Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Конфликты замыкаются на Теляковском: он вынужден принимать рапорты и донесения чиновников, выслушивать жалобы артистов, упреки в снисхождении и покровительстве Шаляпину. Да, все так, но ведь Шаляпин «не бас, а гений!». И Владимир Аркадьевич готов смириться с житейскими мелочами ради главного. «Шаляпин вообще представляет из себя довольно сложный тип и требует особого обхождения, — размышляет Теляковский на страницах дневника. — Как нервный человек, когда его рассердят, он сам не знает, что говорит и что делает. Это человек порыва, и с этим надо считаться».
Между тем подготовка к выступлениям в Милане идет тщательная и серьезная. Шаляпин продолжает работать с Рахманиновым над партией, Головин создает эскизы костюма.
Когда-то скульптор M. M. Антокольский писал В. В. Стасову: «Я не сделаю Мефистофеля одетым: во-первых, костюм уже опошлил бы эту замечательную «фигуру-драму», да притом у него костюм также сузил бы идею... Раз Мефистофель есть идея, нечто общечеловеческое, то он, конечно, не может принадлежать ни к какой расе, ни к какому времени... Мефистофель есть продукт всех времен и нашего в особенности...»
Сравним высказывание скульптора с замыслом артиста. «Мне кажется, — пишет Шаляпин, — что в приближении этой фигуры, не связанной ни с каким бытом, ни с какой реальной средой или обстановкой, фигуры вполне абстрактной, математической, — единственно подходящим средством выражения является скульптура. Никакие краски костюма, никакие пятна грима в отдельности не могут в данном случае заменить остроты и таинственного холода голой скульптурной линии. Элемент скульптуры вообще присущ театру, он есть во всяком жесте, -но в роли Мефистофеля скульптура в чистом виде прямая необходимость и первооснова. Мефистофеля я вижу без бутафории и без костюма. Это острые кости в беспрестанном действии».
Во второй половине февраля 1901 года Федор вместе с Иолой прибыл в Милан. Здание театра поразило Шаляпина величественностью зала, масштабами сцены, прекрасной акустикой: в прошлом здесь была церковь Мадонны делла Скала, потом ее перестроили в театр. Дирижер Артуро Тосканини, подтянутый, непроницаемый, тридцати с небольшим лет, после краткой беседы пригласил певцов в небольшое фойе, украшенное старинными портретами. Началась репетиция. Солисты, среди которых, был, кстати, и Энрико Карузо (ему поручена партия Фауста), пели вполголоса. Тосканини делал краткие замечания и наконец обратился к Шаляпину:
- Синьор! Вы так и намерены петь оперу, как поете ее теперь? Я не имел чести быть в России и слышать вас там, я не знаю ваш голос. Будьте любезны петь так, как на спектакле.
Шаляпин запел в полный голос, дирижер сохранял невозмутимость. Что бы это значило?
Следующее утро началось с пролога. Репетиция шла под фортепиано, за инструментом сидел Тосканини. Когда певец закончил, Тосканини сделал паузу, наклонил голову вбок и слегка хриплым голосом сказал:
— Браво.
«Это прозвучало неожиданно и точно выстрел. Сначала я даже не понял, что это относится ко мне, но так как пел один я, приходилось принять одобрение на свой счет. Очень обрадованный, я продолжал петь с большим подъемом, но Тосканини не сказал мне ни слова более».
Одобрение Тосканини стало известно директору, он любезно приветствовал Шаляпина, сообщил о предстоящих репетициях на сцене и предложил померить костюм.
- Костюмы я привез с собою.
— Ага, так! А вы видели когда-нибудь эту оперу? — с намеком поинтересовался директор.
— Нет, не видел.
— Какие же у вас костюмы? У нас, видите ли, существует известная традиция. Мне хотелось бы заранее видеть, как вы будете одеты.
— В прологе я думаю изобразить Мефистофеля полуголым...
- Как? -- испуганно переспросил директор. Но послушайте, ведь это едва ли возможно...
Дирекция встревожилась. Тосканини на репетициях стал показывать Шаляпину, как следует двигаться по сцене, какие «зловещие» принимать позы. На вопрос, почему то или иное движение, жест здесь необходимы, Тосканини категорично отвечал:
— Потому что это настоящая дьявольская поза.
Проверить аргумент было трудно, приходилось смиряться.
Близилась генеральная репетиция, Милан полнился невероятными слухами о ближайшей премьере. Влас Дорошевич, присланный газетой «Россия» освещать события, передал Шаляпину ободряющую записку: «Все идет превосходно. Весь театр по сумасшедшим ценам распродан... Артисты — я наводил справки — говорят, что очень хорошо. Да что артисты! Хористы — разве есть судьи строже? — хористы, и притом хористы — б а с ы, отзываются с восторгом. В «галерее» только и разговоров что о синьоре Шаляпино».
На генеральной репетиции Шаляпин показал собственный сценический портрет Мефистофеля. Он вышел на сцену загримированный и одетый в свой костюм. Изумленные артисты, музыканты, рабочие сцены окружили его, восторженно загалдели, щупали плащ, трогали нарисованные на руках мускулы. После пролога Шаляпин спросил Тосканини, принимает ли он такое сценическое решение. Неожиданно отбросив непроницаемость, дирижер открыто улыбнулся и, похлопав Шаляпина по плечу, ответил:
- Не будем больше говорить об этом.
3 (16) марта 1901 года в «Ла Скала» состоялась премьера «Мефистофеля» с Шаляпиным в главной роли. Спектакль начался при настороженном молчании публики. Еще не закончился пролог, короткая пауза — зал взорвался аплодисментами. За кулисы прибежал директор, попросил Шаляпина выйти на поклон. Далее спектакль уже шел под овации зрителей.
Пройдет время, артист привыкнет к аплодисментам и восторгам европейцев, но этот первый триумф в Милане всеми ощущался как победа русского искусства, доселе очень мало известного на Западе.
14 марта в московской газете «Россия» появился фельетон Власа Дорошевича «Шаляпин в Scala». В эпиграф вынесен диалог:
«— Да чего вы так волнуетесь?
— Выписывать русского певца в Италию! Да ведь это все равно что к вам стали бы ввозить пшеницу!»
Абсурд, бессмыслица, нелепость. Дорошевич описывает, как абсурд обернулся реальностью, триумфом. «Публика бесновалась. Что наши тощие и жалкие вопли шаляпинисток перед этой бурей, перед этим ураганом восторженной, пришедшей в экстаз итальянской толпы! Унылый свет призрачного солнца сквозь кислый туман по сравнению с горячим, жгучим полуденным солнцем.
Я оглянулся. В ложах все повскакало с мест. Кричало, вопило, махало платками. Партер ревел.
Можно было ждать успеха. Но такого восторга, такой овации...
...Победа русского артиста над итальянской публикой действительно — победа полная, блестящая, небывалая...»
Анджело Мазини, которого Шаляпин считал образцом оперного артиста, приветствовал певца у себя дома:
- Браво, дважды браво! В России меня так любят, что, когда я приезжаю туда, я чувствую себя королем! Можете себе представить, как мне приятно видеть ваш заслуженный успех! Аплодируя вам, я делал это действительно от души, как бы благодаря Россию в вашем лице за то, что она дала мне!
«Слава Богу, сражение выиграно блестяще, — пишет Шаляпин в Москву. — Имею колоссальный успех, он идет даже crescendo. Итальянские артисты были и есть злы на меня, но я им натянул порядочный нос».
Десять контрактных спектаклей не удовлетворили миланскую публику. Пришлось дать еще один, дополнительный. Перед отъездом артист устраивает прощальный банкет и покидает Милан. Вдогонку ему летит письмо дирекции с просьбой не принимать никаких предложений из Италии, кроме как от театра «Ла Скала»: театр хочет сохранить у себя в стране монополию на выступления Шаляпина.
Журналисты описывают триумф Шаляпина и снова пытаются постичь «феномен артиста». Он реформатор. Он создает свою школу. У него нет предшественников. Будут ли последователи?
Помимо грандиозного успеха, в прессе обсуждался инцидент артиста с итальянской клакой. Первым о нем поведал, видимо со слов Шаляпина, Дорошевич в своем фельетоне. Шеф клаки вызвался за вознаграждение организовать успех, взбешенный артист пожаловался в дирекцию и распорядился прогнать незваных визитеров: «Я никогда аплодисментов не покупал и покупать не буду!» На премьере ждали скандала, но клакеры, покоренные искусством певца, забыли об обиде и устроили ему искреннюю овацию.
Спустя полвека красивая история о героизме и бескорыстии Шаляпина обросла новыми подробностями в воспоминаниях болгарского певца Петра Райчева, встречавшегося и с «главным клакером» Маринетти, и с самим Федором Ивановичем. По свидетельству Райчева, Шаляпин согласился выплатить клакерам требуемую сумму, но с условием:
— Мы поднимем здесь шум, чтобы в коридоре
собралось побольше народу, а затем я выброшу вас из комнаты одного за другим и спущу с лестницы.
Впрочем, история с клакой — всего лишь «экзотическая» краска итальянского быта. Главное в другом - Шаляпин «пробил окно» в Европу для русского музыкального искусства. «Запишем эту дату золотыми буквами: в субботний вечер 16 марта 1901 года, после пятнадцати лет забвения (не будем говорить-- остракизма), на сцене театра «Ла Скала» вновь появился «Мефистофель» Бойто — этот все отрицающий дух, сын мрака, -- писала итальянская «Gazzetta Musicale di Milano». — Новым для «Ла Скала» и для всей Италии был русский бас Шаляпин». В Россию певец вернулся «со щитом». - А скажи, пожалуйста, — спросил его один из приятелей во время шумного застолья, — чем, собственно, ты тогда в Милане ужег итальянцев: голосом или игрой?
— Ужег я их, — с расстановкой и совершенно серьезно объявил Шаляпин, — игрой. Голосом итальянцев не удивишь, голоса они слыхали, а вот игрой-то я их, значит, и ужег...
Теперь итальянская публика хочет видеть Шаляпина и в других спектаклях. В 1904 году певец приглашен поставить «Фауста» и спеть уже другого Мефистофеля — Шарля Гуно. О каких-либо рекомендациях и советах речи нет: все на усмотрение Шаляпина. Правда, без накладок все-таки не обошлось: когда художникам Миланской оперы предложили писать декорации по эскизам художника Константина Коровина, они настолько оскорбились, что стали грозиться уйти из театра и тем сильно напугали дирекцию. «Пришлось петь в «конфектах», — так Шаляпин назвал декорации итальянцев в письме Теляковскому. — Но если бы Вы и милый Саша Головин посмотрели на сцену, каким резким пятном осталась бы в Вашей памяти моя фигура, одетая положительно в блестящий костюм. Как глубоко благодарен я и Вам и моему симпатичному и любимому Александру Яковлевичу Головину (автору эскиза костюма. - А вт.). Мне страшно досадно, что я не мог показать здесь публике нашего милого Костю (Коровина. - Авт.), а как бы было бы нужно, как нужно!!!»
«АЛЬПЫ ПЕРЕШЛИ. ПАРИЖ ПОКОРЕН»
Еще в конце прошлого века художник М. В. Нестеров писал: «Для меня ясно, что мы, русские... должны войти в Европу, заставить уважать себя... Когда и кто на себя возьмет трудную задачу... Заставит увидеть искусство русских, как заставили уважать нашу литературу, — это покажет время».
Идеологом и организатором триумфов русского искусства на Западе стал Сергей Павлович Дягилев. Тончайший знаток искусства, талантливый критик, организатор одного из лучших художественных журналов — «Мира искусства» — Дягилев поражал современников своей неиссякаемой энергией. По его инициативе в Европе устраивались выставки картин русских художников, в 1907 году в Париже с успехом прошли «Русские исторические концерты». В них, наряду с Н. А. Римским-Корсаковым, С. В. Рахманиновым, выступал и Ф. И. Шаляпин. Интерес любителей музыки и музыкантов, принимавших русских композиторов и певцов, был огромен.
Один из концертов целиком посвящен «Борису Годунову»: Шаляпин пел Бориса, Пимена и Варлаама. Исключительный успех концерта побудил С. П. Дягилева осуществить смелый эксперимент - показать в Париже «Бориса Годунова» целиком, в полном декорационном оформлении и с Шаляпиным в главной роли. Так родилась идея знаменитых Русских сезонов. Первый из них открылся в Париже в мае 1908 года.
Критика чрезвычайно высоко оценила высочайшую постановочную и исполнительскую культуру «Бориса Годунова». Режиссер А. А. Санин выстроил впечатляющие, красочные мизансцены, включив в драматическое действие, в движение огромную массу статистов. Старинные вещи и аксессуары привнесли в спектакль дыхание времени. Даже парча, из которой шили костюмы бояр и самого Бориса, была подлинной. Обстановка, предметная среда создавалась кропотливо, с поистине музейной тщательностью. Коронационное облачение Бориса Годунова было украшено подлинными драгоценными камнями и весило двадцать семь килограммов. Для усиления исторической достоверности приобрели старинные часы с курантами, под их бой Шаляпин произносил речитативы.
Эскизы А. Я. Головина, А. Н. Бенуа воплощались на сцене художниками Б. И. Анисфельдом, E. E. Лансере, К. Ф. Юоном, С. П. Яремичем, костюмы выполнялись по эскизам И. Я. Билибина, К. А. Коровина, самого С. П. Дягилева.
Подготовка спектакля требовала огромного напряжения, полной самоотдачи. Накануне премьеры Шаляпин запаниковал, Дягилеву и Бенуа стоило огромных усилий помочь артисту преодолеть страх и мнимое недомогание. Певца мучила навязчивая мысль: он забудет текст. Бенуа положил перед артистом раскрытый том Пушкина, заслонив его декоративной грудой книг. А. Н. Бенуа вспоминал: «О, это были незабываемые дни, — и мы, все участники торжества, отлично чувствовали, что переживаем поистине исторический момент... у нас... было полное ощущение колоссальной победы, победы, которой мы главным образом обязаны «Федору». О да, весь спектакль был прекрасен. Декорации, писанные по эскизам Головина, Юона и моим, удались на славу и создавали надлежащую атмосферу... Но, разумеется, надо всем этим орлиным полетом парила гениальность нашего «главного актера», и она-то и давала тон всему, от нее и шло все настроение... Никогда Шаляпин лично на меня не произвел такого впечатления... И до чего же он был предельно великолепен, до чего исполнен трагической стихии! Какую жуть вызвало его появление, облаченного в порфиру, среди заседания боярской думы в полном трансе безумного ужаса. И сколько благородства и истинной царственности он проявил в сцене с сыном в «Тереме»! И как чудесно скорбно Федор Иванович произносил предсмертные слова «Я царь еще....... Шаляпин переживал как раз тогда кульминационный момент расцвета своего таланта».
«Уведомляю: Альпы перешли. Париж покорен», — телеграфировал Шаляпин своему другу художнику П. П. Щербову. Победа была очевидна: президент Франции К. Фальер подписал декрет о пожаловании артисту звания кавалера ордена Почетного легиона...
«Борис Годунов», привезенный Сергеем Дягилевым в столицу Франции, положил начало Русским сезонам, проходившим в Париже, а затем и в Лондоне. С 1909 года С. П. Дягилев стал показывать не только оперные, но и балетные спектакли. Триумф Шаляпина в «Псковитянке» (в Париже опера шла под названием «Иван Грозный») делили выдающиеся артисты балета А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, Е. В. Гелыдер, танцовщик В. Ф. Нижинский.
Александр Бенуа, безусловно, прав -- Шаляпин в расцвете своих артистических возможностей. Повлияло ли всеобщее поклонение, признание на его собственное мироощущение? Безусловно, и было бы странно, если бы этого не произошло. Шаляпин постепенно начинает ощущать себя «полномочным представителем» отечественного искусства в европейском и даже в мировом культурном пространстве и, что чрезвычайно важно, осознает всю ответственность возложенной миссии.
Шаляпин становится «гражданином мира», он свободно перемещается по планете, границы стран и континентов для него условны, прозрачны: его гений покорил Европу, Азию, Северную и Южную Америку. Во всех странах его встречают как звезду мирового значения. Покорен экспансивный Милан, «Гранд-опера» в Париже ломится от публики, театр «Колон» в Буэнос-Айресе, «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке дают рекордные сборы, критика не находит слов для выражения восторгов. Но приветственные речи, лавровые венки, торжественные церемонии при дворе покоренных искусством монархов, приемы и банкеты, награды и прочие знаки поклонения не заслоняют от Шаляпина реальной жизни, как не заслоняют нью-йоркские небоскребы «одноэтажной Америки». Именно о ней пишет артист Теляковскому: «Вся жизнь в работе — в каторжной работе, и кажется, что в этой стране люди живут только для работы. Там забыты и солнце, и звезды, и небо, и Бог. Любовь существует, но только к золоту... Много у нас пакости на Руси, но много и любви к высокому, чистому. Безалаберна наша публика, но в своей безалаберности все-таки с интересом относится ко всему, что являет собой искусство».
Что изменилось в Шаляпине с осознанием себя «гражданином мира»? Многое. Общественное мнение признало за ним право диктовать свои условия в искусстве. Для него как для художника это главное. Теперь в «Ла Скала» от него не требуют предварительных показов. А. В. Амфитеатров пишет М. Горькому из Милана: «Слушали вчера одну из репетиций «Бориса»... Работает Федор великолепно и строго. Школит итальянцев. Надо им отдать справедливость, что слушаются и стараются... Итальянцы очарованно говорили, что на оперной сцене подобного исполнения никогда не имели, а в драме, кроме Сальвинии, кроме покойника Росси, соперников у Федора нет».
Но все ли видят в Шаляпине «гражданина мира»? Отнюдь нет. Артиста раздражают административные препоны, цензурные придирки, необходимость разного рода просьб — об организации концертов, о получении паспорта и пр. Он намерен петь, где хочет, кому хочет — в столичных театрах, в великосветских салонах, в цирке для рабочих, в общедоступных концертах А. И. Зилота.
Чем увлекает Шаляпина жизнь артиста? Что вол-т его более всего? Об этом он пишет в своем обращении к европейской публике в парижской газете Matin» 6 мая 1908 года, в день представления «Бориса Годунова». «Цветы моей родины» — это не только призыв к духовной свободе, не только признание любви к России, это признание в любви к соотечественникам-художникам, создающим русское искусство, и прежде всего — к М. Горькому.
«Русская земля так богата загубленными, погибшими талантами. Как она плодородна, сколько прекрасных всходов могла бы дать ее почва!!! Но вечно ступает по ней чей-нибудь тяжелый сапог, втискивая в снег, затаптывая все живое: то татаро-монголы, то удельный князь, то турок, а теперь... полицейский.
Может быть, мой тон покажется вам чересчур странным и приподнятым, но, патриот, я люблю свою родину, не Россию кваса и самовара, а ту страну великого народа, в которой, как в плохо обработанном саду, стольким цветам так и не суждено было распуститься.
У меня перед глазами афиша «Бориса Годунова» На ней я читаю славное имя Мусоргского, того самого композитора, который в период создания своего шедевра жил грошовыми подачками от бюрократов и умер в больнице. Это было в 1881 году».
Статья написана под влиянием идей Максима Горького. Дружба с ним, начавшаяся в 1901 году, многое определила в мироощущении артиста.
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 213 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!