Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос№9. Крылов И.А. –новатор басенного творчества. В.Г.Белинский о Крылове



Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля 1769, Москва — 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 гг.). Сюжеты ряда басен Крылова восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия), хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. Отец, Андрей Прохорович Крылов (1736—1778), умел читать и писать, но «наукам не учился», служил в драгунском полку, в 1772 году отличился при защите Яицкого городка от пугачёвцев, затем был председателем магистрата в Твери. Умер в капитанском звании в бедности. Мать, Мария Алексеевна (1750—1788) после смерти мужа осталась вдовой.

Иван Крылов первые годы детства провёл в разъездах с семьёй. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг); французским языком занимался в семействе состоятельных соседей. В 1777 г. он был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем Тверского магистрата. Эта служба была, по-видимому, только номинальной и Крылов считался, вероятно, в отпуске до окончания ученья.

Учился Крылов мало, но читал довольно много. С 1780 года начал служить подканцеляристом за копейки. В 1782 г. Крылов ещё числился подканцеляристом, но «у оного Крылова на руках никаких дел не имелось».

В конце 1782 г. Крылов поехал в Санкт-Петербург с матерью. Крыловы остались в Санкт-Петербурге до августа 1783 г. По возвращении, несмотря долговременное незаконное отсутствие, Крылов уволился из магистрата с награждением чином канцеляриста и поступил на службу в петербургскую казённую палату.

В это время большой славой пользовался «Мельник» Аблесимова, под влиянием которого Крылов написал, в 1784 г., оперное либретто «Кофейница»

В 1785 г. Крылов написал трагедию «Клеопатра» (не сохранилась)

В 1789 г., в типографии И. Г. Рахманинова, образованного и преданного литературному делу человека, Крылов печатает ежемесячный сатирический журнал «Почта духов». Изображение недостатков современного русского общества облечено здесь в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. «Почта духов» выходила только с января по август, так как имела всего 80 подписчиков; в 1802 г. она вышла вторым изданием.

Его журнальное дело вызвало неудовольствие властей, и императрица предложила Крылову на пять лет за счёт правительства уехать попутешествовать за границу, однако тот отказался.

В 1791-96 гг. Крылов жил в доме И. И. Бецкого на Миллионной улице, 1. В 1790 г. он написал и напечатал оду на заключение мира со Швецией, произведение слабое, но всё же показывающее в авторе развитого человека и будущего художника слова. 7 декабря того же года Крылов вышел в отставку; в следующем году он стал владельцем типографии и с января 1792 г. начинает печатать в ней журнал «Зритель», с очень широкой программой, но всё же с явной наклонностью к сатире, в особенности в статьях редактора. Наиболее крупные пьесы Крылова в «Зрителе» — «Каиб, восточная повесть», сказка «Ночи», сатирико-публицистические эссе и памфлеты («Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Мысли философа по моде»). В 1810 г. он вступает помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку. Уважаемым членом «Беседы любителей русской словесности» Крылов является с самого её основания. 16 декабря 1811 года он избран членом Российской Академии.

Скончался Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года. Похоронен 13 ноября 1844 года на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Тв-во Ивана Андреевича Крылова(1769-1844). занимает особое место в развитии русской литературы. Оказавшись на стыке двух столетий, как бы соединяющий их собою, писатель связывает и две лит эпохи. Одна из них – время главенства поэтики классицизма, и с нею – рационалистической ясности, логической стройности представляемой о мире, другая связана с формированием новых худ.школ, сентиментализма, романтизма, реализма, с приходом которых постепенно отступал рационализм. В 19в.К. оказ-ся одновременно хранителем традиций и создателем нового. Он выбирает для себя новое поприще. Берется за жанр, кот-й имел в то время сомнительную репутацию – за БАСНЮ. Он сформулировал реалистический взгляд на ч-ка и общ-во, выработал новый стиль стихотворного повествования, не только приближенный к народной разгов.речи, но давшей возможность выразить непосредственный, не подчиненный заданным канонам нормативной поэтики взгляд автора на предмет, на общественну ю проблему, аллегорически изображенную в басне. он оставил прозу и драматический род, в котором преуспевал, и целиком отдался жанру басни. Узкая, ограниченная, «низкая» жанр форма стала отныне призванием К, вложившего в неё громадное философски-поэтическое и социалистическое национальное содержание. Читая басни К, люди учились понимать себя.

(СЕРМАН. ЗАГАДКА КРЫЛОВА):

Интересно проследить, когда сложилась репутация Крылова. В 40 лет он уже получил репутацию «чудака». Об этом писали не только недруги, но и друзья. При этом следует повторить, что К сам как бы «работал» над созданием образа чудака и ленивца. Он охотно распространял о себе анекдотическиие рассказы и по мере возможности держался привычного и всем известного образа жизни. Тем самым желал показать, что важно только творчество, его басни. Новое начало лит деяельности К осуществил в таком возрасте, когда, как правило, ее полагалось кончать. Он сразу перешел в возраст дедушки. Белинский говорил о К: «образец рус-го себе на уме». Таким образом, К.сам создал себе маску, образ, тем самым имегрировал в самого себя. Личность К.отразилась в его баснях.

Басня – жанр дидактич лит-ры, получившей расцвет в классицизме и просветительстве, лиро-эпический жанр, краткий рассказ обычно нравоучит.хар-ра. В басне два начала – худож-ое (рассказ) и логич-ое (мораль). Без низ басня как жанр не существует. Мораль – душа басни. Рассказ должен просто проиллюстрировать мораль.

Новаторство К в том, что главным элементом становится рассказ..К застал русскую басню тогда, когда в ней закончился спор о путях дальнейш развития между классицизмом и сентиментализмом. Сам К был сторонником басни поэтической, а не прозаической. К ставил перед собой в первую очередь худож цели, а на основе их приходил к моральному выводу. Свою личную позицию К скрывает, преподнося её как мнение народа..

Аллегория в басне всегда предст отвлеченную идею ч-з некий конкретный образ. Басня всегда оперирует особым героем: это либо неодуш предмет, либо животное.

Первая басня К датируется 1806г.- «Дуб и трость», 1-й сборник в 1809. 1843 – басни К. вышли в 9-ти томах.

Для выявления новаторства басен К., сопоставим басню «Ворона и лисица» у 3-х авторов: Крылова, Сумарокова и Тредиаковского.

У Т,и С.лиса сразу выстраивает план, рассуждает, обдумывает и затем его осущ-ет.

К.сочувствует вороне, ворона опьянена, разум совершенно не учавствует. В монологе лисы каждое слово с уменьшительно –ласкательной лексикой, как насмешка, издевательство. И далее, когда ворона расхвалена, для нее наступает момент торжества. Она возомнила себя царь-птицей. Именно в этот момент происходит настоящая трагедия.

Отличие басни К. в соотнесении морали и рассказа. Главное для К.-рассказ. Басня-поэтический текст, кот.вступает в спор с моралью.т.о.-ощущение глупости вороны.

Предшественники осуждали порок, а К.создает хар-ры, кот-е саморазвиваются. Главное ср-во для обличения – СМЕХ, а не мораль. Таким образом, К.разрушил представления о пороке и добродетели.

В своём языке К опирался на сохранившиеся славянизмы, на разговорную речь и не столько на просторечия, сколько на «руссоизмы», на идиоматические народные выражения. Он положил в основу басенного слова не «мёртвый» книжный церк-слав язык и не разговорный язык молодого дворянства, а нечто реальное – живые речевые формы «народного толка».

Основные темы в баснях: социально-политические, нравственно-философские.

Соц-полит басни занимают видное местов тв-ве К. К.высказывает свою точку зрзрения на очень важные проблемы времени, например, раскалывающее общ-во противостояние «сильных» и «бессильных»(«Волк и ягненок», «Мор зверей», «овцы и собаки» и др.) Персонажи олицетворяют неизбежный конфликт хищника и жертвы, силы и слабости, соотношение кот-х аллегорически рисует картину общественного устройства.

Нравств-философс. достаточно отграничиваются от других.: ведь практически каждая басня, написанная в связи с политическими или другими событиями, несет в себе и моральный урок. Когда забывается конкретный повод к созданию басни, она может перечитываться как чистое нравоучение: политическая сатира на безуспешность мирных проектов состоявшегося в 1815 г Венского конгресса в басне «Собачья дружба» становится поучением любым ложным «друзьям». Нравоучение – основа басенного жанра.

Главное достоинство басен – народность реалистическая. Народность у К. заключается в том, что в своей басне усвоил народный взгляд на жизнь, на народную мудрость. Многие басни К.выросли из пословиц. И мораль К.также часто становилась пословицей. К.исходил из собственной концепции характера народа. Сложный народный хар-р это не идиализированный хар-р,этот хар-р не скрывет недостатков. Ценность народа К.видит в том, что народ трудится, он кормилец и заслуживает уважения, несмотря на мн-во недостатков. Перейдя на точку зрения народа, К. сузил диапозон своего тв-ва и стал все видеть с т.зр.народа. Народность К-сложное явление. Особенно заботится Крылов об эффектности, афористической остроте концовки, приберегая наиболее емкие и точные афоризмы к последним стихам басни: «Ну, братец, виноват: Слона-то я и не приметил» («Любопытный»); «А Философ без огурцов» («Огородник и Философ»); «Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят» («Две Собаки»).

Реализм басен Крылова наиболее полно проявился в языке. Баснописец положил в основу разговорный язык, но у каждого сословия в его произведениях он свой: грубый язык Волка и покорный Ягненка («Волк и Ягненок»), хвастливая речь Зайца («Заяц на ловле»), глубокомысленные рассуждения глупого Петуха («Петух и Жемчужное Зерно»), чванливые речи Гусей о своих предках («Гуси»), тупо-самодовольная речь Свиньи («Свинья под Дубом») и т. д. Нередко прибегает Крылов в своих баснях и к звукоподражаниям. Вол говорит у него: «И мы грешны». В речи Вола мы слышим мычание. А пожирающий добычу Кот, «мурлыча и ворча, трудится над курчонком».

Белинский видел в баснях К.реализм(натурализм). Он выделял в баснях именно нар.хар-р басен, живущий в них «здравый практический смысл, опытную житейскую мудрость, простодушие и злую иронию», умение «чисто по-русски смотреть на вещи и скрывать их смешную сторону., динамичныйразговорный язык, способность писателя сочетать морализатский хар-р басни с жизн-й силой самого изображения и тем самым преодолевать нормативную ограниченность жанра.

О языке его нечего и говорить: это неисчерпаемый источник русизмов; басни Крылова нельзя переводить ни на какой иностранный язык. Его появление в эпоху младенчества нашей литературы свидетельствует о великой силе его таланта: реторическое направление литературы могло повредить ему, но не в силах было ни убить, ни исказить его





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 3782 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...