Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Внутреннее устроение православного храма



Храм предназначен для соборных (совместных молитв), для совершения богослужений и для совершения Таинств Православной Церкви (Крещения, Покаяния, Причащения, Миропомазания, Елеосвящения, Священства и Брака или Венчания).

Храмы бывают разные: соборы, церкви, часовни. Соборами называются такие храмы, в которых богослужения совершаются духовенством нескольких храмов, то есть – это соборные храмы, а часовней называется небольшая храмовая постройка без помещения для алтаря. Есть кафедральные храмы – это главные храмы города, монастыря или большого селения, а также некоторые столичные храмы, имеющие особое значение.

Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа, Божией матери, святых, отраженном в церковном календаре, или в честь Архангелов и чудотворных икон. Отсюда и соответствующие названия: Христа Спасителя, Святой Троицы, Рождества Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Угодника, Архангела Михаила и другие.

Величайшей святыней-храмом не только для православного, но и всего мира является храм Воскресения Господня в Иерусалиме.

Каждый православный храм строится по специальному проекту и имеет свой неповторимый облик. Это касается и размеров, и пропорций, и украшений, и цветового оформления, и формы купольных завершений, и их количества.

Новозаветный храм сохраняет традиции устроения ветхозаветной скинии собрания и откровения и имеет три главные части:

- алтарь (в скинии – Святое Святых);

- средняя часть храма, то есть собственно храм – место собрания и моления верующих, неф (в скинии – святилище);

- притвор (соответствует двору скинии).

Алтарь символизирует Небесное Божие Царство. До пришествия Христа и искупления Им грехов человеческих Царство Небесное было закрыто даже для праведников, поэтому в Святое Святых ветхозаветного храма никто не мог входить, кроме первосвященника, но и ему позволялось входить туда только один раз в году, принося жертву Богу.

В новозаветном храме алтарь открывается во все важнейшие моменты богослужения в знак того, что после искупительной жертвы Христа Царство Небесное открылось. Но входить в алтарь могут только те, кто совершает богослужение или прислуживает во время него, только в церковном облачении и только во время службы.

Средняя часть храма, где теперь стоят верные христиане, соответствует ветхозаветному святилищу, вкотором служил священник (в ветхозаветном храме народ сюда не входил).

Здесь стоят подсвечники, куда прихожане ставят свечи – символические жертвы Богу. Эти подсвечники выполняют функции ветхозаветного жертвенника, который раньше находился во дворе скинии.

Притвор – соответствует двору ветхозаветного храма. По древней традиции здесь стояли оглашенные, то есть те, кто еще только готовились стать христианами. Здесь могут также находиться тяжело согрешившие или отступившие от веры Христовой прихожане, которым, по церковным правилам, временно запрещается стоять в храме.

Алтарь закрывается от средней части храма иконостасом. Он имеет три двери. Средние двери называются царскими воротами, потому что только через них священник выносит Чашу со Святыми Дарами. На царских воротах изображаются: сюжет Благовещения и образы четырех евангелистов. Другие врата, северные и южные, несут на себе изображения Архангела Гавриила и Михаила или первых диаконов и называются диаконскими, потому что через них обычно проходят диаконы. Священники и епископы во время богослужения символически изображают Христа Спасителя и потому проходят через царские врата. Непосредственно над царскими вратами располагается икона «Тайная вечеря», как символ совершаемого в алтаре Таинства Евхаристии.

Иконы на классическом русском высоком иконостасе располагаются в определенном порядке, по ярусам (еще их называют чинами или рядами).

Справа от царских врат находится икона Спасителя, а слева – Божией Матери. Рядом с иконой Христа помещают храмовую икону (на ней изображен святой или священное событие, которому посвящен храм). Это местный ярус. Иногда икона Спасителя здесь заменяется иконой Троицы.

Над местным рядом располагается деисисный (другое название через пророков было получено откровение о Богородице, от которой воплотился Господь. Поэтому центральная икона этого ряда – Богородичная икона «Знамение».

Пятый ряд иконостаса – это образ ветхозаветной Церкви. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея, а в центре находится икона «Троица ветхозаветная».

Весь алтарь располагается на возвышенном месте, которое выходит в среднюю часть храма и называется солеей. Перед царскими вратами от солеи к середине храма отходит выступ – амвон, на котором диакон или священник произносят ектинии и читают Святое Евангелие. По обеим сторонам от солеи расположены клиросы, где стоят певчие и чтецы.

Однако даже при строгом соблюдении установленных правил и сформировавшихся традиций в устроении православных храмов каждый из них может несколько отличаться от других.

В храме используются высокие столики особой формы со скошенной верхней доской – аналои. На них кладут иконы, Евангелие и другие священные предметы, чтобы прихожане могли к ним прикладываться (целовать их).

Специальный стол с изображением Распятия и многими подставками для свечей называется канун. Перед совершением панихиды и другие заупокойные богослужения, сюда ставятся свечи для поминания усопших.

Перед иконами и аналоем с праздничной иконой и Евангелием стоят подсвечники, на которых христиане ставят свечи, символизирующие жертву Господу – горящие любовью к Богу сердца.

В центре храма висит люстра – паникадило, которое тоже «участвует» в богослужении: зажигается и гасится в зависимости от того, радостные или печальные события вспоминаются во время службы.

В храме священником совершается каждение: в кадило на горящие уголки кладут ладан (душистую древесную смолу). Ладан, нагреваясь, тает и источает ароматный дым. Каждение перед иконами и престолом Божиим символизирует молитву, которая, как душистый дым ладана, должна подниматься к Богу.

Перед каждой иконой в храме висит лампада.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 475 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...