Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Отчет коронера1 3 страница



36 Барбе д'Оревильи. Цит. по: Saxon А. Н. Р. Т. Barnum.. The Legend and the Man. NY., 1989. P. 2.

37 Barnum Ph. T. Struggles and Triumphs; or, Forty Years Recollections of P.T. Barnum. Written by Himself. Hartford, 1869. P:l35.

38 Maude R. Jenny Lind. London, 1926. P. 141.

39 Maretzek M. Crotchets and Quavers. NY., 1855. P. 121.

40 Неопубликованные мемуары Барнума.

41 Maretzek M. Op. cit., p. 121.

42 Barnum Ph. T. Op. cit., p. 301-302.

43 Goldin M. The Musk Merchants. NY., 1969. P. 39.

44* Выставка «Хрустального дворца* состоялась в Нью-Йорке в 1853 г.

45 Rosselli J. Singers of Italian Opera. The history of a profession. Cambridge, 1992. P. 138.

46 Maretzek M. Op. cit., p. 184.

47«Ibid., p.l80.

48 Da Ponte L. Memoires... Vol. 1. P. 448.

49* Барбайя (Barbaia) Доменико (1778-1841) — итальянский оперный антрепренер, бывший фактическим руководителем оперных театров Неаполя, двух оперных театров Вены и миланского Ла Скала. Одним из первых оценил талант Россини, способствовал продвижению на сцену ранних опер Беллини и Доницетти.

50* Мерелли (Merelli) Бартоломео (1794-1879) — итальянский антрепренер и либреттист, импресарио театра Ла Скала и директор Венской придворной оперы. Находился у истоков карьеры Верди, заказав ему в 1839 г. три оперы.

51 Ganz W. Memoires of a Musician. London, 1913. P. 75.

52 Klein H. The Age of Patti. London, 1920. P. 21, 29.

53* Академия музыки («Academy of Music») — оперный театр в Нью-Йорке, существовавший в 1854-1886 гг. Его сцена была самой большой в мире, а зал вмещал до 4600 зрителей.

54 Klein Н. Op. cit.,p. 47.

55 Игра слов: cochonnerie по-французски — свинство (прим. перев.).

56Maretzek М. Sharps and Flats. N.Y., 1890. P. 184.

57 Ibid., p. 180.

58 Klein H. Op. cit., p. 381.

59 Strakosh M. Souvenirs d'un impressario. Paris, 1887. P. 55.

60 Damrosh W. My Musical Life. N.Y., 1926. P. 75.

61 Klein H. Op. cit., p. 242.

62 Melba N. Melodies and Memories. London, 1980. P. 26-7.

63 Mapleson J. The Mapleson Memoirs: the career of an operatic impresario, 1858-1888. London, 1966. P. 16.

64* «Home, Sweet Ноmе» («Мой милый дом») — баллада из оперы английского композитора Генри Бишопа «Клари, или барышня из Милана» (1823).

65Mapleson J. Op. cit., p. 30.

66Ibid., p. 10.

67 Glover J. Jimmy Glover — His Book. London, 1911. P. 124.

68 Arditi L. My Reminiscences. London, 1896. P. 89.

69 Damrosch W. Op. cit., p. 52-3.

70 The Golden Horseshoe: The Life and Times of the Metropolitan Opera House. N.Y., 1965. P. 26.

71* Гатти-Казацца (Gatti-Casazza) Джулио (1869-1940) — итальянский оперный антрепренер. Был директором Ла Скала (1898-1908) и Метрополитен-оперы (1908-1935). В сотрудничестве с А. Тосканини преобразил миланский театр, освободив его от груза устаревших традиций; в Нью-Йорке способствовал утверждению высоких стандартов профессионализма.

72 См.: Hamburg//New Grove's Dictionary of Music and Musicians, Vol. 2. London, 1961. 73* «Моно-Поллини» — прозвище, которым «наградили» в театральной среде Гамбурга самого Б. Поллини (1838-1897) за то, что, придя к власти в Гамбургском городском театре (1873), он вскоре стал также директором театра Альтоны (пригород Гамбурга), а впоследствии - и директором театра «Талия», превратившись, таким образом, в «театрального монополиста».

74 Ratcliffe R. Steinway & Sons. San Francisco, 1989. P. 5.

75 Рубинштейн А. Г. Литературное наследие. В 3 т. Т. 1. М., 1983. С. 94.

76 Письмо Козиме Вагнер.

77 Orpheus in America: Offenbach's diary of his journey to the New World. London, 1958. P. 82.

Глава 4. Компания Вольфов

1 Flesch С. Memoirs. London, 1982. P. 115.

2 Его сын Эмиль с 1906 по 1913 год возглавлял агентство в Мюнхене. Среди его клиентов был Рихард Штраус; он также организовал мировую премьеру малеровской

Восьмой симфонии («Симфонии тысячи участников»). Как и отец, Эмиль Гутман окончил свои дни в клинике для душевнобольных.

3 Flesch С. Op. cit., р. 50-51.

4 Lebrecht N. Mahler Remembered. P. 109.

5 Документ из архивов семьи Розе.

6 Hellsberg С. Demokratie der Könige: Die Geschichte der Wiener Philharmoniker-Zürich, 1992. S. 308.

7 La Grange. Vol. LP. 612.

8* Непотизм — служебное покровительство родственникам и «своим людям», кумовство.

9 Sratgardt-Wolff E. Wegbereiter grosser Musiker. Berlin, 1954. S. 56.

10Stresemann W. The Berlin Philharmonie from Karajan to Bülow. Berlin, 1979. P. 48.

11 Вальтер Б. Тема с вариациями. Воспоминания и размышления // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 4. М., 1969. С. 49.

12 Schuh W. Richard Strauss, a Cronicle of the early years. Cambridge, 1982. P. 378.

13 Flesch C. Op. cit., p. 133.

14 Hamburg, p. 161.

15* Игра слов: немецкое Wolf, равно как и английское wolf— волк; «.the big, bad wolf* («большой страшный волк») — строка из песенки о Волке, которую распевают герои диснеевского фильма «Три поросенка».

16 Paderewski I., Lawton М. The Paderewski Memoirs. London, 1939. P. 175-177.

17 Ibid., p. 317.

18 «Die Musik», I,10, S. 906.

19 Ysaye A., Ratcliff B. Ysaye: his life, work and influence. London, 1947. P. 86.

20 Finck H. T. Success in Music and How it is Won. London, 1890. P. 443.

21 Knepler H. O, Diese Künstler. Wien, 1931. S. 43.

22 Gerhardt, p. 19.

23 Письма из цюрихского архива Отто Клемперера и нью-йоркской библиотеки им. Пирпонта Моргана.

24 Walter В. Briefe 1894—1962, Frankfurt, 1969. S. 189.

25* Так часто называют Берлин 20-х годов.

26 Geissmar, S. 31-32.

27* «Консертгебау» («Concertgebouw») — концертный зал на 2200 мест в Амстердаме (открыт в 1888 г.). Тогда же был основан одноименный симфонический оркестр. Под руководством В. Менгельберга (1895-1945) оркестр выдвинулся в ряд лучших коллективов Европы.

28 Geissmar, S. 33.

29 Lebrecht N. The Maestro Myth. London, 1991. Chapter 5.

30 Rathkolb O. Führer und Gottbegabter: Künstlereliten im Dritten Reich. Wien, 1991. S. 218.

31 До самой смерти в 1952 г. Феддер жил и работал в Бодензее, затем его сын Вальтер восстановил агентство в Мюнхене. В 1959 г. Караян по-прежнему числился среди основных клиентов этого агентства; кроме него, в списке были Элизабет Шварцкопф, Пауль Хиндемит и Бенни Гудмен. В 1978 г. фирма переехала во

Франкфурт-на-Майне, где продолжала функционировать вплоть до смерти Вальтера Феддера в 1986 г.

32 Inghelbrechi D.E.Mouvement contraire: souvenirs d'unmusicien. Paris, 1947. P. 170.

33 Astruc G. Le pavilion des fantomes. Paris, 1929. P. 240.

34 Rubinstein A. My Young Years. London, 1973. P. 130.

35* Выставка русского искусства, организованная СП. Дягилевым (при непосредственном участии А. Бенуа и Л. Бакста) в 1906 г. при парижском «Осеннем салоне», была его первым крупным зарубежным предприятием. На выставке, вызвавшей большой резонанс в художественном мире Франции, экспонировалось свыше 700 произведений — от древнерусских икон до новейшей живописи, представленной наиболее полно. После Парижа выставка была также показана в Берлине, а

затем в Венеции. См.: Exposition de l'art russe. Paris, 1906; Бенуa A. Мои воспоминания. Т. 2. M., 1993. С. 448-450.

36* Цикл «Пять русских симфонических концертов», состоявшихся 16, 19, 23, 26 и 30 мая 1907 г. в Париже стал, по существу, первым «русским сезоном» С. Дягилева и первой масштабной и содержательной демонстрацией русского музыкального искусства за рубежом. В программах парижских концертов была представлена широкая панорама русской музыки — от Глинки до Скрябина и Рахманинова с акцентом на творчестве композиторов-кучкистов. Концерты шли под управлением А. Никита, Ф. Блуменфельда, Н. Римского-Корсакова, А. Глазунова, С. Рахманинова и пропагандиста русской музыки во Франции К. Шевийяра. Среди исполнителей — Шаляпин, Й. Гофман, Ф. Литвин, солисты императорской оперы, а также хор и оркестр концертов Ламуре. Концерты стали важным культурным событием и вызвали большую прессу.

37* Н. Н. Римская-Корсакова, старшая дочь композитора, присутствовавшая на концерте, так описывает этот эпизод в своем письме к сыну от 4/17 мая 1907 г.: «Первый концерт прошел вчера при полном театре с хорошим успехом. Папу принимали хорошо, вызывали три раза после сюиты. Но наибольший успех имел Шаляпин. Концерт кончился некоторым скандалом... Предпоследним номером шла сцена из "Игоря" и ария Владимира Галицкого, которую Шаляпин должен был повторить. Его вызывали без конца... Затем должна была идти "Камаринская". Когда аплодисменты почти затихли, Никит вышел и встал на свое место; но тут верхи стали неистово кричать Шаляпина. Никит подождал с минуту-две, затем, так как крики не унимались, сошел с возвышения, сделал знак оркестру, после чего все музыканты встали и удалились вместе с Никишем, а инструменты и пюпитры сейчас же стали убирать. Так "Камаринская" не была сыграна...» (Римский-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1955. С. 297).

38* Под управлением Н. А. Римского-Корсакова в концертах были исполнены сюита из оперы «Ночь перед Рождеством», Вступление и первые две песни Леля из «Снегурочки», а также «Ночь на горе Триглаве» (в оркестровой редакции) из «Млады». Кроме того, под управлением А. Никита прозвучали сюита из «Сказки о царе Салтане» и Вступление и сцена в подводном царстве из «Садко».

39Nichols R. (ed.) Debussy Letters. London, 1987. P. 279.

40Astruc G. Op. cit., p. 290.

41Inghelbrecht D. E. Op. cit., p. 193.

42Astruc G. Op. cit., p. 133.

43 DOUBLE, vol. I, p. 57ff.

44 Newton, p. 213.

45 «Musical Times», February 1932.

46* См. прим. 9 к Предисловию автора к изданию в мягкой обложке.

47 Pound, р.132.

48 Glover J. М. Jimmy Glover - His Book. London, 1911. P. 93.

49 Green A. Bach in Edwardian Times // «Classical Music», 22 February 1986. P. 19.

5° Grainger, p. З27

51Интервью с автором.

52 Temianka Я. Facing the Music. Sherman Oaks, 1980. P. 220.

53 Pearton M. The LSO at 70. A History of the Orchestra. London, 1974. P. 94.

54* Имеется в виду Ансамбль песни и пляски Красной Армии.

55 Haendel, р. 201.

56 Ibid., p.79.

57 Интервью с автором.

58 Temianka Н. Op. cit., р. 220.

59 Joel J. I Paid the Piper. London, 1970. P. 14.

60* Имеются в виду февральские события 1948 г., когда к власти, при поддержке СССР, пришли коммунисты и Чехословакия была провозглашена социалистической республикой.

61 Интервью с автором.

62* Баренбойм (Barenboim) Даниэль (р. 1942) — израильский пианист и дирижер. В возрасте семи лет дебютировал в качестве пианиста в Буэнос-Айресе, а через три года выступил в Вене и Риме. Обучался у Э. Фишера (фортепиано), Н. Вуланже (композиция), И. Маркевича (дирижирование). С начала 60-х гг. выступает в качестве солиста, ансамблиста и дирижера. Руководил Парижским оркестром (1975— 1989), «Опера-Бастилия» (1987-1989), Чикагским симфоническим оркестром (с 1991 г.) и Немецкой государственной оперой (с 1992 г.).

63* Цукерман (Zukerman) Пинхас (р.1948) — израильский скрипач. По рекомендации И. Стерна поступил в Джульярдскую школу, где учился у И. Галамяна и Д. Делей. В 1967 г. дебютировал в Нью-Йорке и Лондоне. Один из самых популярных современных исполнителей. С 1971 г. дирижирует камерными и симфоническими оркестрами. С 1998 г. — музыкальный руководитель оркестра Национального центра искусств Канады;

64* Хайтинк (Haitìnk) Бернард (р.1929) — нидерландский дирижер, один из самых активных и разносторонних дирижеров современности, владеющий обширным репертуаром. В 1957 г. возглавил оркестр Нидерландского радио. В 1961-1988 гг. был главным дирижером оркестра «Консертгебау». Одновременно с этим в 1967-1979 гг. руководил Лондонским филармоническим оркестром, а в 1978-1988 гг. был музыкальным руководителем фестиваля в Глайндборне. С 1987 г. Б. Хайтинк — главный дирижер Ковент-Гарден, а с 1994 г. — Молодежного оркестра Европейского союза. Регулярно выступает с ведущими коллективами мира.

65* Аббадо (Abbado) Клаудио (р.1933) — итальянский дирижер. Учился в Милане и Вене. Международную известность приобрел в 60-х гг., дебютировав в Зальцбурге, Берлине и Лондоне. С 1968 г. дирижировал в Ла Скала, став в 1972-1986 гг. его художественным руководителем. Главный дирижер (с 1979 г.) и художественный руководитель Лондонского симфонического оркестра, музикдиректор Венской государственной оперы (1986-1991), с 1989 г. — главный дирижер Берлинского филармонического оркестра.

66* Дюпре (Du Pre) Жаклин (1945-1987) — английская виолончелистка; ученица У. Плита, П. Тортелье, М. Ростроповича. В 1961 г. дебютировала в Лондоне, а в 1965 г. — в США. Творческая индивидуальность Дюпре особенно ярко проявилась в интерпретации произведений романтического репертуара. Блестящая исполнительская карьера Дюпре прервалась в 1973 г. из-за поразившего ее рассеянного склероза.

67«Classical Music», 19 October 1991. P. 48.

68Интервью с автором.

69 Интервью с Эндрю Грином.

70 Интервью с автором.

Глава 5. 0 Колумбия, жемчужина океана!

1 Слова песни приписываются Томасу Беккету.

2 Finck Я. Т. Success in Music and How it is Won. London, 1890. P. 443. 3Ibid.

4* Самарофф (Samaroff) Ольга (1882-1948), наст, имя и фам. Люси Хикенлупер (Hickenlooper) — американская пианистка и педагог. В 1894-1897 гг. обучалась в Парижской консерватории у Э. Делаборд, а затем — у Э. Едлички в Берлине. Выйдя замуж за Бориса Луцкого, несколько лет провела в Санкт-Петербурге, где продолжила общее музыкальное образование. Ее американский дебют, о некоторых обстоятельствах которого упоминает Н. Лебрехт, состоялся в Нью-Йорке в 1905 г. Он оказался успешным, и вскоре она приобрела международную известность, много концертировала, выступала с симфоническими оркестрами Нью-Йорка и Бостона. О. Самарофф была первой американской пианисткой, сыгравшей все 32 сонаты Бетховена. Выйдя замуж за Л. Стоковского (1911-1923), она перестала выступать публично, сосредоточившись на организации записей тех оркестров, которыми

руководил ее муж, После разрыва с Л. Стоковским О. Самарофф обратилась к педагогической деятельности и с 1925 года преподавала в Джульярдской школе, а с 1928 г. одновременно вела класс фортепиано в Филадельфийской консерватории. В 1926—1928 гг. она работала также музыкальным критиком в газете «Нью-Йорк ивнинг пост».

5 Roman, р. 467.

6 Ibid., р. 482.

7* Густав Малер умер 12 мая 1911 г. в Вене от сепсиса, который развился на почве общего ослабления организма и приступов хронической ангины, мучивших его во время напряженного концертного сезона 1910/11 г. в Америке.

8Roman. Op. cit., р. 393.

9* Хиггинсон (Higginson) Генри Ли (1834-1919) — американский банкир и меценат. В юности обучался музыке в Вене. На его средства в 1881 г. был основан и долгое время содержался Бостонский симфонический оркестр.

10* Хеншель (Hensehel) Георг (1850-1934) — немецкий певец (баритон), дирижер и композитор. Вскоре после окончания Лейпцигской консерватории приобрел популярность в Германии и Англии. В 1874 г. познакомился и близко сошелся с И. Брамсом, интересные воспоминания о котором оставил в своем «Дневнике». Во многом благодаря этому обстоятельству Хеншель в 1881 г. получил приглашение возглавить только что созданный Бостонский симфонический оркестр, которым руководил до 1884 г. В 1885 г. он поселился в Лондоне, где основал «Лондонские симфонические концерты» и в течение одиннадцати лет был их организатором и дирижером, одновременно преподавая пение в Королевском музыкальном колледже. В 1909 г. Хеншель вернулся на сцену в качестве певца и свой последний концерт дал в апреле 1914 г., вскоре после посвящения в рыцарское достоинство.

11* Герике (Gericke) Вильгельм (1845-1925) — австрийский дирижер, ученик Дессофа. В 1874 г. стал дирижером Венской придворной оперы, а позднее и венских «Гезелыпафтсконцерте». С 1884 г. — дирижер Бостонского симфонического оркестра, которым Герике руководил до 1906 г. с перерывом в 1889-1898 гг.

12* Бостонские вечера популярной музыки, в просторечии «Бостон nonс» («Boston Pops») — концерты легкой оркестровой музыки на открытом воздухе, учрежденные Хиггинсоном в 1885 г. как в память о венской садовой музыке, которой он наслаждался, будучи студентом, так и для того, чтобы занять музыкантов Бостонского симфонического оркестра в летнее межсезонье. Одновременно — официальное (с 1900 г.) название оркестра, участвующего в этих концертах, который по своему составу является в основном тем же Бостонским симфоническим за исключением музыкантов, сидящих за первыми пультами. Первый концерт — тогда еще «променад-концерт» — состоялся 11 июля 1885 г. перед зданием бостонского «Мюзик-холла»; позднее они стали проводиться на набережной — Эспланаде. Променад-концерты сразу же обрели необычайную популярность и уже в 1900 г. официально стали называться просторечным «Попс». Поначалу оркестром руководили самые разные дирижеры — Тимоти Адамовски, Макс Зах, Густав Штрубе и др. В 1927 г. в качестве постоянного дирижера был приглашен композитор Альфредо Казелла, который вознамерился поднять музыкально-эстетический уровень публики и стал включать в программы, наряду с «Американцем в Париже» Гершвина, симфонии Бетховена и даже произведения А. Онеггера. Но публика его «не поняла», и по истечении трех лет контракт с Казеллой не был возобновлен. Его место в 1930 г. занял Артур Фидлер, у которого дело пошло настолько успешно, что он руководил «Бостон попс» вплоть до своей смерти в 1979 г., сделав его американской достопримечательностью и самым записываемым оркестром в мире. Местные радиопередачи «Бостон попс» начались в 1952 г., а общенациональная программа еженедельно выходила на радио с 1962 по 1992 г.; национальная программа общественного телевидения «Вечер с Попе» регулярно выходит с 1969 г. Благодаря записям н средствам массовой информации «Бостон попс» вошли в каждый американский дом, и не удивительно, что концерт на Эспланаде в честь 200-летия США 4 июля 1976 г.

привлек более 400 тыс. слушателей. После смерти А. Фидлера «Бостон попс» возглавлял популярный кинокомпозитор Джон Уильямс (1980-1995), которого сменил молодой дирижер Кейт Локхарт.

13* А. Никиш руководил Бостонским симфоническим оркестром в 1889-1893 гг.

14 Samaroff О. An American Musician's Story. N.Y., 1939. P. 50.

15 Howe, p. 86-87.

16Damrosch W. My Musical Life. N.Y., 1926. P. 128-129.

17 Samaroff О. Op. cit., p. 51

18 Hughes A. P. Music in My Life. Cleveland, 1947. P. 102.

19 Samaroff 0. Op. cit., p. 322; см также: Hart Ph. Orpheus in the New World» N.Y., 1973. P. 59.

20 Chapin Sch. O. Musical Chairs. N.Y., 1977. P. 60.

21* Мердок (Murdoch) Pynepm (p. 1931) — медиамагzат, владелец крупнейшего медиахолдинга «Ньюс корпорейшн лимитед». Известен своей деловой хваткой, способностью успешно вести бизнес, а также принадлежащими ему скандальными бульварными изданиями.

22* Гейтс (Gates) Вилл (р.1955) — американский предприниматель и изобретатель, основатель ведущей в мире компании в области программного обеспечения «Майкрософт». В 1997 г. возглавил список самых богатых людей в мире (на январь 2001 г. его состояние составляло 54,4 млрд. долларов). О работоспособности Гейтса ходят легенды. Он принадлежит к когорте самых незаурядных бизнесменов новой генерации.

23 Smith С. Worlds of Music. Philadelphia, 1952. P. 38.

24 M. Фречча в интервью с автором.

25 Smith С. Op. cit., р. 38.

26 Samaroff О. Op. cit., р. 321.

27 Одри Майклз в интервью с автором.

28* Томас (Thomas) Теодор (1835-1905) — американский скрипач, дирижер и музыкальный деятель. Родившись в Эзенсе (Голландия), он 12-летним мальчиком попал в Нью-Йорк, где самоучкой овладел игрой на скрипке. В 60-е годы он был уже известным в Нью-Йорке скрипачом-ансамблистом, а в 1869 г. возглавил собственный оркестр, с которым в течение шести лет выступал в только что построенном зале «Стейнвей-холл», составляя серьезную конкуренцию концертам Филармонического общества в Академии музыки. Вынужденный в 1877 г. распустить свой оркестр, Томас был приглашен дирижером в Филармоническое общество, которое возглавлял до 1888 г., когда стал директором Чикагской консерватории. С именем Томаса связано открытие консерватории в Цинциннати, а также основание Чикагского симфонического оркестра (1891), которым он руководил до конца своей жизни.

29 Все высказывания Джадсона, приводимые в этой главе, если не указан иной источник, взяты из его статьи «Как сделать имя» в журнале «Этюд» («The Etüde») за январь 1940 г., с. 6-7.

30 Рут О'Нейл, цит. по: Daniel О. Stokowski: A Counterpoint of View. N.Y., 1982. P. 154.

31 «Musical America», 26 October 1912.

32 Daniel О. Stokowsky: A Counterpoint of View. N.Y., 1982. P. 189.

33 Kupferberg H. Stern at 70 // «Classica! Music», July 1990. P. 49.

34 Интервью с Уильямом Маллоком.

35 Chasins A. Leopold Stokowski. N.Y., 1979. P. 126.

36* Райнер (Reiner) Фриц (1888-1963) — американский дирижер, венгр по происхождению. Окончив Академию музыки в Будапеште, работал дирижером в театрах Любляны и Будапешта, был главным дирижёром Дрезденской оперы (1914-1921). С 1922 г. жил в США, где вскоре стал одним из ведущих дирижеров. В 1922-1931 гг. Райнер руководил симфоническим оркестром Цинциннати, сменив на этом посту Э. Изаи. С 1931 г. стал преподавать дирижирование в Институте Кёртиса (среди его учеников — Л. Бернстайн), дирижировал спектаклями в оперных театрах

Нью-Йорка к Лондона, руководил Питтсбургским симфоническим оркестром (1938-1948), возглавлял Метрополитен-оперу (1948-1953) и завершил свою музыкальную карьеру на посту главного дирижера Чикагского симфонического оркестра (1953-1962).

37 Мэри Луиз Бок, цит. по: Daniel CK Op. cit., p. 320.

38 Smith C. Op. cit., p. 34.

39 Daniel O. Op. cit., p. 315.

40Smith C. Op. cit., p. 33.

41 Hart Ph. Orpheus in the New World. N.Y., 1973. P. 71.

42Леди Барбиролли в интервью с автором.

43* Международная гильдия композиторов (International Composers Guild) была создана в 1921 г. в Нью-Йорке по инициативе композиторов Эдгара Вареза (1883-1965) и Карлоса Сальседо (1885-1961) и имела ярко выраженную «современническую», авангардистскую направленность. В ее уставе было записано: «Международная гильдия композиторов осуждает любые "измы", отрицает существование каких-либо школ и признает лишь творческую индивидуальность». В течение всего времени ее существовании (1921-1927) гильдию возглавлял Э. Варез.

44Reis, р. 92-93.

45Daniel О. Op. cit., р. 342.

46Kupferberg Я. Op. cit.

47 0'Connell, p. 66.

48* Речь идет о полнометражном мультипликационном фильме Уолта Диснея «Фантазия» (1940). Фильм состоит из восьми сюжетов на музыку Бетховена, Дюка, Мусоргского, Понкьелли, Стравинского, Чайковского и Шуберта, которая была записана Филадельфийским оркестром под управлением Л. Стоковского.

49 Lynes R. The Lively Audience. A social history of the visual and performing arts in America, 1890-1950. N.Y., 1985. P. 41.

50 Hart Ph. Op. cit., p. 79.

51* Сарнов (Sarnoff) Дэвид (1891-1971) — предприниматель, сыгравший важную роль в развитии американского радиовещания и телевидения. Родился в местечке Узляны под Минском. В 1900 г. вместе с родителями оказался в Нью-Йорке, где в 1906 г. поступил на работу в контору Американского отделения британской Компании беспроволочного телеграфа Маркони («American Marconi») и овладел профессией телеграфиста. В 1916 г. подал начальству цитируемый Н. Лебрехтом меморандум, который, однако, не вызвал особого интереса, да и не мог быть реализован в условиях шедшей тогда войны. Но уже в первые послевоенные годы идеи Сарнова получили поддержку, и в 1919 г. он становится менеджером по продажам в только что учрежденной на месте «American Marconi» корпорации «Ар-Си-Эй» (RCA), в рамках которой в 1926 г. создает первую трансконтинентальную радиовещательную сеть Эн-би-си (NBC). В 1930 г. Сарнов избирается президентом «Ар-Си-Эй» и, последовательно занимая посты президента, исполнительного директора и председателя совета директоров (с 1947 г.), руководит этой корпорацией вплоть до своей смерти в 1971 г. Во время Второй мировой войны Сарнов возглавлял службу связи при генерале Эйзенхауэре и в 1944 г. получил чин бригадного генерала. Отсюда его прозвище,— «Генерал».

52* Первая американская радиовещательная станция KDKA начала свою деятель ность в октябре 1920 г. и работала на территории одного из заводов фирмы «Вестингауз» в Питтсбурге. Ее передачи должны были стимулировать продажу производимых фирмой радиоприемных устройств. Руководитель станции радиоинженер Фрэнк Конрад невольно стал автором первых в мире музыкальных радиопередач, воспроизводя записи на граммофоне, установленном перед микрофоном.

53* Франшиза — лицензия на продажу товара в определенном районе.

54Horowitz, p. 203

55* Я. Лебрехт несколько смещает хронологию событий: корпорация «Ар-Си-Эй», в которой работал Сарнов, приобрела компанию «Виктор токинг машин» лишь два

года спустя после описываемых событий, в 1929 г., сразу же после покупки переименовав ее в компанию «Ар-Си-Эй—Виктор» («RCA—Victor»).

56* Тейлор (Taylor) Димс (1885-1966) — американский композитор и музыкальный критик, автор музыкальных радиопередач. В 1942 г. был избран президентом Американского общества композиторов, авторов и издателей (ASCАР). Большая часть его внекомпозиторской деятельности была связана с музыкальными редакциями Си-би-эс: здесь он комментировал трансляцию спектаклей из Метрополитен-оперы и концертов Нью-Йоркского филармонического оркестра, писал тексты музыкальных радиопередач, а с 40-х гг. и до конца жизни работал музыкальным консультантом. Среди наиболее значительных его произведений — оперы «Оруженосец короля» (1926), «Питер Иббетсон» (1930) и «Рамунчо» (1937), две кантаты и «Элегия» для оркестра (1944).

57* Кросби (Crosby) Бинг (1904-1977) — популярный американский певец и киноактер 30-40-х гг. Его заметили уже после кино дебюта в фильме «Король джаза» (1930). Но всеамериканскую известность принесло ему 15-минутное радиошоу на Си-би-эс в 1931 г. Это был его национальный дебют, после которого Кросби стал одним из самых популярных певцов 30-х годов. Сделанная им в 1942 г. запись песни И. Берлина «Белое Рождество» («White Christmas») долгие годы удерживалась в списке бестселлеров. Кросби снялся во многих фильмах, где его партнерами были, в частности, Боб Хоуп, Фред Астер, Луи Армстронг. В 1964-1965 гг. вел собственное шоу на телевидении.

58* Марроу (Murrow) Эдвард (1908-1965) — американский радио- и телекомментатор, один из создателей жанра новостных передач на радио и ТВ. В 1935 г. стал директором созданного им отдела новостных и образовательных передач на Си-би-эс, а в 1937 г. возглавил европейское бюро этой корпорации. Широкую известность и признание принесли ему репортажи с поля боя во время Второй мировой войны. С 1945 по 1947 год он был вице-президентом Си-би-эс, а в 1949 г. вошел в состав совета директоров. В 50-х годах Марроу много внимании уделил работе на ТВ. Он, в частности, был автором жанра и ведущим очень популярной передачи «Лицом к лицу». В 1961 г. Эд Марроу возглавил Информационное агентство США.

59* Уэллс (Welles) Орсон (1915-1985) — американский писатель, актер, продюсер и режиссер, наиболее известный своим культовым фильмом «Гражданин Кейн» (1941). В 1937 г. основал «Меркьюри-тиэтр», в котором ставил новаторские спектакли и радиодрамы. Его радиопостановка «Война миров» по роману Г. Уэллса, прошедшая по Си-би-эс в 1938 г., вызвала в США массовую панику чрезвычайно правдоподобным воплощением фантастического вторжения марсиан и вошла во все учебники журналистики и социальной психологии.

60Metz R. CBS: Reflections in a Bloodshot Eye. Chicago, 1975. P. 316-317.

61Шайлер Чейпин в интервью с автором.

62Леди Барбиролли в интервью с автором.

63* Тиббетт (Tibbett) Лоуренс (1896-1960) — американский оперный певец (баритон). В 1923 г. дебютировал в Метрополитен-опере, где на протяжении 27 сезонов оставался ведущим исполнителем баритоновых партий в операх Верди и Пуччини.

64* «Певцы семьи Трапп» («Trapp Family Singers») — популярный музыкальный ансамбль 40-50-х гг., состоявший из членов семьи австрийского барона Георга фон Траппа. Первая, «довоенная» часть истории ансамбля легла в основу сюжета популярного мюзикла Р. Роджерса и О. Хаммерстанна Второго «Звуки музыки» (1959), по которому в 1965 г. Роберт Уайз поставил одноименный фильм с Джулией Эндрюс в главной роли, ставший одним из самых кассовых в Америке. Профессиональную деятельность «Хор семейства Трапп» (так он тогда назывался) под руководством Франца Васпера начал в середине 30-х гг., а в 1937 г. состоялось его первое европейское турне, в концертах которого ансамбль исполнял немецкие народные песни и литургическую музыку. В 1938 г. семейство Трапп вместе со своим художественным руководителем бежало из оккупированной нацистами Австрии. Оказавшись в США, ансамбль разучил обращенную к самой широкой аудитории программу из





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 287 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...