Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Отчет коронера1 6 страница



16* Свенгали — персонаж романа Дж. Дюморье «Трилби» (1894), демонический музыкант, который полностью подчиняет себе волю наивной натурщицы-ирландки Трилби и, воздействуя гипнозом, делает ее величайшей певицей. Когда Свенгали умирает, Трилби теряет свой дар.

17 Pavarotti L. My Own Story. P. 162.

18 Ibid., p. 102.

19 Mayer M. Op. cit., p. 131.

20 Pavarotti L. My Own Story. P. 165.

21 Pavarotti A, Life with Luciano. London, 1992. P. 131-132.

22 Интервью с Робертом Тарнболом для «Sunday Telegraph». Не датировано.

23 Все высказывания М. Хаббард заимствованы из интервью с автором.

24 Pavarotti L. My Own Story, p. 167-168.

25 Все высказывания П. Доминго заимствованы из интервью с автором в Зальцбурге в 1991 г.

26 * Персонаж оперы Г. Доницетти «Любовный напиток», крестьянский парень, простак.

27 «Sunday Times Magazine», 22 Oktober 1989. P. 26.

28 Интервью с автором.

29 Pavarotti L. My World, p. 52.

30 Ibid., p. 53.

31 Интервью с автором.

32 Pavarotti L. My World, p. 63.

33 «Daily Telegraph», 12 March 1994.

34 Ibid.

35 «Guardian», 12 October 1995. P. 9.

36 Интервью с Мелвином Брэггом в передаче «South Bank Show», вышедшей в эфир на LWT 8 октября 1995 г.

37 Мерл Хаббард в интервью с автором.

38 Pavarotti A. Op. cit., р. 156.

39 Все высказывания Кеннеди взяты из интервью с автором 1991-1993 годов.

40 Роджер Льюис в интервью с автором.

41 Все высказывания Стэнли взяты из интервью с автором в 1994 г.

42 Kennedy N. Always Playing. London, 1991. P. 34.

43 Ibid., p. 35.

44* «Жуткая Гулянка» («Monster Bash») — популярная в то время компьютерная игра.

45* Либерейс (Liberace) Владзю Валентина (1919-1987) — американский шоумен и пианист, исполнявший популярные классические произведения с невероятной скоростью — «Лунная соната» Бетховена, например, укладывалась в его исполнении в 4 минуты звучания. Чрезвычайно популярно было в 50-х гг. его телевизионное «Шоу Либерейса», транслировавшееся по всей Америке и в 20 странах за рубежом. Был занесен в «Книгу рекордов Гиннесса» как самый высокооплачиваемый пианист. Отличался экстравагантными сценическими костюмами и манерой поведения.

46 Это высказывание принадлежит Деннису Руни, редактору североамериканского издания журнала «Strad».

47 Интервью с автором.

48* Юинг (Ewing) Мария (р. 1950)—американская певица (меццо-сопрано). В 1973 г. дебютировала на фестивале «Равиния». В 1976 г. впервые выступила в Метрополитен-опере. В партии Саломеи дебютировала на сцене Ковент-Гарден в 1988 г.

49Jepson B. The Strapless Violinist //«Vanity Fair», February 1990. P. 196.

50 «Standard», 15 December 1994. P. 42.

51 Pitman J. Bow belle // «Times Magazine», 25 February 1995. P. 9.

52 «The Times», loc. cit.

53 Интервью с автором.

54 Интервью журналу «Classic FM», февраль 1995 г.

55 Высказывание X. Турецкого заимствовано из бесед с автором в 1993-1994 гг.

56 «Sunday Times», 15 May 1995. P. 22.

... И КОРПОРАТИВНОЕ УБИЙСТВО КЛА$$ИЧЕСК0Й МУЗЫКИ

Глава 11. Отказываясь от записей

1* Эбби-роуд (Abbey Road) — улица в Лондоне, на которой расположены известные студии звукозаписи.

2* Берлинер (Berliner) Эмиль (1851-1929) — изобретатель микрофона, граммофона, грампластинки, а также способа записи, воспроизведения и тиражирования грампластинок (все изобретения запатентованы в 1887 г.).

3* Подробнее см.: POLY-100. (Следует отметить, что сведения, сообщаемые Н. Лебрехтом, не вполне точны. В 1891 г. «вашингтонский школьник» Фред Гайсберг никак не мог «прошмыгнуть» в спальню Эмиля Берлинера и тем более увидеть, как великий изобретатель «нарезает» там свою «первую грампластинку», — хотя бы потому, что Гайсберг в эти годы уже не был школьником, а Берлинер «нарезал» свои пластинки не в спальне, а в лаборатории, оборудованной им в вашингтонском доме еще в 1883 г. В описываемое время Гайсберг работал помощником у Чарлза Тейнтера, который записывал валики для Всемирной выставки в Чикаго и для разных фонографических фирм. Он не только готовил аппаратуру к записи и менял записанные валики на чистые, но подыскивал в театриках, ресторанах, а то и просто на улице потенциальных исполнителей, приводил их в студию и, если это было необходимо, аккомпанировал им на рояле. Вскоре он познакомился таким образом почти со всеми

эстрадными артистами Вашингтона, и тогда один из них —популярный в то время певец Билли Голден, уже записывавшийся у Э. Берлинера и знавший, что тому нужен помощник, свел их друг с другом. Через восемь лет Гайсберг, направляясь в лондонское отделение фирмы Берлинера, делил каюту не с племянником последнего, а с Джозефом Сандерсом, таким же, как и он, служащим компании. - Прим. ред.)

4* История всемирно известной торговой марки «Голос его хозяина» достаточно сложна. С уверенностью можно установить следующее. В самом конце 1890-х гг. Фрэнсис Барро нарисовал картинку, на которой была изображена принадлежавшая брату художника собака по кличке Ниппер (Кусачий), сидевшая перед фонографом. 11 февраля 1899 г. он зарегистрировал рисунок под названием «Собака, смотрящая на фонограф и слушающая его». После этого он безуспешно пытался продать рисунок фонографическим компаниям Белла и Эдисона, где на его предложение отвечали, что «собаки не могут слушать фонограф». В статье, опубликованной в журнале «Стрэнд», Барро рассказывал, что следующий визит был нанесен в лондонское отделение «Берлинер грамофон компани», чей управляющий, Барри Оуэн, согласился купить рисунок при условии, что художник вместо фонографа нарисует граммофон. Условие было принято, и Барро получил за картинку и авторские права на нее 100 фунтов стерлингов. В начале 1900 г. Э. Берлинер, навестивший офис лондонского отделения своей компании, увидел «Ниппера» и взял картинку с собой. Возвратившись в Америку он 16 июля 1900 г. зарегистрировал ее в Патентном бюро в качестве торговой марки своей фирмы «Берлинер граммофон компани», находившейся в Монреале (Канада). Вскоре после этого авторские права на изобретения Берлинера вместе с торговой маркой перешли к связанной с ним фирме Э. Джонсона «Виктор токинг машин», и в конце 1900 г, изображение «Ниппера» появилось на обложке ее каталогов, а затем и на этикетках грампластинок. «Ниппер» был принят и отделениями фирмы Берлинера в Лондоне и Ганновере. В 1910 г. фирма «Виктор» перерегистрировала торговую марку под новым названием «Голос его хозяина». После того как «Виктор токинг машин» в 1929 г. была поглощена корпорацией RCA, эта марка стала принадлежать новообразованной фирме «Ар-Си-Эй -Виктор».

5* Обилие индийских записей в каталогах лондонской «Берлинер грамофон компани» объясняется, по-видимому, тем, что в 1901 г. эта компания открыла свое отделение в Калькутте, которое явилось первым в Азии предприятием такого рода.

6* Этикеткой (или печатью) красного цвета (Red Label) на западном рынке традиционно снабжались товары высшего качества, выпускаемые под одной и той же маркой. На заре звукозаписи красной этикеткой снабжалась серия записей классической музыки, выпускавшихся фирмами Берлинера и Э. Джонсона в Монреале (Канада), Кэмдене, Лондоне и Ганновере. Сама бумажная этикетка, наклеиваемая на грампластинку, — нововведение Э. Джонсона, владельца «Виктор токинг машин компани», появившееся на рубеже веков. До этого необходимая информация (название произведения и имя исполнителя) писалась от руки в середине каждого диска, и ее достоверность часто подкреплялась автографом исполнителя.

7* Дж. Верди умер 27 января 1901 г. в миланской гостинице «Гранд-отель».

8 Moore J. N. A Voice in Time: the gramophone of Fred Gaisberg. London, 1976. P. 48-51.

9 Ibid., p. 86-87.

10 Ibid., p. 45.

11 Schwarzkopf E. On and Off the Record: A Memoir of Walter Legge. London, 1982. P. 10.

12 Ibid., p. 144-145.

13 Tobbin M. Walter Legge: The Early Years // ICRC, September 1995, p. 12.

14 Из воспоминаний Питера Эндри, опубликованным в журнале «Classical Music» от 3 июня 1989 г.

15 Сообщено Джоан Ингпен.

16Brookes, p. 206-207.

17 Jefferson A. Sir Thomas Beecham. A Centenary Tribute. London, 1979. P. 77.

18 Schwarzkopf E. Op. cit., p. 91.

19 Culshaw J. Putting the Record Straight. London, 1981. P. 180.

20 Интервью с автором.

21 Schwarzkopf E. Op. cit., p. 659.

22 Donaldson F. The Royal Opera House in the 20thCentury. London, 1988. P. 115.

23 Интервью с автором, май 1994 г.

24 Schwarzkopf E. Op. cit., p. 106.

25 Ibid., p. 68.

26 Сэр Йен Хантер в интервью с автором. 27Schwarzkopf E. Op. cit., p. 5.

28 Из записки Питера Хэйуорта от 26 июля 1982 г. Копия находится у автора.

29* Фирменный знак записей классики, выпускаемых ДГГ.

30 Culshaw J. Op. cit., p. 218.

31 Craft R. Small Craft Advisories. London, 1989. P. 185.

32 Milstein N., Volkov S. From Russia to the West. London, 1990. P. 260.

33 Ш. Чейпин в интервью с автором.

34* God (англ.) — Бог.

З5* Имеется в виду французский кинорежиссер и сценарист Жан Люк Годар.

36 Chapin Sch. Musical Chairs. N.Y., 1977. P. 213.

37 Ibid., p. 37.

38Burton, p. 253.

39Davis, p. 231-232.

40 Gelatt R. The Fabulous Phonograph, 1877-1977. London, 1977. P. 302.

41 Ibid., p. 352-353.

42 Пол Мейерс в беседе с автором.

43 Davis, р. 231.

44* Бармицва (точнее — «бар мицва») — обряд совершеннолетия в иудаизме, совершаемый мальчиками в тринадцатилетнем возрасте.

45 Dannen F. The Hit Men. London, 1990. P. 113.

46 Интервью с автором.

47 Dannen F. Op. cit., p. 115.

48 Все цитаты, если иного не указано, взяты из интервью с автором.

49 Интервью с Брайаном Хантом. Не датировано. 50Там же.

51 «Classical Music», 14 May 1994. P. 23.

52 Интервью газете «Guardian», 10 апреля 1993 г., с. 31.

53 Интервью с Брайаном Хантом.

54 Из выступления Гюнтера Хенслера на международной конференции Британской ассоциации концертных агентов //ВАСА-94.

55 «Late Show», ВВС2, February 1994.

56 Источник: Международная федерация фонографической индустрии (IFPI). В 1994 г. каждая третья проданная запись классической музыки приходилась на США. В денежном исчислении это составило 11,8 млрд. долларов; Европейский Союз потратил 10,6 млрд. долларов, Япония — 5,9 млрд.

57 Gelatt R. Op. cit., p. 255..

58 Из обращения к Ассоциации британских оркестров, январь 1992 г.

59 «Classical Music», 8 January 1994. P. 21.

60 Пресс-релиз «Уорнер мьюзик груп» от 8 апреля 1994 г.

61 «The Times», 22 December 1993. P. 3.

62 «ВВС Music Magazine», August 1994. P. 11.

63* Название серии точно воспроизводит пропагандистское клише нацистов, называвших «дегенеративным» все модернистское искусство конца XIX — первой четверти XX века, а также творчество художников-евреев. В серии «Дегенеративная

музыка», выпущенной фирмой «Декка», вышло несколько дисков, на которых были записаны песни берлинских кабаре композиторов М. Сполянского (1898-1985), Ф. Холлендера (1896-1976) и Р. Нельсона (?-1960); «Зевс и Элида» (музыкальный гротеск для солистов и чтеца) и камерная опера «Прекрасные лица» С. Вольпе (1902-1972); Лирическая симфония ор. 18, Симфонические песни, симфоническая картина «Русалка» и «Псалмы» для хора и оркестра А. Цемлинского (1871-1942).

Глава12.Собственность интеллектуала

1* Британские Акты о праве копирования (Copyright Acts) от 1709 и 1775 г. относились только к напечатанным книгам и предоставляли авторам ограниченную защиту от пиратских изданий в течение 21 года.

(Первый в мире закон об авторском праве — так называемый «Статут королевы Анны» — был принят в 1709 г., но вступил в силу с 10 апреля 1710 г. Он содержал один из важнейших принципов авторского права — принцип «копирайт» — право на охрану опубликованного произведения и запрет тиражирования произведения без согласия автора в течение определенного срока. Для произведений, опубликованных до вступления закона в силу, срок действия копирайта составлял 21 год с момента публикации, но в любом случае заканчивался со смертью автора. После 10 апреля 1710 г. этот срок был сокращен до 14 лет, но была предусмотрена возможность его продления еще на 14 лет при жизни автора.)

2* Драматург и финансист, дипломат и издатель, часовщик, королевский секретарь, публицист, изобретатель (он усовершенствовал анкерный механизм карманных часов и педальную механику арфы), делец, учитель музыки дочерей Людовика XV, Бомарше был также инициатором создания первого в мире общества защиты авторских прав. Но это еще не было современное нам Общество драматических авторов и композиторов.

После сценического успеха «Севильского цирюльника» Бомарше на собственном опыте убедился в полном бесправии французских драматургов, чье материальное положение целиком зависело либо от милостей патрона, либо от честности и добропорядочности издателей, антрепренеров и актеров, которые далеко не всегда обладали этими качествами в должной мере, сплошь и рядом задерживая, занижая, а том вовсе не выплачивая авторам даже предварительно оговоренного вознаграждения.

Решив объединить усилия и бороться с этим положением законодательным путем, Бомарше 3 июля 1777 г. пригласил к себе на ужин всех парижских драматургов. На приглашение откликнулись 21 человек, которые в тот же вечер и образовали Бюро по драматическому законодательству (Bureau de Legislation Dramatique) — первую организацию по коллективной защите авторских прав, которую несколько позже современники шутливо окрестили «Генеральными штатами драматургов».

Через четырнадцать лет упорной борьбы, 13 января 1791 г. Национальное собрание Французской республики по представлению Бомарше, Лагарпа и Седена приняло подготовленный ими закон об авторских правах (ратифицирован Людовиком XVI 19 января), в котором признавалось, что «произведение писательской мысли» (l'ouvrage de la pensée d'un écrivain) — произведение умственного труда вообще — является «самой святой, самой неотъемлемой и самой личной собственностью» автора. В марте того же года Бюро по драматическому законодательству было преобразовано в Бюро по сбору гонорара авторов и композиторов (Bureau de Perception des droits d'auteurs et compositeurs). Аналогичное (так называемое «второе») Бюро было создано в 1798 г. И лишь через тридцать лет после смерти Бомарше (1799), 7 марта 1829 г., в результате объединения обоих бюро, возникло существующее и поныне Общество драматических авторов и композиторов (SACD).

3* Устав гражданского (а не государственного) Общества авторов, композиторов и издателей музыки (SACEM) был зарегистрирован 30 января 1851 г.

4* Акт о праве копирования, принятый в 1911 г. и вступивший в силу с 1 июля 1912 г.

(Copyright Act, 1911), наряду с правом публикации и продажи, впервые в Великобритании включил в понятие авторского права право на исполнение музыкального произведения, а также на воспроизведение его любыми механическими средствами. Впервые также авторское право стало пожизненным и наследуемым (согласно Акту 1911 г. срок его действия продлевался до пятидесяти лет после смерти автора).

5* В борьбу за защиту авторских — и прежде всего исполнительских — прав Р. Штраус вступил в 90-х гг., будучи главным дирижером мюнхенской Придворной оперы. Тогда же он обрел единомышленников в этом деле — Фридриха Рёша и Ганса Зоммера, вместе с которыми работал вплоть до середины 30-х гг. Во многом благодаря инициативе этой «тройки» 14 января 1898 г. была образована первая в Германии композиторская организация — «Товарищество немецких композиторов» (Genossenschaft Deutscher Komponisten). Поскольку в 1900 г. предстояло принятие нового гражданского законодательства, свою главную задачу инициаторы создания «Товарищества» видели в подготовке нового закона об авторских правах. Проект такого закона Р. Штраус и Ф. Рёш внесли от имени «Товарищества» в рейхстаг в конце 1899 г. Новый «Закон об авторском праве на произведения литературы и музыкального искусства» был принят 19 июня 1901 г. Закон этот во многом (и прежде всего — по срокам действия) не удовлетворял музыкантов, но на его основе стало возможным возникновение организации, аналогичной французской SACEM, которая к тому времени уже действовала на территории Германии. И 14 января 1903 г. «Товарищество» было преобразовано в «Организацию по охране музыкально-исполнительских прав» (Anstalt für musikalisches Aufführungsrecht), председателем исполнительного комитета которой был избран Р. Штраус. Именно от этой даты ведет свою историю существующее ныне «Общество защиты прав на исполнение и механическое тиражирование музыкальных произведений» (Gesellschaft für musikalische Aufführungs- und mechanische Vervielfältigungsrechte) — всемирно известное GEMA, отметившее в 2003 г. столетие своего существования.

6Wagner R. My Life. London, 1911. P. 302.

7* К семье Штрекеров издательство «В. Schott's Sohne» («Сыновья Шотта») перешло в 1874 г., после смерти последнего представителя династии Шоттов Франца Филиппа — внука основателя фирмы Бернхарда Шотта.

8 Strecker L. Richard Wagner als Verlagsgefährte. Mainz, 1951.

9 Wagner R., Op. cit., p. 833.

10 Cosima Wagner's Diaries. Vol. 2. London, 1978. P. 690. Запись от 17 июля 1881 г.

11* В середине XVIII в. И. Г. И. Брайткопф изобрел и с 1754 г. ввел в практику нотопечатания так называемый подвижной нотный шрифт, каждый знак которого состоял из трех разборных частей.

12* Джулио Рикорди, ознакомившись с первой оперой Дж. Пуччини «Виллисы» (1884), сразу же уверовал в талант молодого композитора, только что окончившего Миланскую консерваторию. Рикорди организовал постановку этой оперы в миланском театре Верме (Teatro del Verme) и с тех пор всячески покровительствовал Пуччини, став основным его заказчиком и издателем всех его произведений. В течение многих лет Дж. Рикорди материально поддерживал композитора, выплачивая ему специальное пособие.

13* Каталани (Catalani) Альфредо (1854-1893) — итальянский композитор, один из самых заметных предшественников веризма. Его сказочно-фантастическая опера «Валли» (1892) была высоко оценена Бойто и Тосканини, но резко критиковалась Дж. Рикорди (у которого некоторое время печатался А. Каталани, доставшийся ему в наследство от Ф. Лукки) и Пуччини.

14* Либретто «Тоски» (1900) было написано Л. Илликой и Дж. Джакозой — постоянными либреттистами Пуччини со времени работы над «Богемой» (1896). Правда, Луиджи Иллика писал либретто едва ли не для всех известных итальянских композиторов того времени (Масканьи, Джордано, Дзандонаи), в том числе и для Альберто Франкетти (1860-1942), так что утверждение Н. Лебрехта может иметь под собой определенные основания.

15* Одной из главных причин длительного творческого кризиса, наступившего после создания «Мадам Баттерфлай» (1904), исследователи считают смерть Дж. Джакозы и распад творческого триумвирата Пуччини - Иллика - Джакоза (см., например: Левашова О. Пуччини // Музыка XX века. Очерки в двух частях. Ч. 1. Кн. 2. М., 1976. С.135). Другой причиной стали семейные неприятности и связанное с ними громкое судебное разбирательство, глубоко подействовавшее на Пуччини.

16* Дзандонаи (Zandonai) Риккардо (1883-1944) — итальянский композитор, ученик П. Масканьи; автор опер, продолжавших традиции Масканьи и Пуччини.

17«Billboard», 12 August 1994. P. 38.

18* 70-летний срок посмертного действия авторского права вводился в странах Европы и в Америке в разное время. В Англии он был введен с 1 января 1996 г. для большинства видов печатной продукции (для звукозаписей продолжал действовать 50-летний срок). Приведение авторского законодательства стран-членов Европейского Союза к «единому знаменателю» предусмотрено Европейской директивой о гармонизации некоторых аспектов авторского права в 15 государствах-членах Союза (Directive 2001/29/EL), которая была принята Европейским парламентом и Советом Европы 22 мая 2001 г.

19Имя не указано по просьбе собеседника.

20* Петр Иванович Юргенсон (1836-1903) был крупнейшим русским музыкальным издателем и деятелем русской музыкальной культуры. Он прошел все ступени музыкально-издательского дела - от нотного гравера и продавца в музыкальных магазинах Ф. Стелловского до владельца крупнейшего в России и в Европе музыкально-издательского и торгового дома. Переехав в 1859 г. из Петербурга в Москву, он, по совету Н. Г. Рубинштейна, открыл собственную музыкальную торговлю, с 1861 г. стал издавать ноты, с 1866 г. — книги по музыке, а в 1867 г. основал собственную нотопечатню. Постоянно вводя технические усовершенствования и расширяя дело, он стал издавать ноты массовыми тиражами и продавать их по сниженным ценам, что, наряду с благотворным воздействием на демократизацию музыкальной культуры, поставило его конкурентов в сложное положение. За 1870-1903 гг. Юргенсон приобрел 17 музыкальных фирм Москвы, Петербурга, Риги и Одессы. До 1904 г. фирма выпустила 29 000 названий произведений различных жанров (от симфонических и оперных партитур до цыганских романсов), много книг и учебно-методических материалов. В 1903 г. открыл при нотном магазине первую в Москве бесплатную музыкальную читальню. В течение 30 лет П. И. Юргенсон был одним из директоров РМО.

21* фирма «В, Бессель и Кo», основанная в 1869 г. В. В. Бесселем (1843-1907) совместно с братом, И. В. Бесселем, помимо музыкального магазина включала в себя издательство, а с 1871 г. — и нотопечатню.

22* Нототорговая база издательства находилась в Петербурге, а гравировка и печать осуществлялись в лейпцигской нотопечатне Редера.

23 Римский-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1955. С. 156.

24 Там же, с. 212.

25 Stravinsky I. Selected Correspondence. Vol. I. London, 1982. P. 67-68.

26* После национализации фирмы 19 декабря 1918 г. Борис Петрович Юргенсон

(1868-1935) заведовал нотной секцией Музыкального отдела Наркомпроса, а затем

действительно работал в Музыкальном секторе Госиздата, то есть в своем же, еще

недавно принадлежавшем ему издательстве на Неглинной улице.

27 Prokofiev S. Soviet Diary 1927 and other writings. London, 1991. P. 52-53.

28* Точнее — издательству «Бузи энд Хоукс», которое, в свою очередь, в 1986 г. было

приобретено американской компанией «Карл Фишер».

29 Stravinsky I. Selected Correspondence. Vol. III. London, 1985. P. 218.

30 См.: Levy E. Music in the Third Reich. Basingstoke, 1994. P. 159-165.

31* В 1940 г. Бела Барток покинул Швейцарию, куда он переехал в 1939 г., и эмигрировал в США.

32* Музыкально-издательская фирма «Г. Ширмер инкорпорейтед» (G. Schirmer Inc.) была основана

выходцем из Германии Густавом Ширмером (1829-1893) в 1866 г. В 1968 г. издательство было поглощено компанией «Macmillan Inc.», а в 1986 г. отдел по выпуску музыкальных изданий влился в компанию «Music Sales».

33Heinsheimer H.W. Menagerie in F. Sharp. N.-Y., 1948.

34* В 1949 г. издательство «К. Ф. Петерс» было национализировано и продолжало свою деятельность в Лейпциге. В 1950 г. бывший владелец издательства И. Петшуль основал во Франкфурте-на-Майне фирму того же названия. Издательство «Брайткопф и Хертель» после раздела Германии и вплоть до ее воссоединения продолжало работать как в Висбадене (с 1945 г.), так и в Лейпциге (с 1952 г. — как «народное предприятие»),

35 Ruppel КН. Music in Germany. Munich, 1952. P. 77.

36 Интервью с автором. 37Интервью с автором.

38 Roth E. Von Prag bis London, Zürich, 1974. P, 58,

39* Хауэр (Hauer) Иозеф Mamuac (1883-1959) — австрийский композитор-самоучка и теоретик. В1919 г. независимо от Шёнберга открыл двенадцатитоновую систему композиции, основу которой составляет совокупность 44 шестизвучных групп (тропов).

40* Хаба (Наbа) Алоис (1893-1973) — чешский композитор, ученик В. Новака и Ф. Шрекера. После недолгого увлечения атематизмом и атональностью обратился к микроинтервалике, которую он выводил из особенностей моравского музыкального фольклора, и стал одним из пионеров четвертитоновой системы композиции. Наиболее последовательный, пожалуй, приверженец микрохроматизма, А. Хаба утверждал его и в своем творчестве, и в теоретических работах, и в педагогической практике. В своих сочинениях он не ограничивался четвертитоновой системой, применяя системы композиции, основанные на 1/3, 1/6 и 1/12 тона. Для воспроизведения интервалов, меньших, чем 1/4 тона, изобрел фортепиано с тремя клавиатурами.

41 Heinsheimer Я. W. Give my Regards to «Aida». N.-Y., 1968. P. 122-123.

42 Roth E. The Business of Music. London, 1969. P. 58.

43 Интервью в передаче «Lulu's Ziehvater» по случаю 90-летия Шлее (ORF/ZDF).

44 Интервью в передаче «Music Weekly» на «ВВС Radio 3» 27 октября 1991 г.

45 Официальное письмо, переданное по факсу 12 января 1995 года..

46 Peacock A., Weir R. The Composer in the Marketplace. London,, 1971, P. 159.

47 Ibid., p. 155.

48 Из беседы с автором, июнь 1993 года.

49 Источник: Companies House, Music Sales Limited accounts for the year eneded 21 December 1993,

50 Ежегодный отчет, 1993/94 г.

51 Передача «Music Weekly» 27 октября 1991г. (ВВС Radio 3).

52 Peacock A., Weir R. Op. cit., p. 23.

53 Интервью с автором.

54 Эти слова принадлежат Роберту Монтгомери, бывшему главе «Mechanical Protection Society» (см.: «Guardian», 18 December 1995, p. 3).

55 Из беседы с автором.

Глава 13. Хозяева вселенной

1 Все высказывания Маккормака, если иного не указано, взяты из двух интервью с автором, состоявшихся в июне 1991 и в мае 1993 г.

2* Палмер (Palmer) Арнольд (р. 1929) — один из самых удачливых и популярных игроков в гольф, четырехкратный победитель чемпионата мастеров (1958, 1960, 1962, 1964).

3 «The Times Sunday Review», 18 July 1992. P. 46.

4 McCormack M. H. What They Don't Teach You at Harvard Business School. London, 1984, Фронтиспис.

5 К 1992 г. его обошел баскетболист Майкл Джордан, подписавший благодаря виргинской фирме «Про-Серв» контракт на 50 миллионов долларов в год.

6 Цит. по: Chapel S. Le Champion du Sport Business // «Fortune-France», September 1989. P. 43-47.

7 Четыреста два миллиона долларов плюс двадцать миллионов, затраченных на покупку видеооборудования. См.: «Financial Times», 7 August 1992.

8 McCormack M. Я. Op. cit., p. 233.

9 A Life in the Day // «Sunday Times Magazine», 1991.

10* Белл (Bell) Джошуа (p. 1967) —американский скрипач. В 14 лет дебютировал с Филадельфийским симфоническим оркестром под управлением Р. Мути; в 1988 г. дал свой первый сольный концерт в Нью-Йорке. Выступает и записывается с крупнейшими дирижерами.

11* Оже (Auger) Арлен (1939-1993) — американская певица (лирико-колоратурное сопрано). С 1974 г. пела в Венской государственной опере, а с 1979 — в Метрополитен-опере.

12 «Classical Music», 27 June 1992. P. 13.

13 Интервью с автором, апрель 1995 г.

14* Мэрринер (Marriner) сэр Невилл (р. 1924) — английский дирижер, по образованию скрипач. В 1959 г. основал камерный оркестр «Академия Сент-Мартин-ин-зе-филдс», который считается одним из самых виртуозных в мире.

16Это и другие высказывания агента, если иного не указано, взяты из интервью с автором в 1991-1993 гг. 16Очерк в «Opera Now». Не датирован.

17* Оттер (Otter) Анне Софи фон (р. 1955) — шведская певица (меццо-сопрано), обладательница великолепного бельканто и безупречного чувства стиля. В 1985 г. дебютировала на сцене Ковент-Гарден, а в 1988 — Метрополитен-оперы.

18* Бонни (Воппеу) Барбара (р. 1956) — американская певица (лирическое сопрано); выступает на ведущих сценах Европы и Америки, является одной из лучших исполнительниц камерно-вокального репертуара австро-немецких романтиков.

19* Хэмпсон (Hampson) Томас (р. 1955) — американский певец (баритон).

20 Интервью с автором, декабрь 1990 г.

21 «Sunday Times», loc. cit.

22 Передача «Omnibus», 24 апреля 1995 г. •

23* Бат — популярный курорт с минеральными водами в графстве Соммерсет, известный хорошо сохранившимися руинами римских бань. Ежегодно в июне здесь проходит фестиваль классической и современной музыки.

24* Бычков Семен (р. 1952) — русский дирижер. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу И. А. Мусина. В 1975 г. эмигрировал на Запад. Главный дирижер Филармонического оркестра г. Буффало (1985-1989) и Парижского оркестра (1989-1998). С 1998 г. возглавляет симфонический оркестр Западногерманского радио (Кёльн), с 1999 по 2002 гг. являлся также главным дирижером Дрезденской государственной оперы.

25 Интервью радио Би-би-си-3, 20 июня 1991 г.

26 Bunting М. Court Napping^/ «Guardian», 24 May 1994. P. 24.

27 An American Princess who has moved out of the Court Spotlight // «The Times», 22 January 1994. P. 34.

28 Интервью с Майклом Паркинсоном, клиентом «Ай-Эм-Джи» («Daily Telegraph», 2 July 1994, p. 20).





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 283 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...