Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Модернизация как культурно-исторический процесс



Оживленные дискуссии продолжаются сегодня вокруг «теории модернизации» – такое наименование получила концепция, возникшая в 70-е гг. XX столетия. Так же как теория постиндустриального общества и концепция третьей волны, теория модернизации направлена на выявление последовательных стадий общественного развития, которые одновременно являются фундаментальной характеристикой сосуществующих, но находящихся в разных фазах эволюции современных обществ. Вместе с тем теория модернизации стремиться учесть всемирное разнообразие в значительно большей мере, чем это делали предшествующие стадиальные теории. В частности, особенности стран незападного мира рассматриваются в ее рамках более пристально и с гораздо большим вниманием. Именно характерное для этой теории стремление учесть особенности и многообразие факторов, характеризующих различия стран, народов, регионов, делает ее более сложной и во многом дискуссионной.

В рамках теории модернизации выделяются в первую очередь два типа общества: традиционное и современное. Процесс перехода от традиционного к современному называется модернизацией.

Согласно теории модернизации традиционное общество характеризуется следующими основными чертами: зависимость организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений; цикличность (а не поступательность) развития; коллективистский характер общества и невыделенность персонального (личностного) начала; преимущественная ориентация на метафизические, а не инструментальные ценности; авторитарный характер власти; отсутствие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего; преобладающее распространение людей с особым психическим складом – недеятельной личности; преобладание традиции над нововведениями (инновациями).

Характеристики современного общества в значительной мере противоположны тем, которые присущи традиционному. К ним относятся: преобладание инноваций над традициями; светский (нерелигиозный) характер социальной жизни, поступательное развитие, выделенная персональность; преимущественная ориентация на инструментальные ценности; либерально-демократическая система власти; наличие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего; преобладание людей с активным, деятельным психологическим складом.

В рамках теории модернизации понятие современного общества не равнозначно хронологической современности. Не все существующие в настоящий момент общества могут быть отнесены к современным: в некоторых преобладают черты традиционного, другие же перешли к фазе постсовременного общества.

Процесс модернизации складывается из двух основных составляющих: утверждения в обществе ценностей либерализма и освоения достижений современного научно-технического прогресса.

Дихотомия "традиционное общество" - "современное общество". «Традиционное» общество зачастую описывалось как статичное, которому присуща малая степень дифференциации и специализации, а также урбанизации и грамотности, в то время как «современное» общество рассматривалось как воплощение высокого уровня дифференциации и урбанизации, грамотности и доступности средств массовой информации. В политическом плане традиционное общество описывалось как основанное на власти «традиционной» элиты, управляющей по тому или иному «мандату неба», а современное общество — как основанное на широком участии масс, не принимающих традиционных принципов легитимности и рассматривающих правителей ответственными с точки зрения светских ценностей и эффективности. Но главное заключалось в том, что «традиционное» общество уже в силу самого определения было ограничено культурными горизонтами, утверждаемыми традицией, в то время как «современному» обществу присуща культурная динамика и ориентация на изменения и инновации.Этот принцип противопоставления современного и традиционного начал породил очень спорное понимание отношений между современными и традиционными элементами в процессе развития жизнестойкого современного общества. Представлялось, что чем меньше влияние традиций, тем общество современнее, а значит, тем в большей степени оно в состоянии справляться с новыми проблемами и новыми социальными силами и развивать свою институциональную структуру.

Модернизация и «вестернизация»

Согласно теории модернизации первыми прошли по пути модернизированных преобразований страны Запада. В отличие от этого модернизационные процессы в незападном мире осуществлялись в основном как ответ на вызовы Запада. Поэтому теория, о которой идет речь, рассматривает модернизацию незападных обществ как отраженную, или вторичную. В этой связи такая модернизация, как правило, оказывается догоняющей.

Историческим предшественником термина «модернизация» было понятие «вестернизация». Слово «вестернизация» наиболее полно выражает суть перемен в посткоммунистических странах, начиная с 1989 г. и по сей день. Оно отчетливо передает суть и направленность политики, осуществляемой в России правящим режимом, начиная со старта гайдаровских реформ в январе 1992 г. и ее зависимость от западных держав. Термин «вестернизация» применим к российской действительности, понимаемый как в широком смысле (преобразование на западный манер законодательства, всей системы экономических и общественных отношений, установление более тесных отношении зависимости от Запада в области внешней и внутренней политики и проч.), так и в узком смысле слова, акцентирующем внимание на процессах в сфере сознания, культуры и образа жизни. Символами вестернизации являются как внедряемые в русскую лексику иностранные наименования чиновничьих должностей и бюрократических учреждений — «мэр», «префект», «департамент», «муниципалитет» и т.д,, так и дорогие магазины, ночные клубы, казино и рестораны с привычными для уха космополитов названиями, на глазах меняющие внешний облик центральных улиц Москвы и Петербурга, делающие их похожими на центры западных мегаполисов и таким косвенным путем воздействующие на сознание и поведение россиян. Производится внедрение в сознание нации чужих культурных стереотипов, имеющее далеко идущие последствия.

Процесс вестернизации происходит во всех посткоммунистических обществах, идущих параллельными с Россией курсами реформ. Он повсеместно встречает сопротивление и, по оценкам специалистов, потребует времени, сопоставимого с периодом жизни поколения. Нужны долгие годы, чтобы либеральная идеология, лежащая в основе образа жизни современного западного буржуазного капиталистического общества, была воспринята в странах проигравшего социализма большинством населения, а не только узким слоем лиц.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 600 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...