Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
— Ну нет, — отвечал ему я, — в драпировке-то каждый дурак сумеет быть величественным. А я хочу, чтобы это и голышом выходило.
И представьте себе, в конце концов добился того, чего хотел. «Знай прежде всего свое тело, а тогда театральный костюм тебе впору придется». Это стало с тех пор моим нерушимым правилом. А что такое тело для актера? Это инструмент, на котором можно сыграть любую мелодию. Было бы только что играть, была бы душа».
Рахманинов помог Шаляпину осмыслить партитуру «Бориса Годунова», но артисту хотелось окунуться в эпоху, ощутить историческую конкретность обстоятельств... Узнав, что недалеко от Путятина живет на даче известный историк Василий Осипович Ключевский, он отправляется к нему за помощью и советом. В живой беседе возникали Шуйский, Годунов, Самозванец, московские бояре, монахи Варлаам и Мисаил. Василий Осипович рассказывал о персонажах пушкинской трагедии будто о своих собеседниках, как очевидец исторических событий. О Борисе Годунове Ключевский говорил: «Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверия; его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным...»
Обогащенный беседами с Ключевским, вернулся Шаляпин в Путятино. Здесь уже репетировались ансамблевые сцены будущего спектакля. А из окон комнаты Рахманинова слышались аккорды Второго концерта, над которым работал композитор.
В Москву Шаляпин возвращается женатым человеком. Во флигеле дома Любатович на Долгоруковской улице, где живут молодые, вечерами полно гостей, шумит самовар, Иола разливает чай. Костя Коровин, Антон (так друзья называли Серова) обсуждают эскизы новых работ, шаляпинские роли, разные театральные новости.
На столе — альбомы, книги по истории Ассирии, Вавилона: их распорядился приобрести Мамонтов — параллельно с «Борисом Годуновым» и «Моцартом и Сальери» готовится постановка оперы Юдифь». Она была написана отцом художника А. Н. Серовым. Друзья подолгу всматривались в причудливые барельефы, искали пластику, властные жесты восточного деспота Олоферна.
Премьера состоялась 23 ноября в декорациях и костюмах Коровина и Серова. Критика особо отмечала новое качество артистической палитры Шаляпина: «Помимо других достоинств, артист этот обладает удивительным уменьем гримироваться; почти в каждой из сколько-нибудь значительных ролей, исполненных им, его лицо, а нередко и вся фигура могли бы служить прекрасной моделью для художника, желающего изобразить тот или иной соответственный тип. Так было и на этот раз».
«Юдифь» становится у московской публики «гвоздем сезона», зрители обновленного Солодовниковского театра рукоплещут шаляпинскому Олоферну. А спустя два дня — новая премьера — «Моцарт и Сальери».
Оперу Римского-Корсакова репетировали дома у Мамонтова на Садовой-Спасской. Первым зрителем спектакля стал сам автор. Декорации и костюмы Врубеля удивительно выявили дух одной из маленьких трагедий А. С. Пушкина. Добиться выразительности драмы, органичного слияния музыки с речью об этом мечтал Шаляпин, когда вместе с Рахманиновым работал над музыкальной характеристикой Сальери. «Трудно описать правду и мощь, с которым вдохновенная игра артиста воплотила пушкинский образ в этой суровой, крепкой фигуре, преждевременно состарившейся в своей уединенной келье ради упорной музыкальной работы и напрасным стремлением достигнуть того, что без всяких трудов «озаряет голову безумца, гуляки праздного» Моцарта», — писал в «Русских ведомостях» Ю. Д. Энгель.
Наутро после премьеры — она состоялась 25 ноября — в Петербург полетела телеграмма: «Публичная библиотека. Владимиру Васильевичу Стасову. Вчера пел первый раз необычайное творение Пушкина и Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» большим успехом. Очень счастлив, спешу поделиться радостью. Целую глубокоуважаемого Владимира Васильевича. Пишу письмо».
В письме Шаляпину Стасов высказывает мысль о редкостном своеобразии его таланта: «Я не раз думал, что, конечно, Вы начали и будете продолжать всегда быть певцом (последние три слова Стасов жирно подчеркнул. — Авт.). Но если бы какие-то экстраординарные, неожиданные непредвиденные обстоятельства стали Вам поперек, Вам бы стоило только променять одну сцену на другую и из певца превратиться просто в трагического актера — Вы бы остались крупно-прекрупною величиной и, может быть, пошли бы и еще выше!..»
Это письмо снова утвердило Шаляпина в убеждении: в современной опере артист должен не только петь, но и играть: «Оперы такого строя являются обновлениями. Может быть, как уверяют многие, произведения Римского-Корсакова стоят не на одной высоте с текстом Пушкина, но все-таки я убежден, что это новый род сценического искусства, удачно соединяющий музыку с психологической драмой».
Но как же трудно достичь целостности, органично сочетания вокала и драмы! Как сложно добиться такого гармонического единства в «Борисе Годунове»! Савва Иванович ведет репетиции ровно, выдерживает логику событий спектакля, ищет с Шаляпиным смысловые интонации, пластику образа. Федор нервничает, Мамонтов старается успокоить его: — Ну, пойми: по словам Пушкина, ты достиг высшей власти. Ты — царь коронованный. Зачем тебе выступать как боярин, кичащийся своим званием, положением, родом? Зачем тебе лезть из кожи, строить выскочку, самодура? Выходи на сцену проще...
У этого произведения Мусоргского многострадальная судьба. Поставленная в бенефис известной певицы Мариинского театра Ю. Ф. Платоновой еще при жизни композитора, опера встретила у петербургской публики холодный прием.
В Частной опере премьера «Бориса Годунова» состоялась 7 декабря 1898 года. Дирижировал Труффи, массовые сцены ставил Лентовский. «Русские ведомости» откликнулись на постановку статьей Ю. Д. Энгеля. «Перед нами был царь величавый, пекущийся о народе и все-таки роковым образом идущий по наклонной плоскости к гибели благодаря совершенному преступлению — словом, тот Борис Годунов, который создан Пушкиным и музыкально воссоздан Мусоргским. Неотразимо сильное впечатление производит в исполнении г. Шаляпина сцена галлюцинаций Бориса; потрясенная публика без конца вызывала артиста».
Шаляпин в это время тесно связан с Московским Художественным театром, близок с семьей Станиславского; он рад приходу режиссера на спектакль. Накануне открытия Художественного театра, 14 октября 1898 года, Шаляпин — среди друзей. Вместе со Станиславским и свободными от работы актерами он смотрел репетицию премьеры — «Царь Федор Иоаннович», видел, как вешали главный занавес. Актриса О. Л. Книппер в письме А. П. Чехову сообщала, что Шаляпин «стену колотил от восторга» после репетиции спектакля «Смерть Иоанна Грозного».
Присматриваются к успехам певца не только Станиславский и артисты Художественного и Малого театров. Настойчивые поиски сценической правды вызвали интерес к Шаляпину собратьев по профессии -- оперных исполнителей. Молодой тенор Большого театра Леонид Собинов под впечатлением от «Бориса Годунова» пишет: «Шаляпин был очень хорош. Теперь я начну аккуратно посещать спектакли с его участием. Он всегда меня интересовал, а после нашего разговора стал интересовать вдвое. Меня очень занимает секрет его творчества — упорная ли это работа или вдохновение... В Шаляпине весь фокус его художественного воспроизведения заключается в драматической стороне передачи, а ведь в драме с одинаковым интересом смотрим и первого любовника и трагического актера, совсем не произносящего красивых, идущих к сердцу фраз».
Собинову еще невдомек, что он совсем скоро станет партнером Шаляпина, они близко сойдутся, будут вместе выступать в концертах, ездить в Петербург... Это связано еще и с тем, что в деятельности императорских театров грядут серьезные перемены.
ПРОЩАНИЕ С ЧАСТНОЙ ОПЕРОЙ
В 1898 году Московскую (а позднее и Петербургскую) контору императорских театров возглавил весьма энергичный, образованный и знающий искусство человек, в прошлом бравый гвардейский офицер, Владимир Аркадьевич Теляковский. В личном дневнике, который он вел на протяжении десятилетий, есть относящаяся к этому времени запись. Она свидетельствует о весьма глубоком понимании создавшейся в театральном искусстве ситуации. Принимая дела от своего коллеги, Теляковский получил возможность увидеть театральную жизнь не из рядов партера, не из раззолоченной ложи бенуара, но изнутри, из-за кулис, из чиновничьего кабинета управляющего и был поражен до глубины души: «На сцене господствует такая рутина и такая безграмотность, которая существовала десять — двадцать лет у назад. Это небрежное отношение казенной администрации к императорским театрам, и особенно монтировочной и бутафорской части, эта косность неподвижность... побудили посторонних лиц открыть собственные театры, чтобы воочию доказать, как маленьким персоналом и с маленькими средствами можно достигнуть художественных постановок... Публика, утомленная рутинными постановками императорских театров, притом публика интеллигентная, образованная, хлынула в частные театры».
Увидев спектакли Частной оперы, Теляковский сразу оценил реформаторскую деятельность Мамонтова, гений Шаляпина и твердо решил вернуть певца на императорскую сцену, но на этот раз в совершенно новом качестве — первого солиста, на котором будет строиться весь репертуар театра.
Теляковский искал талантливых людей, способных мыслить свежо и непредвзято. И вскоре на императорской сцене начинают работать К. А. Коровин, А. Я, Головин, С. В. Рахманинов, В. Э. Мейерхольд. Высоко ставил Теляковский дарование Мамонтова и хотел видеть его в Большом театре режиссером.
Шаляпина Теляковский услышал впервые в «Фаусте». Он был глубоко озадачен: как можно такого певца отпустить из Мариинского театра! Владимир Аркадьевич поручает чиновнику В. А. Нелидову побеседовать с Шаляпиным. Выбор останавливают на известном ресторане «Славянский базар». «За завтраком денег не жалеть!» — напутствовал Теляковский Нелидова.
«Славянский базар» — заведение благопристойное, чинное, обстановка почти торжественная. Он уже вошел в историю восемнадцатичасовой беседой К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — именно здесь 21 июня 1897 года решалась судьба будущего Московского Художественного театра. Бюсты русских писателей строго смотрят на посетителей из простенков второго этажа. Фонтанчик в бассейне легким журчанием приглушает звон посуды. У подъезда — швейцар, более похожий на генерала. В зале — представительный метрдотель. Официанты в голубых казакинах предупредительно снуют между столиками. Есть здесь и отдельные кабинеты «для компаний» или деловых встреч и бесед.
...После обильного завтрака в «Славянском базаре» 12 декабря 1898 года Нелидов ведет Шаляпина на Большую Дмитровку, в Дирекцию императорских театров. Теляковский предлагает жалованье, в два раза превышающее сумму, которую Федор получает у Мамонтова, и не без коварства намекает на циркулирующие слухи о непрочности мамонтовского капитала. Газеты пишут об этом уже третий год, но совсем недавно, весной, появились сведения о миллионных недостачах в фонде Ярославской железной дороги. Сам собой напрашивался вопрос — сможет ли Мамонтов и дальше содержать театр?..
Директор вызвал у певца большую симпатию: любезен, обаятелен, корректен, знает дело, с пониманием слушал Шаляпина, разделил его суждения о консервативности Большого театра, обещал поддержку его планам:
— Вот мы все и будем постепенно делать так, как вы найдете нужным!
В тот вечер Теляковский записал в своем дневнике: «Шаляпин произвел на меня очень хорошее впечатление. Но он еще молод. Торговались долго, хотел подумать, но я думать не хотел и сейчас же дал ему подписать контракт — и только тогда успокоился, когда он подписал. Говорит хорошо, но цену себе еще не знает. Теперь только бы утвердили кабинетом в Петербурге — и сделано большое дело в жизни».
Петербургское начальство упрекнуло Теляковского в расточительности, но контракт все-таки утвердило. Владимир Аркадьевич с досадой замечает: Нюха нет у этих людей. Мы не баса пригласили, а особенно выдающегося артиста и взяли его еще на корню».
Дни шли за днями, а Шаляпин никак не решался рассказать о случившемся Мамонтову. Впрочем, выступать в Большом театре предстояло лишь в начале следующего сезона, глядишь, за это время все как-нибудь и образуется... Но нет ничего тайного, что бы не стало явным. Уже через неделю в Петербурге у Римского-Корсакова обсуждали сенсационную новость — Шаляпин переходит на императорскую сцену. Стороной об этом узнал и Мамонтов. Теперь, пожалуй, и театр Солодовниковский рухнет, размышляют за столом у Николая Андреевича, говорят, что уйти собираются и Секар-Рожанский, и даже Забела. Обсуждают неудачу, случившуюся на «Псковитянке» в начале сезона: Шаляпин начал свой речитатив, а у Труффи в оркестре зазвучала каватина. Дали занавес. Скандал...
Больно было Мамонтову узнать о намерениях Шаляпина, да еще от третьих лиц. И вместе с тем вряд ли стоит думать, что для него поступок певца был полной неожиданностью. Ведь еще весной 1898 года, 30 апреля, «Театральные известия» сообщили об уходе Шаляпина из Частной оперы, а в июне Савве Ивановичу писали об этом Любатович, Винтер и Кругликова: «Он (Борис Годунов.- Авт.) очень хорош в исполнении Шаляпина... Не вздумаете ли поставить, пока у нас служит Шаляпин?» — спрашивает Мамонтова Винтер. Савва Иванович срочно отправил в Путятино Секар-Рожанского, «чтобы совместно с Шаляпиным учить Самозванца». «Очень рад,-- отвечает Мамонтову Крутиков, — что Вы утвердились мыслью его («Бориса Годунова». — Авт.) ставить... Шаляпин у нас служит последний год, а он мог бы создать в опере кого угодно -- и яркого Бориса, и превосходного Варлаама».
Что стоит за этой перепиской? Во всяком случае, отношения Мамонтова и Шаляпина не нарушились, они вместе работали над «Борисом Годуновым». Но нельзя не видеть другого: постановочные возможности императорской сцены не шли в сравнение с Частной оперой, масштабы которой Шаляпин как художник уже перерос.
В его письмах появляются новые интонации. Федор хочет мотивировать причину грядущего разрыва с Частной оперой: «Посудите сами, Владимир Васильевич, — пишет он Стасову, — можно ли так относиться хотя бы к Мусоргскому, чьего «Бориса» мы поставили, то есть на все уверения, что «Борис» грандиознейшая опера и вследствие этой грандиозности, следовательно, требует тщательной постановки, — Савва махнул ее, кажется, после двух или трех репетиций с ансамблем. Да разве это возможно, ведь это черт знает что, ведь на последней-то репетиции еще почти никто ролей-то как следует не знал... Скажу словами Бориса — «скорбит душа»...»
Приходится признать — Шаляпин не был одинок в своих огорчениях. На репетиционную спешку и музыкальную недоработку не раз сетовали М. М. Ипполитов-Иванов, Н. А. Римский-Корсаков, критик Н. Д. Кашкин, С. В. Рахманинов, что и явилось одной из причин ухода последнего из Частной оперы. Да и сам Мамонтов, безусловно, чувствовал необходимость совершенствования своего «театрального дела». Казалось, он «принял вызов» и в ответ затевает поистине грандиозный архитектурный, художественный, театральный проект. Савва Иванович арендует напротив Малого театра целый квартал, он предполагает здесь воздвигнуть — иначе не скажешь-- культурный центр: гостиницу, ресторан, залы для вернисажей, зимний сад, крытый каток... Но главное конечно же огромный, шестиярусный оперный театр на три тысячи кресел -- на тысячу мест превышающий вместимость Большого! — театр, украшенный панно по эскизам М. А. Врубеля, К. А. Коровина, В. М. Васнецова — настоящий храм музыкального искусства! «Таким путем, — писал Мамонтов одному из друзей, — осуществится моя заветная мечта, а Частная опера уже не будет случайным, компромиссным предприятием, а вступит в свои права, как прочное учреждение».
Таковы мечты, планы, замыслы...
Пока же жизнь идет своим чередом, внешне отношения Федора и Саввы Ивановича остаются добрыми, правда, премьер в первые месяцы 1899 года почти нет, но в старых спектаклях Шаляпин по-прежнему имеет успех...
Рождество 1899 года Федор празднует дома, в окружении близких людей. 3 января у них с Иолой Игнатьевной родился сын. Шаляпин счастлив. Игорь в центре внимания, молодые родители восхищаются поразительной смекалистостью и прочими исключительными достоинствами ребенка. «Игрушка с каждым днем все забавнее и милее, чудак ужасный, — сообщает певец в письмах отцу Ивану Яковлевичу. — Это мое наслаждение! Это такой замечательный мальчик, что я положительно считаю себя счастливцем, что имею такого сына!»
К этому времени семье становится тесновато в гостеприимном доме Т. С. Любатович, и Шаляпины переезжают в Большой Чернышевский переулок. Вокруг небольшие, в два-три этажа, особняки, недалеко оживленная Тверская, напротив мрачноватое здание английской церкви, напоминающее средневековый замок.
Сезон в Частной опере закрывался 25 апреля «Русалкой». «Шаляпин пел и играл бесподобно, -писали «Русские ведомости». —...Участие это было, так сказать, лебединою песней артиста в труппе: как известно, он покидает ее и переходит осенью в Большой театр. Нужно пожелать, чтобы Шаляпин и там занял достойное его таланту положение и чтобы он нашел себе наиболее обширное и плодотворное поле для своей сценической деятельности».
В мае Москва, как и вся Россия, готовится отметить 100-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Шаляпин тоже участник этого праздника. Правда, юбилей любимого поэта он будет отмечать не в Москве, а в Петербурге. В Таврическом дворце исполняется опера Рахманинова «Алеко». Солисты были великолепны, — писал композитор М. А. Слонову, — не считая Шаляпина, перед которым они все, как и другие, постоянно бледнели. Этот был на три головы выше их. Между прочим, я до сих пор слышу, как он рыдал в конце оперы. Так может рыдать только или великий артист на сцене, или человек, у которого такое же большое горе в обыкновенной жизни, как у Алеко...»
Летом Шаляпин выступал в Казани, Одессе, Киеве, Петербурге, Николаеве, Кисловодске. С его возвращением публику ожидает сюрприз: артист, простившийся в конце прошлого сезона с Частной оперой, до перехода в Большой театр даст в ней последние спектакли — объявлены «Фауст», «Псковитянка», «Князь Игорь», «Жизнь за царя». На 21 сентября назначен прощальный спектакль — «Борис Годунов».
12 сентября Шаляпин узнает потрясшую всех новость: Савва Иванович арестован накануне и под конвоем полицейских, в наручниках препровожден из дома на Садовой-Спасской в Таганскую тюрьму...
Таков был финал политической интриги, жертвой которой стал Мамонтов. Формальным поводом для ареста послужил просроченный долг Петербургскому международному банку. Ревизия вскрыла финансовые нарушения в расходовании средств Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги: деньги направлялись на другое мамонтовское предприятие — Невский завод в Петербурге. Завод этот оказался на грани банкротства, но усилиями Мамонтова начал выходить из кризиса... Приобрен он был под нажимом министра финансов С. Ю. Витте; в критический момент тот устранился, не захотел спасти Мамонтова. Суд открыл дело...
Следователь по особо важным делам назначил сумму залога-- 763 тысячи рублей, которую родственники и друзья Мамонтова — Морозовы, Сапожниковы, Алексеевы — готовы были тут же внести, чтобы вызволить Савву Ивановича из тюрьмы. Но это оказалось всего лишь судейской игрой — сумму залога тотчас же взвинтили до 5 миллионов. Таких денег собрать не удалось. Только спустя пять месяцев, благодаря хлопотам Валентина Серова, — он в это время писал портрет Николая II и мог с ним приватно общаться — по личному распоряжению императора тюрьму заменили домашним арестом вплоть до окончания следствия и вынесения приговора.
Понимая, какой удар он наносит Частной опере своим уходом, Шаляпин кинулся к Теляковскому, чтобы расторгнуть контракт, начал собирать деньги на неустойку, но не тут-то было! Во-первых, оказалось, что в самой труппе с уходом певца давно примирились и к возможному его возвращению относятся по-разному. Неожиданный свет на ситуацию проливает письмо К. С. Станиславского сыну Мамонтова Сергею Саввичу. Оно написано через два дня после ареста Саввы Ивановича. «Дело с Шаляпиным могло бы устроиться, — пишет Станиславский, — если бы сами артисты действовали поэнергичнее, но как мне показалось, кроме Оленина, Шкафера и Мельникова, никто не желает его возвращения, и это очень затрудняет дело».
Частная опера, еще недавно казавшаяся дружной семьей, начинает распадаться. Теляковский же о расторжении контракта и слышать не хочет: дело давно решенное, «разрешить этот вопрос едва ли может директор - даже министр». Шаляпина мучила мысль: дебют в Большом театре состоится в дни, когда Мамонтов будет томиться в камере. Накануне первого выступления артист снова пришел к Теляковскому уже вместе со своим другом, режиссером Частной оперы Петром Мельниковым, и попросил хотя бы отсрочить переход. Теляковский объяснил: со вступлением контракта в юридическую силу обер-полицмейстер может запретить спектакли с Шаляпиным в Частной опере, тогда уже неминуем ее немедленный крах. Федор растерянно посмотрел на Мельникова:
- Видишь, Петруша, я говорил тебе, что ничего не выйдет.
...Суд над Мамонтовым Станиславский назвал его бенефисом. Присяжные его оправдали, зал дрогнул от рукоплесканий, толпа бросилась обнимать своего любимца. «Это был удивительный процесс, — писал известный московский фельетонист Влас Дорошевич, — человек обвинялся в преступлении с корыстными целями, а на суде если и говорилось, то только о его бескорыстности».
Судебное рассмотрение дела восстановило репутацию Саввы Ивановича, но не спасло его от разорения. Дом на Садовой-Спасской опечатан до аукциона, распродаются шедевры коллекции. Абрамцево теперь тоже не принадлежит Мамонтову, но причина тут сугубо личная: на пороге своего шестидесятилетия Савва Иванович разошелся с женой Елизаветой Григорьевной. «Я думал, - писал Станиславский, — что после всего случившегося Савва Иванович целиком отдастся искусству. Но я ошибся. Внутренняя рана и обида не давала ему покоя».
Сразу после суда Мамонтов уехал в Париж на Всемирную выставку; ему вручили золотую медаль за экспозицию художественной керамики. В Париже Мамонтов надеялся также установить связи с деловыми людьми Франции, Германии и вновь утвердиться в «предпринимателях», но этого сделать не удалось — интриги сильных мира сего преодолеть было трудно...
Вернуть театр оказалось невозможно, хотя с потерей его примириться было тяжело... Через десять лет Мамонтов дал интервью в связи с 25-летнем Частной оперы: «Если до сих пор существовало дело, которое мной создано, может быть, имело бы смысл говорить о юбилее. Но ведь мне придется признаваться в своих слабостях, в своих ошибках, раскаиваться в своем доверии к людям, так как я не мог бы умолчать об обстоятельствах, последовавших за налетевшим на меня бурным шквалом и на время сломавшим мою жизнь. Я тогда принял меры, чтобы обеспечить существование оперы, но я ее доверил людям, которые не сумели ее удержать, дали ее разграбить. Я не хочу обвинять никого, и я предпочитаю молчать!»
Кого имел в виду Савва Иванович? Вероятнее всего, К. С. Винтер, которая с его арестом превратилась из формальной в реальную владелицу театра. Ситуация запутана. Винтер — сестра Т. С. Любатович, гражданской жены С. И. Мамонтова, из-за которой он ушел из семьи. Зятем же Винтер был Секар-Рожанский, с ним и у Мамонтова, и у Шаляпина отношения складывались неровные. Но подробности своей интимной жизни и личных отношений Мамонтов предавать гласности не хотел.
Впрочем, сегодня, век спустя, очевидно: Мамонтовская опера сыграла свою исторически значимую роль, она разрушила штампы старого театра, утвердила в сознании критики и публики новые эстетические критерии, выявила широчайшие возможности оперы как жанра синтетического и, по сути дела, открыла новую эпоху в истории музыкального театра. Савва Иванович Мамонтов, будучи поистине генератором художественных идей, вырастил и воспитал новое поколение художников и музыкантов, театральных реформаторов. Встреча Шаляпина с Мамонтовской оперой была судьбоносной для обеих сторон. 1896—1899 — три «звездных года»! В Большом театре Шаляпин продолжил свой стремительный взлет на художественный Олимп.
Конечно, переход Шаляпина на императорскую сцену был продиктован в первую очередь творческими причинами. Шаляпин перерос вскормившую его Частную оперу по масштабу своего грандиозного дарования. Но для самолюбивого Мамонтова его поступок остался незаживающей раной. «Теперь у него (Шаляпина. — Авт.) искусство на втором плане и все помыслы ушли на то, как бы побольше выколотить денег. А там — покупка домов, имений», — говорит Савва Иванович спустя несколько лет в одном из интервью. Тогда же «Голос Москвы» печатает отрывок из беседы Мамонтова с великим князем Владимиром Александровичем:
- Вы ведь первый изобрели Шаляпина?
— Шаляпина первый выдумал Бог.
— Да, но вы его первый открыли.
— Нет, он еще до меня служил на императорской Мариинской сцене.
— Но ведь все-таки вам принадлежит заслуга открытия такого гениального артиста, которого ранее не замечали.
— Позвольте, надо прежде условиться в понятии гениальности. Гений делает всегда что-то новое, гений идет вперед, а Шаляпин застыл на «Фаусте», «Мефистофеле», «Псковитянке», «Борисе Годунове».
Все это будет сказано в 1910 году...
НА ТЕАТРАЛЬНОМ ОЛИМПЕ
24 сентября 1899 года Шаляпин впервые на сцене Большого театра исполнял созданную под руководством Саввы Ивановича партию Мефистофеля. Едва Федор Иванович появился на сцене, театр застонал от восторженных рукоплесканий, которые длились несколько минут... Голос артиста звучал еще лучше, чем в Солодовниковском театре, и ни акустика, ни сильный оркестр не помешали ему проявить свое мастерство. Певец получил от публики шесть лавровых венков с надписями: «Славному», «Великому», «Гениальному», «Красе и гордости русской сцены», цветочную лиру и щит с венком из золотых и серебряных цветов с выгравированной надписью: «Любовь наша будет тебе щитом, мечом же будет великий твой талант. Шире дорогу певцу-художнику!»
Певец обсудил с Теляковским планы на предстоящий сезон. Предстояло сыграть Сусанина, Странника в «Рогнеде», князя Вязьминского в «Опричнике», Андрея в «Дубровском», Нил аканты в «Лакме», Дона Базилио в «Севильском цирюльнике», Галицкого в «Князе Игоре».
С нетерпением ждали выступления Шаляпина и в Мариинском театре, хотя не в традициях было «выписывать» артистов в столицу из Москвы — обычно из Петербурга приезжали в Москву российские знаменитости.
«Фауст» с Шаляпиным состоялся в Мариинском театре 20 декабря 1899 года. Стон стоял в зале, переполненном сверху донизу. Каждый выход Мефистофеля - Шаляпина встречали овацией, публика требовала нескончаемых «бисов».
Федор Шаляпин вновь солист императорских театров. Теперь его художественный авторитет общепризнан, он получает возможность для самостоятельного творчества. «Вряд ли появлялся до наших дней на театральных подмостках артист, про которого с правом можно было бы сказать: «Вот плоть от плоти русской оперы, вот кровь от крови ее, писал Ю. Д. Энгель. — Но если такого артиста не было до сих пор, то теперь он наконец появился. Это — Шаляпин. Мы, по крайней мере, именно так смотрим на этого необыкновенного, единственного в своем роде певца, одного из тех артистов-гигантов, которым дано созидать в искусстве новое, неведомое и вести за собой сотни и тысячи последователей».
Федору в это время двадцать шесть лет.
Приход Шаляпина на императорскую сцену воспринимался как логичное завершение пути талантливого артиста на театральный Олимп. Теляковский при встречах с певцом не уставал повторять: в Большом работать еще лучше, чем у Мамонтова. Артисты в театре первоклассные: в оркестре чуть ли не сплошь преподаватели и профессора консерватории, дирижеры, хормейстеры, солисты- опытнейшие музыканты, декораторы, художники по костюмам -талантливейшие живописцы. Федор, однако, оговорил непременную возможность выбора ролей и их интерпретации, настоял на обновлении декораций некоторых оперных спектаклей и, памятуя о давних конфликтах с дирекцией и костюмерами в Мариинском театре, обусловил непременное право заказывать сценические костюмы сообразно своему вкусу и выбору.
Он хорошо понимал: исключительное положение приглашенного премьера позволяло диктовать условия. Но знал он и другое: у Мамонтова он ощущал себя Художником, Артистом, в Большом театре он, как, впрочем, и сам Теляковский, его нынешний покровитель, прежде всего служащий, пусть даже столь высокого ведомства, как Министерство императорского двора, и занимает положение, которое отвечает принятой иерархии чинов и званий.
Бюрократия пронизывала Большой театр, напоминала о себе и в мелочах, и в главном — в творчестве. На первых порах Федор попытался противиться ей корпоративно: заметив, как чиновник распекал артистов по какому-то пустяку, Шаляпин твердо посоветовал ему покинуть сцену, не мешать работать, а актерам сказал: в театре чиновники должны играть роли ничтожные и незаметные, в случае надобности мы, артисты, сами придем в контору. Многим в труппе это понравилось, актерская братия, как показалось Федору, распрямилась, сплотилась, стала жить дружнее, но вскоре все вернулось к прежнему. Сами же товарищи начали говорить, что, конечно, Шаляпин прав, но нельзя все менять так резко и сразу.
Шаляпин понял, что труппа его не поддержит, но сам примириться с чиновничьим чванством и произволом не пожелал. Впрочем, он осознал и другое: на императорской сцене нельзя служить только искусству и не служить императору...
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 210 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!