Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глобальный эволюционизм. Проблема развития в современной науке



Глобальный эволюционизм. Одна из важнейших идей европейской цивилизации – идея развития мира. В своих простейших и неразвитых формах (преформизм, эпигенез, кантовская космогония) она начала проникать в естествознание еще в XVIII в. Но уже XIX в. по праву может быть назван веком эволюции. Сначала в геологии, затем биологии (здесь принцип эволюции получил наиболее полную разработку и стал ее фундаментальным принципом со времен Ч. Дарвина) и социологии теоретическому моделированию развивающихся объектов стали уделять все большее и большее внимание.

В науках физико-химического цикла идея развития пробивала себе дорогу очень сложно. Вплоть до второй половины XX в. в ней господствовала исходная абстракция закрытой обратимой системы, в которой фактор времени не играет роли. Даже переход от классической ньютоновской физики к неклассической (релятивистской и квантовой) в этом отношении ничего не изменил. Правда, в классической термодинамике был сделан некоторый робкий прорыв: введено понятие энтропии и представление о необратимых процессах, зависящих от времени. Этим самым в физические науки была введена стрела времени. Но, в конечном счете, и классическая термодинамика изучала лишь закрытые равновесные системы, а неравновесные процессы рассматривались как возмущения, второстепенные отклонения, которыми следует пренебречь в окончательном описании познаваемого объекта.
Проникновение идеи развития в геологию, биологию, социологию, гуманитарные науки в XIX - первой половине XX в. происходило независимо в каждой из этих отраслей познания. Философский принцип развития мира (природы, общества, человека) не имел общего, стержневого для всего естествознания (а также для всей науки) выражения. В каждой отрасли естествознания он имел свои (независимые от другой отрасли) формы теоретико-методологической конкретизации.

Только к концу XX в. естествознание нашло теоретические и методологические средства для создания единой модели универсальной эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец, возникновение человека и общества (антропосоциогенез). Такой моделью является концепция глобального эволюционизма. В этой концепции Вселенная предстает как развивающееся во времени природное целое, а вся история Вселенной от Большого Взрыва до возникновения человечества рассматривается как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически связаны между собой. Космохимия, геохимия, биохимия отражают здесь фундаментальные переходы в эволюции молекулярных систем и неизбежности их превращения в органическую материю.

В концепции глобального эволюционизма подчеркивается важнейшая закономерность направленность развития мирового целого на повышение своей структурной организации. Вся история Вселенной от момента сингулярности до возникновения человека предстает как единый процесс материальной эволюции, самоорганизации, саморазвития материи.
Важную роль в концепции универсального эволюционизма играет идея отбора: новое возникает как результат отбора наиболее эффективных формообразований, неэффективные же инновации отбраковываются историческим процессом; качественно новый уровень организации материи окончательно самоутверждается тогда, когда он оказывается способным впитать в себя предшествующий опыт исторического развития материи. Эта закономерность характерна не только для биологической формы движения, но и для всей эволюции материи.

По мнению Н.Н. Моисеева все, что происходит в мире, действие всех природных и социальных законов можно представить как постоянный отбор некоторых состояний из поля возможностей. В этом смысле все динамические системы обладают способностью «выбирать», хотя конкретные результаты «выбора», как правило, не могут быть предсказаны заранее. Глобальный эволюционизм представляет собой соединение идеи эволюции с идеями системного подхода. В этом отношении глобальный эволюционизм не только распротсраняет развитие на все сферы бытия, но и преодолевает ограниченность феноменологического описания развития.

Принцип глобального эволюционизма требует не просто знания временного порядка образования уровней материи, а глубокого понимания внутренней логики развития космического порядка вещей, логики развития Вселенной как целого.
На этом пути очень важную роль играет так называемый антропный принцип. Содержание этого принципа в том, что возникновение человечества, познающего субъекта (а значит, и предваряющего социальную форму движения материи органического мира) было возможным в силу того, что крупномасштабные свойства нашей Вселенной (ее глубинная структура) именно таковы, какими они являются; если бы они были иными. Вселенную просто некому было бы познавать. Данный принцип указывает на глубокое внутреннее единство закономерностей исторической эволюции Вселенной, Универсума и предпосылок возникновения и эволюции органического мира вплоть до антропосоциогенеза. Согласно этому принципу существует некоторый тип универсальных системных связей, определяющих целостный характер существования и развития нашей Вселенной, нашего мира как определенного системно организованного фрагмента бесконечно многообразной материальной природы. Понимание содержания таких универсальных связей, глубинного внутреннего единства структуры нашего мира (Вселенной) дает ключ к теоретическому и мировоззренческому обоснованию программ и проектов будущей космической деятельности человеческойцивилизации.

Важной составляющей теории глобального эволюционизма является синергетика (греч. содействие, сотрудничество). Особое внимание она уделяет согласованному (когерентному) состоянию процессов самоорганизации в сложных системах различной природы. Она изучает любые самоорганизующиеся системы, состоящие из многих подсистем (электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, органы, сложные многоклеточные организмы, люди, сообщества людей). Самоорганизация рассматривается как одно из основных свойств движущейся материи и включает все процессы самоконструирования, саморегуляции, самовоспроизведения. Она выступает как процесс, который приводит к образованию новых структур.

В настоящее время идея глобального эволюционизма это не только констатирующее положение, но и регулятивный принцип. С одной стороны, он дает представление о мире как о целостности, позволяет мыслить общие законы бытия в их единстве, а с другой ориентирует современное естествознание на выявление конкретных закономерностей глобальной эволюции материи на всех ее структурных уровнях, на всех этапах ее самоорганизации.

Проблема развития в современной науке. Развитие вторая по значимости фундаментальная проблема человеческого интеллекта. Строго говоря она представляет собой часть проблемы сущности мира. Огромный вклад в постановку и решение этой проблемы внес Гегель. Однако построенная на идеалистической основе философия Гегеля потерпела крах, поскольку ее оказалось недостаточно для осмысления бесконечности. Рациональное зерно Гегеля это диалектика. Вычленить это зерно смог научный философский интеллект, создавший развернутую теорию диалектики, в которой ее важнейшие понятия получили основательную разработку. Конечный интеллектуальный результат – решение вопроса о бесконечном характере развития.

Одним из вопросов, решение которого было только подмечено Гегелем был вопрос о соотношении движения и развития. Понятия эти имеют предельный характер. Движение, по определению Энгельса, есть изменение вообще. С развитием со времен Гегеля связывали специфический признак движения от низшего к высшему. Таким образом, движение выступает как всеобщее, а развитие – как его частный случай, особенное.

В советской науке 50-80-хгг. Было высказано мнение, что движение есть всеобщее свойство материи, или атрибут, а развитие – лишь одна из форм движения, возникающая чрезвычайно редко. Это утверждение опиралось на внешне правдоподобное утверждение, что случаи движения имеют всеобщий и массовый характер, а развития – чрезвычайно редкий. Более того с позиций «массового», или стохастического (случайного), подхода развитие оказывается чрезвычайно маловероятным случаем. Так по подсчетам Кастлера, вероятность возникновения жизни, рассчитанная относительно уровня аминокислот и нуклеотидов, равняется 10-252, что фактически означает невозможность появления жизни за 2х109 лет. По подсчетам Блюмефельда, вероятность возникновения жизни относительно уровня химических элементов составляет 10-800, а применительно к квантовому уровню, по данным Вигнера, вообще близка 0.

Итак проблема развития это проблема «крайне мало вероятного». Но, во-первых, вышеуказанное представление делает теоретически необъяснимым наличествующий факт развития. Развитие невозможно вывести из изменения, так как это характеризуется возникновением нового, никогда ранее не существовавшего – такого признака нет у движения. Во-вторых, возникновение нового есть слишком фундаментальная «особенность», чтобы объяснить ее внезапным появлением. В-третьих, откуда могла взяться высшая форма из низшей кроме как не через развитие.

Развитие есть более фундаментальный и содержательный процесс, проявляющийся в больших интервалах изменений. Наиболее яркие «случаи» развития связаны с переходами основных форм материи друг в друга, с крупными ступенями внутри этих форм. Движение же есть абстрактная сторона развития.

По представлениям современной философской мысли процесс развития включает в себя, в качестве подчиненного момента, круговороты, характеризуется неопределенной необратимостью, хотя и предполагает моменты возвратного движения, или регресса.

Парадокс развития. Высшее (Н) можно представить как совокупность содержания, заимствованного из низшего (S) и некоторого нового возникшего содержания (h). Таким образом, высшее есть результат приращения сложности к низшему. Например, химическое несет в себе основное содержание его физической основы и некоторое новое, существенное содержание, собственно химическое. Это же относится к биологической и социальной материи. Человек же вообще включает в себя основное богатство содержания физического, химического и биологического и при этом включает в себя свое собственное содержание. И возникает вопрос: откуда берется добавочная сложность?

Пример из биологии: при развитии из человеческой зиготы до взрослого человеческого организма количество информации возрастает от 1011 бит информации до 5х1025 бит относительно молекулярного уровня организации. Человеческий организм сложнее исходной клетки 1014 раз. Откуда взялась добавочная сложность?

Высшее не может явиться из низшего, ибо тогда будет означать, что кролик содержится в траве, которую он ест.

Получается так, что высшее может прийти только из низшего, ведь больше неоткуда. Но тогда низшее уже является высшим и выходит, что низшее и высшее равны, а развития нет.

Решение парадокса состоит в следующем. Новое содержание не является абсолютно чуждым низшему и до некоторой степени присутствует в нем в виде возможности. В химизме содержится возможность появления живого, в живом – появление человека. Однако ничто в мире не возникает в силу возможности, все возникает в силу той или иной объективной необходимости, которая заложена в низшей ступени развития. Возможность и необходимость нового можно выразить одним понятием – «направленности» развития.

Констатируя абсолютно доказанный современной наукой факт развития и не вводя никаких не следующих из фактов объяснительных понятий (бога, идеи, эмерджента), мы должны признать, что самоусложнение, возникновение нового, переход низшего в высшее – это фундаментальная, коренная, невыводимая из каких-либо более глубоких оснований способность материи. Самопревращение простого в сложное, низшего в высшее – это коренной способ бытия материи, ее глубинная сущность.

Решение парадокса в том, что материя никогда не является ставшей, она всегда становится, вечно усложняется со всеми своими свойствами, атрибутами и бесконечным богатством особенного и единичного. Материя вечно несет в себе противоречие с самой собой, она всегда сложнее самой себя, находится в непрерывном процессе самоусложнения, что является ее способом существования.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2074 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...