Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос№8 Думы и поэмы К.Ф.Рылеева. Их идейно – тематическая направленность. Проблема историзма и народности



Интерес к истории и национальным темам свойственен для предромантизма и романтизма, в декабристской поэзии всегда был связан с патриотическими идеями гражданственности.

У Рылеева возникает замысел целого цикла стихотворных рассказов о разных русских деятелях истории, о боях, подвигах или злодеяниях. Эти рассказы Рылеев назвал Думами, используя термином, закрепленным в фольклоре.

«Думы» (1821-1823) События охватывают период времени с 10-18 века. У «Дум» было несколько источников: 1. Р.сам назвал в качестве своего предшественника польского поэта Немцевича. От него Р.заимствовол только общую тенденцию и форму дум.Однако в отличии от “Истх спевов” Немцевича, к которым были приложены ноты, Р создал произведения не для пения, а для чтения. 2. Рус и украинский фольклор 3.Книги по истории, исторические рассказы 4. В выборе своих сюжетов и отчасти в разработке их Р. большей частью шел за Карамзиным, автором «Истории Государства российского».

Каждая дума имеет название. В названии – имя героя.(«Вадим», «Ольга при могиле Игоря», «Рогнеда», «Смерть Ярмака», «Иван Сусанин») Историю творит личность, поэтому на нее следует обратить особое внимание. И задачу Р.можно сформулировать так: показать историю России с 10-18 вв в примерах личностей. Т. о., история выступает как средство воспитания граждан

Рылеев изобразил яркие характеры нацирнальных героев, причем и положительные образцы — Димитрий Донской, Борис Годунов и др., и отрицат — Святополк Окаянный. “Думы”, несмотря на разнообразие изображённых в них лиц, объединены в художественное целое образом единого героя. Р.не стремился создать образ эпохи, точно передать речь, мысли героя, он создавал обобщенный образ ПАТРИОТА – борца за свободу родины.

Отдавая дань либеральным иллюзиям о «просвещенном монар­хе», Рылеев рисует в думах добродетельный прообраз идеального го­сударя, желанного народу («Боян»), мученика за правду («Михаил Тверской»); защитника национальной независимости («Димитрий Донской») и ревнителя «законной свободы» («Борис Годунов»). Преодолевая либерализм, Рылеев выразил и антицаристские на­ строения. Его царевич Алексей («Царевич Алексей Петрович в Рожествене») поднимается «на отца и на царя», правда, не только в зящиту «утесненной нищеты», но и «в жертву богу». В думе «Голова Волынского» утверждается равенство перед высшим судом (бога) — царя и презренного раба. Верный декабристской концепции, преувеличивающей роль отдельной личности, избранного меньшинства в_освободительной борьбе, Рылеев посвящает думы выдающимся героям нации, которые борются с самодержавием, раскрепощают народ и ведут его за собой. Однако народ живет в сознании передовых людей как нравственная сила, кото­рой они измеряют правоту своих дел. Именно народ называет Оле­га «вещим», Святополка — «окаянным», а Хмельницкого — «бе­гом данным». Нельзя не отметить и_того, что в последних думах поэта все чаще появляется"образ"народа. — гневного, участвующего в освободительной борьбе («Димитрий Самозванец», «Богдан Хмель­ницкий»).

В предисловии к сборнику «Думы» Рылеев оговорил условность включения в него двух произведений: «Рогнеды» и «Олега Вещего». «Первая, — указывал он, — по составу своему более повесть, нежели

Дума; вторая есть историческая песня».

В критической литературе уже высказывалась мысль_ о делении их на общественно-героические поэмы («Вадим», «Иван Сусанин», «Михаил Тверской»)

и социально- исторические думы («Владимир Святый», «Курбский», «Бори с Годунов»)

Образы его героев, сливаясь с обликом самого поэта, голос которого слышится во всех их патриотическо-свободительных речах, привлекают высокими идеями, благородством чувств, целостностью, монументальностью характеров. Они романтичны по выдающейся силе ума и сердца, по исключительности психологических состояний.Своеобразны не только обстоятельства, но и психологические положения геро­ев дум: военные походы («Олег Вещий»), плен и гнет («Рогнеда), темница («Глинский»), изгнанничество («Курбский»), верховная власть Бориса при недоверии народа, не простившего ему убийства «отрока святого» («Борис Годунов»).

Издавая в 1825 году сборник “Думы”, Р в предисловии указал, что они предназначались для простого народа, а целью автора было “пролить в народ хоть каплю света”. Таким способом Р пытался пробудить национальное чувство в холодных душах нового «племени славян».

«Думы» по своей поэтике одновременно принадлежат и к классицизму и к романтизму;От Классицизма а)дидактизм б)просветит.направление,; от Романтизма а)особый интерес к истории б)остросюжетное построение в) принципы построения характеров.

В тексте Дум имеется историческая справка.И с текстом она соотнесена по принципу Часть-Целое, т.е.в тексте представлены не все события, связанные с героем, не точная достоверность, а в исторической справке мы можем получить достоверную информацию о герое, событии и др. Анахронизмы – это несовпадение исторических событий с изображаемыми событиями. Яркий пример анахронизма: в «Думе» «Дмитрий Донской: «За вольность, правду и закон» - просветительская идея, а значит, 18 век, а Дм.Донск.личность 14 века. У Р.нет стремления к подлинности, очень ярки черты субъективизма(романтическое).Т.о. наблюдаем своеобразии «историзма» Р.

Думы Рылеев сыграли огромную роль в гражданско-патриотическом воспитании современников и последующих поколений. Но эта их роль ослаблялясь эстетической недовершенностью, выразившейся в той или иной доле абстрактности действующих лиц, в схематисности портретных и пейзажных зарисовок.

1823 г – наступление нового периода тв-ва Р. Он начинает работу над поэмой «Войнаровский» Учителем в этой его поэме был Пушкин: у него Рылеев, по его собственному признанию, учился стихотворному языку.

«Войнаровский» — поэма из исторического прошлого Украины. Герой поэмы — племянник Мазепы и ближайший участник в его заговоре против Петра I. После смерти Мазепы Войнаровский бежал за границу, но потом был выдан русскому правительству и сослан в Якутскую область. Время действия поэмы — 30-е годы XVIII века. Историк Миллер, путешествующий по Сибири, встречает вблизи Якутска ссыльного Войнаровского, и тот рассказывает ему о своей жизни, о Мазепе и об участии в заговоре. Рылеев наделил своего героя тем же свободолюбием, каким обладал он сам. Поэта прежде всего интересовала возможность использования избранного им сюжета в целях борьбы с самодержавием. Так же как в «Думах», образ автора сливается в поэме с образом Войнаровского. В речах В мы слышим голос трибуна и гражданина, борющегося за «свободу человека», за его «свободные права» против «тяжелого ига самовластья». Как романтик, Рылеев меньше всего интересовался воссозданием подлинного исторического смысла заговора Мазепы против Петра I. Р идеализировал здесь образ Мазепы и дал его в противоречии с истинной правдой.

Р. преодолевает в «Войнаровский» односторонность дум, он стремится к широте худож.позиции, к правдивости психологических характеристик. В «Войнаровский» проявляется романтический субъективизм Р. «В» - романтическая поэма. Ее центром служит фигура гл.героя. Кроме вступления, описательской ремарки, связывающей 1 и 2 части поэмы, и эпилога, поэма представляет собой исповедь Войнаровского. Она покоряет мастерством повествования. Но исповедь не превратилась в подробнуюисторию событий. В рус.романтич.поэме гл.герой отпадает от большинства, от своих соотечественников. Его позиция асоциальна, противостоит господствующей гос.власти или же нац объединению

.Отметим неск-ко моментов в духовном развитии В.:

1.Прошлое В.рисуется в идиллистических тонах. Нет намека на разлад 2.Перемена началась с участия в мятеже Мазепы. Отпадение от центр.власти(Ррмантич!), борьба с соотечеств-ми, месть и убийство.

3.Под знаком отчуждения и послед.фаза жизн.пути В.Отъединение от людей, параллелизм мрачн.душевн.сост-я героя и суровости природы.

В концепции любви видно, что рус.поэма сохр-ет романтич.сождерж-е. Любовь – вхождение в область высших идеальных ценностей.Именно поэтому гибель возлюбленной означает распадение «связи времен».У Рылеева любовь по-прежнему переживается со всей напряженностью и значением романтич-й страсти, но выше ее оказ-ся благородные цели борьбы за вольность. Возлюбл-я В.идет за мужем на каторгу, делит его горе. Этот образ был навеян Байроном, но влилась и гражд-я струя Рылеева.(черты жен декабристов)

Итог: рус романтич.поэма смягчает черты угрюмого демонизма в портрете центр.перс-жа, ослабляет контраст с окружением, делает более сложным процесс отчуждения, конкретиз-т его мотивы до прктич.цели. С другой стороны, она сохр-т печать высокости и превосх-ва глав.героя над другими, поддерж-т идею контраста, насыщает систему мотивов пафосом, двояко констатирует неразрешимость ситуации – неосуществленной любовью и неизбеж.гибели центр.персонажа.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1783 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...