Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Отчет коронера1 4 страница



народных, духовных и популярных песен, с которой, уже под именем «Трапп фэмили сингерс», объездил многие страны мира. Судьба семьи Трапп и созданного ею ансамбля нашла также отражение в фильмах немецкого режиссера В. Либенаймера «Семья Трапп» и «Семья Трапп в Америке».

65«The Etude», loc. cit.

66* Юрок (Hurok) Сол[омон] (1888-1974) — американский антрепренер российского происхождения. Свою деятельность начал с устройства концертов для профсоюзных организаций и в рабочих клубах. Позже руководил еженедельными концертами в нью-йоркском зале «Ипподром», где выступали известные исполнители. Основал собственное агентство «Сол Юрок энтерпрайз», которое на всем протяжении своей деятельности особое внимание уделяло русским, а после Второй мировой войны — советским исполнителям и художественным коллективам. С 1913 г. организовывал в США выступления крупнейших балетных трупп (труппа А. Павловой, «Русский балет Монте-Карло» и др.) и отдельных выдающихся артистов (Ф. Шаляпин, А. Глазунов и др.). Через его руки прошли около 4000 исполнителей и художественных коллективов. Среди них — Королевский балет и театр «Олд Вик» (Англия), «Комеди Франсез», Большой театр, Театр оперы и балета им. Кирова, МХАТ, Ансамбль народного танца СССР под рук. И. Моисеева, «Березка» и др. Он опекал таких всемирно известных артистов, как Анна Павлова и Айседора Дункан, Нелли Мелба и Федор Шаляпин, Исаак Стерн и Давид Ойстрах, Владимир Ашкенази, Леонид Коган и др. Автор книг «Импресарио» (совм. с Р. Руд, 1946) и «Сол Юрок представляет» (1953). Подробнее см. с. 169-175 наст, издания.

67Samaroff О. Op. cit., р. 321.

68* Эдди (Eddy) Нельсон (1901-1967) — необычайно популярный в 30-40-х гг. американский певец (баритон) и киноактер, снявшийся в девятнадцати музыкальных фильмах.

69* Имеется в виду преодоление последствий Великой депрессии 1929 г.

70* Федеральный музыкальный проект (Federai Music Project — FMP) — один из проектов федеральной Администрации трудовых проектов (Work Projects Administration — WPA), созданной в 1935 г. в рамках «нового курса» Ф. Д. Рузвельта, и просуществовавшей до 1943 г. Целью Администрации провозглашалось предоставление работы миллионам жертв Великой депрессии 1929 г. с тем, чтобы сохранить их трудовые навыки и самоуважение, а также способствовать развитию экономики благодаря росту покупательной способности занятого населения. За годы существовании Администрации та или иная работа была предоставлена 8,5 млн. американцев (в 1934 г. было 11 млн. безработных), и весь проект обошелся казне в 11 млрд. долларов.

В рамках WPA в сфере искусств были открыты Федеральный художественный проект, Федеральный проект для писателей, Федеральный театральный проект и Федеральный музыкальный проект, давшие работу десяткам тысяч артистов, художников, писателей, композиторов, музыкантов, педагогов и т. д.

Наиболее успешной оказалась деятельность Федерального музыкального проекта, национальным директором которого в 1935-1939 гг. был Николай Соколов. Сотрудники ФМП ставили перед собой следующие цели: 1) дать работу возможно большему числу музыкантов; 2) поддерживать и утверждать высокие профессиональные стандарты; 3) создать хорошо подготовленную и понимающую аудиторию; 4) стимулировать общественный интерес к музыке; 5) показать, что конструктивная работа способна преодолеть последствия Великой депрессии.

Работа, предоставляемая ФМП, была самой разнообразной — от игры в разного рода оркестрах и ансамблях до переписки оркестровых партий, копирования старых партитур, собирания и каталогизации библиотечных коллекций; от сочинения заказных произведений до преподавания в общедоступных музыкальных классах (только в Нью-Йорке за первые три года такие классы в 96 образовательных центрах посетили более 7,6 миллиона человек) и т. п. Но в центре внимания находилась все же концертная деятельность. За первые четыре года

существования ФМП было дано в общей сложности 224 698 концертов, которые проходили в концертных залах, церквях, школах, скверах и парках не только мегаполисов, но и провинциальных городов. На них присутствовала совокупная аудитория в 148 159 699 человек. Поскольку вся деятельность WPA рассматривалась как важное патриотическое начинание, что бы ни делали музыканты ФМП, главным для них было развитие и пропаганда прежде всего американской «серьезной» музыки прошлого и настоящего. Поэтому программы большинства концертов включали произведения американских композиторов; местные отделения ФМП заказывали новые сочинения; в так называемых форум-лабораториях, которые возникли в крупных городах, композиторы встречались со слушателями и обсуждали с ними эти сочинения. Не удивительно, что за четыре года в рамках ФМП были исполнены 7332 произведения 2258 американских композиторов, половина из которых были современниками слушателей. С началом войны деятельность ФМП была постепенно свернута, перейдя в работу по художественному обслуживанию вооруженных сил. Подробнее см.: Bindas К. J. All of This Music Belongs to the Nation: The WPA's Federal Music Project and American Society. Knoxville, 1996.

71 Paley W. S. As it Happended: A Memoir. N.Y., 1979. P. 330.

72 Интервью с автором в журнале «Classica) Music», 29 октября 1994 г.

73 «The Etude», loc. cit.

74 Smith С. Op.cit.,p. 62.

75 Temianka H. Facing the Music. Sherman Oaks, 1980. P. 216.

76 Ibid., p. 215.

77 «Herald Tribune», 21 January 1951.

78 «The Etude», loc. cit.

79 Hart Ph. Op. cit., p. 83.

80 «The Etude», loc. cit.

81 Интервью с Антонио д'Альмейда.

82 «The Etude», loc. cit.

83 Шайлер Чейпин в интервью с автором.

84* Шангри-Ла — затерянная в горах Тибета благодатная страна мира и покоя, в которой развертываются события популярного романа Джеймса Хилтона «Потерянный горизонт» (1933). В переносном смысле — место исполнения желаний, «райское местечко». Выражение стало нарицательным после выхода на экраны одноименного фильма режиссера Франка Каира (1937). Навеянное романом название «Шангри-Ла» носила, в частности, построенная в 1942 г. для Ф. Д. Рузвельта президентская резиденция, в 1953 г. переименованная в Кэмп-Дэвид.

85Roger Gross Ltd. Sales catalogue. December 1995.

86* «Грин-кард» (Green card) — вид на жительство в США.

87 Интервью с автором.

88 Rosen С. The Goossens, A Musical Century. London, 1993. P. 156.

89* Бъёрлинг (Bjorling) Юхан Юкатан (Юсси; 1911-1960) — шведский оперный певец (лирико-драматический тенор), один из крупнейших вокалистов XX века, выдающийся представитель искусства бельканто. В 1938-1940 гг. — солист Метрополитен-оперы.

90* Понс (Pons) Лили (1898-1976) — французская певица (лирико-колоратурное сопрано). В 1931-1955 гг. — солистка Метрополитен-оперы.

91* Мур (Moor) Грейс (1901-1947) — американская певица (сопрано), одна из самых популярных и обаятельных актрис Метрополитен-оперы 30-40-х гг. Звезда экрана и радиоэфира. Ее гибель в авиакатастрофе стала трагедией для многих американцев.

92* Лондон (London) Джордж (1919-1985) — американский певец (бас-баритон). В 1941 г. дебютировал как оперный певец; пел в крупнейших оперных театрах мира, много гастролировал. В 1951 г. — солист Метрополитен-оперы. В 1960 г. стал первым певцом из США, выступившим на сцене Большого театра в Москве (партия Бориса Годунова в одноименной опере). Оставил сцену в 1967 г.

93 «Musical America», 10 March 1937.

94 Sachs Я. Toscanini. London, 1978. P. 217.

95 Hart Ph. Op. cit., p. 89.

96Интервью с автором.

97 Sachs H. Op. cit., p. 255. 98Ibid., p. 256. 99NBC, p. 11.

100 Horowitz, p. 67.

101 Kennedy Af. Bàrbirolli, conductor laureate. London, 1971. P. 133.

102 Леди Барбиролли в интервью с автором. 103Kennedy М. Op. cit., р. 130.

104 Shanet Я. Philharmonic: A History of New York's Orchestra. N.Y., p. 249.

105 Джин Брук в интервью с автором. 106Филип Харт в интервью с автором.

107 Smith С. Op. cit., р. 39.

108 Интервью автора с леди Барбиролли, Бäлл Шульхоф, Шайлером Чейпином и Массимо Фречча.

109 Page Т., Page V, W. Selected Letters of Virgil Thomson. N.Y., 1988. P. 147.

110Ibid., p. 325.

111Интервью с автором, 1985 г.

112* «Моральное перевооружение» (Moral Rearmament) — христианское движение, выступающее за «моральное и духовное перевооружение» на основе четырех «абсолютов» — чести, чистоты, альтруизма и любви. Основано американским евангелистом Фрэнком Бухманом в 1920-х гг. С конца 30-х гг. — и особенно в период «холодной войны» — на волне антикоммунизма стало активно вмешиваться в политическую и общественную жизнь.

113Rodzinski Н Our Two Lives. N.Y., 1976. P. 151-152.

114Hart Ph. Op.cit., p. 90.

115 Это были немалые деньги. В тот год Элизабет Тейлор получала именно сто долларов в неделю, снимаясь в фильме «Лэсси» на МГМ. Оркестрант в 40-е гг. считался влиятельным человеком в обществе. «Если ты играл в симфоническом оркестре, — вспоминал Исаак Стерн, — ты был не простым человеком, тебе за это платили».

116Rodzinski Я. Op. cit., р. 289-290.

117Ibid., р. 318-319.

118Ibid., р. 321.

119 Page Т., Page V. W., Op. cit., p. 391.

120 Информация, полученная от Ричарда Родзинского.

121 Smith С. Op. cit., р. 38.

122 Сэр Иен Хантер в интервью с автором.

123 Smith С. Ор. cit., p. 34, 40.

124 Джонатан Стернберг в интервью с автором.

Глава б. Тру-ля-ля, веселая улыбка,

«серебряный лис» и великая скрипка

1* «Голливудская чаша» («Hollywood Bowl») — естественный амфитеатр на Голливудских холмах, приспособленный для проведения разнообразных культурных мероприятий, концертов и спектаклей. Здесь расположена летняя резиденция симфонического оркестра Лос-Анджелеса.

2Truman М. Harry S. Тгuman. London, 1973. Р. 365,439,441.

3В ходе разбирательства аналогичного дела в 1963 г. корпорацию шоу-бизнеса «Эм-Си-Эй» обязали прекратить действовать в качестве как артистического агентства, так я производителя шоу и фильмов одновременно. Во время знаменитой забастовки на Бродвее «Эм-Си-Эй» представляла обе противоборствующие стороны — и актеров, и продюсеров.

4 Hart Ph.. Orpheus in the New World. N.Y., 1978. P. 52-78.

5* Делла Каза (Della Casa) Лиза (p. 1919) — швейцарская певица (сопрано). С 1947 г. выступала на Зальцбургском фестивале, а с 1953 г. — солистка Метрополитен-оперы. Пела также в других ведущих театрах мира. В 50-х гг. — одна из лучших (наряду с Э. Шварцкопф) исполнительниц лирических и лирико-колоратурных партий в операх Моцарта и Р. Штрауса. Оставила сцену в 1974 г.

6* Лос-Анхелес (Los Angeles) Виктория (р.1928) — испанская певица (сопрано и меццо-сопрано). С 1945 г. пела в барселонском театре «Лисео» и вскоре приобрела международную известность как камерная певица. В 1950-1969 гг. регулярно выступала в Ковент-Гарден, Метрополитен-опере, Ла Скала и др. Славилась прежде всего исполнением лирических партий. В концертном репертуаре центральное место занимала испанская музыка, однако она с успехом пела также французскую и немецкую камерно-вокальную лирику.

7«NY Times», 29 April 1956.

8 Shanet H. Philharmonic: A History of New York's Orchestra. N.Y., 1975. P. 824.

9 Интервью с автором, январь 1995 г.

10 Тооbin J. Agitato: A Trek through the Musical Jungle. N.Y., 1975. P. 102.

11* Камелот — любимый замок легендарного короля Артура и место сбора рыцарей Круглого стола. В переносном смысле — средоточие чести, добра, справедливости, достоинства и культуры. Выражение стало общеупотребительным после того, как вдова Дж. Кеннеди Жаклин сказала, что его семья и его администрация были его «Камелотом». В этом же смысле употребляет это выражение и Н. Лебрехт.

12* Концерты для молодежи* (Young People's Concerts) — цикл музыкально-образовательных телепередач, который Л. Бернстайн вместе с Нью-Йоркским филармоническим оркестром провел на Си-би-эс в 1959—1960 гг. Этот цикл привлек большую аудиторию и сделал имя Бернстайна необычайно популярным. Текст передач и музыкальные иллюстраций к ним были изданы отдельной книгой, выдержавшей два издания. См.: Bernstein L. Young People's Concerts for Reading and Listening. Text and Records. N.Y., 1962, 1970. На русском языке: Бернстайн Л. Концерты для молодежи. Л., 1991.

13 Robinson Н. The Last Impresario. The Life, Times and Legacy of Sol Hurok. N.Y., 1994. P. 321.

14 Интервью с автором.

15Hurok S. S. Hurok Presents. N.Y., 1953. P. 11. 16Robinson H. Op. cit., p.4. 17Ibid., p. 348.

18 Ibid., p. 337.

19 Вишневская Г. П. Галина. История жизни. М., 1991. С. 329-330.

20* Бейкер (Baker) Дженет (р. 1933) — английская камерная и оперная певица (меццо-сопрано). В 1966 г. дебютировала в Ковент-Гарден в роли Гермии («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена). Специально для нее Бриттен написал партию Кейт в опере «Оуэн Уингрейв» (1971). В 1982 г. Дженет Бейкер оставила сцену, продолжая концертировать.

21Hart Ph. Op. cit., p. 58.

22* С приходом нацистов к власти Вильгельм Фуртвенглер не покинул страну и в 1933 г. был назначен вице-президентом Имперской музыкальной палаты. Но уже в 1934 г., протестуя против национал-социалистской культурной политики, он отказался от всех официальных постов, после того как правительство запретило ему исполнять симфонию Пауля Хиндемита «Матис-художник». В 1935 г. Фуртвенглер возобновил дирижерскую деятельность, выступая поначалу только за рубежом. В 1945 г. его имя было занесено в «черный список» нацистских пособников, и лишь в 1947 г. он вновь получил разрешение встать за дирижерский пульт. В дальнейшем факт сотрудничества с нацистами неоднократно ставился в вину Фуртвенглеру.

23«New York Times», 6 January 1949; цит. no: Gillis D. Furtwängler and America. N.Y. P. 103.

24 «Chicago Daily Tribune», 20 February 1949; цит. по: Shirakawa S. H. The Devil's Music Master. N.Y., 1992. P. 355. 25Gìllis D. Op. cit., p. 116. 26Ibid., p. 130-131. 27Ibid., p. 129.

28 Все высказывания Стерна, если иного не указано, взяты из интервью с автором в ноябре 1990 г.

29* Галамян (Galamian) Иван (Александрович) (1903-1981) — американский скрипач и педагог армянского происхождения. Ученик К. Мостраса и Л. Капе. В 1937 г. обосновался в США, где с 1944 г. преподавал в Институте Кёртиса, а с 1946 г. — в Джульярдской школе.

30* Делей (DeLay) Дороти (р. 1917) — американский педагог (скрипка). С 1948 г. ведет класс скрипки в Джульярдской музыкальной школе. Исаак Стерн называл ее «самым результативным в мире преподавателем скрипки». Среди ее (и И. Гала-мяна) учеников — Ицхак Перлман, Мидори, Сара Чунг, Шломо Минц и многие другие известные скрипачи. В 1994 г. Дороти Делей была награждена Национальной медалью искусств, а в 2000 г. стала лауреатом национальной премии «Педагог года».

31 Интервью с автором, 1990 г.

32* Hart Ph. Op. cit., p. 94.

33 Lynes R. The Lively Audience; A social history of the visual and performing arts in America. N.Y. P. 423-424.

34 См. прим. 7 к главе 2.

35* Линкольн-центр (Центр исполнительских искусств им. А. Линкольна— Lincoln Center for the Performing Arts) — нью-йоркский культурный комплекс, построенный в 60-х гг. Здесь на участке в 15 акров, ограниченном Бродвеем, Амстердам-авеню, 62-й и 66-й улицами, расположены: Метрополитен-опера (3788 мест, самый большой оперный зал в мире), Эвери-Фишер-холл (2742 места; резиденция Нью-Йоркского филармонического оркестра), «Нью-Йорк стейт тиэтр» (2737 мест; резиденция Нью-Йоркской городской оперы, Нью-Йоркского городского балета и Школы американского балета), Элис-Тули-холл (1096 мест; резиденция Общества камерной музыки Линкольн-центра), Джульярдская школа (в ней находится также резиденция Джаз-оркестра Линкольн-центра), два театральных зала (1050 и 299 мест; резиденция Театра Линкольн-центра), кинотеатр (резиденция Общества кино Линкольн-центра), здание публичной Библиотеки исполнительских искусств и административные здания. На площади Линкольн-центра (Plaza) и в Дамрош-парке устраиваются бесплатные концерты.

36Kupferberg Н. Stern at 70 // «Classical Music», July 1990.

37* Рочберг (Rochberg) Джордж (p. 1918) — американский композитор. Начав с освоения додекафонии, Рочберг затем перешел к сериализму. В 1962 г., после сочинения композиции «Time Span II», в его музыкальном сознании происходит перелом, и он становится приверженцем так называемого «нового романтизма» (термин Рочберга) — направления, которое, в отличие от эгоцентризма и рассудочности большинства школ послевоенного авангарда, стремится быть ближе к слушателю, учитывать особенности музыкального восприятия и запросы аудитории. Стремление к большей доступности нашло воплощение в его композиции «Imago Mundi» (1973). В 80-е гг. Рочберг переходит на позиции постмодернизма, и основой его композиций все в большей мере становятся цитаты из произведений других композиторов и из собственных сочинений.

38* Дэвис (Davies) сэр Питер Макуэлл (р. 1934) — английский композитор и дирижер. Имеется в виду его Концерт для скрипки с оркестром (1985), написанный по заказу И. Стерна.

39 Из личной беседы.

40 Мэрилин Фикслер в интервью с автором.

41 Интервью с автором.

42* Смайли — герой детективных романов Дж. Ле Kappe секретный агент Джордж Смайли.

43 Интервью с автором.

44* Шипперс (Schippers) Томас (1930-1977) — американский дирижер, в 1970-1977 гг. художественный руководитель симфонического оркестра Цинциннати.

45 Личная беседа с автором.

46 Интервью с автором.

47 Джэнис Робертc Уилфорд в интервью с автором.

48 Гарри Билл в интервью с автором.

49 Интервью с автором.

50* Родc (Rhodes) Сесил Джон (1853-1902) — английский финансист, промышленник и государственный деятель, организатор захвата англичанами на рубеже 1880-1890-х гг. территорий в Южной и Центральной Африке, часть которых составила колонию Родезия. В 1890-1896 гг. премьер-министр Капской колонии, один из главных инициаторов англо-бурской войны 1899-1902 гг. Создатель гигантской алмазодобывающей компании «Де Бирc» (1888).

51 Интервью с автором.

52 Graffman G. I Really Should Be Practising. N.Y., 1981. P. 115.

53 Интервью с автором.

54 O'Connell, p. 61.

55 Интервью с автором.

56 Гарри Билл в интервью с автором.

57 Информация Наоми Граффман.

58 Филип Харт в интервью с автором.

59 Hart Ph. Op. cit., p. 87.

60 Анекдот, рассказанный Марвином Шофером.

61 Hart Ph. Op. cit., p. 92-93.

62 Харт, Чейпин и Цейтлин в интервью с автором.

63 Одри Майклз в интервью с автором.

64 Rubin S. E. Ronald Wilford: Muscle Man Behind the Maestros // «NY Times», 25 July 1971.

65 Decker A. Classical String Piller // «Manhattan Inc.», September 1989; P. 144-62.

66 Интервью с автором.

67 Иоханнесен (Johannessen) Грант (p. 1921) — американский пианист.

68 Интервью с автором, февраль 1995 г.

69* Сэлл (Szell) Джордж (1897-1970) — американский дирижер, венгр по происхождению. В 1915-1917 гг. — ассистент Рихарда Штрауса в Берлинской государственной опере; в 1917-1939 гг. дирижировал оркестрами в Праге, Вене и других городах. В 1939 г. переехал в США, где в 1942-1946 тт. был главным дирижером театра Метрополитен-опера, а с 1946 г. и до конца жизни руководил Кливлендским симфоническим оркестром.

70 Интервью с автором.

71 Там же.

72 Там же.

73 Там же.

74 Интервью с Натали Уинн, радио Би-би-си-3, 20 июня 1991 г.

75* Астер (Astaire) Фред (наст, имя и фам. Фредерик Аустерлиц) (1899-1987) — популярный американский танцовщик, актер и хореограф, один из основоположников и ведущих актеров музыкально-танцевальных фильмов («Танцующая леди», «Цилиндр», «Ритм свинга». «Потанцуем?» и др.), где в 30-40-х гг. его постоянной партнершей была Джинджер Роджерс.

76* Бордж (Borge) Виктор (наст, имя и фам. Борге Розенбаум) (1909-2000) — американский пианист, дирижер и актер. Приобрел всеамериканскую известность своим ежедневным музыкально-юмористическим шоу «Comedy in Music» (с 1953 г.). Гастролировал в разных странах, выступал по радио и ТВ, снимался в кино.

77* Шор (Shore) Дайна (1917-1994)—популярная американская певица и (с 1951 г.)

телеведущая.

78* Фосс (Foss) Лукас (р. 1922) — американский композитор, дирижер и пианист. Родился в Берлине. Пятнадцатилетним юношей попал в США, где изучал композицию под руководством Р. Томпсона и П. Хиндемита. Ранние его сочинения («Песнь песней» для сопрано н оркестра, 1947) выдержаны в духе неоклассицизма, С конца 50-х гг. Фосс обращается к сериализму, алеаторике и математическим методам сочинения («Цикл времен» для сопрано и оркестра, 1960; Вариации в духе барокко для оркестра, 1967). В 1963-1970 гг. он руководит Филармоническим оркестром в Буффало. С 1971 г. — дирижер Бруклинского филармонического оркестра, а с 1981 г. — и Симфонического оркестра Милуоки. Член Американской академии и Института искусств и словесности (1983).

79Decker A. Op. cit.

80 Интервью с автором.

81 Интервью с автором.

82 Рассказано автору Джоном Лукасом.

83 Из личных источников.

84 Интервью с автором.

85 Из личных источников.

86Интервью с автором.

87 Например, в интервью с Натали Уин и со мной.

88 Decker A. Op. cit.

89 Интервью с Антонио де Альмейдой, декабрь 1993 г.

90 Интервью с автором, январь 1995 г.

91 Интервью с автором, ноябрь 1994 г.

92Интервью, июнь 1991 г.

93* Превен (Previn) Андре (р. 1929) — американский дирижер, пианист и композитор. Родился в Берлине, с 1939 г. живет в США. Изучал композицию у М. Кастельнуово-Тедеско, дирижирование — у П. Монтё. В молодости сочинял и аранжировал киномузыку и был известным джазовым пианистом. Дирижерский дебют состоялся в 1963 г. С 1965 г. работает с Лондонским симфоническим оркестром (главный дирижер в 1969-1979 гг., дирижер-лауреат с 1993 г.). В 1967-1970 гг. руководил Хьюстонским симфоническим оркестром, возглавлял Питтсбургский симфонический оркестр (1976-1986), Лос-Анджелесский филармонический оркестр (1986-1989), Королевский филармонический оркестр в Лондоне (музыкальный руководитель в 1985-1987 гг., главный дирижер в 1988-1991 гг.). Наиболее значительное из его сочинений — опера «Трамвай Желание» (1998).

94* Томас (Thomas) Майкл Тилсон (р.1944) — американский дирижер и пианист. В 1969 г. стал дирижером-ассистентом Бостонского симфонического оркестра, в 1971-1979 гг. возглавлял филармонический оркестр Буффало. В 1988-1995 гт. — главный дирижер Лондонского симфонического оркестра. В 1988 г. основал в Майами Симфонический оркестр Нового Света. С 1995 г. — главный дирижер Сан-Францисского симфонического оркестра.

95* Мазур (Masur) Курт (р.1928) - немецкий дирижер. В 1955-1958 и 1967-1972.гг. возглавлял Дрезденский филармонический оркестр. В 1960-1964 гг. — дирижер театра «Комише опер». В 1970 г. стал главным дирижером оркестра «Гевандхауз». В 1991 г. возглавил Нью-Йоркский филармонический оркестр, в 2000 г. — Лондонский филармонический оркестр. С 2001 г. — руководитель Национального оркестра Франции.

96* Дэвис (Davis) сэр Колин (р. 1927) — английский дирижер. В 1958 г. дебютировал в Ковент-Гардене спектаклем «Похищение из сераля». В 1961-1965 гт. — музыкальный руководитель театра «Сэдлерс-Уэллс», в 1967—1971 гт. возглавлял симфонический оркестр Би-би-си, а в 1971-1986 гг. был музыкальным руководителем театра Ковент-Гарден. С 1995 г. — главный дирижер Лондонского симфонического оркестра.

97* Мета (Menta) Зубин (p. 1936) — индийский дирижер, один из популярнейших современных исполнителей. Учился в Вене. В 1958 г. стал лауреатом международного конкурса дирижеров в Ливерпуле. Возглавлял Монреальский симфонический оркестр (1962-1977), Лос-Анджелесский филармонический оркестр (1962-1977), Нью-Йоркский филармонический оркестр (1978-1991). С 1977 г. — главный дирижер Израильского филармонического оркестра (в 1981 г. утвержден его пожизненным руководителем). С 1998 г. — музикдиректор Баварской государственной оперы. Выступает с ведущими коллективами Европы и США.

98 Интервью Би-би-си, июнь 1991 г.

99 Обе цитаты — из интервью Би-би-си, июнь 1991 г.

100 Интервью с автором.

101 Интервью Би-би-си, июнь 1991 г.

102* фестиваль «Равиния» (Ravinia Festival) — летний музыкальный фестиваль, с 1936 г. проходящий в чикагском Равиния-парке. Самое непосредственное участие в фестивале принимает обычно Чикагский симфонический оркестр. Программа фестиваля предусматривает концерты симфонической, камерной, джазовой и популярной музыки, концертные исполнения опер и проч.

103Интервью Би-би-си, июнь 1991 г.

104* Аспенский фестиваль — пользующийся международным авторитетом музыкальный фестиваль, который проводится в курортном городке Аспене (штат Колорадо), известном своими горнолыжными трассами и культурными мероприятиями, привлекающими массу туристов. Основан чикагским промышленником Уолтером Пэпке.

105 Обе цитаты заимствованы из статьи: Dannen F. Twilight of a God? // «The New Yorker», 3 October 1994.

106Интервью с автором.

107 Интервью газете «Нью-Йорк таймс», 1971.

108Интервью с автором.

109Интервью с автором.

110 Из личных источников.

111 «Classical Music», 2 December 1990, p. 26.

112 Обе цитаты — из интервью с автором.

113 Robinson H. Op. cit., р. 438.

114* Ныне эту компанию возглавляет Дэвид Фостер.

115 Замечание в разговоре с автором.

116 «The New Yorker», 3 October 1994.

117Интервью с автором.

Глава 7.Как делать деньги из музыки

1 Интервью с автором.

2* В своем провоцирующем интервью журналу «Шпигель» П. Булез призывал не «сжечь», а «взорвать все оперные театры», что вызвало бурную полемику и, в частности, послужило непосредственным поводом к заказу и постановке в Гамбургском оперном театре оперы-пародии М. Кагеля «Государственный театр» («Staatstheater»). См.: Liebermann R. Opernjahre. Bern-München, 1977. S. 249-251.

3* Либерман (Liebermann) Рольф (1910-1999) — швейцарский композитор и оперный администратор. В 1959-1973 и 1985-1988 гг. возглавлял Гамбургский государственный оперный театр, в 1973-1980 гг. Парижскую оперу. Проявил себя как волевой и энергичный организатор, не чурающийся новаторских оперных постановок. Из сочинений Либермана наиболее известна опера «Леонора 40/45».

4* См. прим. 7 к главе 2.

5 Определение эвергетики см. в книге: Veyne P. Bread and Circuses. London, 1990.

6Пресс-релиз CEREO от 27 апреля 1994 г.

7 Представитель компании «Benson & Hedges» Лен Оуэн в интервью с автором, 1981.

8Shaw, р. 19.

9* Глайндборнский фестиваль — летний оперный фестиваль, который ежегодно проводится в имении Глайндборн, расположенном в живописной местности недалеко от Брайтона (Восточный Сассекс, Англия). Учрежден в 1934 г. владельцем имения Джоном Кристи и его женой, сопрано Одри Милдмэй, специально для этой цели построившими на территории имения оперный театр на 800 мест (новое здание театра, открывшееся в 1994 г., вмещает 1150 зрителей). Фестиваль завоевал репутацию первооткрывателя талантов и получил международное признание благодаря привлечению первоклассных исполнителей» дирижеров, оперных режиссеров и художников.

10 «Business in The Arts* supplement//«Times», 9 December 1993. 11ABSA Annual Report. 1991, p. 9. 12* См. прим. 5 к предисловию.

13* «Квадратная миля» (Square Mile) — район лондонского Сити, где сосредоточены основные финансовые учреждения.

14 Интервью автора с Джеком Проссером (Peter Stuyvesant Foundation), Доном Уайтингом (John Player), Майклом Рейнольдсом (ВАТ), 1981.

15 «А fresh boost for culture». Brussels, 1987.

16 «Times»; 9 December 1993.

17 Джозеф Вехсберг. Цит. по: Rosenthal Я. Opera Annual No. 8. London, 1962. P. 13. 18Lang, p. 27.

19 Письмо Фреда Приберга исполнительному редактору «Нью-Йорк таймс». Цит. по копии, находящейся в распоряжении автора.

20 Из личных источников.

21 Интервью с автором.

22 Интервью с автором.

23 Дуг Шелдон. Цит. по: «Classical Music», 22 December 1990, p. 27.

24 Из личных источников. 25Интервью с автором.

26 Taubmann Я. Music on my Beat. N.Y., 1943. P. 33.

27* Салонен (Salonen) Эса-Пекка (p. 1958) — финский дирижер и композитор. Его дирижерский дебют состоялся в 1983 г. с Лондонским филармоническим оркестром. В 1985 г. Салонен становится главным дирижером симфонического оркестра радио Швеции, а в 1992 г. занимает пост музыкального руководителя Филармонического оркестра Лос-Анджелеса.

28 Robinson Я. The Last Impresario: the life, times and legacy of Sol Hurok. N.Y., 1994. P. 290.

29* Ma (Ma) Ио-Ио (p. 1955) — американский виолончелист, прославившийся виртуозным исполнением и своеобразной интерпретацией произведений Баха, Бетховена, Шостаковича, Бартока, сочинений современных композиторов (многие из которых написаны специально для Ma). Родился в Париже, где в возрасте пяти лет состоялось его первое публичное выступление. По настоянию Исаака Стерна Йо-Йо Ma в девять лет поступил в Джульярдскую школу, где учился у Я. Шольца и Л. Роуза. Всеамериканскую известность приобрел после того, как Л. Бернстайн представил его в телепередаче, посвященной сбору средств на строительство Линкольн-центра. Особую склонность Йо-Йо Ma испытывает к исполнению камерной музыки. Выступал в ансамблях с И. Стерном, И. Менухиным, П. Цукерманом и др.; охотно играет с рок-музыкантами, исполнителями легкой и народной музыки. Концертирует по всему миру.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.029 с)...