Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос№11. Поэтическое творчество К.Н.Батюшкова. Основные мотивы и художественное своеобразие лирики Батюшкова



Батюшков родился 18 мая1787г в Вологде. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду.Мать Б.принадлежала к роду Бердяевых. в 1795 году мать умирает от душевной болезни(Б.ожидает сумасшествие). Отец Б., большой книголюб, собравший в своей усадьбе богатую библиотеку, сумел дать сыну хорошее образ-е. Б учился в частных франц и итал.пансионах, что отразилось на его литературных вкусах. Большое влияние на него оказал М.Н.Муравьев, формируя его лит.интересы Молодой Б.приобрел обширные познания в области антич., франц, итал лит-ры.

Много общаясь с М. Н. Муравьевым,Б вынес представление об идеал человеке, в котором высоко нравственный хар-р, способность к самоотречению сочетаются с любовью к жизни. Просвещенный и гуманный писатель, предшественник Карамзина в создании русского сентиментализма, знаток древних литератур, попечитель Московского университета, М. Н. Муравьев развивал учение о врожденном нравствственном чувстве человека, о счастье как ощущении чистой совести. Под влиянием учения и лирической поэзии М. Н. Муравьева в батюшковской лирике тех лет к эпикурейству была сделана прививка «чувствительности» и нравственности. Эпикурейство поэта включало как совершенно необходимое наслаждение радостями духовными. Батюшков однажды встал перед тяжелым выбором между «своим благополучием» и «несчастием» другого. Это было связано с его нераздел любовью к Анне Фурман, воспитаннице А. Н. Оленина. Уже готовясь к женитьбе на страстно любимой им девушке, поэт нашел в себе силы от нее отказаться, как только догадался, что она его не любит и ее согласие на брак вынужденно. Он пережил несколько мучит-х лет, не раскрывая причин своего странного, как казалось, поведения, чтоб не навлечь на девушку неудовольствия опекавшей ее семьи.

Большое место в его жизни заняла воен.служба. Он был участн-м 3-х войн, считал войну отрицательным опытом для поэзии: 1).Поход в Пруссию(1807) 2)В Шведской кампании.Поход на Аланские острова(1809) 3)Европейский поход(1813-1814). Б.не сделал военной карьеры и стал статским служащим. Служил в рус.посольстве в Италии Именно там началась душевная болезнь, которой он боялся всю жизнь. Друзья поместили Б.в псих.клинику, где рядом с ним постоянно была его сестра, которая немного позднее заболела и сама. Болезнь Б.носила буйный характер. Но он писал и рисовал.

Б.-человек не очень счастливой судьбы-и поэтич. и жизненной.У него не было своей семьи. ему ее заменили семья сестер и племянники. И он поэт одной книги1817 года, двухтомник «Опыты в стихах и прозе» Б был рожден большим поэтом, а остался в границах одной книги. Его трагедия – в незавершенности жизненного пути.Ведь он не успел выразить себя до конца. Многие Б.считали странным чел-м. Смысл странности в раздвоенности хар-ра: 2 ч-ка, один – добр, щедр, мил, другой – злой, коварный, жадный. Тип странного ч-ка – преждевременная старость души, причиной кот.явл-ся разочарование, ведь у него была слишком ранимая и чувствит.душа.

Выделяется 2 ПЕРИОДА ЛИРИКА БАТЮШКОВА.

1-й период- гедонистический. В 1 половине своей творч жизни, до войны 1812 года, Б выработал собств «маленькую», по его выражению, философию. Поклонник Монтеня и Вольтера, Б своеобразно соединил скептицизм с чувствительностью и гедонизмом. Парадоксальным образом именно жестокий исторический опыт породил жизненную и поэтическую философию Б— гуманное эпикурейство его юности, обожествление личного счастья.

Поэт никогда не был сторонником революционного просветительства с его грандиозными замыслами разумного переустройства мира. Разочарование в «веке Просвещения» сближало Б с его старшим современником — Карамзиным. Но позиция Б отличалась от не лишенной фатализма позиции Карамзина. По Карамзину, человек и его жизнь — неизбежное смешение тени и света, добра и зла, печали и радости, непрерывно переходящих одно в другое и неотделимых друг от друга. Отсюда «меланхолия» Карамзина. Карамзин испытывал именно жалость к человеку, а не восхищение им (на этом основан его сентиментализм). По Б же, смысл жизни — в даруемой ею радости.

Лирика данного периода рождается из чувства неудовл-я действ-ю. Действ-ть и идеал одинаково значимы и для романтиков и для реалистов. Но различался реализмом и романтизмом своей доминантой. Для реализма главным явл-ся образное воспроизведение объективной действительности в соотнесении с идеалом художника. Для романтика – образное воссоздание идеала в соотнесении с действ-ю. Тяга к недостижимому и главным является мечта об идеальном мире. У Б.разлад м-у идеалом и действительностью. Главное – мечта о другом мире.

Программное стих-е данного периода – «Мечта» 1810г.Он работал над стих-ем 13 лет и 4 раза перерабатывал его. Мечта для Б – это щит от злой печали, это то, что дарит поэту блаженство и счастье. Поэт призывает мечту «дщерь ночи молчаливой». Воображением он уносится в Сельмские леса. Из этого мира, он переносится мечтой к образу любимой женщины. Погружаясь в «романтич» туманы, поэт забывает печальн действ-ть. Мечта способна дать утешение. Счастье мечты поэт противопоставляет «пустому блеску славы» и «блистанью сует». «Мечтанье есть душа поэтов и стихов»-культ мечты.

Осн.жанром данного периода явл-ся Послание. («к Гнедичу», «к Жук-му», «к Вяземс»и др). В «Послании к Хлое» поэт противоп-ет свою хижину, куда он удалился с Хлоей, «свету», с кот-м он порвал. Выражена романтич.антитеза высокого мира человеческой личн-ти и несовершенство действит-ти.

Стих-е «Мои пенаты» написано в 1811-1812 г, напечатано в 1814. Все стих-е построено на противопоставлении скромного положения и образа жизни, избранного героем, «богатству с суетой». Герой находит счастье «в стране безвестной» в любви и дружбе, в вине и веселье, в чтении любим поэтов и в поэтич.тв-ве. Мечта об ином мире, о другом ч-ке. В стих-ии образы античности, реалии антич.мира. Б.усваивает философию античности. Герой не боится смерти, бросает ей дерзкий вызов.

Особенность героя лирики Б.1-го периода:не явл-ся двойником автора. Явный контраст действит-ти и «иного»мира. Качества героя и автора противоп-ны.Герой – воплощение мечты.Герой погружен в некую условную лит.действ-ть.Идеал – в античности.

Возлюбленная героя Б.выступает в лирике под условным лит.именем или выражается местоимением ОНА.

Б.пишет о земной, чувственной любви это – «изящная эротика».

Эротическая тема отдана поэтом лирическому герою и имеет не автобиографическую (также и не жанровую), а эстетически более широкую функцию.

Любовь для Батюшкова, как и красота, — «олицетворение» жизни, образ, символ земной жизни. Качества, которыми наделен батюшковский лир герой, призваны символизировать полноту физич бытия. Это молодость, чувство влюбленности, красота.

Возлюбленная батюшковского героя всегда идеально прекрасна. Ее уста непременно алые, очи — голубые, «ланиты» пылают, как розы, локоны ниспадают золотой или каштановой волной; ее руки — лилейны и т. п. Она благоуханна и украшена душистыми цветами. Батюшков утверждает, что красота — важнейшее из свойств жизни и принадлежит только ей. Батюшковское восхищение красотой имеет более глубокий смысл, чем эстетство и эротизм легкой поэзии XVIII века («poésie fugitive»). Любовь батюшковского лирического героя (на что обратил внимание еще Белинский) овеяна ореолом духовности. В ней «много нежности, — писал Белинский, — а иногда много грусти и страдания».

Лирический герой Батюшкова зачастую дан как некий античный персонаж, воскуряющий фимиам пред алтарем домашних богов, преследующий вакханку на празднике Эригоны и т. п. Он обрисован с помощью материальных и духовных атрибутов античности, ее быта и мифологии, окружен музами, нимфами, жертвенниками, идолами богов.

Античность была для Батюшкова идеалом гармонических взаимоотношений между человеком и миром. Вот почему так велико в его поэзии значение античной темы.

Границей между 2-мя периодами тв-ва Б.явл-ся 1812 год.

Охваченный сильным патриот чувством, Б в 1813 году добровольно вступил в действующую армию, был адъютантом генерала Н. Н. Раевского, участвовал в сражении под Лейпцигом и вместе с рус.войсками вступил в Париж. Однако события Отеч войны Б воспринял во многом иначе, чем больш-во его современников. Несмотря на победоносный ход войны, в нем росли горечь и разочарование. Ужас перед преступлениями вторгшихся в Россию «образованных варваров»(французов) омрачал для него радость и гордость победой. В этом Б был одинок — в рус общ-ве господствовало настроение общего подъема и радужных надежд. Тот самый 1812 год, который резко поднял общ-ую активность, дал толчок движению декабристов, Батюшкова погрузил в мрачные раздумья. Он разочаровывается в идеях Просвещения.Б-а уже не привлекает эпикуреизм, даже в той изящной форме, которая восхищала его у М. Н. Муравьева. Единств.средством спасения поэт считает теперь христ.религию. Земная жизнь для Б-временная жизнь. Ч-ка он считал странником на земле.

У Б.развивается философия аскетизма в земном мире он не видит надежды на радости. Задача ч-ка – пережить все земные страдания. Религиозность Б скорбная, герой Б.был слишком сильно привязан к земн.жизни. Лирика 2-го периода – сознательное отречение от эпикуреизма и спор с 1-м периодом

Осн.жанр лирики 2-го периода – жанр элегии.

Различаются 2 вида элегий: Интимная («Тень друга», «Мой гений», «Разлука», «Я чувствую» и др.) и Историч-я («переход русских войск через Неман», «переход ч-з Рейн»)

«интимная» элегия –это элегия разочарования.Чувство горести обусловлено несчастливой любовью, потерей дружбы, личным душевным опытом. Б достигает здесь не только эмоц-ой напряженности, но и подлинного психологизма.

Лиризм наиболее интим-х элегий Б — очень мягкий, нежный, сдержанный. Лирич самораскрытие осущ.не столько погружением в себя, сколько изображением внеш мира, пробуждающего чувства поэта. Так, в «Выздоровлении» и особенно в «Моем гении» композиционным центром явл.образ любимой женщины, к которой обращен благодарный восторг поэта.

Разлад м/у бесконечно привлекательным миром и душой, которая в тоске своей чужда наслаждению, впервые в рус поэзии положен в основу самой композиции.

Все его позднее тв-во пронизано чувством острого трагизма, ощущением невозвратности счастья. Обуреваемый страхом перед революцией, ее насилием и разруш-ой силой, он боится за Россию. Не исключено, что в катастрофическом обострении наследственной душевной болезни, выключившей Батюшкова из жизни в начале 1820-х годов, сыграла роль его осведомленность о существ-ии тайных декабр обществ. Сын его старшего друга и учителя, М. Н. Муравьева, Никита Муравьев был одним из организаторов движ-я, и это усугубляло тревогу поэта.Но и здесь перед Б возникало неразрешимое противоречие. По своим общ-полит воззрениям он был либералом. Феодальная реакция, искоренение возбужденного революцией «вольного духа», вызывала у него отвращение, заставляла резко критиковать внутр и внеш политику русского самодержавия.

Обаяние поэзии Б — в удивительном переплетении иллюзорного и действительного.

Б сам ясно сознает нереальность своей утопии (ведь современному человеку уже не стать человеком «древним»), но он наделяет свою мечту всеми красками жизни, лучшими ее св-ми — любовью, радостью, наслаждениями, молодостью, красотой.

Жизнь батюшковского лир героя дана как заведомая утопия, как «украш-ый мир вымыслов» (выражение В. В. Виноградова). Отсюда — нарочитое использование мотивов, сюжетов, образов античной и новой европейской лирики.

Б.стал конструктивным элементом для развития поэзии. Эл-ты его тв-ва мы можем найти у Броцкого, Тютчева, Анненского, Лерм-ва и других писателей.

Мы можем определить историко-литературное значение Б словами Белинского: «Батюшков много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Б. достаточно, чтоб имя его произносилось в истории рус лит-ры с любовью и уважением».





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 3206 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...