Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос №1.Периодизация русской литературы первой половины 19 века



Проблема периодизации литературного процесса 19 века является одной из наиболее сложных и противоречивых проблем, стоявших перед литературоведами и в прошлом, и в настоящее время. Рассмотрим данную проблему, опираясь на учебник под редакцией В.Н.Аношкиной. Историко-лит.наука выдвинула ряд принципов периодизации. К наиболее устойчивым относится хронологический принцип.(А.Н.Пыпин, С.А.Венгеров, А.Веселовский) Исследователи дополняли хронологический принцип делением истории литературы на десятилетия: романтическое- 20-х гг, народно-фольклорное – 30-х гг, романтический идеализм -40-х гг, позитивизм и практицизм -50-60-х гг.Деление литературногопроцесса на десятилетия подкреплялось типологией худ.образов – развитие шло от сентиментальных персонажей(бедная Лиза) к романтическим образам Жуковского, затем к Чацкому и Онегину, персонажам повестей Гоголя, к Рудину и Базарову и т.д.

Однако уже с начала 19в. стал применяться персональный принцип в двух вариантах. Периоды литературного развития связывали с царствованиями, и получалось: литература Петровского времени, лит-ра Екатерининского времени, Александровского, Николаевс-го.Подоюный принцип периодизации, отчужденный от специфики лит-ры как вида искусства, может показаться некорректным, но ему все же нельзя отказать в определенной исторической обусловленности.Ведь начало царствования Александра1 действительно изменило общую обстановку лит.жизни. Второй вариант персонального принципа основан на его зависимости от творчества выдающегося поэта или писателя, как бы консолидирующего лит.движ-е и открывающего наиболее привлекательные пути развития худ.творчества. Еще В.Г.Белинский выделял Ломоносовский период, карамзинский, пушкинский; И.В.Киреевский включал между карамзинским и пушкинским еще период Жуковского, а Чернышевский присоединял к пушкинскому период гоголевский. Это как бы «романтический»принцип периодизации.

В нач.19в. были приняты смешанные принципы периодизации: учитывалось как отношение лит-ры к действительности, к дух.жизни, а также отношение к «целостному просвещению Европы», так и позиция писателя. Согласно И.В.Киреевскому первый период ознаменовался обращением к публике, к нуждам рус.просвещения, преобладало французское влияние, ведущей фигурой был Карамзин. Во втором – стало преобладать обращение к идеальным основам жизни, вошла «германская» стихия, главный выразитель периода – Жуковский. Третий период Киреевский связывал с деятельностью Пушкина.

Исследователи Пушкинского дома обозначили главные напрвления в лит-ре следующ.образом: от сентиментализму к романизму(1800-1825),от романизма к реализму(1826-1850), расцвет реализма(1856-1881), переходный период в развитии рус.реализма(80-е гг), а 90-е гг расматривается в контексте лит. процесса 1900гг.

В учебнике под редакцией А.Н.Соколова:Периодизация лит.процесса не есть простое и прямое выражение периодизации общеисторической. Лит-ра подлежит делению на периоды в соответствии с явлениями и процессами самой литературы. Однако развитие лит.основывается на социалист развитии общества, и поэтому лит.периодизация находится в глубокой связи с периодизацией общеисторической. Хронолог.грани м/ду отдельными этапами и периодами развития лит-ры являются условными.Они не сменяя друг друга в точные календарные сроки.Но тот или иной год приобретает характер пограничной эпохи.

Положение о Пушкине как родоначальнике новой литературы имеет место в литературоведении. Но было бы неправильно считать гранью м-ду лит-рой 18 и 19 вв. первые выступления Пушкина. У него были непосредственные предшественники: Жуковский, Батюшков, Крылов. Они подготовили почву для становления великого поэта. Значение Жук, Бат и Крыл. как ближайших учителей Пушкина заставляет отодвигать лит.грань м-ду 18 и 19 вв к началу творчества трех названных поэтов, т.е.хронологически – к первым годам нового столетия.

Итак, 1-й период рус.лит.19в. охватывает 1801-1815гг. В 1801г.никаких худ.произведений, способных ознаменовать начало нового лит.периода, не появилось. Жук. и Бат. выступают в печати с романтическими стих-ми во 2-й половине первого десятилетия. Но неоторые события 1801 г. могут рассм-ся как выражение новых тенденций в лит-ре. В 1801г. по инициативе молодых литераторов возникают 2 лит.общ-ва, организация которых свидетельствовала о стремлении объединить силы в этих поисках.1.Дружеское лит.общ-во(в Москве)2.Вольное общ-во любителей словесности, наук и художеств(в Петербурге).=>зарождение в лит-ре тех идей и принципов, кот-е в дальн-м развитии должны были привести к романтизму. Лит.жизнь данного периода хар-ся все более обостряющейся борьбой нового и старого. В первые годы нового столетия господствующее положение в лит-ре занимает сентиментализм. И классицисты пытаются отстаивать старые лит.позиции. Одновременно в тв-ве поэтов-просветителей продолжают развиваться традиции гражданской поэзии. Не прекращается процесс формирования русского реализма. Самое значительное явление данного периода – это возникновение рус.романтизма как нового лит.направления, начало которого Белинский справедливо связывает с именем Жуковского. Ранний рус.романтизм, нашедший выражение в тв-ве Жук и Бат, составляет основное завоевание 1-го периода рус. лит.19в.

2-й период охватывает 1815-1816гг. В этот период в рус.лит-ре на основе дворянской революционности оформляется новое революционно-романтическое направление, достигающее высшего подъема в 1-й пол.20-х гг в тв-ве Пушкина и поэтов-декабристов. Продолжает существовать романтизм Жуковского и его последователей. Работой Грибоедова над комедией «Горе от ума» и Пушкина над первыми главами «ЕО» и «Бор.Год» завершается процесс формирования реалистического худ.метода. Поэтому 1825 год становится переломным для рус.лит-ры: кончается господство романтич.направ-я,, торжествует свои первые победы рус.реализм.

3-й период 1825г -1842г Утверждение реализма, образование реалистич.направления Но и после этого продолжают сущ.романтич.течения. Наиболее характерными и значительными для этого периода были реалистич.про-я Пушкина, повести и комедии Гоголя, «ГНВ»Лермонтова. Появлением в 1842 г. первого тома «Мер.душ» этот период завершается.

Таков общий ход рус.лит.процесса 1пол 19в. Начавшийся романтизмом, этот процесс харак-ся далее постепенным переходом к реализму и завершается утверждением реалистического направления в рус.лит-ре.

Вопрос№2. Литературное движение 1 половины 19 в (литературные общества, кружки, салоны, обьединения)

В сер.18в.в России начался процесс разложения феодально-крепостнич.строя и формирование в его недрах нового, капиталистич.уклада. Помещики усиливают эксплуатацию крепостных крестьян, пытаясь найти выход из затруднений и удовлетворить новые потребности, возникшие в экономике, соц. жизни страны в связи с ростом капиталистич.элементов.Это вызывает подъем крестьянского движения. Сознанием крест-н овладевает мысль об освобождении их от крепостной неволи. Все чаще происходят крестьянс.волнения, протесты. Значит.оживление наблюд-ся и в общ-полит.жизни страны.

Начало нового столетия ознаменовалось дворцовым переворотом в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, явившимся следствием недовольства широких дворянс.кругов деспотизмом, произволом, характерным для правления Павла1. Правительство Александра1 вынуждено было идти навстречу либер.настроения, охватившим общ-во после свержения Павла1.Ал-р отменил ряд указов,ограничил барщину 3днями и запретил работать крестьянам по воскресеньям. Тем самым настроил против себя дворянство. Намерения Ал-ра – приблизить Россию к просветительским идеалам. Ал-р1 намеревался совершить в России 2 реформы:1.Сделать Россию конституционной монархией 2.отменить креп.право.(указ о вольных хлебопашцах 1803г разрешал помещику освободить кр-н за выкуп. При этом с землей)

После войны 1812 г. народ ждал раскрепощения. Но в своих манифестах Ал-р лищь сообщил, что народ получит «мзду от Бога». Ал1 поручил М.М.Сперанскому разработать проект «государственного преобразов-я». Но даже весьма умеренные предложения Сперанского о введении в России представительных учреждений вызвали протест реакционого дворянства. Дело свелось к учреждению Гос.совета как совещательного органа при императоре. сам же Спер-ий в 1812 г. был отстранен от дел и сослан. Революция Ал-ра1 «сверху! не состоялась. После войны 1812 г.в Рос.начин-ся события, которые привели к 14 дек.1825 г. Создаются тайные общества, темы которых ясны: как сделать из Росии конституционную монархию, как отменить крепостное право.

Жизнь лит-ры приобретает своеобразный хар-р. Это связано с нов.формами существования лит-ры. Подъем общественной жизни вызывает быстрый рост журналистики. Возникает много новых журналов. Появляются лит.кружки, которые способствовали эстетическому самоопределению. Также возникают лит.общ-ва.Ведется идейная борьба.

В Москве: Дружеское литературное общество.

Дру́ж. лит. о́бщ-во —русское лит. общ-во, существовавшее в Москве в 1801 году.

Объединение литераторов-единомышленников из воспитанников и позднее выпускников Московского университетского пансиона складывалось в конце XVIII века. Инициатором общества был Андрей Иванович Тургенев. В 1797—1800 он возглавлял предромантический лит. кружок в пансионе, оформившийся в 1801 году как Друж лит. общество.

Первое заседание ДЛО состоялось в январе 1801 года. В него вошли братья Андр. Серг.Кайсаров и Мих.Серг.Кайсаров, Алексей Фед.Мерзляков, Вас.Андр.Жуковский, Александр Тургенев, Семён Емельянович Родзянко. В ноябре того же года оно перестало существовать.

Общество возникло как протест против Карамзина и его школы. Карамзина упрекали в том, что его новаторство повернуло рус.лит-ру на неверный путь иностранных заимствований.Участники общества задавали вопрос: “Есть литература фр, нем, англ, но есть ли русская?” Это был вопрос романтического содержания, ведь именно романтиков прежде всего интересовала проблема народности. Их ответ на вопрос был категоричен: рус лит-ры нет. Винили в этом Карамзина, который увлёк лит-ру проблемой личности, уводя от проблемы народности. Участники ДЛО намерены были направить рус.лит-ру иначе. Содействовать ориентации рус.лит-ры участники решили с помощью лит. критики, расчищая место для будущего национального гения. Критич.статьи А.Ф.Мерзлякова, Андрея И.Тургенева и В.А.Жуковского - интересный материал для понимания истоков рус. романтизма.

Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. 1801-1825(рсцвет 1801-1807).

Вольное общество любителей словесности, наук и художеств – литературно-общественная организация, сущ. в Петербурге в 1801-1825 годах (с перерывами). Первоначально создана как Дружеское общество любителей изящного (15 июля 1801 года) группой выпускников гимназии при Академии наук (И.М.Борн, В.В.Попугаев, В.И.Красовский, В.В.Дмитриев, А.Г.Волков, М.К.Михайлов), но вскоре переименована вВольное общество любителей словесности, наук и художеств. В следующем году его состав значительно расширился. В общество вошли молодые поэты А.Х.Востоков, И.П.Пнин, Н.Ф.Остолопов, Г.П.Каменев, А.Е.Измайлов, сыновья А.Н.Радищева – Николай и Василий Радищевы, позднее К.Н.Батюшков, С.С.Бобров; близко стоял к ним Н.И.Гнедич. Участники общества принадлежали в основном к разночинной интеллигенции, что было новым явлением в русской культурной жизни. В 1803 году по ходатайству Борна и Попугаева получено правительственное утверждение Вольного общества. С 1804 года отчеты о его заседаниях печатались в журнале «Северный вестник». 15 июля 1805 года президентом общества вместо Борна был избран Пнин, вскоре умерший (17 сентября 1805 года). В ранний период своей деятельности (1801-1807) общество являлось центром передовой демократической мысли в России начала века. В нем преобладали свободолюбивые настроения, отрицательное отношение к деспотизму и крепостническому строю.

Первый период существования обществава ознаменовался творчеством группы поэтов, поэтов-радищевцев. Немалое влияние на общество оказали идеи Радищева, хотя участники его не поднимались до радищевской постановки вопроса о революции. Они продолжали вслед за Радищ. обсуждение в лит-ре злободневных социальных проблем Самый видный из радищевцев– Иван Петрович Пнин. Лит.деятельность поэтов-радищ. объединялась общностью их идейных позиций – протестом против креп.права и деспотизма, провозглашением идеи равенства людей, борьбой за просвещение, зачатки материалистического мировоззрения.

Просветительские идеи выражались в периодических изданиях, издаваемых обществом и связанных с ним – альманах «Свиток муз» (1802 - 1803), жур. «Периодическое издание общ-ва любителей словесности»(1804 – вышел только один номер), жур. «Северный вестник» (1804 - 1805), «Журнал рос. словесности» (1805), «Санкт-Петербургский вестник» (1812) и др. В журналах рядились все на те же темы крепостного права, гос. устройства и просвещения.

"БЕСЕ́ДА ЛЮБИ́ТЕЛЕЙ РУ́ССКОГО СЛО́ВА " (1811—16) — лит. общество. Явилось продолжением лит. вечеров, которые с 1807 устраивали поочередно у себя в домах А. С. Шишков, Г. Р. Державин, М. Н. Муравьев, И. С. Захаров. Приобретя офиц. статус, заседания Б. Л. Р. С. стали проводиться в форме ежемесячных публичных чтений в заново отделанном зале державинского дома на Фонтанке в исключительно торжественной обстановке, при большом стечении представителей высшего петербургского об-ва. Идеологическая и лит. направленность членов Б. Л. Р. С. была неоднозначна. Основным объединяющим фактором служило предромантическое стремление определить (в противовес европеизму карамзинистов) языковые и лит. формы выражения нац. самобытности и уникальности. С др. стороны, на фоне сентименталических принципов камерности, легкости и развлекательности чтения очевидны попытки членов Б. Л. Р. С. подчеркнуть серьезность писат. и читат. труда, государственную важность и гражданский пафос лит-ры. С этими положениями, легшими на благодатную почву патриотического подъема в об-ве накануне войны 1812, в той или иной мере связаны особая официальность заседаний Б., иерархичность ее устройства, борьба за крупные жанровые формы, высокий и простонародный стили, тенденция к созданию "трудной" поэзии, требующей усилий от читателя, интерес к "Слову о полку Игореве" и рус. фольклору, культивирование декламационного ораторского начала. В наиболее яркой и заостренной форме идеологической и эстетической основы Б. Л. Р. С. сформулированы Шишковым, к-рый настаивал на необходимости широко использовать в новой рус. лит-ре потенциал древне-русской словесности во всех ее стилистических вариантах, а развитие нац. культуры ставил в прямую зависимость от органичности развития языка, не искажаемой иностранным влиянием и "необдуманными нововведениями". Хотя Б. Л. Р. С., за редкими исключениями, не позволяла себе явных выпадов против карамзинистов (Н. М. Карамзин был даже поч. членом Б.), она быстро стала символом архаистической лит. устремлений и обострила лит. борьбу нач. 19 в., став объектом многочисленных пародий членов "Арзамаса". После смерти Державина, когда Шишкова уже больше всего занимала Российская Академия, Б. внезапно распалась; ее поэтические принципы, однако, были подхвачены и переосмыслены "младшими архаистами" — А. С. Грибоедовым, П. А. Катениным, В. К. Кюхельбекером. Печатным органом Б., очень неровным по ценности представлявших там сочинений, являлись "Чтения в Беседе любителей рус. слова" (1811—16, 19 частей).

"АРЗАМАС" [1815–1818] — название лит. кружка, объединявшего сторонников нового "карамзинского" направления в лит-ре. "А." поставил себе задачей борьбу с устарелыми литературными вкусами и традициями, защитники которых объединялись "Беседой любителей русского слова". Членами "А." были как писатели (Жуковский, Батюшков, В. Л. Пушкин, Вяземский, А. С. Пушкин и др.), так и лица, известные более по своей общественной деятельности (братья Тургеневы, гр. Уваров, Блудов и другие). Большинство членов "А." еще до его основания были тесно связаны между собой давними дружескими связями и принадлежали к одному поколению столичного дворянства, европейски образованного и в массе либерально настроенного после войны 1812. Их враги — члены "Беседы" — были реакционерами и консерваторами в области политики и литературы. В противовес бюрократической торжественности заседаний "Беседы", заседания "А." имели характер веселых дружеских сборищ. Есть три точки зрения на название этого общ-ва: 1.упоминание города Арзамаса в шуточной сатире Д.Н.Блудова,2.поместье Карамзина было расположено вблизи Арзамаса,3. Название было взято из пародии Батюшкова. Все члены "А." наделялись шутливыми прозвищами, заимствованными из баллад Жуковского (Жуковский — Светлана, Вяземский — Асмодей, Пушкин — Сверчок и т. д.).

На заседаниях "А." читались шутливые протоколы, эпиграммы и пародии, высмеивающие членов "Беседы". С закрытием "Беседы" в 1816 полемический характер деятельности "А." потерял смысл..

В конце 1816 года в Арзамас был принят Н.И.Тургенев, который скоро почувствовал однообразие, устарелость содержания и формы арзамасской критики. Полит. убеждения Тургенева были значительно радикальнее взглядов старых арзамассцев. В нач.1817 г. в «А» вступил другой участник движения декабристов – М..Орлов, который в своей речи убеждал арзамасцев определить обществу цель. Он призывал их более тесно связать свою деят-ть с полит.борьбой дворцовых революционеров. Затем появился в общ-ве А.С.Пушкин, которому предстояло возглавить революц-романтич течение. Но для старых арзамасцев такое направление деятельности было неприемлемо. Политическое размежевание привело к распаду общ-ва в н.1818г.

Внешней причиной был разъезд многих его членов из Петербурга. Более глубокая причина была указана ранее: члены общ-ва по многим общественным вопросам оказались в разных лагерях, единства взглядов среди них не было.

Вместе с тем, ликвидация «А» знаменовала невозможность дальнейшего объединения новаторов-романтиков под одним знаменем. К этому времени рядом с романтическим течением Жук-го и Бат-го властно заявило о себе другое течение романтизма – активное, гражданское, революционное. Намечался уже новый фронт борьбы. И она действительно разгорелась в литературе 1816-1825 гг.

Также возникают Салоны. НО! неустойчивость этих форм сущ-я. В лит-ре того времени участвуют писатели 2-го и 3-го ряда и лит.фон. Лит.процесс создается усилиями писателей разного дарования. Особенностью лит-ры данного периода: отсутствие единого господствующего лит.стиля. Период хар-ся переходностью: распад классиц-ма, складывается предромант-м, созд-ся неокласс-м, созр-ся сентиментализм.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 5072 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...