контор и прилавков» — так любим был Художественный театр.
Шаляпин связан с «художественниками» давней дружбой, вместе они проводят вечера в артистическом кабаре «Летучая мышь», недавно открывшемся в подвале «дома Перцова». Затейливые барельефы, оригинальное сказочно-былинное оформление окон, балконов, подъездов, созданных по рисункам С. В. Малютина, сразу сделали этот дом достопримечательностью Москвы. Сама же «Летучая мышь» обязана своим рождением озорным капустникам Художественного театра и задумывалась как своего рода клуб, место отдыха артистов. «Каждый спускавшийся под свод, — писал театральный критик H. E. Эфрос, — оставлял в прихожей вместе с калошами печаль, снимал с себя вместе с пальто и заботы... Обязан был там, за порогом, оставить и обидчивость, способность уязвляться шуткой».
Хозяин кабаре, актер МХТ Н. Ф. Балиев, блестящий конферансье, зачинщик веселых представлений, гостеприимно приглашал в «Летучую мышь» артистов других театров, музыкантов и художников. Поначалу вечера проходили импровизационно. Юная мхатовка Алиса Коонен демонстрировала с Р. Болеславским пародию на модный «Танец апашей». В игру включился Сергей Рахманинов и, как одним махом своей дирижерской палочки... превратил эстрадную безделушку в произведение искусства». Артуру Никишу предложили стать капельмейстером маленького духового оркестра, вместо палочки ему вручили живую розу на длинном стебле. Никиш лихо взобрался на столик, взмахнул розой, и зазвучал вальс из «Веселой вдовы».
Кабаре Никиты Балиева представляло артистов в неожиданном качестве. Мэтр Станиславский не считал зазорным преобразиться в фокусника и виртуозно снимал у ассистировавшего партнера сорочку, оставив неприкосновенным пиджак. Шаляпин, Собинов и режиссер МХТ Леопольд Сулержицкий, игнорируя очевидное различие в весовых категориях, проводили показательный «сеанс французской борьбы». Шаляпин прекрасно владел импровизацией, с ходу принимал условия игры. В «Летучей мыши» танец Шаляпина и Москвина «Вьюшки» был гвоздем программы: напевая нехитрый мотив, они вели абсурдный диалог полкового писаря и приказчика из галантерейной лавки.
Через несколько лет «Летучка» переехала в Милютинский переулок и стала доступна не только артистической братии, но и ее поклонникам. Поначалу для них ставили столики, а когда «Летучая мышь" в 1915 году перебралась в Большой Гнездниковский переулок в подвал «небоскреба» Нирнзее, от столиков отказались, выгородили сцену и зрительный с партером и боковыми ложами.
В «Летучей мыши» нередко устраивались благотворительные вечера и остроумные аукционы в пользу «братства актеров». Выступления знаменитостей и распродажа их реликвий позволяли иногда рать значительные суммы в помощь тем, кому изменялa капризная театральная судьба. В один из таких вечеров было оглашено письмо Шаляпина с просьбой выставить на аукционе его портрет. «Портрет Шаляпина продали за 1180 рублей, -- сообщала "Театральная газета».— Значительно дешевле прошел принесенный г. Провдиным воротничок Шаляпина. Воротничок купил за 2 рубля г. Алыпванг, владелец известной прачечной фирмы.
- Я этот воротничок в витрине выставлю, объяснил г. Альшванг цель своей покупки».
Певец — живая достопримечательность Москвы. «У нас три чуда, — шутят москвичи, — Царь-пушка, Царь-колокол, Царь-бас». Жизнь Шаляпина, столь заметной и колоритной фигуры своего времени, -непременная мишень репортеров, фельетонистов, куплетистов. В программе театра Зон (бывший «Буфф»), что находился на Садовой-Триумфальной улице, номера на злобу дня посвящались члену Го-сударственной думы А. И. Гучкову, Леониду Андрееву— автору пьесы «Екатерина Ивановна», имевшей; кандальный успех, и, конечно, артистическим звездам первой величины — Надежде Плевицкой и Федору Шаляпину.
...Популярность артиста доставляла ему много хлопот. Вот почему он так ценил свой дом, где мог укрыться от назойливых глаз. Фотографы бойко торгуют его портретами, огромными тиражами выходят открытки, изображающие его в жизни и в ролях. Газеты и журналы публикуют карикатуры, шаржи, зарисовки, интервью.
Есть как бы два Шаляпина. Один — реально существующий: вдохновенный артист, требовательный художник, отец семейства, обаятельный собеседник, желанный гость театральной богемы. И второй, мифологический, придуманный газетчиками, обывателем в соответствии с их представлениями о звезде, о присущих ей капризах, скандалах. Когда нет сенсаций и даже повода к ним, их придумывают, украшают подробностями, запускают в оборот, распространяют. И вот газеты пестрят сообщениями: Шаляпин пишет музыку «под Мусоргского», сочиняет оперу «Анатэма», беспробудно пьет, назначен послом в Китай и пр. Артисту приходится время от времени опровергать нелепые выдумки, они усложняют жизнь, искажают репутацию. «Помилуйте, господа, — обращается певец к репортерам через газету, — можно ли так врать на живого человека... Я бы очень просил тех господ, которые про меня желают писать, оставить мою частную жизнь в покое и говорить лишь о моей сценической деятельности... Газеты выражают мнение общества, они не должны писать небылиц — ведь интерес должен заключаться в том, как поет артист и как он занимается своим искусством, а не в том, почему он ходит в баню по субботам, а не по пятницам».
В интервью «Биржевым ведомостям» Шаляпин возмущался бесцеремонностью публики, сетовал на то, что назойливые поклонники не дали ему спокойно погулять в Летнем саду, у Лебяжьей канавки: «Даже в большом городе нельзя смешаться с толпой, скрыться от почитателей таланта. Дайте мне спокойствие вне сцены!» — взывал певец.
С появлением второй семьи прибавились новые заботы. Необходимы были и большие средства для содержания теперь уже двух семейных очагов. Когда году Шаляпин вновь приехал в Петербург, он милея на набережной Крюкова канала по соседним Мариинским театром, у Торгового моста, украшен был изящными фонарями на узорчатых чугунных кронштейнах, по каналу сновали небольшие лодки, буксиры, тяжело пыхтя, тащили баржи с дровами, в воде отражалась стройная легкая колокольня Никольского собора, рядом — старинный Никольский двор с многочисленными лавками.
Начиная с 1903 года в Петербурге большим успехом пользовались концерты Александра Ильича Зилоти, в которых часто принимал участие и Шаляпин. Зилоти был родственником и старшим наставником Рахманинова. Блестящий пианист, педагог, дирижер, он видел свое призвание в широком музыкальном просвещении аудитории и увлек этой идеей многих музыкантов. Желая поддержать Зилоти, Собиновотказался от платы за выступления у него: Шаляпин в контрактах с Дирекцией императорских театров оговорил исключительное и непременное право участия в концертах Зилоти. Певец справедливо считал: Александр Ильич приглашает его не для больших сборов, а руководствуясь высокими художественными соображениями. Действительно, Зилоти хотел, чтобы слушатели уходили от него «более образованными, чем шли в концерт». Кроме того, Шаляпина привлекал и нетрадиционный репертуар, возможность петь ранее не исполнявшиеся произведения.
Петербургский пианист Михаил Бихтер был приглашен аккомпанировать Шаляпину. Он вспоминал о своем визите к певцу: «Несколько человек ожидали Федора Ивановича, подобно тому, как в древности ожидали выхода царя... Говорили тихо. Но вот отворилась правая дверь, и к нам вышел молодой великан-славянин. Одет он был в утреннюю одежду, ибо только что поднялся с постели. Сквозь распахнувшийся халат видна была длинная, до пят, рубашка с великолепно расшитым в манере Рериха подолом. И тут все иное перестало существовать для нас, и глаза все мгновенно устремились к вошедшему. Некоторое время Шаляпин разговаривал с ожидавшими. Но вот посетители разошлись, и мы остались одни. Он подвел меня к роялю и сел рядом слева. Шаляпин готовил песни Мефистофеля (разных авторов: Берлиоза, Гуно, Бойто. — Авт.) к выступлению в симфоническом концерте Зилоти и «Дон Кихота» Массне — для гастролей, кажется, в Париже. Сердце мое сильно билось, руки дрожали, когда я услышал шаляпинский голос. Как описать его? Он не был звучен, наоборот — звучал глуховато, сипловато и изредка напряженно. Но оттенок голоса, в основном окрашенный в трагические тона, всегда слышавшийся из глубины его существа многоцветной, желанной правдивостью, заключал в себе как бы массу разнородных голосов, воплощающих трагическую сторону бытия русского народа. Он звучал то трубным звуком, то жалобой, то примирением, то ужасом, непреодолимым влечением захватывал слушателя, не оставляя ему хотя бы частицы внимания ни для чего другого. Очевидно, этим свойством дарования, которое воплощало творческий синтез родников народного (недеревенского) пения, Шаляпин и привлекал к себе стремительный вихрь внимания».
В Петербурге Шаляпина окружают старые товарищи, знавшие его в начале сценической карьеры.
По-прежнему одним из самых близких друзей Шаляпина остается руководитель оркестра русских народных инструментов В. В. Андреев. Певец любил бывать у Василия Васильевича на Пантелеймоновской улице. Хозяин и гость соперничали в остроумии, перебрасывались шутками, рассказывали анекдоты...
К началу 1900-х годов В. В. Андреев приобрел известность не только в России, но и в Европе. В 1892 и 1900 году он гастролировал во Франции, в 1908— 1911 годах — в Англии, Германии, Америке. Выступления Русского народного оркестра имели столь большой успех, что зарубежные пианисты стали включать в свои программы фантазии на темы произведений из андреевского репертуара. Французские, английские, американские певцы выступали с исполнением русских песен, а в Англии во многих клубах появились курсы игры на русских народных инструментах.
2 апреля 1913 года в Мариинском театре, на концерте, посвященном 25-летию деятельности В. В. Андреева и его ансамбля, юбиляр получил телеграммы со всех концов света— от Леонкавалло, Пуччини, Никиша, Тосканини, Сен-Санса, Ермоловой, Куприна, Савиной, Варламова, Горького, Глазунова, Направника и многих других музыкантов, писателей, художников. Шаляпин приветствовал своего друга вместе с профессорами Петербургской консерватории, артистами Мариинского и Александрийского театров. Он сказал: «Ты пригрел у своего доброго теплого сердца сиротинку-балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир».
Мамонт Дальский безрассудно и щедро тратил свой талант в провинции. Объявившись внезапно в Петербурге, он тут же наведывался к Шаляпину. Впечатлений и замыслов у обоих было предостаточно. В 1907 году, если верить «Петербургской газете», друзья думали создать на паевых началах новый театр.
Дни Шаляпина в Петербурге насыщены работой: «С тех пор, как нечистая сила, заседающая e кулуарах зданий императорских театров и нами грешными, правящая, послала меня в вертеп, называемый Петровым градом, я мечусь, подобно кузнецу. Побриться времени не нахожу— то репетиции, то спектакли, то депутации, то концерты — прямо светопреставление, да и только, стакан вина — и то не проглотишь сразу, а все по капельке, как гофманские капли», — писал Шаляпин московским друзьям.
Среди многих забот — позирование художникам. Из петербургских живописцев ближе всех ему был Александр Яковлевич Головин. Шаляпина Головин впервые увидел еще в Частной опере. Позднее он оформил в Большом театре «Ледяной дом» и «Псковитянку». В Милане певец покорил публику своим Мефистофелем: костюмы Головина в немалой степени способствовали успеху. В одном из них художник и запечатлел Шаляпина.
Фон картины выдержан в холодных серебристо голубых, как бы мерцающих тонах. Обнаженное плечо, крепкая мускулистая рука придерживает мертвенно-серый плащ. Другой рукой, вытянутой вперед Мефистофель как бы угрожает Богу. Лицо отливает синеватой бледностью, глаза почти без блеска, в них фанатичная сила, уверенная жестокость. Многие считали, что Головин изобразил Шаляпина в момент, когда Мефистофель бросает небесам дерзкий вызов: «Он будет мой!»
Другой портрет — шаляпинский Мефистофель в опере Ш. Гуно «Фауст». Яркость пурпурного плаща, камзола особенно выделяется на бледно-голубом фоне. И такого же голубоватого оттенка лицо - значительное, одухотворенное жестокой огненной силой, чуть искривленное дьявольской улыбкой.
Многие портреты Шаляпина Головин писал ночью, в декорационном зале. Когда художника пригласили в Мариинский театр, работать ему, в сущности, было негде. Костюмы делались полукустарным способом, часто дома у Теляковского при содействии его жены. Головин построил под куполом театра просторную художественную мастерскую, расширил штат оформителей.
«У Шаляпина было в то время обыкновение превращать ночь в день, а день в ночь, — вспоминал Л. Я. Головин. - Он выразил желание позировать мне после спектакля, если угодно до утра, но с тем чтобы портрет был закончен в один сеанс. Пришлось согласиться и писать портрет при электрическом освещении. Работа шла у меня почти без перерывов, мне хотелось во что бы то ни стало окончить ее, и это удалось, но помню, что устал я ужасно, и когда я клал последние мазки внизу картины и нагибался, с меня буквально лился пот, стекая со лба на пол, — до такой степени я изнемог».
В одну из ночей 1908 года под сводами огромной мастерской Головина создавался портрет Шаляпина в роли Олоферна. В убранном коврами шатре на ассирийской скамье возлежит восточный владыка с чашей в руках, в экзотичных одеяниях. Длинная черная в колечках борода, тяжелые серьги, глаза чуть навыкате. Поза значительна, монументальна, величественна.
Еще в Мамонтовской опере Шаляпин и Серов много работали над образом Олоферна, внимательно всматривались в ассирийские, египетские рисунки, искали особую пластику, мимику, жесты, походку. За разговорами в дружеском кругу постепенно вырисовывался сценический образ. Однажды в гостях у Т. С. Любатович Серов взял со стола полоскательную чашку и обратился к Шаляпину:
- Вот, Федя, смотри, как должен ассирийский царь пить, а вот, — указывая на барельеф, — как он должен ходить, - и, протянув руки, прошелся по столовой как истый ассириец.
Серов тогда не просто писал эскизы костюма для спектакля Мамонтовской оперы — он подсказывал Шаляпину рисунок роли, ее характер.
Спустя десять лет, 27 сентября 1907 года, Шаляпин впервые выступил в роли Олоферна в Мариинском театре. Спектакль имел грандиозный успех. Зрители, утомленные рукоплесканиями, покидали зал, а Шаляпин в полном облачении и гриме поднимался в мастерскую Головина.
На сеансы живописи приходили жена Шаляпина Мария Валентиновна, его друзья: Исай Дворищин, дирижер Даниил Похитонов, певцы Дмитрий Смирнов и Александр Давыдов, карикатурист Павел Щербов. Художник работал всю ночь. До утра не смолкали беседы, Смирнов и Давыдов пели, Похитонов играл на рояле.
Среди портретов Головина — шаляпинский Фарлаф из «Руслана и Людмилы», одна из лучших ролей в репертуаре артиста. В ней в полную силу проявилась мощная комедийная, сатирическая грань его дара. Головин восхищался своей «моделью». «Придет часа в три ночи и простоит до семи-восьми часов утра. Удивительно умеет позировать. Редкая выносливость и поразительное терпение. Стоит как вылитый по нескольку часов. Я писал его в роли Олоферна, Демона, Мефистофеля с поднятой рукой. Трудная была поза... Артист не просто сидел в заданной позе, но все время был в образе».
Александр Яковлевич Головин не писал Шаляпина «в жизни», его интересовали сценические шедевры певца, его «перевоплощения». Головин и Серов, Коровин и Врубель, чьи полотна Шаляпин внимательно изучал, были единомышленниками и соавторами певца в создании его сценических характеров. Демон Шаляпина близок врубелевским картинам. Готовин в своем портрете Шаляпина — Демона передал самобытный колорит коровинских декораций, воссоздающих пейзаж Кавказа, суровый и сказочный одновременно. Демон у Головина как бы распят среди заснеженных скал, на его лице лежит тень одиночества, отрешенности, вселенской печали. Головин был одним из немногих, кто разделял художественную требовательность артиста к оформлению спектакля и сам бесконечно доверял его вкусу, его портретах внешние аксессуары, все окружение подчеркивают внутреннее состояние Шаляпина, духовную кульминацию образа.
Борис Годунов изображен в полный рост. Одной рукой царь властно держит посох, другая прижата к груди, жест естественен, выразителен - кажется, как
-то Борис непроизвольно схватился за сердце. Блестящие парчовые одежды, усыпанные драгоценными камнями, горящие перстни на руках не отвлекают
внимания от лица— умного, сильного, властного. Годунов - Шаляпин стоит около багрового занавеса, подсвеченного таинственным светом театральных софитов. Это самый поздний из шаляпинских портретов Головина, он написан в 1912 году.
«ВРАГ РУТИНЫ»
Сезон 1910/11 года начался в Большом театре с шумного конфликта. На спектакле «Русалка» дирижер И. А. Авранек затянул темп, Шаляпин стал задыхаться и ногой принялся отбивать темп. В антракте в ответ на возмущение певца режиссер В. С. Тютюнник подмигнул и улыбнулся Авранеку, демонстрируя презрительное отношение к «скандалисту». Шаляпин разгримировался и уехал домой.
Стали звонить Теляковскому в Петербург: как быть? Спектакль продолжался, а между тем исполнителя Мельника не было в театре. Владимир Аркадьевич отправил домой к певцу В. А. Нелидова — того самого, который десять лет назад уговаривал Федора Ивановича в «Славянском базаре» перейти в Большой театр, и В. П. Шкафера, приятеля Шаляпина со времен Частной оперы. Когда они приехали на Новинский бульвар, то увидели тягостную картину — артист лежал на диване и плакал...
Вскоре все трое вернулись в театр. И может быть, никогда с такой драматичностью Шаляпин не исполнял сцену сумасшествия Мельника. Зрители устроили певцу овацию и простили ему затянувшийся антракт.
Пресса тут же раздула закулисный скандал, Шаляпина порицали певцы H. H. Фигнер, А. Дидур, защищали А. М. Давыдов, критик Э. А. Старк (Зигфрид). Поддержал друга и Рахманинов — он в то время находился в Вене. В защиту Шаляпина выступил Сергей Мамонтов, сын Саввы Ивановича: «Давно следует освежить оперную атмосферу, окружающую художественную работу нашей Большой оперы, об этом в Москве толкуют уже давно... Человек исключительного художественного чутья с нервно-повышенной творческой энергией, Шаляпин не может не протестовать против рутины...» Журнал «Рампа и жизнь» писал: «Изгнать Шаляпина из Большого театра, не допускать сильного и беспокойного человека к казенному пирогу — вот заветная мечта ретроггадов...»
Этого не произошло: ушел, к радости всех — от швейцаров до премьеров, — режиссер В. С. Тютюнник. В журнале распоряжений по театру появилась запись: отныне Шаляпин, а также Собинов будут считаться режиссерами всех спектаклей, в которых они участвуют. Авранеку же певец по просьбе Теляковского написал примирительное письмо, особо подчеркнув, что в своих требованиях он руководствовался только творческими мотивами. Конфликт был исчерпан, и пресса на какое-то время перестать надоедать артисту назойливым вниманием. С приходом на императорскую сцену Шаляпина культура спектакля в Большом и Мариинском театре заметно повысилась. Опера стала популярным жанром у широкой публики. О ее возросшем престиже достаточно убедительно свидетельствует принятое Теляковским постановление, категорически запрещавшее после начала оперных спектаклей входить в зрительный зал. «Благодаря распоряжению дирекции закрытии дверей во время действия беготня в партере, слава Богу, прекратилась», — прокомментировал эту акцию журнал «Студия». Примечательно, что на балетные представления запрет не распространялся.
Однако бытовавшие в театре постановочные и исполнительские традиции, рутинные штампы снижали художественность постановок, разрушали их стилевую целостность. Так, во всех спектаклях на сцену выставлялся один и тот же «вечный камень».
На него присаживались во время исполнения арий, около него пели дуэты Онегин и Ленский, в «Демоне» на камне лежала Тамара, а в «Русалке» Наташа; ставили камень и в «Борисе Годунове». Как-то Шаляпин предложил Коровину:
— Слушай, да ведь это черт знает что — режиссеры наши все ставят этот камень на сцену. Давай после спектакля этот камень вытащим вон, ты позовешь ломового, мы увезем на Москву-реку и бросим с моста.
Но режиссеры не дали Шаляпину утащить камень.
— Не один, — говорили они, — Федор Иванович, вы поете, камень необходим для других.
В своих ролях артист тщательно выверял ритмику, пластику, интонации, жесты. И от режиссеров Шаляпин ждал не только словесного объяснения актерской задачи, но и конкретного показа сценического характера — «за словами тотчас же должен следовать наглядный пример». Репетируя «Хованщину». Шаляпин изумлял артистов великолепным показом их ролей. «Шаляпин — враг рутины, все, что он показывает, просто, жизненно, правдиво... Работать с ним-- наслаждение,-- рассказывал журналистам тенор А. М. Лабинский, — и не только потому, что он великий художник. Шаляпин — прекрасный товарищ, ласковый, любезный, простой. При всем величии своего авторитета Шаляпин нисколько не стесняет исполнителя в проявлении индивидуальности. Он первый искренне радуется, когда артист хочет доказать, почему так задумал то или иное место».
Артистке В. П. Веригиной Шаляпин рассказывал о своем видении раскольницы Марфы: «Начал петь тихо, покачиваясь: «Исходила, младешенька, все поля и покосы...» В голосе слышалась неизбывная тоска русской женщины, мерещились выжженные солнцем поля, но, все больше и больше увлекаясь, певец усилил звук и как-то внезапно почти во весь голос запел «Силы потайные». И не стало пассивной женщины, возникла могущественная волшебница, и казалось, что волхвованием своим она, несомненно, может всех зачаровать и все превратить в очаровательный сон. Такое сотворить мог только Шаляпин! Ни один женский голос, кажется мне, не обладает в такой степени чарами волшебства... Федор Иванович ходил и пел без всяких жестов. Все передавалось голосом и внутренней интонацией».
Могучие характеры народной драмы, увиденные на крутом изломе русской истории времен стрелецких бунтов и кровавых расправ, увлекли певца своей масштабностью, трагическим накалом судеб народных.
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 389 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!