Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русское искусство XVIII–XIX веков



§1. Искусство XVIII века: реформы Петра I в сфере культуры; борьба за петровские завоевания; русская просвещенная монархия.

§2. Искусство XIX века: «Золотой век» русской культуры; русский академизм середины века; критический реализм второй половины века.

§1. ИСКУССТВО XVIII ВЕКА

Восемнадцатый век в истории России – это время колоссальных перемен во всех сферах жизни: в экономике, в социальных отношениях, в общественной мысли и в культуре в целом. В это время происходит окончательный отход от средневековых стереотипов и распространение идей западноевропейского Просвещения.

Светская направленность и привнесение идей рационализма, открытость к контактам и преодоление национальной замкнутости и локальности культур­ного развития, внимание к человеческой личности и демократизация культуры, – принципиально отличают культуру эпохи Просвещения.

Преобразования Петра I в области культуры

В деле культурного строительства и преобразований XVIII века главенствующую роль играл первый император России Петр I Великий. Наряду с акти­визацией внешней политики, он провел целый ряд реформ, направленных на формирование нового общества, нового человека, обновленного сознания, а не на решение отдельных узкоотраслевых проблем.

В своей реформаторской политике император сделал ставку на человека, его способности и энтузиазм. Он заставил его смотреть вперед, в будущее, а не цепляться за дедовские авторитеты и традиции. Тем самым, поставив перед обществом проблемы, он в кратчайшие сроки (около четверти века) смог полу­чить первые и значительные результаты. Остановимся на реформах Петра I в области культуры.

Большое значение для проведения военной и экономической реформ Петр придавал формированию и развитию отечественной науки и образования. Преимущество было отдано отраслям знания, необходимым для развития производства и пополнения сырьевой базы государства. В этом смысле лидировали естественные науки: минералогия, ботаника, география, этнография. Тем не менее, не только прикладной уровень знания интересовал императора; он про­зревал будущее. Одним из последних, подписанных уже смертельно больным царем, был указ об учреждении Академии наук, открытой уже после смерти Петра в 1725 году.

В образовании также главенствовал принцип «прикладного знания» для подготовки новых отечественных кадров. В 1701 г. открывается «Школа математицких и навигацких наук», Пушкарская школа в Москве. Также были основаны профессиональные отраслевые школы – инженерная, медицинская, горные. Петром была заложена основа системы светского образования, оформившаяся во время правления Екатерины II. В 1714 г. в провинциях открываются «цифирные школы» для дворянских и подьячих детей. Впрочем, в 1720 г. на смену им приходят епархиальные, гарнизонные и солдатские школы грамоты, – утвердившие сословную структуру общества.

Не менее важным Петр считал развитие книжного дела и печати, как фактор распространения и популяризации знаний и отечественных завоеваний. Предпочтение, среди печатных изданий отдавалось учебным и справочным изданиям. Значимым событием с точки зрения распространения и повышения грамотности населения было введение в 1710 г. гражданского шрифта, значи­тельно более простого в сравнении с церковным. В 1702 году начинает выхо­дить газета «Ведомости», причем Петр намеренно наказал издавать ее на деше­вой бумаге, дабы увеличить круг ее читателей вследствие дешевизны.

Ратуя за светскость в культуре, Петр I провел целенаправленную реформу церкви. Она затрагивала проблему как церковных владений и богатств (секуляризация церковных земель и принуждение к финансовой поддержке государст­венных проектов), так и ее организации и встроенности в систему государственных институтов (учреждение Святейшего Синода, введя в него государст­венного чиновника с самыми широкими полномочиями).

В искусстве петровского времени прослеживаются те же тенденции – светская направленность и европеизм. Символом нового искусства стал Санкт–Петербург, Именно здесь проявили себя наиболее ярко новые тенденции в ар­хитектуре и изобразительном искусстве первой четверти XVIII века.

Для постройки новой русской столицы по лучшим европейским стандар­там были приглашены крупные иностранные архитекторы Доменико Трезини и Жан Батист Леблон. Впервые в истории России город строился по Генерально­му плану, а не спонтанно. Таким образом, город представлял собой рациональ­но спланированный ансамбль с правильной сеткой улиц, системой кварталов, площадей, парков. Забота Петра о регламентированности сословных отноше­ний нашла отражение в строительстве по «образцам» – для именитых, зажиточ­ных и подлых, а также в делении городской застройки на зоны – по сословной принадлежности.

С точки зрения стилистики, архитектура петровского времени неодно­значна. В это время продолжают развиваться старорусские барочные традиции, в тоже время осуществляется активное привнесение западного классицистиче­ского наследия.

В живописи также продолжают уживаться старые и новые традиции. Это особенно заметно в парсунном письме и провинциальном портрете. Тем не менее, произошли кардинальные изменения. Это касается как технического оснащения (масляная техника живописи), так и технологии с использованием таких приемов, как прямая перспектива, анатомическая точность, передача фактуры поверхностей.

Для преодоления русского отставания от западных художественных тех­нологий, Петр предпринимает те же шаги, что и в науке и ремеслах – обучение за границей за государственный счет. Отличие состояло лишь в том, что худо­жеству обучались не дворянские дети. Эта система получила название пенсионерства, т.е. получение от государства пенсии (денежного довольства) для обучения за границей. Одним из первых пенсионеров был Иван Никитин.

Ведущим жанром в изобразительном искусстве долгое время остается портрет. И это не случайно. Портрет в определенном смысле продолжает идею иконы: в центре внимания по-прежнему находится человек. Но в портрете человек мыслится конкретно, осязаемо, что вполне совпадает с идеологическим стержнем эпохи – «человек – творец истории».

Различают парадный и камерный портреты, парный и двойной. На протяжении большей части XVIII века главенствовал парадный портрет, который фиксировал не столько личные качества портретируемого, но его общественный статус. В середине века с расцветом усадебной культуры усиливается вни­мание к парному портрету, посвященному обычно хозяевам – мужу и жене. В конце века с усилением сентиментальных тенденций в искусстве развиваются традиции двойного портрета с привнесением в него жанрового элемента (мало­го события или действия).

Борьба за петровские завоевания

Послепетровское время, а именно II четверть XVIII века именуют эпохой дворцовых переворотов. Борьба за власть и сферы влияния – одна из характер­ных черт этого периода. С точки зрения культурного развития можно говорить об отходе от петровских заветов и завоеваний. Те культурные контакты, кото­рые установил Петр, стали не средством для развития отечественной культуры, но самоцелью. Такая неразумная антинациональная политика привела к заси­лью иностранцев при дворе на наиболее значимых постах, а также в научных и художественных кругах, что неминуемо вело к выхолащиванию всего русского.

С восхождением на трон дочери Петра I Елизаветы Петровны связан второй расцвет национального искусства и общий подъем культуры. Она яви­лась продолжательницей начинаний первого русского императора.

Одна из наиболее ярких страниц в художественной культуре середины века – это русская архитектура. В ней нашло свое отражение увлечение и, в некотором смысле, подражание русской аристократии Французскому двору. Именно блестящий французский дворцовый стиль (барокко) в его русской ин­терпретации стал основой архитектурной стилистики 40-50-х годов XVIII в.

Барокко, являясь универсальной художественной системой, известной с конца XVI века, претерпел значительные изменения и получил местную окра­ску как во Франции, так и в России.

Остановимся на его характерных чертах:

1. Четкая графика плана устройства здания, его подчиненность простым геометрическим формам – прямоугольник, круг, квадрат, – и принципу осевой симметрии.

2. Аналогичная графика фасадов с четкой линией карнизов, дроблением на этажи, регулярным чередованием окон и осевой симметрией.

3. Ордер, как основной архитектурно-декоративный акцент.

4. Двуцветность окрашивания фасадов (белый в контрасте с каким-либо светлым тоном).

5. Анфиладная организация внутреннего пространства (нанизывание зал на единую ось, дверь в дверь).

6. Законченное декорирование внутренних помещений, гармония всех его компонентов для создания микромира.

Для полноты картины отметим также национальные традиции в рамках западноевропейского барокко:

1. высокая кровля («домиком»),

2. деление здания по высоте на две части: 1 +2 этажа (подклеть и клеть),

3. оформление портала (входа) на манер «крылец» с взъездами, навершиями и характерным декорированием.

Проанализировав систему организации и декорирования архитектуры середины века, становится очевидным синтетичность сложившегося стиля. Ом впитал в себя традиции западноевропейского барокко с его пышностью, масштабностью. В то же время, архитектуре свойственна рациональная организованность, уравновешенность и баланс архитектурной формы и ее декоративно­го решения, что апеллирует к другому стилю – классицизму. Мы также отмеча­ли и влияние местных национальных традиций. Все это делает архитектурный стиль середины века уникальным и чрезвычайно своеобразным.

Наиболее ярко искания в архитектуре запечатлелись в творчестве Франческо Барталамео Растрелли, работавшего преимущественно в жанре дворцово­го ансамбля.

В изобразительном искусстве также находят свое продолжение петров­ские начинания. При дворе сохраняется штат приглашенных художников, но и продолжается традиция пенсионерства. Также большее значение получает обучение местных мастеров (часто крепостных) у иностранных приезжих художников.

Одним из наиболее ярких художников-пенсионеров того времени был Андрей Матвеев, продемонстрировавший совершенное владение всеми прие­мами западноевропейской техники. Среди крепостных художников этого вре­мени можно назвать Ивана Вишнякова, Алексея Антропова, Ивана Аргунова.

Русская просвещенная монархия

Вторая половина XVIII века – время правления Екатерины II не безосновательно называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Действительно в это время происходит окончательное сложение русской нации и национальной культуры, основанной не только на глубоком постижении самобытности на­родной культуры, но и на осознании единства ее с мировой культурой.

Во второй половине века происходит окончательное, начатое еще при Петре Великом, оформление системы образования. Эта система представляла собой трехступенное обучение:

– малое народное училище (1-2 класса);

– главное училище (3-4 класса);

– университет.

В целом образование носило сословный характер: существовали школы грамотности для простонародья (кроме крепостных), профессионально-художественные училища для детей крепостных, закрытые учебные заведения для детей дворян. Впервые появляются учебные заведения по подготовке педагогических кадров: в 1779 г. открывается Учительская семинария при Московском университете, а в 1782 г. – Педагогический институт в Петербурге. В на­чале XIX в. педагогические институты открываются при всех университетах, которых к тому моменту было уже немало (в Москве, Казани, Харькове, Тарту).

Период расцвета во второй половине века переживает общественная мысль России, в рамках которой особое место занимали идеи просвещения и рационализма. Среди наиболее важных событий и проблем в общественной жизни этого времени следует отметить следующие:

1. Вопрос о государственной власти и судьба самодержавия.

2. Просветительской идеология и ее антикрепостническая направлен­ность.

3. Масонство (30-е годы XVIII века – 1822 г.) и идея социального равенства.

В связи с новыми тенденциями в политической и общественной жизни России, произошли кардинальные изменения и в художественной культуре. По-прежнему лидирующее место в системе искусства занимает архитектура. В 60-е гг. в качестве официального стиля утверждается классицизм. Он эволюционировал вплоть до начала XIX века:

– 60-е – нач. 80-х гг. – ранний классицизм,

– сер.80-х – 90-е гг. – строгий классицизм,

– начало XIX в. – ампир (имперский стиль).

Происходят изменения и с точки зрения типа построек: дворцы уступают свое господство общественным зданиям. Лишь к концу века частный городской дворец и усадебная постройка восстанавливают свои права.

Среди наиболее ярких представителей русского классицизма имена таких архитекторов, как Василий Баженов и Матвей Казаков – основоположники русского классицизма; Александр Кокоринов – представитель раннего классицизма; Джакомо Кваренги, Чарлз, Иван Старов, в чьем творчестве классицизма об­рел свои законченные формы; Андрей Воронихин, Андреян Захаров, Карл Росси, составившие славу русского ампира.

Важным завоеванием эпохи был расцвет отечественной скульптуры. В русском искусстве предыдущих эпох скульптура не занимала должного места. В средние века она не соответствовала церковному канону, своей материальностью и откровенной телесностью опрощая церковную догму и смущая верующих. В начале XVIII века Петр пригласил итальянского скульптора Растрелли – отца, но говорить о расцвете скульптуры было еще рано. Только с появлением плеяды отечественных художников стало возможным заявить о появлении национальной скульптурной школы.

Во второй половине века скульптура наконец-то обрела самостоятельное значение и была востребована. Славу русской школы скульптуры составили Федор Гордеев, Михаил Козловский, Феодосии Щедрин, Иван Мартос, Этьен Фальконе, Федот Шубин.

Развитию изобразительного искусства во многом способствовало открытие в 1757 г. Академии художеств – первого профессионального специализированного учебного заведения. В рамках Академии художеств ведущее место занял классицизм, сохранявший свое «единовластие» более полутора столетий.

В конце века наметился стилевой сдвиг в сторону сентиментализма. Но если в поэзии и литературе он проявил себя довольно ярко (Николай Михайлович Карамзин, Александр Николаевич Радищев, Василий Андреевич Жуковский), то в живописи он находит специфическое решение в рамках традиционной классической схемы (лирические портреты Владимира Боровиковского).

Екатерининское время выдвигает плеяду замечательных художников: Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, Антона Лосенке. С точки зрения жанра, по-прежнему лидирует портрет. Но он во многом преодолевает узко жанровую направленность – парадный и камерный, расши­ряя рамки каждого из вариантов и образуя бесконечные комбинации (например, «Портрет заводчика Демидова с лейкой» Д. Левицкого).

В творчестве А. Лосенко получает свое развитие исторический жанр, до этого представленный работами иностранных художников, а также гравюрами петровского времени (Александр Федорович Зубов). Но истинного расцвета этот жанр достигнет лишь через столетие.

§2. ИСКУССТВО XIX ВЕКА

XIX век в русской культуре сопряжен с целым рядом судьбоносных со­бытий: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 1825 года, отме­на крепостного права в 1861 году, промышленный переворот второй половины века.

С точки зрения динамики развития культуры, XIX век распадается на две фазы, закономерно сменяющие друг друга. Первая половина века проходила под знаменем расцвета дворянской культуры. Именно в рамках этого сословия оформились наиболее значимые идеи общественного развития, и проходило осмысление судьбы России в целом. После Манифеста 1861 года происходит демократизация движущих сил культурного развития, и формирование разночинной культуры.

Художественная культура живо реагировала на происходившие в обще­стве изменения. Смена типов культур запечатлелась в художественной стили­стике: романтизм первой половины века сменился реализмом второй половины столетия.

«Золотой век» русской культуры

Отечественная война 1812 года во многом определила развитие культуры России на ближайшую половину века. Она продемонстрировала активность и самостоятельность социальных низов (мужичество) русского общества и столкнула русскую культуру с прогрессивной европейской. Закономерны итоги войны: небывалый патриотический подъем, с одной стороны, и неудовлетворенность русской действительностью, с другой.

Дабы пресечь вольнодумство в дворянской среде, Александр I, а затем Николай 1 предпринимают ряд мер. Эти меры затронули, прежде всего, образование (усиление сословной зависимости и полицейского контроля) и просвеще­ние (учреждение в 1817 году Синодальной цензуры).

Тем не менее, XIX век в целом и его первая половина в частности ознаменован взлетом общественно-политической мысли и формированием целого ряда общественных движений. Главные вопросы, которые они решали – это отношение к самодержавию и к крепостничеству.

Выразителем передовых идей того времени стала литература. На волне нового отношения к простолюдину (как к личности), но с чувством глубокой неудовлетворенности состоянием дел в стране, рождается романтизированные образы и особое чувствование. Новые веяния нашли отражение в творчестве русских романтиков-сентименталистов Василия Андреевичи Жуковского, Конд­рат Федорович Рылеева, молодого Александра Сергеевича Пушкина.

Аналогичные либеральные тенденции наблюдаются и в изобразительном искусстве. Ведущей темой становится человек – неординарный, свободолюбивый, духовно независимый, глубоко чувствующий и страстно выражающий свои чувства.

Впервые в рамках высокого искусства появляется интерес к незначитель­ным бытовым событиям, а также к народной жизни и быту. Тем не менее, ве­дущим жанром по-прежнему остается портрет. И в этом жанровом предпочте­нии проявил себя русский либерализм: акцент делался на чувственном, а не на активном, действенном начале, как, например, во Франции (сравнить «Свободу на баррикадах» Э. Делакруа и «Бедную Лизу» О. Кипренского).

Именно в жанре портрета проявили себя виднейшие отечественные художники этого времени: Орест Кипренский, Василии Тропинин, Алексей Венецианов. Венецианов вошел в историю отечественной культуры еще и как родоначальник жанровой живописи на темы народной жизни. В полном согласии с эстетикой романтизма написаны замечательные римские пейзажи Сильвестра Щедрина.

Русский академизм середины века

В середине XIX века сказалась реакционная политика правительства в сфере культуры. Художественный мир, всегда зависимый от властей и типа за­каза, это переживал особенно остро. В середине века олицетворением «закона и порядка», а вместе с ними и художественной правды стала Академия худо­жеств. Идеалы и художественные методы классицизма, пропагандировавшие­ся в ней, находили поддержку правящей структуры. Направляющей силой по­литики Николая I в сфере искусства становится официальный заказ. Таким об­разом, искусство оказалось в очередной раз на службе у власти.

Не смотря на это, завоевания искусства, в частности романтизма, Акаде­мия не смогла отринуть. Она поступила как истинный царедворец, пойдя на компромисс. Академическая школа обогатилась за счет романтизированной тематики и спецэффектов в духе романтизма (цветовые контрасты, частичное освещение и пр.), тем самым, подчинив его себе, своей классической схеме. Этот стилевой симбиоз (срастание) в русском искусстве середины века принято име­новать академизмом.

Одним из наиболее ярких и удачливых представителей академизма явля­ется Карл Брюллов. Его картина-эпопея «Последний День Помпеи» является иллюстрацией этого срастания классической схемы (деление массы на мелкие группы, а пространства – на планы, их детальная проработка, подчинение зако­нам классического оформления).

Не менее значимо и симптоматично творчество его современника Алек­сандра Иванова. Именно он пережил настоящую душевную драму из-за внут­реннего творческого разлада между академической выучкой и творческим про­зрением. Он создал художественную утопию – картину-мистерию «Явление Миссии» («Явление Христа народу»). И в этом он истинный романтик, веря­щий не только в безусловную преобразующую силу искусства, но и во власть одного над многими. Кроме того, А. Иванов в своих исканиях ближе всего по­дошел к открытиям следующего периода в развитии русской культуры: тоталь­ность власти художника над миром, использование законов пленэриэма.

Критический реализм второй половины века.

Если А. Иванов пытался реформировать традиционные нормы и схемы в поисках объективной правды, то другой художник пришел к этому совсем иным путем. Будучи самоучкой-любителем Павел Федотов избежал тотального влияния Академии и ее школы мастерства. После увольнения из армии (П. Фе­дотов был кадровым офицером), он заканчивает Академию художеств, вынеся из нее только то, чего недоставало уже сложившейся личности художника. Во многом, поэтому его искусство лишено типично академической застылости и высокопарности. Его герои живы, а их чувства понятны, естественны и близки даже простому зрителю.

П. Федотов считается родоначальником реалистической живописи в Рос­сии, хотя он опередил его официальное рождение почти на два десятилетия. Он впервые в русской живописи, работая в рамках бытового жанра, подчеркивал не особенное (как Венецианов), а улавливал и акцентировал наше внимание на типическом, характерном. Повествуя об обыденной жизни маленького чело­века, он проявляет истинно христианскую любовь к своему герою и, в то же время, ненависть и негодование к тем, кто загнал несчастного в «клетку» его жалкого бытия («Вдовушка»).

Становление и расцвет реализма приходится на пореформенное время – 60-90-е годы XIX столетия и заканчивается компромиссом с Академией. Выра­зителем идей реализма стало «Товарищество передвижных художественных выставок», учрежденное в 1871 году.

Проследим процесс становления и трансформацию передвижничества:

1. 50-60-е годы связаны с деятельностью лидеров будущего движения передвижников Василия Григорьевича Перова и Ивана Николаевича Крамского. К 60-м годам складывается небольшой круг близких по духу художников, воспитанников Академии, главой которого становится И.И. Крамской. Они назовут себя «Артелью», подчеркивая тем самым свободу и, одновременно, общность ее членов. В 1863 году после отказа Совета Академии писать дипломную работу на свободную (а не на заданную академическую) тему, артельщики демонстративно вышли из Академии. Затем, с целью популяриза­ции своего искусства, они организовали выездную выставку в Саратове, предложив публике картины со сценами народной жизни, быта и пр. Искус­ство «Артели четырнадцати» (по количеству членов) заложило основу эс­тетики реализма с активной позицией художника-обличителя.

2. 70-80–е годы связаны с деятельностью первого поколения «Товарищества передвижных художественных выставок». Передвижники развили идеи Ар­тели, поставив своей целью просвещение народа средствами искусства. Эта цель предъявляла определенные требования, как для самого искусства, так и для форм его существования. Основной формой приобщения масс к высоко­му искусству были выставки, причем преимущественно по провинциальным городам. Доступность искусства и, следовательно, его востребованность, достигалась тематикой, актуальной для самых широких слоев населения.

Предпочтение отдавалось героям из народа, сценам народной жизни, зачастую с элементом социального обличения в бесправии народных масс. Среди художников–жанристов этого времени особенно выделяются Василий Мак­симов, Григорий Мясоедов, Константин Савицкий, Владимир Маковский, Николай Ярошенко и др.

В 80-90-е годы происходит некоторое расширение тематики и, одновремен­но, растворение первоначальных идеалов и задач. Искусство обращается к страницам национальной истории, и образам отечественной природы. Рас­ширение тематического спектра продиктовано скорее самим временем гря­дущих перемен, нежели желанием повысить «дух народного самосознания». Интерес и гордость за наше прошлое позволяют увидеть и, возможно, раз­решить проблемы настоящего. Расцвет национального пейзажа во многом обязан творчеству Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Архипа Куинджи, Василия Поленова, Исаака Левитана. Мастера исторического жанра Илья Репин, Василий Суриков, Виктор Васнецов поднимают наиболее «сложные вопросы» (выражение С. Дягилева) русской истории, ища ответа на пробле­мы современности. К 80-90 гг. относится наиболее плодотворный период в творчестве крупнейшего отечественного баталиста Василия Верещагина, ос­тавившего миру потрясающую и, в то же время, ужасающую военную хро­нику как современных, так и удаленных во времени событий. В тоже время передвижничество как художественное и общественное движение мельчает, плодя посредственность и предавая былые идеалы. Так в искусство посте­пенно проникает академическая салонность, а социальная тематика и обли­чение вырождаются в повествовательность и жанровость.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Сформулировать главные отличительные черты культуры русского Просвещения.

2. Раскрыть главную идею реформ Петра I и перечислить ее основные направления в сфере культуры.

3. Охарактеризовать искусство петровского времени.

4. Раскрыть причины и составляющие стилевого синтетизма архитектуры елизаветинского времени.

5. Назвать основные направления екатерининских реформ в сфере культуры, их связь с петровскими.

6. Выявить специфику в искусстве екатерининского времени с точки зрения стилистики, соотношения видов искусства и жанров.

7. В чем состояло стилевое своеобразие искусства второй половины XVIII ве­ка?

8. Раскрыть внутреннюю динамику развития культуры в XIX веке.

9. Каковы были итоги Отечественной войны с точки зрения духовной культу­ры России первой половины XIX века?

10. Охарактеризовать состояние общественно-политической мысли в России

после Отечественной войны.

11. Раскрыть и выявить причины специфики романтизма в России.

12. Раскрыть значение понятия «академизм».

13. Выявить роль П. Федотова в становлении реализма в России.

14. Раскрыть смысл эволюции движения передвижничества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бенуа А. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.

2. Варакина Г. Образ войны в отечественном искусстве XIX века. В. Верещагин. Рязань, 2002.

3. Всеобщая история искусств в 8-ми т. Т. 5. Под ред. Ю.Д. Колпинского и Н.В. Яворского. М., 1964.

4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. Вып. 1. М., 1983.

5. Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. Пятьдесят кратких биографий мастеров русского искусства. Л., 1970

6. Долгополов И. Мастера. Новеллы о художниках. М., 1981

7. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России в I четверти XVIII века. М., 1987.

8. Жидков В.В. Русское искусство XVIII века. М.–Л., 1951

9. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990.

10. Ильина Т.В. История искусства. Русское и советское искусство. М., 1989.

11. История русского искусства. М, 1987.

12. Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство петровской эпохи. Л., 1990.

13. Коваленская Н. Русский классицизм. М., 1964.

14. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ: (Опыт сравнительного исследования). М, 1980.


ЧАСТЬ 4

ИСКУССТВО НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Глава 11

ИСКУССТВО ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВЕКОВ

§1. Основные тенденции культурного развития Европы в Новейшее время.

§2. Модернизм как общекультурная тенденция и как стилевая система.

ВВЕДЕНИЕ

Европа в конце XIX в. вошла в новую фазу своего развития, которую принято называть периодом Новейшей истории. Произошли значительные из­менения по сравнению с XIX в. Эти изменения затронули все сферы жизни и определялись двумя мощными факторами: во-первых, промышленным пере­воротом второй половины XIX века, и, во-вторых, открытием эры глобальных войн с использованием средств массового уничтожения.

Это приводит к формированию культуры нового типа, символом которой стало формирование массовой культуры и человека массы.

В целом культура Европы конца XIX – начала XX вв. характеризуется чрезвычайным многообразием с точки зрения проблематики, форм, методов, средств и потребителя. Плюрализм культуры нашел специфическое отражение в искусстве. Оно перестало быть только искусством, а художник – только художником. Оно претендовало на большее – стать новой религией; а художник – на роль прорицателя, спасителя мира. Отсюда такие важные черты эпохи, как эстетизм и апокалиптичность.

§1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ.

Одним из последствий промышленного переворота второй половины XIX века стала машинизация, причем не только промышленной сферы, но мышле­ния человека и его бытия. В этом случае машинизация выступает в качестве философской категории.

В контексте исследования проблемы «человек – машина» философы по­ставили вопрос о глубоком кризисе современной эпохи. «Механизация мира оказывается стадией опаснейшего перенапряжения. Меняется образ земли». «Сама цивилизация стала машиной, которая все делает или желает делать по образу машины». (См.: Шпенглер О. Человек и техника.).

И здесь мы говорим о кризисе цивилизации. Этот кризис выражается в кардинальном перерождении культуры, в отказе от творческого созидания, т.е. создания еще не бывшего, но переход к переработке уже существовавших ранее форм, и, в конечном итоге, к рождению техногенной цивилизации.

Причины, породившие в философии XX века устойчивое ощущение кри­зиса культуры, заключаются в осознании новой реальности человеческого бы­тия, факторами вхождения в которую являются:

– взаимодействие и взаимозависимость разных культурных регионов,

– общность участи человечества в современном мире, обусловленная мировыми войнами, тоталитарными режимами, фашистской экспансией, международным терроризмом, экологическими и экономическими катастро­фами и т. д.

Совершенно очевиден кризис традиционной формы культуры, которая лишилась главных своих качеств, таких как самобытность, целостность, преемственность и универсализм.

Что же характеризует культуру техногенного общества? Какие процессы привели к столь кардинальным метаморфозам?

I. Процесс отчуждения.

Начиная с XV в., в связи с зарождением мануфактурного производства и появлением наемного труда, происходит постепенный разрыв между человеком и результатом его труда. В дальнейшем, в связи с машинизацией, это привело к смешению акцента в оценке человека, его труда и результатов его деятельности в сторону последнего.

Ситуация обострилась во второй половине XIX в. вследствие развития крупной индустрии и замене ручного труда машинным. Результатом стало окончательное обесценивание человеческого труда и человека, как носителя и творца культуры.

Итогом этого процесса на рубеже XIX-XX в. стало обособление вещного мира и провозглашение нового культа – культа мертвой вещи. Произошла за­мена идеалов: человека-творца на человека-потребителя, сознание индивида на сознание массы и т.д.

Последствия процесса отчуждения можно наблюдать как в обыденной жизни, так и в искусстве: бессилие личности перед жизненными обстоятельст­вами (Ж. П. Сартр); представление об абсурдности, бессмысленности бытия; переоценка ценностей и аморализм (Ф. Ницше); ощущение одиночества; утрата человеком своего «я», своей индивидуальности (X. Ортега-и-Гассет, А. Камю).

2. «Урбанизация»

С ростом промышленности происходит формировании новой среды оби­тания людей – крупные промышленные города. Меняется не только городской ландшафт – фабрики и заводы, доходные дома; меняется стиль жизни, ее темп и антураж. Пар и электричество стремительно вторглись в обыденную жизнь среднего человека, кардинально поменяв его жизненные приоритеты. Личный комфорт и потребление были поставлены выше, чем целесообразность, польза и общественный прогресс предыдущих столетий.

Обозначенные процессы нашли специфическое отражение в философии Новейшего времени, главным вопросом которой по-прежнему остается человек.

Остановимся лишь на основных проблемах в осмыслении человека в контексте новой культуры.

a. сущность человека:

– ущербность человека как биологического вида, его принадлежность к тупиковой эволюционистской ветви (А. Шопенгауэр),

– деление человечества на бессмысленную массу и всевластных гениев (Ф. Ницше),

– открытия в области человеческой психики (3. Фрейд, К. Юнг, А. Бергсон) и признание интуиции как формы познания мира.

b. сущность бытия:

– порождение и служение расе совершенных людей (Ф. Ницше), ведущее к отказу от моральных ценностей,

– бессмысленность бытия самого по себе и привнесение смысла в мир челове­ком средством искусства (Ф. Ницше),

– абсурдность человеческого существования, одиночество и изолированность человека (А. Камю, К. Ясперс, М. Хайдеггер).

Коренные изменения в осмыслении человека, его сущности и смысла бытия указывают на более значительную трансформацию, нежели условия труда и жизни человека. Изменение ценностной ориентации, в центре которой всегда находился человек, означает формирование нового мировоззрения и, следовательно, новой культуры.

Сформулируем принципиальную основу мировоззрения новой культуры: отказ от истин, стереотипов, авторитетов, порождающих напряжение; по­иск, эксперимент во всех формах и проявлениях культуры.

Если Запад подверг критике глобальные человеческие категории, такие как мораль и нравственность, знание и религиозность, то Россия именно их по­ставила в центр наиболее значительных философских и культурологических построений и прогнозов.

«Рубеж веков» в русской культуре принято называть «серебряным веком». Правда, «век» продолжался недолго – около двадцати лет (1893 - 1914).

Характерной чертой новой культуры выступает космологизм в осмысле­нии человечества и его истории. Вселенский подход в оценке истории России, ее роли в будущем всего мира и человечества присущ Вл. Соловьеву, В. Роза­нову, Н. Лосскому, рассматривавшими человечество как категорию высшего космического порядка, подчиняющегося его законам. Космическая мистериальная направленность положена в основу новых поисков русской поэзии В. Брюсова, А. Белого, А. Блока, Вяч. Иванова; новых направлений в русской живописи, представленной М. Врубелем, В. Серовым; и в русской музыке, наиболее ярко проявившие себя в творчестве А. Скрябина.

На стыке культур находит предельное выражение характерная черта рус­ской ментальности – религиозность, – порождая уникальное явление религиоз­но-философского ренессанса. В России ищут не просто новые ценности и но­вые идеалы. Ищут ценности «вечные» – «абсолютное добро», «вечную и не­тленную красоту», внеисторическую софийную мудрость.

§2. МОДЕРНИЗМ КАК ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ И КАК СТИЛЕВАЯ СИСТЕМА.

Термин «модернизм» происходит от французского слова «moderne» – новый. Он нередко употребляется в значении «новое искусство», «современное искусство».

В свете выше рассмотренных мировоззренческих метаморфоз, становится ясно, что это новое искусство не подчиняется, как это было прежде, единым канонам и критериям относительно темы искусства, его формы и средств. Тем не менее, можно наметить некий общий стержень, сближающий чрезвычайно разнообразных по дарованию и целевым установкам представителей художественного мира начала XX века:

– особый интерес к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства,

– акцент на субъективности модернистского миропонимания,

– отрицание духовно-нравственных «абсолютов»,

– мифотворчество, которое способно восстановить цельность и органич­ность человеческого бытия в рамках единой космологической системы. На лицо общность и срастание проблем философского уровня с чисто ху­дожественными. На рубеже веков происходит смысловое расширение таких ка­тегорий, как красота (по Вл. Соловьеву, проявление Троицы: Истина – Благо – Красота), искусство (теургия – А. Белый; мифотворчество – Вяч. Иванов; мис­терия – А. Скрябин) и художник (философ, приоткрывающий завесу над исти­ной бытия – В. Кандинский; творец нового мира – А. Белый, А. Скрябин).

Постановка столь значительных проблем в рамках художественного творчества позволяет более серьезно подойти к осмыслению самого термина «модернизм».

Таким образом, модернизм – это художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-х годах XX века и опиравшаяся на завоевания декадентства и авангарда рубежа веков с их антитрадиционализмом и антинормативностью.

В свою очередь, художественный модернизм опирался на модернистскую философию, послужившую ей идейной платформой;

– интуитивизм А. Бергсона и Н. Лосского,

– ницшеанство,

– феноменология Э. Гуссерля,

– психоанализ 3. Фрейда и К. Юнга,

– экзистенциализм С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, К. Ясперса. К Бердяева и др.

Каковы же причины стилевого сдвига? Проследим зависимость общекультурных процессов и тенденций в искусстве:

машинизация Конструктивизм урбани­стической культуры антидуховность в искусстве
Глобальные войны обесценивание человече­ской жизни, пессимистическое мироощущение смерть, одиночество, как главная тема искусства
Психология как нау­ка   область бессознательного, многомерность мира человеческой психики выход за рамки конкрет­ного вида искусства, ис кусства вообще

В целом, в рамках модернистского искусства происходит отказ от всех форм традиционализма и преемственности. Акцент делается на форме и сред­ствах выражения, а не на содержании и тематике. В результате чего:

– изобразительное искусство отказывается от изобразительности, порождая абстрактное искусство;

– в литературе исчезает повествовательность, превращая ее в неоформленный поток сознания.

– музыка заменяет ладотональные отношения атонализмом, а традиционные формы – серийно-сериальной техникой.

Можно выделить следующие стилевые тенденции в рамках модернизма:

– коллаж (включение в художественное целое фрагмента реальности – газета, обои, проволока, пишущая машинка и пр., – обретающее в этом случае особый символический смысл).

– ассоциативный монтаж (конструктивный прием, основанный на подборе фрагментов художественного целого, по принципу ассоциативной, исключительно субъективной связи; целью эстетического восприятия в этом случае является угадывание некое общего смысла).

– размывание граней эстетически категорий (прекрасное и безобразное, и высокое и низменное и пр.).

Основные направления в модернистском искусстве!

– экспрессионизм;

– кубизм;

– футуризм;

– конструктивизм,

– абстракционизм;

– сюрреализм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Модернизм существовал параллельно с традиционными формами искус­ства. Его эстетика была непосредственной реакцией на скоропалительно и кар­динально изменившийся мир, как внешний, так и внутренний. Не являясь мас­совым, общепризнанным, модернистское искусство выразило глобальный куль­турный катаклизм – разрыв человека и мира, человека и его внутреннего «я». И как любое кризисное явление, модернизм не избегнул крайностей. Это, своего рода, вселенский вопль об утрате человеком себя, своей самоценности.

Культуру и искусство второй половины XX веке часто называют эпохой постмодернизма. Этот термин по происхождению связан с понятием «постимпрессионизм», т.е. «после импрессионизма». В нашем случае – «после модер­низма». В данном случае важны два момента: во-первых, временной – культура и искусство после второй мировой войны (эпоха глобализации культуры);

во-вторых, концептуальный – отсутствие качественно иных принципов в развитии культуры и искусства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Назвать исторические события второй половины XIX – начала XX вв., приведшие к необратимым последствиям в развитии современной культуры.

2. Влияние машинизации на современную культуру и сознание человека.

3. Охарактеризовать процесс отчуждения человека.

4. Охарактеризовать урбанизацию, как фактор культурного развития.

5. Осмысление человека и его бытия современной философией.

6. Выявить русскую специфику в осмыслении культурного развития.

7. Дать понятие модернизма и назвать типологические черты модернист­ских течений.

8. Выявить влияние машинизации на художественную культуру совре­менного общества.

9. Выявить влияние глобальных войн на художественную культуру со­временного общества.

10.Выявить влияние открытий в области психологии на художественную культуру современного общества.

11.Указать на коренные изменения в разных видах искусства в современ­ную эпоху.

12.Назвать ведущие стилевые тенденции в рамках модернизма.

13.Понятие авангарда в широком и узком смысле.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993

2. Всеобщая история искусств в 6-ти т. Т. 6. Кн'. 1,2. Под ред. Б.В. Веймарна и

Ю.Д. Колпинского. М, 1965–1966.

3. Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993

4. Ильина Т.В. История искусства. Западноевропейское искусство. М. 1983.

5. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки (1870-1917): Уч. пос. М., 1987.

6. Самосознание европейской культуры XX в М 1991

7. Берсенева А.А. Европейский модерн: венская архитектурная школа, Екатеринбург, 1991.

8. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989.

9. ПрокофьевВ.Н. Постимпрессионизм. М., 1973.

10.Импрессионизм. М., 1969.


Глава 12





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1303 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.042 с)...