Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Но как разрешить это, казалось бы, неразрешимое противоречие? Только одним способом — противопоставить величию Короны величие дара Художника, достоинство Личности.
Четыре года в Мамонтовской опере, дружба с выдающимися людьми искусства не прошли для Федора даром. Он теперь совсем не тот наивный, романтически восторженный юноша, который с такой поспешностью заказывал себе визитные карточки артиста Мариинского театра. Он — Художник, природное обаяние сочетается в нем с приобретенным артистизмом, дарование — с опытом, юмор и непосредственность — с глубоким знанием человеческой натуры, доброжелательность — с осознанием своей творческой значимости и собственного достоинства, он свободен в поступках, независим в оценках, легко налаживает отношения с самыми разными людьми; соблюдая ранговые условности и оказываясь подчас в весьма сложных житейских коллизиях, владеет ситуацией все-таки он, Шаляпин.
В императорском театре эту способность певца поняли и оценили не сразу, подчас ему приходилось балансировать на острие традиционных церемониальных приличий и ритуалов, и тут уж властям оставалось решать, считать ли поведение артиста «дерзкой выходкой», «наглым вызовом», предполагающим немедленные репрессивные санкции, или смириться и лишь пожурить за неуместную «шутку гения». И в самом деле — кто кому нужнее: Шаляпин императорскому театру или театр Шаляпину, кто от кого теперь больше зависит?
И в общественном мнении, и в сознании своих коллег по артистической профессии Шаляпин утверждал себя таким, каким он хотел, чтобы его видели и принимали. Пусть публика — начиная с балкона до царской ложи, — критика, артисты, музыканты решают, считаться с ним или не считаться.
Шаляпин, разумеется, понимал, какие возможности открывает перед ним императорская сцена, и готов был принять на себя связанные с этим обязательства, но в определенных пределах: он уже знал по собственному опыту и по опыту других — в искусстве компромисс опасен, как гибелен он и для личности.
Но посмотрим на ситуацию и с другой, «официальной» стороны: сознавало ли Министерство императорского двора, артиста какого масштаба приглашало в Большой театр и какие обязательства, какую ответственность за его судьбу оно тем самым на себя принимало? Среди высших чиновников это понимал только один — Владимир Аркадьевич Теляковский. Сохранение Шаляпина на императорской сцене было для него делом чести. Он гордился своей миссией и видел в этом собственную значимость. Теляковский специально приехал из Москвы в Петербург на первое представление «Фауста» в Мариинском театре и, выйдя в фойе, принимал заслуженные приветствия и поздравления, комментируя их:
— Вы нам сами отпустили в Москву Шаляпина за ненадобностью, мы же вам за большой в нем надобностью отпускать будем представления на два-три — не больше.
Вот, мол, вам, министерским чиновникам, петербургским снобам, — где ваша проницательность, чутье, вкус?
Театральная администрация отмалчивается, масла в огонь подливают критики. Зигфрид (Э. А. Старк) радуется и сокрушается одновременно: «Восхищаясь голосом Шаляпина, наслаждаясь его великолепной игрой, приходится горько пожалеть, что в свое время у нас в Петербурге не сумели разглядеть этот великолепный талант и, поставив его в благоприятные условия для своего развития, привязать его к себе и сделать его впоследствии своей гордостью. Теперь мы обречены на редкое созерцание г. Шаляпина, да и то не всегда, в удачном репертуаре. Поневоле только остается завидовать Москве...»
И вот министр двора барон В. Б. Фредерихс в фойе Мариинского театра уже полушутливо советуется с Теляковским: не перевести ли все же Шаляпина в Петербург, в Мариинский театр, ближе к императорской резиденции? Шутки шутками, но в новый контракт, который Шаляпин подпишет в 1902 году, вносится специальный пункт— обязательно регулярно выступать в Петербурге.
В столице Шаляпин пел не только на сцене Мариинского театра, но и в закрытых спектаклях придворного Эрмитажного театра. Здание, соединенное переходом с Зимним дворцом, было построено в 1780-х годах архитектором Дж. Кваренги для «собственного театра» Екатерины II. Зал украшен статуями Аполлона и девяти муз, стены отделаны искусственным мрамором. Красные бархатные скамьи амфитеатром спускались к сцене. Игрушка дворцовой аристократии, Эрмитажный театр и сам производил впечатление игрушечного. Балы, маскарады концерты для круга приближенных к царю чиновников и свиты были продолжением дворцовых церемоний и обставлялись с пышной театральностью. Иногда гости предварительно оповещались, в костюмах какой исторической эпохи им следует прибыть.
Шаляпина смешила искусственность этих официальных развлечений, забавляли аристократы, манерно беседующие с легким иностранным акцентом в богатых, но безвкусно сшитых боярских нарядах: «...делалось неловко, неприятно и скучно смотреть на эту забаву, тем более что в ней отсутствовал смех, — вспоминал Шаляпин. — Серьезно и значительно сидел посередине зала государь император, а мы, также одетые в русские боярские костюмы XVII века, изображали сцену из «Бориса Годунова». Серьезно я распоряжался с князем Шуйским: брал его за шиворот дареной ему мною же, Годуновым, шубы и ставил его на колени. Бояре из зала шибко аплодировали... В антракте после сцены, когда я вышел в продолговатый зал покурить, ко мне подошел старый великий князь Владимир Александрович и, похвалив меня, сказал:
- Сцена с Шуйским проявлена вами очень сильно и характерно.
На что я весьма глухо ответил:
- Старался, ваше высочество, обратить внимание кого следует, как надо разговаривать иногда с боярами...
Великий князь не ожидал такого ответа. Он посмотрел на меня расширенными глазами — вероятно, ему в первую минуту почудился в моих словах мотив рабочей «Дубинушки», но сейчас же понял,
что я имею в виду дубину Петра Великого, и громко рассмеялся».
Присутствие высокопоставленных особ не сковывало Шаляпина. Певец вел себя как обычно, не подлаживаясь под нравы публики.
Шаляпин впервые вышел на сцену Большого театра в сентябре, а уже в декабре великая княгиня Елизавета Федоровна и великий князь Сергей Александрович, брат царствующего императора, просят представить им знаменитого певца. Супругам артист симпатичен, они приглашают его выступить в концерте в Благородном собрании в пользу московского Дамского благотворительного тюремного комитета. Программа составлена удачно: участвуют С. В. Рахманинов, А. Б. Гольденвейзер...
Вскоре Шаляпина приглашают на домашний вечер. Изысканное высшее общество: государь, императрица, их близкие, министр двора барон Фредерихс... Видимо, присутствовал и Теляковский. Вечером он записал в дневнике: Шаляпин «удостоился высочайшего одобрения и похвал как от государя, так и от министра Двора».
19 декабря 1902 года Теляковский сообщает артисту: «Не видал Вас вчера после спектакля, а потому не мог Вам высказать того высокого художественного наслаждения, которое я испытал во время спектакля «Мефистофеля». Приношу Вам мою сердечную благодарность за прекрасное исполнение. Государь Император и Государыня Императрица остались вполне довольны Вашим исполнением — и мне об этом говорили — считаю для себя приятным долгом Вам об этом сообщить».
Однажды во время спектакля «Борис Годунов» в Мариинском театре певца пригласил Николай IL В антракте Шаляпин в костюме и гриме вошел в царскую ложу. Царь говорил комплименты, хвалил голос, исполнение. «Но мне всегда казалось, — вспоминал Шаляпин, — что я был приглашаем больше из любопытства посмотреть вблизи, как я загримирован, как у меня наклеен нос, как приклеена борода. Я это думал потому, что в ложе всегда бывали дамы, великие княгини и фрейлины. И когда я входил в ложу, они как-то облепляли меня взглядами. Их глаза буквально ощупывали мой нос, бороду. Очень мило, немножко капризно спрашивали: - Как же наклеили нос? Пластырь?»
Вслед за государем и великими князьями хотят заручиться приятельством с певцом и «просто» князья. Мария Клавдиевна Тенишева, сама склонная к любительскому музицированию и даже мечтавшая об оперной карьере певицы, встретила Шаляпина в Париже и пригласила в свой салон. Растроганная его пением, она одарила артиста красивой булавкой — на память о прекрасном вечере.
Князю В. Н. Тенишеву это почему-то не понравилось; певцу же пришлось не по душе поведение хозяина дома:
«Князь!
Я крайне удивлен и обижен Вашей запиской ко мне: я был приглашен княгинею к Вам петь и исполнил эту просьбу с удовольствием. Княгиня подарила мне, как souvenir, булавку, а я, довольный любезным ко мне отношением, выразил ей мою благодарность. Требований каких бы то ни было я, кажется, Вам не предъявлял и получение от Вас 1000 франков и Вашей визитной карточки, на которой написано было: «прошу возвратить булавку подателю» — во-первых, меня удивило, а во вторых, заставляет теперь уже сообщить Вам, что гонорар мой я определяю в 2000 франков за каждое мое участие,
: потому покорнейше прошу Вас, Князь, прислать мне по нижеследующему адресу сумму, оставшуюся мне Вами недоплаченной. Булавку же могу возвратить только уважаемой княгине, ибо от нее лично я имел честь ее получить, и если княгиня скажет мне только слово, то не медля ни минуты булавка будет выслана. Всегда с почтением к Вам имею честь быть
Федор Шаляпин».
Артист указал аристократу на его место.
Впрочем, только ли князь Тенишев имел возможность почувствовать своеобразие характера певца?
Шаляпин знал себе цену и не любил, когда другие ее занижали, ни в плане материальном, ни внравственном, этическом. Талант и труд были для него неделимы. А труд требовал вознаграждения. Некоторым заядлым поклонникам, не знавшим удержу в благотворительной деятельности за счет артиста, он лукаво, но твердо напоминал: «Бесплатно только птички поют!» Награды? Он считал их заслуженными — артистов награждать принято. И вот - первый царский подарок: золотые часы от государя!
«Посмотрел я часы, и показалось мне, что они недостаточно отражают широту натуры Российского Государя, — вспоминал Шаляпин. — Я бы сказал, что эти золотые с розочками (осколками бриллиантов. — Авт.} часы доставили бы большую радость заслуженному швейцару богатого дома... Я подумал, что лично мне таких часов вообще не надо — у меня были лучшие, а держать для хвастовства перед иностранцами — вот де, какие Царь Русский часы подарить может! — не имело никакого смысла — хвастаться ими как раз и нельзя было. Я положил часы в футляр и отослал к милому Теляковскому при письме, в котором вполне точно объяснил резоны моего поступка. Получился «скандал». В старину от царских подарков никто не смел отказываться, а я... В. А. Теляковский отправился в Кабинет Его Величества и вместе со своими там друзьями без огласки инцидент уладил. Через некоторое время я получил другие часы — на этот раз приличные».
Артист дорожил своей независимостью. Он благосклонно принимал награды, подарки, звания, но совсем не собирался расплачиваться за них ограничениями свободы, регламентацией своего поведения.
Известна в актерских кругах легенда о трагике Александрийского театра В. А. Каратыгине: когда император Николай I, находясь в благостном настроении, захотел полюбоваться, как знаменитый актер сможет его «изобразить», тот принял картинную позу царя и невозмутимо приказал присутствовавшему при этом директору императорских театров Гедеонову завтра же выплатить ему, Каратыгину, двойной месячный оклад. Государь рассмеялся, но распоряжение велел выполнить.
Шаляпин очень любил рассказывать этот анекдот и даже подробно, в лицах, изложил его в своих мемуарах. И неудивительно: он сам не чуждался рискованных импровизаций с властными покровителями, не без удовольствия осаживал их.
Как-то во время выступления в Зимнем дворце великий князь Сергей Михайлович вынес после концерта бокал шампанского в драгоценном старинном венецианском стакане:
- Шаляпин, мне государь поручил предложить вам стакан шампанского в благодарность за ваше пение, чтобы вы выпили за здоровье его величества.
«Я взял стакан, молча выпил содержимое, -рассказывал Шаляпин, — и, чтобы сгладить немногопоказавшуюся мне неловкость, посмотрел на великого князя, на поднос, с которым он стоял в ожидании стакана, и сказал:
— Прошу Ваше Величество, передайте государю императору, что Шаляпин на память об этом знаменательном случае стакан взял с собой домой.
Конечно, князю ничего не осталось, как улыбнуться и отнести поднос пустым».
Действительно, высоким покровителям императорской сцены ничего более не оставалось, как улыбаться «шуткам гениев». Что они могли еще сделать? Придержать очередное полагающееся по выслуге лет заслугам звание, как пытался сделать министр двора В. Б. Фредерихс? Пожаловаться Теляковскому:
«Каким невозможным нахалом держит себя Шаляпин! Что это за манера во время репетиции в Эрмитажном театре держать руки в карманах, играть цепочкой, строить гримасы и т. д. Прямо невыносимо противно на него смотреть!» Но — смотрели, кричали до изнеможения «бис!», «браво!», приглашали артиста зайти к себе в ложу, чтобы показать лопнувшие от аплодисментов перчатки.
— Видите, до чего вы меня доводите, — кокетливо жаловалась великая княгиня. — Вообще, вы такой артист, который любит разорять. В прошлый раз вы мне разрознили дюжину венецианских стаканов. Шаляпин ответил:
— Ваше высочество, дюжина эта легко восстановится, если к исчезнувшему стакану присоединятся другие одиннадцать...
«Великая княгиня очень мило улыбнулась, но остроумия моего не оценила. Стакан остался у меня горевать в одиночестве...»
Писатель Андрей Седых (Я. М. Цвибак) пересказывал со слов сына артиста Федора Федоровича диалог Шаляпина с Николаем II в антракте «Бориса Годунова»:
- Я, Федор Иванович, хотел у вас кое-что приватно спросить: скажите, вот я часто бываю на оперных спектаклях. Почему это тенора всегда имеют у публики, в особенности у женщин, такой успех, а басы — кроме вас — нет?
- Ваше величество, ведь это очень просто... Тенора всегда поют партии любовников... «Куда, куда вы удалились?» Ну, женщины и умирают... А мы, басы, кого поем? Либо монахов, либо дьяволов, либо царей... Кого это интересует?!
Государь подумал, подергал бородку и согласился:
-Да, действительно, роли все неинтересные...
Подобных эпизодов у Шаляпина случалось немало. Ему было интересно слегка обострить диалог. Конечно, он бравировал своим озорством, эпатировал верноподданническое окружение, получал несомненное актерское удовольствие, кураж от поставленного им маленького спектакля, оттого, что не он в этот момент зависел от власти, а власть повиновалась ему. Удовольствие это, вероятно, было сродни тому, какое он испытывал, поддразнивая своих учителей в казанском училище и собирая первые лавры от товарищей по школьному классу...
Нужно отдать должное энергии, вкусу и нравственному чутью Теляковского: он по мере сил оберегал Шаляпина и от бюрократического напора, и от благорасположения «шумного света», и от интриг и происков артистов-завистников, которых тоже было немало.
Вообще для отечественного театра Теляковский сделал очень много. В 1900-х годах на императорской сцене выступают поистине выдающиеся артисты: Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, В. Р. Петров, Г. С. Пирогов, И. А. Алчевский, E. H. Збруева, А. П. Боначич. Изумительный художественный ансамбль складывался в спектаклях, оформленных К. А. Коровиным, А. Я. Головиным, А. М. Васнецовым и музыкально руководимых С. В. Рахманиновым. Дай Бог, чтобы этот талантливый капельмейстер утвердился бы в театре, — записал Теляковский в своем дневнике 7 сентября 1904 года. — Это важное и интересное приобретение».
Среди мотивов, по которым композитор согласился на уговоры Теляковского и встал за пульт, было не только его намерение усовершенствовать свою дирижерскую технику, но и горячее желание, сохранившееся еще со времен Частной оперы, работать вместе с Шаляпиным.
В жизни Шаляпина новая «профессиональная» встреча с Рахманиновым также означала многое. Он немало терпел от непонимания дирижерами самой природы оперного искусства и в Мариинском театре, и у Мамонтова, и в разных антрепризах, где время от времени выступал, а теперь вот и в Большом театре. Певец действительно предъявлял высокие требования, и проще было объявить их «капризами», чем постараться выполнить. Рахманинов же понимал и приветствовал шаляпинские нововведения, потому что сам никогда не относился к партитуре формально. Он требовал точного выполнения авторских темпов, ритмов, интонаций, но вместе с тем своим вдохновением как бы заново открывал замысел композитора. В его дирижерской интерпретации «запетые» знакомые оперы обретали одухотворенность, свежесть чувства, живость непосредственно возникающей по ходу исполнения глубокой эмоции, настроения.
Рахманинов ввел строгую дисциплину в театре не только на сцене, в оркестре, но и в зрительном зале. Он отменил бисирование отдельных сцен и арий, так как это разрушало художественную целостность спектакля. Оркестрантам запрещалось покидать свое место во время длительных пауз, читать, отвлекаться на посторонние дела. Появление Рахманинова в оркестре и в труппе многих встревожило и насторожило. Дирижер казался сухим, строгим, высокомерным. Послышался ропот: «Рахманинов всех разругал», «на всех сердится», «сказал, что петь никто не умеет», «посоветовал снова поступить в консерваторию». Лед недоверия растаял на первых репетициях. Они превращались в совместное творчество, и талантливые артисты скоро это поняли. Шаляпин любил говорить: «Когда Сергей Васильевич аккомпанирует, невозможно сказать: «Я пою», а надо бы говорить: «Мы поем».
С приходом Рахманинова художественная культура спектаклей резко возросла. «В оркестровом исполнении Большого театра сразу повеяло новым духом... свежестью и бодростью, ярко обозначился живой и богатый темперамент дирижера», - писал рецензент.
Отношения Федора с новыми партнерами складывались по-разному. Профессиональный уровень труппы Большого театра в целом был высоким, но человеческие, личные связи установились далеко не сразу, да и не со всеми. У одних Шаляпин просто вызывал жгучую зависть, другие его побаивались, зная, что он не прощает ошибок, неряшества, халтуры, третьи прикрывали собственную творческую несостоятельность «принципиальными» соображениями, раздувая миф о «несносном» характере певца. Но конечно, были в театре люди, высоко ценившие редкий дар Шаляпина, его требовательность, и просто его незаурядную личность. Совместная работа с Рахманиновым, Собиновым, Салиной, Неждановой обогащала артиста, давала импульс его художественным исканиям.
Пройдя школу Усатова, Дальского, Юрьева, Мамонтова, тесно общаясь с писателями и художниками, Шаляпин приобрел тонкий эстетический стиль. Он остро чувствовал фальшь, не принимал сценической красивости. Как часто Федору не хваталo понимания со стороны коллег— артистов, музыкантов, дирижеров! Нередко случались стычки с дирижерами В. И. Суком и У. И. Авранеком, не желавшими поначалу считаться с требованиями Шаляпина. Один дирижер вспоминал такой разговор с певцом:
- Ты, Федя, часто сердишься на нас за то, что мы не додерживаем или передерживаем твои паузы. А как же угадать длительность этих пауз?
— Очень просто, — отвечал Шаляпин, — переживи их со мной — и попадешь в точку.
На генеральной репетиции оперы «Анджело» Ц. А. Кюи тенор С. Г. Трезвинский никак не мог появиться в нужное время. Федор Иванович трижды
повторял свою сцену и наконец с досадой воскликнул:
— Неужели так трудно вовремя быть на сцене, гдe я столько раз падаю с одинаковой точностью?
Знаменитый тенор А. М. Давыдов слегка сфальшивил в партии Шуйского в «Борисе Годунове». Шаляпин царственно встряхнул Давыдова — Шуйского могучими руками за ворот боярского кафтана:
— Чтоб было в последний раз, иначе я тебя, Саша, просто напросто изувечу!
В Новом театре Шаляпин репетировал оперу Рахманинова «Алеко». В перерыве Федор Иванович вышел на сцену, сел на бутафорский бочонок, собрал оркестрантов и продирижировал арию Алеко «Весь табор спит». Певец указывал вступления инструментам, объяснял, почему здесь такой характер тембрового и интонационного звучания, он выпевал свою партию и партии всех инструментов оркестра! «Судите же сами, — вспоминал свидетель эпизода актер М. Ф. Ленин, — как отзывалась в душе этого гения, обладавшего к тому же абсолютным слухом, малейшая неточность в оркестре. После этого дирижирования оркестранты, всегда очень скупые на одобрения, устроили Ф. И. Шаляпину искреннейшую бурную овацию».
Дружеские отношения сложились у Шаляпина с премьером Большого театра лирическим тенором Леонидом Витальевичем Собиновым. «Бремя славы» тот нес легко, слыл хорошим товарищем, добрым и отзывчивым человеком. Он сразу поддержал Шаляпина в его исканиях. Недоброжелателям не удавалось поссорить артистов, хотя стремительного возвышения Шаляпина Собинов не мог не замечать: публика с легкой руки репортеров бурно обсуждала гонорары премьеров. Даже Стасов не удержался от того, чтобы не сообщить в одном из писем: Шаляпину-то назначено за концерт в Павловске 1300 рублей, а Собинову — лишь 700.
В 1901 году журнал «Развлечение» изобразил Шаляпина волом, а Собинова — мухой. Артисты возмутились, обратились в редакцию: «Не знаю, право, может, это и смешно, — писал Шаляпин, — но для меня это и печально, так как подобного рода карикатуры могут породить между мной и моим товарищем неприязненное отношение, что мне крайне нежелательно». «Карикатура, оскорбляющая меня, роняет еще в глазах публики мои добрые отношения с Федором Ивановичем Шаляпиным, которыми я очень дорожу...» — заявил Л. В. Собинов.
Шаляпин много выступает, он чувствует растущий интерес публики к камерному пению, да и его самого увлекают огромные выразительные возможности концертного исполнительства. Вместе с С. В. Рахманиновым, А. И. Зилоти, А. Н. Корещенко, М. А. Слоновым певец готовит серьезные программы. Концерты становятся для него не менее важными, чем сценические работы. «У него нет предшественников, — писал А. В. Амфтитеатров после концерта Шаляпина в Павловском вокзале 4 июля 1901 гола. — Будут ли последователи?...Да! Большой чело-зек наш милый Федор Иванович с его светлым талантом, так родственным Пушкину, Глинке и Моцарту, с его изумительным даром не только чаровать, но и мыслить звуками. Голосов на свете много хороших, есть басы даже и на петербургских сценах, голосовой материал которых может быть разделен с избытком на нескольких Шаляпиных. Но ведь в том-то и суть, что, идя слушать Шаляпина, вы даже и не вспомните, что идете слушать «Баса», Вам нужен Шаляпин. Вам нужна его способность петь не более пи менее звучные ноты в установленном партитурой порядке, а нужен именно необычайный дар мыслить звуками, который так ново и чудно открылся певцам с появлением на сцене этого странного человека».
Лето 1901 года выдалось в Москве жарким. Публики мало, концерты и спектакли идут в полупустых залах. Воздух отдает дымом: в губернии бушуют лесные пожары. 7 июля начинаются спектакли с участием Шаляпина в летнем театре «Эрмитаж». Газеты отмечают успех артиста в «Русалке», в «Моцарте и Сальери», в «Паяцах», но даже Шаляпину в такую жару не всегда удается собрать аншлаг.
Вслед за певцом в «Эрмитаже» выступает Мамонт Дальский. Набранная по случаю драматическая труппа слаба, ансамбля нет и в помине. Спасает положение «гвоздевой» репертуар Дальского -- «Разбойники», «Рюи Блаз», «Без вины виноватые», «Гамлет», «Кин, или Гений и беспутство», «Уриель Акоста».
Московская публика знает и любит Дальского, ей близок его романтический пафос, эмоциональность, темперамент. Шаляпин и Дальский выступают теперь как соперники-конкуренты. «Беспутный Кин» — Дальский болезненно относится к лаврам Шаляпина, своего недавнего ученика, особенно когда их пути пересекаются на театральных подмостках. Уязвленность Дальского заметна многим. Собинов сообщает в одном из писем: «Часто заходит ко мне Дальский, рассказывает очень много о своих успехах... Зависть к теперешнему положению Шаляпина играет в его рассказах первую роль». Федор же по-королевски щедр и снисходителен к слабостям своего наставника, вечерами их видят у «Яра», в «Стрельне».
Поклонники не знают удержу. «Музыкально-театральный современник» пишет после симфонического концерта 13 июля 1901 года в московских «Сокольниках» с участием Шаляпина: «В диком, необузданном выражении своих восторгов публика побила рекорд... Стулья ломались в настоящем смысле слова. В конце концов сам артист обратился к слушателям с довольно-таки саркастической речью, в которой отказался от дальнейших бисов, обещая в будущий спеть побольше, и, кроме того, советовал «стульев не ломать, а лучше разойтись» («...хотя вы и так слишком разошлись», — прибавил г. Шаляпин. особенно любезно)».
"УЖЕГ Я ИХ ИГРОЙ!..»
Известность Шаляпина достигает Европы. В мае 1900 года певец получает телеграмму из Италии, от генерального директора миланского театра «Ла Скала» с просьбой выступить в опере Арриго Бойто Мефистофель».
Федор поначалу принял все это за розыгрыш. Иола отнеслась к делу серьезнее и оказалась права: дирекция «Л а Скала» подтвердила приглашение.
Шаляпин растерялся: петь в Италии — «стране музыки», — да еще по-итальянски и в нерепертуарной, почти неизвестной опере... «Двое суток провел я в волнении, не спал и не ел, додумался до чего-то, посмотрел клавир оперы Бойто и нашел, что его Мефистофель по голосу мне. Но и это не внушило мне уверенности, и я послал телеграмму в Милан, назначая 15 000 франков за десять спектаклей, в тайной надежде, что дирекция театра не согласится на это».
Дирекция, однако, согласилась с поставленным условием, и отступать теперь было некуда...
Шаляпин кинулся за советом к Рахманинову. Чтобы серьезно подготовиться к выступлениям в «Ла Скала», было решено на лето выехать вместе в Италию:
— Я буду заниматься там музыкой, а в свободное время помогу тебе разучивать оперу, — сказал Сергей Васильевич.
Принять предложение театра «Ла Скала» значило для Шаляпина пойти на немалый риск: тридцать два года назад на той же сцене опера «Мефистофель» провалилась, хотя ставилась прекрасной труппой под руководством тогда еще молодого автора. В 1886 году в театре предприняли попытку «реабилитировать» оперу и ее создателя, но и тогда публика осталась равнодушной. Теперь делалась третья попытка восстановить художественную репутацию композитора и его давнего сочинения — уже с помощью российского певца.
Между тем Шаляпину опера Бойто была знакома: непонятно, почему в «Страницах из моей жизни» певец утверждает обратное. Еще в 1895 году, вскоре после дебютов в Мариинском театре, Федор подготовил к показу Э. Ф. Направнику партию Мефистофеля. Видимо, прослушивание оказалось удачным, и у дирижера возникло серьезное намерение поставить спектакль на петербургской сцене, о чем в свое время и сообщали столичные газеты.
Рахманинов понимал всю значимость дебюта Шаляпина в «Ла Скала» и отнесся к будущей совместной работе с максимальным вниманием и интересом. В середине мая Федор с семьей отправляется в Италию — сначала в Милан, потом на морское побережье близ Генуи, в небольшое местечко Варацци. Туда же приезжает и Рахманинов.
Все складывается прекрасно: замечательная погода, вилла на самом берегу моря, рядом тенистый сад, народу мало, тишина, покой... Но тихая курортная жизнь не по нутру Федору, через несколько дней он «срывается» в Милан, встречается с Собиновым, а потом, узнав, что на Всемирной выставке концертирует его старый друг Василий Андреев с русским народным оркестром, мчится в Париж.
Как некогда в Петербурге, Андреев опекает Шаляпина, вводит его в аристократические музыкальные салоны, Федор имеет успех, выступает на вечерах газеты «Фигаро», на приеме у княгини М. К. Тенишевой, супруги главного комиссара Русского отдела выставки. Рахманинов терпеливо ждет возвращения певца: «Застрял в Париже... Постреливает редкими телеграммами, в которых о своем приезде говорит как-то неопределенно. С его приездом будет, конечно, веселее».
В начале июля Шаляпин наконец появился в Варацци. Занятия итальянским языком и музыкой шли успешно. Убедившись в этом, Федор вновь затосковал по многоцветью светской жизни; уединение утомляет артиста, и он снова мчится в Париж!.. Право же, крайности больших артистических натур подчас сходятся и, во всяком случае, не меша-: дружбе даже тогда, когда тяготеют к разному стилю и образу жизни. «Уезжаю отсюда (не хочу скрывать) с большим удовольствием, — пишет Рахманинов друзьям. — Мне скучно без русских и России... Ни в Париж, ни в Обераммергау я не поеду».
Теперь друзья встретятся уже в Москве — до начала выступлений в Милане еще полгода. На сцене Шаляпину сопутствует успех, но многое в Большом театре его не удовлетворяет и нервирует. Впрочем, сам он раздражает труппу. Высказывает свои претензии и всегда благосклонная к певцу критика: Н.Д. Кашкину не нравится Сусанин, Ю. Д. Энгелю — Мельник: в сцене с Наташей певец впадает в «какую-то плаксивую расслабленность». В театре недовольны отказами Шаляпина петь запланированные спектакли под предлогом болезни, недомогания, усталости. Насторожен и Теляковский — его любимец и протеже почти откровенно манкирует службой: вместо того чтобы участвовать в «Фаусте», поставленном в афишу, между прочим, по просьбам великих княгинь, артист, сославшись на больное горло, тем не менее гуляет среди оживленных его появлением москвичей по многолюдному Кузнецкому мосту! Куда это годится? Надежда только на актерское тщеславие: Шаляпин полагал, что спектакль отменят по причине его нездоровья, ан нет — пригласили спеть Власова, который к тому же имел успех!
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!