Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Протокольное обеспечение церковных визитов



Русскую православную церковь часто посещают иностранные гости – предстоятели и иерархи поместных православных церквей, а также представители инославных конфессий. В настоящее время в церковном протоколе не существует такой же четкой градации визитов, какая принята в светских дипломатических протокольных нормах (государственные, официальные, рабочие, проездом, неофициальные). Но, конечно же, все между церковные визиты проходят по строго согласованному плану.

Если прибывающее лицо является предстоятелем поместной православной церкви, то в его встрече в аэропорту обычно принимает участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси, члены Священного синода Русской православной церкви, в том числе митрополит Крутицкий и Коломенский и председатель Отдела внешних церковных связей, викарные епископы Святейшего патриарха, благочинные округов Москвы. Прибывший иерарх приветствует принимающую сторону в лице Святейшего патриарха и архиереев и преподает благословление остальному присутствующему духовенству. В VIP-зале аэропорта в специальной комнате для гостя обычно устраивается краткая

трапеза, во время которой он и Святейший патриарх обмениваются тостами. По традиции Патриарх произносит тост с пожеланием прибывшему лицу здоровья и благополучного пребывания в России. После этого гость в одной машине с предстоятелем Русской церкви направляется в патриаршую гостиницу «Даниловская», находящуюся рядом с Даниловым монастырем, где происходит размещение официальных гостей Церкви. Программа визита, кроме официальных и рабочих встреч, обычно включает в себя осмотр главных храмов Москвы: кафедрального храма Христа Спасителя, Успенского собора Московского Кремля, а также паломничество в Троице-Сергиеву лавру и встречу с воспитанниками московских духовных школ. Если продолжительность визита более трех дней, гость имеет возможность поклониться святыням Северной столицы.

Как правило, в ходе визита прибывший предстоятель поместной церкви и Святейший Патриарх Московский и всея Руси совместно совершают Божественную литургию – чаще всего в храме Христа Спасителя или в Успенском соборе Кремля. После литургии традиционно следует обмен речами между двумя первоиерархами, а затем официальный обед в честь гостя. Проводы предстоятеля поместной церкви обычно происходят таким же образом, как и встреча.

Если прибывший иерарх занимает менее высокое положение, а также если он является инославным лицом (католиком или протестантом), то состав встречающих будет иным: обычно в их числе викарный епископ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также ответственные сотрудники Отдела внешних связей. Предстоятель Русской православной церкви дает прибывшему гостю аудиенцию в Синодальной резиденции в Даниловом монастыре. Такая встреча может происходить в резиденции Его Святейшества, находящейся в Чистом переулке. Программа посещения достопримечательностей в ходе визита в целом остается прежней.

В протокольной практике Русской православной церкви принята организация торжественных приемов с трапезами: фуршетами, зваными завтраками, обедами, ужинами. Как правило, такие приемы устраиваются в дни больших церковных праздников, юбилеев и памятных дат, а также по случаю прибытия гостей из других поместных православных церквей.

На приемах с рассадкой вопреки светской практике, отводящей для начала званого обеда вечернее время (не ранее 8 часов вечера), церковные званые обеды проходят днем, обычно по окончании праздничного богослужения. Напротив, ужины могут проходить в более поздние часы, чем это предписывается светскими традициями. Например, праздничный пасхальный ужин, на который традиционно приглашаются избранные участники Патриаршего богослужения в храме Христа Спасителя. Он проводится сразу после Светлой заутрени и литургии, которая завершается обычно в два-три часа утра.

Приглашения на трапезы рассылаются заранее. Если на прием приглашается иностранная делегация, то всем ее членам раздаются папочки с приглашениями (или же они оставляются в номере каждого гостя в гостинице). Обычно такое приглашение бывает красочно оформлено. Если прием дается от имени Святейшего патриарха, то пригласительный билет украшается Патриаршим вензелем. В тексте приглашения, отпечатанным типографским способом, указывается, кто, когда и по какому случаю приглашает данное лицо, например, «Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси приглашает Вас на Рождественскую трапезу, которая состоится по окончании Патриаршего богослужения в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя». Внизу проставляется дата. Если прием следует сразу за богослужением, то время его начала не указывается.

Церковные приемы редко бывают с персональной рассадкой, однако если она предусмотрена, то место каждого гостя обозначается специальными кувертными карточками. На кувертной карточке обязательно указываются сан и имя приглашенного духовного лица, фамилия при этом обычно опускается, за исключением случаев, когда на приеме присутствует несколько священников в одном сане, носящих одно имя. Это важно и для самого приглашенного, и для его соседа по столу, который будет знать, как к нему обращаться. Для приглашенных мирян указываются фамилия, имя и отчество.

Обычной формой приветствия в церковном обществе является благословение. Прибывающие на прием гости, как светские люди, так и священнослужители, подходят под благословение духовных лиц. Некорректно испрашивать благословение у митрополита, архиепископа в присутствии патриарха, и вообще у младших в иерархическом отношении лиц в присутствии старших. Человек, далекий от церкви, вполне может приветствовать священнослужителя простым пожатием руки.

В отношении рассадки классическое требование светского этикета – чередовать дам и мужчин – не может соблюдаться, поскольку на таких приемах главенствует иерархический принцип: на самом почетном месте сидит Святейший патриарх, а в его отсутствие – старейший по хиротонии архиерей. Наиболее почетные места по правую и по левую руку от него также предназначаются высшим иерархам Русской православной церкви. Соответственно, дальнейшая рассадка производится по нисходящему принципу: члены Священного синода, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, протоиереи, иереи, диаконы. В том случае, если на прием приглашены представители светской власти, наиболее значимому из них, например, губернатору региона или мэру города, предоставляется место по правую руку от Святейшего патриарха. В этом случае духовенство за столом чередуется со светскими лицами, однако, опять же в иерархическом порядке. Если рассадка осуществляется за столом П-образной формы, то почетным местом считается стол, образующий верхнюю перекладину букву «П». В этом случае гости рассаживаются только по наружной стороне стола, поскольку помещать кого бы то ни было напротив Святейшего патриарха не принято.

Если гости рассаживаются за несколько отдельно стоящими столами, то сидящие за главным столом должны быть обращены лицом ко всем остальным. При размещении приглашенных, также должен соблюдаться иерархический принцип: за одним столом не могут оказаться епископ и иерей.

Духовное лицо, приглашенное на прием, должно быть в подряснике и рясе, монашествующее – в клобуке, белое духовенство – в камилавке. Скуфия как головной убор допустима лишь в менее официальной обстановке.

Трапезы, проводимые Русской православной церковью, всегда начинаются с общей молитвы. Если среди участников есть инославные лица или атеисты, они обязаны в этот момент из уважения к остальным присутствующим сохранять благоговейную тишину.

На дипломатических приемах тосты произносятся либо в самом начале, либо в конце приема, когда специально для этого подается шампанское. Как правило, приветственными речами обмениваются только двое: главный гость и хозяин торжества. В отличие от этой практики на церковных приемах разрешается произносить тосты в течение всей трапезы, а не только в ее конце. Если кто либо из гостей произносит тост в адрес кого-либо из присутствующих, то по традиции принято завершать его пожеланием «Многая лета!» или аплодисментами. Если звучит тост в адрес Святейшего патриарха, то его тоже принято завершать словами «Многая лета!». Вслед за этим песнопение «Многая лета!» троекратно пропевается всеми присутствующими на трапезе гостями, при чем в адрес Патриарха «многолетие» обычно поется стоя (иногда к этим словам добавляется фраза: «Спаси, Христе Боже»). Лицо, произносившее тост в честь Патриарха, подходит к Его Святейшеству с бокалом в руке, чокается, а затем целует руку предстоятелю церкви. Последний тост на приеме обычно произносится самим Святейшим патриархом, который благодарит гостей за их участие в церковном торжестве. Этот тост является своего рода сигналом к завершению трапезы.

Несмотря на различия в организации светских и церковных приемов, их участникам необходимо придерживаться требований этикета, которые являются универсальными.

Во всех случаях вежливость, умеренность и аккуратность лица, присутствующего на церковном приеме, будет свидетельствовать о нем как о воспитанном человеке.

Правила и нормы религиозного протокола и этикета являются составной частью понятия «культура человеческого общения». Поэтому знакомство с ними как официальных лиц, деловых людей, так и обычных граждан сделает их общение со служителями Русской православной церкви уважительным и почтительным.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 535 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...