Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основн этапы взаимодействия общества и природы



1. Во времена античной философии человек и природа мыслились как единое целое, гармонически взаимосвязанное. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать ее, использовать в качестве объекта наблюдения. Еще не сильно развитые материальные силы общества не позволяли рассматривать природу как цель потребительской деятельности человека.

2. В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Поэтому природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенное бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. Речь идет уже не о слиянии человека с природой, а о их противопоставлении и возвеличивании человека над природой – падает и не поощряется интерес к изучению материального мира.

3. Но в последовавшую за средневековьем эпоху Возрождения этот взгляд существенно изменился. То, что прежде считалось Божьей волей, отныне приписывается человеку. Он – средоточие всего. Меняется отношение к человеку, меняется и отношение к природе. Если до этого времени она была лишь объектом воздействия, то теперь становится предметом активной эксплуатации – интеллектуальной и промышленной. Она не просто поприще для человеческой деятельности, а «мастерская» (как ее назвал Ф. Бэкон). В тоже время природу начинают рассматривать как источник красоты, радости и вдохновения. Даже раздаются призывы вернуться назад, к природе, к «золотому веку» человечества.

4. В Новое время (17-18 вв.) бурно развиваются науки. И в философских воззрениях, и в практических действиях все более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений природы и общества.

Природа как целое перестала существовать для ученых. Она оказалась разветвленной, раздробленной. Многие исследователи видели в природе объект для насильственных действий со стороны человека. Молитвенное, поэтическое отношение к природе начало постепенно разрушаться. Центральная идея Нового времени – человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы. Господство техники и машины, по словам Н.А. Бердяева, есть прежде всего переход от органической жизни (в единстве с природой) к организованной деятельности. Такой переход является результатом прорыва духа в природу и внедрением разума в стихийные процессы.

5. Постепенно в теории и практической деятельности человека окончательно возобладала тенденция все полного господства человека над природой. Она сохранялась и все более усиливалась вплоть до середины 20 века. И лишь в последние десятилетия, уже на рубеже глобальной экологической катастрофы, стала очевидна задача поиска разумного баланса в отношениях общества и природы.

Можно выделить следующие характерные черты глобальных проблем. Во-первых, это такие проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества (т.е. на перспективы будущего развития мира). Во-вторых, глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества. В-третьих глобальные проблемы тесно связаны одна с другой. Поэтому довольно трудно даже теоретически вычислить и систематизировать их, но еще сложнее разработать систему последовательных шагов для их решения.

Метод изучения глобальных проблем получил название глобального моделирования.

Особая роль в разработке и применении глобального моделирования принадлежит Римскому клубу – организации западных ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей, занятых выработкой мер по предотвращению глобальных угроз. Члены клуба выделили следующие глобальные проблемы, которые создают угрозу существованию человечества в целом:

-гонка вооружений и угроза развязывания ядерной войны;

-загрязнение окружающей среды и Мирового океана, истощение природных ресурсов;

-рост народонаселения на планете, расширение зон бедности, нищеты.

Особое место в глобальной проблематике и концепциях развития человечества заняли идеи русского космизма. В работе «Философия общего дела» Н. Федоров ставит все проблемы человеческого бытия в зависимость от отношения человека к Космосу. По Федорову, люди вполне могут победить смерть, и в будущем они станут существами бессмертными. Но следует стремиться не только к достижению бессмертия для будущих поколений, но и к воскрешению для бессмертной жизни всех ранее живших.

Еще одной из концепций русского космизма относительно перспектив человечества является концепция перехода к Ноосфере.

Понятие ноосферы является ключевым понятием учения В.И. Вернадского. Основные положения концепции Ноосферы можно сформулировать следующим образом: 1) деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы и всей Земли как космического тела; 2) для дальнейшего развития человечества и биосферы человек должен будет однажды взять ответственность за характер протекания основных эволюционных процессов нашей планеты.

Рубеж 20-21 веков должен (по мнению философов) стать эпохой утверждения новых технологий в сфере производства, быта, общественной организации, политики, общения и государственной жизни. Философы вполне правомерно говорят о «гуманистической революции», которая призвана соотнести социальное развитие с запросами человека, с его интересами. Это будет общество, зиждущееся на узах братства и солидарности, а не на кровных или почвенных узах; общество, которое даст человеку возможность господства над природой через творчество, создание, а не разрушение; общество, в котором каждый будет обладать чувством индивидуальности и переживать самого себя как личность. Наконец, это будет общество, в котором система ориентации и увлеченности человека не будет отягчена искажениями реальности и поклонением идолам.

50. Познание - высшая форма отражения объективной реальности. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Существуют различные уровни познания:

-чувственное познание

-мышление

-эмпирическое познание

-теоретическое познание.

Самой простой, элементарной формой чувственного познания является ощущение. Оно возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Еще Аристотель выделял ощущение как чувство, которое является как животным, так и человеческим. Ощущения же человека он связывал с эстетическим наслаждением, которое относится к сфере культуры. Чтобы человек мог послужить культуре, его ощущения и чувственные впечатления должны сохраняться в памяти, благодаря которой, по словам Аристотеля, и «появляется опыт у людей». Ощущение – это чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений объективного мира Восприятие – это целостный чувственный образ предметов, процессов, данных посредством наблюдения. Представление – это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти. Рациональное познание это мышление, которое предполагает деятельность рассудка и разума.

Гегеля, определил разум как «бесконечное мышление» и рассудок как «конечное мышление».

Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности.

Различают также такие типы познания как:

-обыденное

-художественное

-научное

-естественно-научное

-общественно-научное

Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным может считаться только хорошо проверенное и обоснованное знание. Знание становится научным когда оно достигает некоторого, достаточно высокого развития, порога научности.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость. Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к ведомству вненаучного знания, объединяются общим понятием- эзотеризм.

В истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума. Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд). Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.

По И.Канту, существуют три вида веры:

-Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином случае.

-Доктринальная вера – вера в общие положения. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению.

-Моральная вера. «Эту веру ничто не может поколебать, т.к. были бы ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, т которых я не могу отказаться, не став в собственных глазах достойным презрения» - Кант.

Учитывая, что Кант отождествляет мораль с религией, то третий вид веры модно понимать расширительно – как религиозную веру вообще. Только она из всех видов веры имеет ценность для теории познания. Первые две веры не выдерживают диалектики и обречены на разрушение, поэтому никакой ценности не несут. А истинность религиозного знания основана не на внешнем критерии. Она имеет онтологическое основание в самом существовании человека. Религиозная вера – это внутренне присущая человеку связь с сущей Истиной, которая конституирует собственное Я; при разрушении этой связи с абсолютным бытием Я гибнет.

Знание воспроизводит объективные закономерные связи реального мира, стремится к опоре на факты. Знания делают истину доступной для субъекта посредством доказательства.

Вера, в отличие от знания, есть сознательное признание чего-либо истинным на основании преобладания субъективной значимости.

Соотношение знания и веры не может быть решено в пользу чего-то одного. Как знание не может заменить веру, так и вера не может заменить знание.

51. Научное познание выросло из познания обыденного. 3 задачи научн.познания: описание объектов и процессов, их объяснение и предсказание, прогноз поведения объектов в будущем. Долгое время в отечественной философской литературе многообразие форм познания и уровней знания сводилось в основном к выделению “чувственного” и “рационального (логического)” познания. Объективно такой подход был оправдан, ибо без ощущений, без чувственности невозможно никакое познание действительности, равно как и без соответствующей мыслительной, логической обработки полученных результатов.

Развитие теории познания подтвердило значимость и других способов получения знания. Так, в случае рассмотрения научного знания с точки зрения его системности, иерархичности на первый план выходит проблематика взаимоотношений теоретического и эмпирического. Эмпирическое исследование ориентировано на явления, теоретическое - на сущность; по средствам и инструментам познания; по методам исследования. На эмпирическом уровне это наблюдение, эксперимент, на теоретическом - системный подход, идеализация и т.д. В философии имеется большая область, именуемая методологией. Это – философское учение о способах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания, творчеству и практике. Конкретные науки, специальные по отношению к философии, выступают как методологические по отношению к более узким разделам данной области знания (общая экономическая теория, например, выступает методологической основой для всех других разделов экономики).

Исходным пунктом научного поиска, отправной точкой творческого процесса познания выступает выбор и постановка научной проблемы. Ее разрешение может быть достигнуто посредством либо эмпирических, либо теоретических методов. На практике обычно дело складывается таким образом, что используются и те, и другие.

Основными средствами (методами) эмпирического исследования являются наблюдение и эксперимент. Их дополняют многочисленные измерительные процедуры, нередко требующие применения специальных приборов и соответствующего математического аппарата.

В динамике научного знания особую роль играют этапы развития, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы получили название научных революций.

Основания науки обеспечивают рост знания до тех пор, пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования. Но по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. Новые объекты могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Последняя может осуществляться в двух разновидностях: а) как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования; б) как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки.

В историческом развитии науки начиная с XVII столетия возникли три типа научной рациональности и соответственно три крупных этапа эволюции науки, сменявшие друг друга в рамках развития техногенной цивилизации: 1) классическая наука (в двух ее состояниях, додисциплинарная и дисциплинарно организованная наука); 2) неклассическая наука; 3) постнеклассическая наука.

52. Проблема научных методологий

Наука, начинавшая как служанка религии и теологии, приобрела самостоятельную ценность, во многом благодаря научному методу познания, заложенным еще Галилеем. Галилей утверждал идею размежевание науки и религии, нашедшее отражение в трудах позднейших деятелей философии и науки (тут можно вспомнить Паскаля).

В соответствии с чаяниями деятелей Просвещения, можно сказать не просто, что наука стала самостоятельной областью деятельности, а что эта деятельность носит гуманистический характер, направлена на улучшение условий жизни человека.

Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности.

Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические.

Познание начинается с наблюдения. Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета. Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы. Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах ("Все лебеди - белы"), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.

Существенные аспекты диалектики и синергетики: 1. Объектом диалектики и синергетики является весь мир во всех его проявлениях.

2. Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания так же, как предметом синергетики – законы самоорганизации мира.

3. Диалектика и синергетика рассматривают мир как единое целое, как самоорганизующуюся систему. Единство мира отражено в диалектике в принципе “единство в многообразии”, т.е. в субстанциональной организации материи. В диалектике субстанция выступает основой внутреннего единства и взаимодействия составляющих целое частей. Субстанция, как причина самой себя, является интегральным имманентным качеством целого. Лежащая в основе взаимодействия всех его сторон, она есть “имманентная причинность”, “субъект” взаимодействия. Известно высказывание Ф. Энгельса по этому поводу: “Спинозовское: субстанция есть causa sui – прекрасно выражает взаимодействие...”. Согласно диалектике, с исследования взаимодействия начинается и заканчивается познание.

Диалектика говорит о противоречии взаимодействующих сторон. Движение, взаимодействие, выступает формой существования материи. В этом философском обобщении заключен глубочайший смысл диалектического противоречия – чтобы сохраняться, нужно изменяться. Сохранение имплицитно содержит в себе изменение, а изменение означает и сохранение. Синтез этих противоположностей в диалектике находит отражение в понятии развития. Так диалектика доказывает неизбежность развития материи. Этот абсолютный диалектический принцип и составляет субстанциональную основу всеобщего закона взаимодействия.

В синергетике аналогом системообразующего фактора выступает определенная область устойчивого состояния самоорганизующейся системы, называемой аттрактором. Под аттракторами понимают реальные структуры в пространстве и времени, на которые выходят процессы самоорганизации в открытых нелинейных средах. Структуры аттракторов выглядят как цели эволюции. Аттрактор в самоорганизующихся системах становится интегрирующим системообразующим фактором.

Особенности естественнонаучного и социально гуманитарного познания: Например, Б.Г.Юдин различает естественные и общественные науки по "предельным проблемам" (фактически, предметам изучения). Для естественных наук такими проблемами являются: "Что есть природа?" и "Что есть жизнь?", а для общественных -- "Что есть общество (или человек, или деятельность, или культура, или язык, или дух и т.п.)" Другой критерий различения -- соотношение субъективного и объективного моментов "в содержании знания": если в естественной науке, утверждает Б.М.Кедров, "субъективный момент должен быть сведен к нулю", то в общественных (гуманитарных) науках "субъективный момент органически входит во все их содержание, поскольку их объектом служит сам человек как социальный субъект, т.е. как человеческое общество"

1) Разделение наук по предмету: социальные науки изучают общие социальные закономерности, структуру общества и его законы, гуманитарные науки -- человеческий мир.

2) Разделение наук по методу: социальные науки -- это те, в которых используется метод объяснения, гуманитарными называются науки, где базовым методологическим средством является понимание.

3) Разделение наук одновременно по предмету и методу. Это предполагает, что специфический объект диктует специфические методы.

4) Разделение наук в соответствии с исследовательскими программами. Мы придерживаемся последней точки зрения"





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 604 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...