Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Обучение правильному модулированию просодем



Детям бывает трудно усвоить законченную интонацию предложения и различные интонационные фигуры смысловых отрезков предложения, пока они не натренированы в выполнении отдельных просодем: в модулировании голоса по силе (громко — тише — тихо), по высоте тона («толстым» голосом — «тоненьким» голоском), по тембру, выражающему чувства (радостно, печально, с досадой, с жалостью, нежно, гневно, торжественно и т. д.), в способности менять темп речи (быстро, медленно).
Основной метод упражнений, используемый для усвоения просодем, — метод имитации. Приемы реализации этого метода: а) дидактические игры, б) сюжетные игры.
Дидактические игры проводятся на материале специально составленных учебных и художественных авторских текстов. Сюжетные игры строятся как ролевые игры и драматизации художественных произведений.
Примерные занятия
Упражнения в модулировании силы голоса.
Для детей четвертого года жизни.
Воспитатель читает стихи от автора, а кто-либо из детей повторяет звукоподражательные междометия, употребленные в этих стихах. Затем, когда каждый ребенок усвоит суть упражнения (дидактической игры), можно перейти к хоровому произнесению.
Для детей пятого года жизни.
Воспитатель рассаживает детей (4—5 человек) и дает каждому его любимую игрушку: зайца, щенка, поросенка и т. д., затем объясняет правила игры:
— Дети, давайте произносить «чистоговоркн» — те, которые вы уже знаете. Сначала говорите тихо-тихо, чтобы их могли расслышать только звери, ваши друзья, сидящие перед вами, а мне чтобы не было слышно. Потом каждый из вас (по очереди) скажет «чистоговорку» так, чтобы услышала ее и я.
Дети начинают шептать «чистоговорки» своим «друзьям», а воспитатель, несколько утрируя свою заинтересованность тем, что шепчут дети, восклицает:
— Ах, как бы я хотела быть на месте зайчика, чтобы услышать, как хорошо выговаривает слова Ниночка! Но нет, не слышно! Совсем не слышно!
— Теперь, Нина, скажи громче, что ты говорила зайке, чтобы я тоже слышала.
Девочка произносит «чнстоговорку» голосом обычной силы. Затем воспитатель встает из-за стола, отходит в дальний конец комнаты (или в другую комнату, но так, чтобы дети видели ее в дверь) и кричит оттуда:
— А ты можешь, Нина, повторить «чистоговорку» еще громче, так, чтобы я отсюда тебя расслышала?
Девочка говорит во всю силу своих легких.
Для детей третьего года жизни.
Эта игра упрощается так: каждый ребенок дважды проговорит свою «чистоговорку» воспитателю тихим голосом, стоя рядом с ним, а затем, отойдя подальше, скажет громко.
Для детей шестого и седьмого года жизни.
Игра усложняется так: каждый ребенок читает: а) тихо — для игрушки, б) громче — чтобы слышали дети, сидящие за тем же столом; в) громко — для воспитателя, который отходит к окну или в другую комнату (можно в третьем случае прочесть не для воспитателя, а для детей, которые специально отправляются в дальний угол комнаты).
Упражнения в модулировании голоса по высоте тона.
Для детей четвертого года жизни.
Работа проводится воспитателем сначала только с двумя детьми с хорошо развитой речью. Все остальные дети группы пока слушают.
Воспитатель читает стихотворение, а дети повторяют отдельные стихи: 1-й — с вопросительной интонацией, более высокой по тону, 2-й — с повествовательной, а в конце с восклицательной интонацией.
После того как все дети группы поймут, в чем состоит игра, они присоединяются к 1-му и ко 2-му чтецам, и игра возобновляется. Само собой разумеется, что задания у 1-й и 2-й групп меняются: те, кто спрашивал, отвечают и наоборот. Таким образом все дети тренируются в модуляции голоса по высоте тона.
Для детей пятого года жизни.
Проводится игра «Медведь на пчельнике». Воспитатель рассаживает перед собой детей в дпа ряда — два «улья» — и объясняет правила игры:
— Дети, мы будем играть «в медведя на пчельнике». Вы будете пчелы, я — ведущий в игре, кто-нибудь из ребят — медведь, который пришел на пчельник. Я буду задавать вопросы. Первый улей будет отвечать на эти вопросы, сначала по моей подсказке, а потом, когда запомнит ответы, без всякой подсказки, второй улей будет переспрашивать. Например, я говорю; «Кто пришел на пчельник?» Первый ряд хором отвечает: «Пришел медведь». А второй ряд хором переспрашивает: «Пришел медведь?» И т. д.
Оба улья «гудят»: «З-з-з-з-з».
Занятие могут оживить игрушки: медведь, два улья.
Воспитатель прислушивается, правильно ли получается соответствующая интонация у каждого ребенка, и в случае необходимости тренирует его индивидуально.
Для детей шестого года жизни.
Стихотворение разучивается с каждым ребенком отдельно (для этого можно обратиться к родителям). Затем работа ведется приемом дидактической игры; участники — ведущий, 1-й и 2-й чтецы (могут быть 1-я и 2-я группы чтецов), из которых один задает вопросы, а другой отвечает.
Слово тембр употребляется в двух значениях:
1) окраска голоса чтеца, сопровождающая его речь независимо от его желания; своеобразие индивидуальной окраске голоса придают и физические данные (сопрано, альт, тенор, бас), и психические особенности каждого человека (доброта, озлобленность, высокомерие, нежность, жизнерадостность и т. д.);
2) в теории выразительного чтения слово тембр употребляют в значении «окраска, преднамеренно придаваемая чтецом своему голосу для выражения различных чувств» — радости, огорчения, удивления, досады, гнева, восторга, отчаяния, гордости, удовольствия и т. д.
Способность модулировать свой голос по тембру (во втором значении) — благоприобретаемое качество чтеца, и развитие этого качества путем упражнений очень способствует совершенствованию культуры речи.
Упражнения в модулировании голоса по тембру проводятся преимущественно в процессе разучивания детьми стихотворений, особенно таких, которые требуют совершенно однозначных интонаций — радости, страха, жалобы, сочувствия, торжественности и др. Воспитатель читает эти стихи подчеркнуто выразительно, и дети учатся имитировать соответствующий тембр.
Темп речи взрослого человека может убыстряться и замедляться в соответствии со смыслом и стилистическими задачами.
Размеренный темп речи характеризует интонацию перечисления. Изменение темпа речи, наблюдаемое на протяжении одного предложения, в некоторых случаях имеет грамматическое значение: убыстренным темпом произносят вводные слова. Сравните: «Он может быть в саду» и «Он, может быть, в саду». Слушая эти предложения, мы понимаем, что в первом случае «может быть» — сказуемое, а во втором — вводное слово; смысл здесь подчеркивается разницей в темпе речи, которым произносится «может быть». Но чаще темп речи указывает на эмоциональное состояние говорящего: его напряженность, «захваченность», увлеченность излагаемыми событиями (быстрый темп речи или постепенно убыстряющийся), его намерение растолковать что-либо слушающему, сосредоточить его внимание на том, о чем идет речь (замедленный темп). Живая речь непременно должна быть разнообразна по темпу. Ничто так не обесцвечивает речь, как однообразие темпа. Темп в речи выполняет не только самостоятельную функцию, но главным образом служит усилителем выразительности остальных элементов интонации — силы голоса, тембра и др.




Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 776 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...