Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Здоровьезберегающие технологии на уроках информатики



Современные средства информационно-коммуникативных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образования, играют большую роль в формировании новой системы образования. Они способствуют интенсивности и результативности обучения. Использование младшими школьниками в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны их психического развития.

В то же время, с применением современных информационно-коммуникативные технологий, усиливается нагрузка на организм школьника и порождает остроту проблем здоровьесбережения.

Существуют методы здоровьесбережения применяемые на уроках информатики.

В первую очередь это условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель.

Общеизвестно, что высокочастотное излучение компьютера негативно влияет на здоровье людей и особенно на здоровье детей. Поэтому в целях сбережения здоровья детей в учебных заведениях жёстко регламентируется режим использования компьютеров. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает.

Существуют Санитарные Правила и Нормы, по которым ученикам разных классов разрешается сидеть за монитором определенное время.

Например, для учащихся 1-х классов – 10 минут, во 2 и 3 классах – 15 минут, в 4 – 20 минут

Всем школьникам должно быть указано на опасности, которые могут возникнуть при неограниченном использовании ПК.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

 статичность позы в течение длительного времени;

 усталость кистей рук при отсутствии специального стула с подлокотниками;

 повышенная нагрузка на зрение;

• Сидите прямо, не сутулясь.

• Опирайтесь спиной о спинку кресла.

• Не разваливайтесь в кресле: Вы быстрее устанете.

• Не поднимайте высоко запястья и не выгибайте кисти – могут начать болеть руки и неметь пальцы.

• Колени держите на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног мышцы не напрягаются.

• Не скрещивайте ноги и не кладите ногу на ногу - это нарушает циркуляцию крови.

• Сохраняйте прямой угол в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов

• Центр экрана должен быть установлен на высоте 15-20 см ниже уровня глаз.

• Угол наклона монитора не должен быть более 150.

• Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.

• Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см.

• Расстояние надо выбирать с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

• Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.

Комфортное рабочее место.

Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.

Специальное питание для глаз.

Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.

Очень важны специальные упражнения для сохранения и улучшения зрения, профилактики близорукости и других заболеваний глаз.

Чтобы снять напряжение в глазах при работе за компьютером, необходимо:

• каждые 1-2 часа переключать зрение: смотрите вдаль 5-10 минут

• закрыть глаза для отдыха на 1-2 минуты

• проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц.

• выполняйте упражнения для мышц глаз, шеи, спины, плечевого пояса. Для детей рекомендации те же, но перерывы нужно делать чаще.

Метод проектов

Метод проектов возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное

ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Основные требования к использованию метода проектов.

1. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (исследование демографической проблемы в разных регионах мира); 2. практическая, теоретическая, позна-вательная значимость предполагаемых результатов (доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона); 3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; 4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); 5. ис-пользование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.).

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Ну, например, очень острая проблема городов - загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или такая проблема: отечественные войны 1812 и 1941-45 годов. Здесь не только история, но и политика, этика. Или: проблема государственного устройства США, России, Швейцарии. Здесь потребуются знания из области государства и права, международного права, географии, демографии, этноса, пр. Или: Золушка, Белоснежка и Царевна Лебедь в сказках народов мира. Эта проблема для младших школьников, а сколько здесь потребуется от ребят поисков, смекалки, творчества. Тем для проектов неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, "целесообразные", дело совершенно безнадежное, поскольку это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать. Другое дело, если мы хотим использовать не просто метод проектов, а телекоммуникационных проектов, нам следует абсолютно четко уяснить, что это такое и в каких случаях в школьной практике они могут использоваться. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал "путешествий", компьютерная газета, альманах и т.д.). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится

привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, иностранного и родного языков.

Примеры: 1. При изучении темы «Закон Всемирного тяготения» (физика) и «Табличные расчеты и электронные таблицы» (информатика) можно создать проект «Путешествие по планетам Солнечной системы» (урок проводить в виде виртуальной экскурсии, цель проекта моделирование своего физического состояния на каждой планете Солнечной системы;) 2. По информатике и литературе (5 класс) был можно создать проект «Баба Яга как образ светлой русской женщины». Цель проекта: доказать, что Баба Яга добрый персонаж. Задачи проекта: провести опрос и выяснить, почему Бабу Ягу считают злым персонажем, проанализировать сказки о Бабе Яге, создать клуб любителей Бабы Яги, провести конкурс творческих работ (жилище Бабы Яги и изготовление оберегов).

бразовательный проект в компьютерной среде....

Телекоммуникации - передача информации на расстояние электронными средствами. Компьютерные телекоммуникации (КТ) - передача информации с одного компьютера на любой другой в любой точке земного шара. Учебный телекоммуникационный проект (появились в начале 80-х годов) – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Метод проектов всегда предполагает самостоятельное решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, а также творческих областей. Телекоммуникационные проекты предоставляют возможность не только передавать ученикам сумму тех или иных знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно с помощью огромных возможностей глобальной компьютерной сети Интернет, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, помогают осознать культурные различия. Важной стороной метода проектов является то, что телекоммуникационные проекты по своей сути всегда межпредметные, решение проблемы, которая заложена в каком-либо проекте, всегда требует интегрированных знаний.

Виды ТОП: (по доминирующему методу) – исследовательские; – творческие; – информационные проекты; – практико-ориентированные; – приключенческие, игровые проекты.

(по характеру координации проекта) – с открытой, явной координацией; – со скрытой координацией.

(по характер контактов) – региональный (внутри города, области, края и т.п. с учетом возможности встречи участников на установочных, итоговых, промежуточных очных семинарах); – межрегиональный (т.е. в пределах одной страны); – международный (участники проекта являются представителями разных стран).

(по количеству участников) – личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах); – парные (между парами участников); – групповые (между группами участников).

(по доминирующему содержательному аспекту): • литературно-творческий проект; • экологические проекты; • языковые (лингвистические) проекты; • культурологические проекты; • спортивные проекты; • исторические проекты; • музыкальные проекты

Пример: телекоммуникационный проект «Волшебник Paint» Цели проекта: Учиться создавать в графическом редакторе геометрические фигуры и на их основе получать оригинальные орнаменты. Предметы: информатика, геометрия, МХК.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 359 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...