Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рождественские были и легенды старого Хабаровска



Рубрику ведет наш постоянный автор, историк-краевед Мария Бурилова
Новый год любят все. Этот праздник, пожалуй, самый желанный, самый долгожданный и радостный для нас, россиян. Поэтому с особым чувством приступила я к этим историческим заметкам, ведь мне давно уже мечталось рассказать читателю о том, как встречали Новый год у нас в Хабаровске в стародавние времена, почти полтора века назад.

Действительно, как праздновали Новый год в те далекие 1880-е годы, когда Хабаровка была еще тихим провинциальным захолустьем? Можно с уверенностью сказать, что и в те времена город наш в зимнюю пору чрезвычайно хорошел, преображались его постройки под высокими шапками снега, повсеместно строились снежные крепости, начинались гуляния, веселые катания с гор. Как отмечали современники, военные играли главенствующую роль в жизни нашего города, являлись, так сказать, «первым сословием», составляли «общество», которое задавало тон, создавало «общественное мнение». И первые сведения, которые дошли до нас, свидетельствуют, что цвет общества собирался на квартире военного губернатора Михаила Павловича Тихменева. Чуть позже для праздничных вечеров арендовался зал, приспособленный для общественного собрания. И надо сказать, что сюда хабаровчане стремились с большой радостью и на Рождество Христово, и на новогодние балы. Вечера были до того интересными, а музыка звучала так весело, что от гостей не было отбоя. Организаторы столкнулись даже с тем, а было это во время встречи нового, 1896 года, что на вечер пришло так много гостей, что теснота и духота портили все прелести новогоднего праздника.
И вот на очередном заседании совета старшин города было сообщено, что появилась возможность решить эту проблему: купцы братья Пьянковы, известные во всем Приамурском крае, вызвались помочь в этом деле – построить дом на собственные средства и передать его Общественному собранию в долгосрочную аренду на 20 лет. Инженер Н.Ф. Дормидонтов взялся составить проект этого здания. Строительство Общественного собрания поддержали и другие купцы, не говоря уж о городских властях. Под строительство выделили участок земли в центре города. И в 1899 году оно было начато, а закончилось к концу 1901 года. Наконец, хабаровские жители прочли в газете «Приамурские ведомости»: «По случаю перехода Общественного собрания в новое помещение 2 декабря 1901 г. в 12 часов дня имеет быть молебствие, а в 9 часов вечера бал. Совет старшин хабаровского Общественного собрания имеет покорнейше просить пожаловать на означенные торжества господ членов собрания и их знакомых с семействами. Форма одежды: на молебне – парадная, а на балу – обыкновенная: статским фрак или сюртук».
Председатель Общественного собрания В.П. Маргаритов в тот памятный день обошел все здание вслед за представителями духовенства, которые окропили помещения святой водой. После торжественной речи все подняли бокалы с шампанским, и прозвучали здравицы в честь государя-императора, генерал-губернатора края, городского головы, почетных членов общественного собрания М.С. Веденского, Н.М. Чичагова и М.П. Пьянкова. На бал собралось около тысячи человек. Газета писала: «…Несмотря на небывалое в Хабаровске число присутствовавших на этом балу… ни тесноты, ни духоты не ощущалось. Бал оживленный, блиставший роскошными туалетами дам, затянулся до четырех часов утра». Вот так замечательно умело веселиться, отдаваясь всем сердцем празднику, общество Хабаровска. Теперь в здании бывшего Общественного собрания, что располагалось на Муравьево-Амурской улице, находится Театр юного зрителя, который тоже радует хабаровчан, и не только детей, но и взрослых, в дни рождественских и новогодних праздников. Еще накануне праздничных событий в убранный зал вносят любимую с детства рождественскую ель (эта традиция идет от Рождества Христова, а праздновалось оно 25 декабря, по новому стилю -7 января). Особая миссия – процесс убранства лесной красавицы. Помните, как замечательно об этом писал Булат Окуджава: «Мы в пух и прах наряжали тебя, мы тебе верно служили, громко в картонные трубы трубя, словно на подвиг спешили…»
Не только знать, купечество и военные чины отмечали приход Нового года. Простые люди встречали Рождество Христово не менее радостно и праздновали его ярко и красиво. До конца ХХ века дожил обычай зажжения костров накануне Рождества. А в сам праздник с утра происходило «обсевание». Обходя дома, люди поздравляли хозяев с праздником, дарили подарки и разбрасывали по избе горсть овса, приговаривая при этом: «По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке ребяток!» На Рождество ели много и вкусно, повсюду готовили разнообразные блюда и много пекли из пшеничного теста «коровок, бычков, петушков» в знак того, чтобы на дворе было побольше «животинки». Эти невероятно вкусные печености дарили родным и соседям, но не только. Был в Хабаровске обычай на Рождество навещать людей обездоленных и сирот Александро-Ксенинской общины, которая содержалась на средства Главного Управления Красного Креста. Дарители также спешили в Дом призрения для престарелых и увечных Амурских ветеранов, в детский Ольгинский приют, где содержались малолетние сиротки. Не забывал город облагодетельствовать и осужденных в тюрьмах.
Детские праздники у новогодних елок были неотделимы от благотворительности. Так, в Хабаровске был организован благотворительный дамский комитет, это было в 1885 году, а у истоков организации стояла баронесса С.А. Корф, супруга Приамурского генерал-губернатора. Прошло пять лет, и комитет был преобразован в благотворительное общество, где по традиции председательствовали жены первых лиц Приамурского генерал-губернаторства. В комитет, как правило, входили 16 членов и 10 кандидатов. Деятельность этой дамской организации состояла в оказании помощи всем бедным, без различия сословий и прав состояния, они помогали в предоставлении бесплатных лекарств или в выделении пособий на воспитание и обучение нуждающихся в помощи детей. Часто комитет ходатайствовал о бесплатном приеме бедных детей в приходские школы. Надо сказать, что такие школы, как и Ольгинский детский приют, имели особое покровительство от Благотворительного и Попечительного обществ Хабаровска. Поступали в приют пожертвования и в виде продуктов от торговых фирм: И.Я. Чурина, «Кунста и Альберса», М.П. Пьянкова, от частных лиц Таланцева, Саковича, коим комитет приносил глубокую благодарность. Так, в 1896 году попечительницей детского приюта была Анна Васильевна Куколь-Яснопольская, а заведовали приютом Иннокентий Павлинович Пьянков и Георгий Иванович Мурашев. Они считали своей христианской обязанностью организовать рождественские и новогодние праздники для детей. Эту традицию никто и никогда не нарушал, а матери учили своих детей: «Поделись всем, что имеешь, с ближним своим, и воздастся тебе по заслугам!»
Варвара Федоровна Духовская, супруга Приамурского генерал-губернатора Сергея Михайловича Духовского, в своих воспоминаниях пишет: «1 января 1895 года у нас опять была елка для кадетов и гимназистов, собралось до 150 детей; в антрактах между танцами один из учителей городской школы показывал им волшебный фонарь. Накануне елки Е.Н. Рамзайцева, директриса женской гимназии, одела дворника гимназии Дедом Морозом, каждая девочка должна была передать ему билетик, на котором написано, какой она желает получить подарок на елке. Многие писали: «Милый Дед, я хочу куклу», но были и такие, которые пожелали зеркало».
На нынешней улице Дзержинского в доме 48 (прежде эта улица называлась Хабаровской) находилась Алексеевская женская гимназия. Ею руководила Наталья Елеазаровна Чернявская – легендарный педагог Хабаровска, которая проявила недюжинные способности и сумела так славно организовать учебный процесс, что женская гимназия стала лучшей во всей округе в период с конца XIX вплоть до начала XX века. Она была известна и своими новогодними праздниками. Старшим воспитанницам гимназии поручалось нарядить елку. Ее обвешивали блестящими бумажными цепями, красочными бонбоньерками, вкусными пастилками, настоящими яблоками и мандаринами. Вершина елки была украшена звездой и золочеными цветами. Под елкой красовался снежный сугроб из ваты. Когда все было готово и гимназистки уже изнемогали от нетерпения взглянуть на красавицу ель, электричество гасло, и из-за закрытых дверей залы начинали доноситься таинственные звуки музыки. И вдруг двери широко распахивались, и девочки-гимназистки замирали от восторга: стоящая посреди зала елка зажигалась множеством ярких свечей! Обычно Наталья Елеазаровна устраивала для своих воспитанниц сюрпризы: это мог быть какой-нибудь танец в исполнении переодетой мальчиком гимназистки или маскарадные нарядные костюмы старших девочек, изображающих ласточек, бабочек, принцесс. Весь вечер воспитанницы водили хороводы, пели в сопровождении рояля, читали стихи, словом, веселились у елки от души.
На улице Льва Толстого в начале ХХ века, наверняка старожилы его помнят, стояло одноэтажное деревянное здание зеленого цвета – приходское училище № 6, в котором мальчики обучались вместе с девочками. И здесь тоже ежегодно устраивались детские новогодние праздники, которые славились на весь город. Известны они были из-за попечительницы училища Эмилии Яковлевны Пахоруковой. Эта знатная дворянка, жена нотариуса П.Ф. Пахорукова, проживала в красивом особняке на Волочаевской (бывшей Корсаковской) улице и слыла известной благотворительницей: у нее было официальное звание попечительницы приходского училища, а помимо этого Эмилия Яковлевна состояла в обществе попечительства о тюрьмах. Сегодня мы бы назвали ее активной деловой женщиной, ее энергии можно было позавидовать. Эмилия Яковлевна много сделала для детей из бедных семей. Для них она устраивала настоящие праздники.
В этот день она старалась избавить их от излишней строгости, к которой они привыкли в училище. Перед тем как закружиться под елкой в хороводе, дети усаживались за праздничный обед с пирожками и отменной кулебякой. На сладкое они получали по яблоку и «тюречку конфет-тянучек». Рассовав по карманам угощение, воспитанники спешили в самый большой класс училища, откуда были вынесены парты, и по традиции там устанавливалась елка. Пушистая красавица была увешана бумажными гирляндами, цветами, грецкими орехами в золоченой бумаге и маленькими самодельными сувенирами, сделанными детьми из богатых семей специально для воспитанников училища. Все это потом, в течение праздника, по очереди снималось и вручалось тем детям, кто пожелал прочитать стихотворение, спел или сплясал под гармошку. Руководил праздником кто-то из учителей, а попечительница с мужем сидели на лучших местах и с улыбкой слушали детское пение. Иногда кто-то из воспитанников подбегал к ним с поклоном и благодарностью. В ответ Эмилия Яковлевна приветливо кивала и гладила смелого мальчугана по голове. К концу праздника смелели обычно даже самые робкие детишки, и около попечительницы выстраивалась целая очередь воспитанников, жаждущих отдельного внимания. Поглаживая их головки, она все-таки задавала им несложные вопросы и, получив ответ, одаривала конфетами.
Хабаровчанка Галина Антоновна Григорович в своих записках вспоминает о елках в семье мещан Разиных: «…елках безалаберных, грубоватых, но веселых, где всех объединяла хозяйка дома – щедрая Марина Ивановна. Добро и доброжелательность она буквально излучала. Их дом стоял в конце Лисуновской (ныне Комсомольской) улицы, дом незатейливый и серый, только ворота были с какими-то причудливыми цветами типа остроконечных ромашек. У них была огромная зала, где ставилась елка и собиралось много детей – все мальчишки приводили друзей-реалистов. Да и все квартиранты, имевшие детей, не бывали забыты: создавалась безалаберная, но веселая толкучка. Стулья составлялись на середине залы цепочкой, и все играли в незатейливые игры моего детства, пишет Галина Антоновна. Одна из таких игр – «Жив-жив курилка» (тлевшую лучинку нужно было передавать соседу, успев до конца произнести это заклинание), играли и в «Испорченный телефон», и в фанты, приговаривая: «Вам барыня прислала туалет, в туалете 100 рублей… Что хотите, то берите, «да» и «нет» не говорите…» Потом стулья, наоборот, отодвигались и играющие разбивались на две противостоящие шеренги: мальчики и девочки. Они стенами поочередно шли одна на другую. Девочки насмешливо спрашивали: «Бояре, где же ваши сапоги?» А противоположная шеренга, дойдя до девочек, лихо ударяла себя по согнутой в колене ноге, отвечая: «Бояре, это чем не сапоги?», дальше упоминался картуз, кафтан и прочее. Затем затевалась веселая неразбериха «Каравая», «Летели две птички». Но гвоздем вечера был приход Деда Мороза. У него даже накладные усы и борода из ваты не могли скрыть полных губ и длинных зубов Марины Ивановны. Облаченная в нехитрый, срочно импровизированный костюм Деда Мороза, она раздавала в ситцевых мешочках подарки. Никто не был забыт, никто не был обделен. Даже число орешков было справедливо равное».
В добрых делах в дни празднования Нового года участвовали все состоятельные граждане города: они обходили тюрьмы и богадельни, где раздавали милостыню увечным и беднякам. В результате мало кто оставался без праздника. Хорошие традиции вечны.
Пусть и в наше время, в XXI веке, без праздника не останется никто! Пусть в каждой семье царят праздничное настроение, счастье и радость. Я поздравляю всех читателей журнала с Новым годом, мы ждем его и, как дети, надеемся на лучшее, хотим только хороших перемен, а друзей только надежных. С Новым годом!

Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края

Перечень объектов культурного наследия Хабаровского края





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 746 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...