Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки



Особенности классической науки. Понятие «классическая наука» охватывает период развития науки с XVII в. по 20-е годы XX в., то есть до времени появления квантово-релятивистской картины мира. Разумеется, наука XIX в. довольно сильно отличается от науки XVIII в., которую только и можно считать по-настоящему классической наукой. Тем не менее, поскольку в науке XIX в. по-прежнему действуют гносеологические представления науки XVIII в., мы объединяем их в едином понятии - классическая наука. Этот этап науки характеризуется целым рядом специфических особенностей.

1. Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде. Это связано с ориентацией на классическую механику, представляющую мир в виде гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. Поэтому механика рассматривалась и как универсальный метод познания окружающих явлений, в результате дававший систематизированное истинное знание, и как эталон всякой науки вообще.

Эта ориентация на механику приводила к механистичности и метафизичности не только классической науки, но и классического мировоззрения, а также проявлялась в целом ряде частных установок:

- однозначность в истолковании событий, исключение из результатов познания случайности и вероятности, которые расценивались как показатели неполноты знания;

- исключение из контекста науки характеристик исследователя, отказ от учета особенностей (способов, средств, условий) проведения наблюдения и эксперимента;

- субстанциональность - поиск праосновы мира;

- оценка имеющегося научного знания как абсолютно достоверного и истинного;

- осмысление природы познавательной деятельности как зеркального отражения действительности.

2. Рассмотрение природы как из века в век неизменного, всегда тождественного самому себе, неразвивающегося целого. Данный методологический подход породил такие специфические для классической науки исследовательские установки, как статизм, элементаризм и антиэволюционизм. Усилия ученых были направлены в основном на выделение и определение простых элементов сложных структур (элементаризм) при сознательном игнорировании тех связей и отношений, которые присущи этим структурам как динамическим целостностям (статизм). Истолкование явлений реальности поэтому было в полной мере метафизическим, лишенным представлений об их изменчивости, развитии, историчности (антиэволюционизм).

3. Сведение самой жизни и вечно живого на положение ничтожной подробности Космоса, отказ от признания их качественной специфики в мире-механизме, четко функционирующем по законам, открытым Ньютоном. В этом абсолютно предсказуемом мире (идею всеобщего и полного детерминизма наиболее точно высказал Лаплас: если бы было известно положение всех частей и элементов мира и силы, действующие на них, если бы нашелся ум, объединивший эти данные в одной формуле, не осталось бы ничего непонятного в природе, было бы открыто не только прошлое, но и будущее) не было места жизни, организм понимался как механизм. Казалось, чем дальше шел ход человеческой мысли, тем резче и ярче выступал такой чуждый живому, человеческой личности и ее жизни, стихийно непонятный человеку Космос. Бренность и ничтожность жизни, ее случайность в Космосе, казалось, все более подтверждались успехами точного знания.

Лишь одна религия продолжала отводить человеку особое место в мире. Присущее христианству резкое разделение духовного и материального и упор на превосходство духовного ныне получили противоположную оценку: мир физический все более представлялся основным средоточием человеческой деятельности. Христианское противопоставление духа и материи постепенно превращалось в свойственное классическому мышлению противопоставление разума и материи, человека и Космоса.

4. Наука вытеснила религию в качестве интеллектуального авторитета. Человеческий разум и практическое преобразование природы как результат его деятельности полностью вытеснили теологическую доктрину и Священное Писание в качестве главных источников познания вселенной. Вера и разум были окончательно разведены в разные стороны. Место религиозных воззрений заняли рационализм, который выдвинул концепцию человека как высшей, или окончательной, формы разума, чем дал жизнь светскому гуманизму; и эмпиризм, который выдвинул концепцию материального мира как важнейшей и единственной реальности, чем заложил основы научного материализма.

Претендуя на ведущее место в мировоззрении, наука, тем не менее, оставляла место религии и философии. Мировоззрение модернизированного общества оставляло человеку право выбора веры, убеждений и жизненного пути. Правда, чем больше практических результатов давала наука, тем более прочными становились ее позиции, тем шире распространялось убеждение, что только наука способна обеспечить лучшее будущее человечества. Поэтому религия и метафизическая философия продолжали медленно, но верно клониться к закату. Знаком этого стала знаменитая позитивистская концепция Конта о трех периодах в развитии знаний - религиозном, метафизическом и научном, последовательно сменявших друг друга. Заявления науки о твердом знании мира представлялись не просто правдоподобными, казалось едва ли уместным ставить их под вопрос. Ввиду непревзойденной познавательной действенности науки, а также ввиду строжайшей безличной точности ее построений, религия и философия были вынуждены сообразовывать свои позиции с наукой. Именно в науке современное мышление нашло наиболее реалистичную и устойчивую картину мира.

Особенности неклассической науки. Время неклассической науки приходит в ХХ веке с важнейшими достижениями науки. Непосредственными точками поворота от классики к неклассике являются релятивистская и квантовая теории. В механическую картину мира, рассчитанную на относительно малые скорости, не укладывался электромагнетизм, имеющий дело со скоростями значительными. Скорость, сравнимая со скоростью света привела к созданию релятивистской физики, использующая существенно иную сетку понятий (замена дальнодействия близкодействием, замена принципа относительности Галилея принципом относительности Эйнштейна, релятивизация пространственно-временных отношений). «Ультрафиолетовая катастрофа» обнаружила предел применимости классических понятий (разбаланс теории и эмпирии в определении спектрального распределения энергии ультрофиолетовой части спектра). Произошел отказ от принципа непрерывности и было введено понятие порционного изменения энергии по закону излучения Планка.

Основными особенностями неклассической науки являются:

Интегратизм. Действительность является многомерной и поливариантной, где целое и часть самодостаточны. Целое не агрегат разрозненных, недоразвитых относительно него частей. Часть есть не миниатюра целого. Целое и часть (система и подсистема) нераздельны и неслиянны, они обладают самостоянием, суверенностью. Они единосущны, однопорядковы, не редуцируемы, но проникаемые друг в друга.

Синергизм. Классическая наука имела дело с миром, который с известной долей условности все же мог моделироваться как совокупность движущихся материальных точек, механически ассоциируемых в телесные многообразия. Теперь наука имеет дело с активными системами, свойства которых определяются текущими в них процессами. Синергизм трактует образование макроскопических упорядоченных структур в немеханических системах с позиций формирования порядка из хаоса вследствие коллективных эффектов согласования множества подсистем на основе нелинейных, неравновесных упорядоченных процессов. Самоорганизующиеся, неравновесные, нестационарные, открытые, каталитические системы ни при каких обстоятельствах не ведут себя как классические элементарные. Их нельзя описывать на основе классического принципа сложенности (принцип Анаксагора-Демокрита) и механистичности (принцип Кеплера).

Антисозерцательность. Учет роли средств исследовательского воздействия на объект познания. Например, всякое наблюдение атомных явлений включает взаимодействие последних со средствами наблюдения, которыми нельзя пренебречь.

Релятивизм. Первое его основание: в различных условиях свойства вещей различны. Второе основание: научный аппарат (описания, понятия, величины), зависит от конкретных систем отсчета, которые формируются на определенных этапах научного познания, потому в неклассическом представлении невозможны раз и навсегда установленный научно-категориальный аппарат.

Дополнительность. Этот принцип разрушает классическую идею зеркально-однозначного соответствия мысли реальности безотносительно к способам ее познания. Теперь объективная реальность такова, с помощью какого инструмента ее изучают. Например, фиксированные системы отсчета, пригодные для описания совершено конкретных параметров (скажем энергетических), не пригодны для описания иных (скажем, пространственно-временных).

Когерентность. Означает синхронизированность различных и зачастую кажущихся несвязанными событий, которые налагаются друг на друга и от того усиливают или ослабляют размерность собственного течения.

Поворот от бытия к становлению. Классическое знание исключает «становление». Это выражается в следующих законах: Закон сохранения (идея качественной стабильности вещей), принцип постоянства, цикличности, ритмичности, тождества, непротиворечивости сущего. Когда появилась теория Большого взрыва, невозможность объяснения теории жизни с чисто вероятностной точки зрения возникли зачатки новой версии науки – глобального эволюционизма.

Особенности постклассической науки. В новой науке неклассическая цепочка «знание – реальность» трансформируется в пост классическое кольцо: «реальное знание и его человеческий потенциал в онаучиваемой реальности». На первое место выходит принцип антропоцентризма. Высшей ценностью становится не принцип «знание – цель», а антропный принцип: знание средство. При любых обстоятельствах познавательная экспансия должна получать гуманитарное, родовое оправдание.

Классика и неклассика функционировали как знания – отображения, ориентированные на постижение свойств мира. Постклассика будет функционировать как знание – инструмент для утверждения человека в мире. Бытие рассматривается не цель, а то, что отвечает нашим запросам, а также то, что мы можем конструировать сами в соответствии со своими интересами.

Основные критерии постнеклассической науки:

Синкретизм. Глобальным движение человечества по упрочению своего рода становится сознательное созидание бытия, обеспечивающего будущую историю. В таком ракурсе направление фундаментальной науки корректируется прикладной наукой, направленной на получение социально работоспособного полезного для человека знания. Наука подчинена общечеловеческой логике, согласующей знание и ценности, истину и идеалы, этику и технологию.

Телеономия. Классика и неклассика различали механическую и целевую причины. От Аристотеля, Лейбница, Идеологов Просвещения красной нитью идет линия ни вытеснение цели из контекста знания. От того возникали противостояния: механической науки – свободно-целевой духовности, физика – метафизика, мир природы – мир свободы, сферы сущего – сферы должного, истина – ценность. С неоклассической фазы знания и ценности перестают противостоять друг другу. Наука лишена самодовлеющего статуса. Наука не цель, а средство самоутверждения человечества.

Новая рациональность. Для классики и неклассики бытие бессмысленно, объясняемо в терминах познавательной прагматики. Для постклассики бытие осмысленно как сгусток ценностно-целевых воплощений: воспринимаемо через призму оптимальных путей выживания, то есть идеалов гуманитарных констант. Для классики и неклассики рационально то, что ведет к истине. Для постклассики, определяемой так же как гуманитарный антропоморфизм рациональна целесообразная жизнь.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1204 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...