Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Искусство XIX века



§ 1. Романтизм в европейском искусстве I половины XIX века.

§2. Реализм в европейском искусстве II половины XIX века.

ВВЕДЕНИЕ

Основной вопрос, который решала культура XIX в. – вопрос о личности и массе. Вопрос, который ставила и решала каждая эпоха, в XIX в. получил особую окраску, т.к. решался в контексте другой, не менее значимой проблемы – главенства разума или чувства. И в философии, и в искусстве на всем протяже­нии XIX века шла непримиримая борьба идеализма и материализма, романтиз­ма и реализма.

Что же составляет специфику решения данной проблемы именно в рам­ках нового XIX века? Наряду с предыдущим веком Просвещения, главной це­лью продолжает оставаться стремление освободить личность от авторитета власти и религии и заставить опереться на собственное суждение. Но эта цель реализовывалась в новом социокультурном пространстве, характерными чер­тами которого было:

– распространение идей Французской буржуазной революции и рост национального самосознания в странах Европы (в том числе и в России):

– демократизация основных движущих сил, в том числе и в сфере культуры (особенно во второй половине века);

– индустриализация промышленности во второй половине века и формирование массовой культуры.

– человеческий фактор как проблема индустриального общества.

XIX век чрезвычайно богат событиями, именами, художественными явлениями, которые группировались преимущественно на двух полюсах – романтизм и реализм.

§1. РОМАНТИЗМ В ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ I ПОЛОВИНЫ

XIX ВЕКА

Исторические события и процессы, которые привели к формированию нового социокультурного пространства в странах Европы, знаменовали наступление коренных изменений не только в сфере социально-экономических отно­шений, но и в других областях жизни. Сместились акценты в осмыслении принципиальных вопросов мировоззрения и, прежде всего, новое осмысление получил человек и его жизнь.

Такими судьбоносными событиями можно назвать:

1. промышленный переворот 60-х годов XVIII – 10-20-х годов XIX вв. в Англии (а в XIX в. и в других странах Европы) и зарождение процесса «отчуждения личности»;

2. революционное движение во Франции конца XVIII – I половины XIX в., его поражение и общеевропейский резонанс.

Итогом произошедших перемен, как с точки зрения межличностных от­ношений (формирование капиталистических отношений), так и в рамках идей­ных завоеваний революции («свобода, равенство, братство!»), явился отказ от идеологии Просвещения. На этой революционной волне и возникает такое явле­ние, как романтизм.

Таким образом, романтизм, как движение, возник на рубеже XVIII-XIX вв., явившись:

– реакцией на буржуазную действительность с ее господством прозаических, узкокорыстных интересов.

– революцией в сфере культуры за свободу человеческой личности и творчества от регламентации.

– антиподом классицизма, обращаясь не к разуму, но к чувству человека.

Романтизм представлял собой широкое движение, которое охватило не только искусство, но и научное знание, отразив дух своей эпохи. Романтизм, являясь чрезвычайно разнообразным и неоднозначным явлением, тем не мене выработал единую идеологическую установку, утверждая:

1. самобытность индивидуальности («художник»);

2. главенство человеческого бытия над его социальным измерением;

3. принципиальное значение внутренней жизни человека, которая определя­ет его бытие.

На этом зиждется романтическое чувствование, характеризующееся вы­соким духовным напряжением, экстатическим подъемом, творческим взлетом, интуитивным прозрением.

Таким образом, романтизм – не стиль и не манера, а определенный эмоциональный строй, мировидение, основанное на личном субъективном чувствовании яркой творческой натуры.

Новое мировидение порождает и нового героя: это человек, соединяю­щий в себе и протест, и бессилие, и наивные иллюзии, и нерастраченную энер­гию, и страстный лиризм.

Герой проявляет свои качества, попадая в специфические условия. Точнее, он сам их провоцирует, формируя вокруг себя определенное эмоциональное пространство. Ситуация зачастую разворачивается стремительно, нередко при­водя к эмоциональному взрыву, характеризующемуся небывалым подъемом чувств, удесятеряющим его силы; или наоборот, доведением его до полного из­неможения.

Попытаемся, не смотря на неоднозначность романтизма, сформулировать основные черты этого явления:

1. отсутствие стилевого единства (свобода индивидуальности);

2. неприятие действительности – идеализация прошлого (средневековье), грезы о прекрасном будущем (мистицизм).

3. внимание не к внешней, а к внутренней жизни человека.

4. пафос гражданственности, борьбы, протест против пошлости и зла, стремление освободить личность от цепей суеверия, власти.

5. индивидуализм.

6. обращение к народному творчеству, использование языка, там, обра­зов, свойственных народным песням, эпосу.

Романтизм как направление в искусстве сформировался, в наиболее последовательной форме, во Франции. Его расцвет приходится на первую треть XIX в. В 30-40-х годах романтизм переживает кризис, связанный с отходом от завоеваний Великой Французской буржуазной революции. Главную особен­ность французского романтизма составляет его связь с демократическим дви­жением.

Наиболее яркими представителями французского романтизма являются Теодор Жерико и Эжен Делакруа. Художники, разные по творческому кредо и темпераменту, обогатили европейское искусство новыми темами – события современности («Свобода на баррикадах» Делакруа и «Плот «Медузы»» Жерико), экзотика культуры Востока («Охота на львов», «Марокканец» Делакруа), осмысление современности через историю («Резня на Хиосе» Делакруа).

Романтизм в Англии представлен творчеством таких художников, как Джон Констебл и Уильям Тернер. Оба работали в жанре пейзажа. Но миры Тернера, завораживающие, с некоторым оттенком мистицизма, так не похожи на лирику картин-идиллий старой Англии Констебла с обязательными готиче­ским собором, стаффажем (мелкомасштабное изображение людей и животных) и низким облачным небом.

Романтизм как миропонимание сформировался в Германии в 90-х гг. XVIII века. Философскую платформу романтизма активно разрабатывали «Йенские романтики» – братья Август и Фридрих. Шлегели, Людвиг Тик, Но­валис (Фридрих фон Харденберг). Они, в свою очередь, испытали значительное влияние представителя немецкой классической философии Иоганна Готлиба Фихте. Большое значение для понимания феномена романтизма имеет философско-эстетическое и литературное наследие классика немецкой литературу Иоганна Фридриха Шиллера.

В России романтизм носил умеренный, либерально-демократический характер, что имело свои причины. Победа в Отечественной войне 1812 года и разгром войск Наполеона во Франции имели значительные последствия для судьбы русской культуры. Послевоенный период отмечен ростом интереса к народной жизни, неудовлетворенностью русской действительностью. Последо­вавшая за волной вольнодумства реакция, привели к складыванию нового идеа­ла гражданина, патриота своей родины, в основе которого лежало представле­ние о духовно независимой личности, глубоко чувствующей и страстно выра­жающей свои чувства.

В живописи идеи романтизма нашли наиболее яркое воплощение в жанре портрета в творчестве таких художников, как Орест Адамович Кипренский, Василий Андреевич Тропинин, Алексей Гаврилович Венецианов. Причем можно проследить эволюцию портретного жанра – от сентиментально-романтизированного в творчестве О. Кипренского («Бедная Лиза») – до быто­вого в творчестве В. Тропинина («Кружевница») и А. Венецианова («Захарка»), Венецианов А. со временем окончательно отошел от строгого жанра портрета, став основоположником бытового жанра в русской художественной школе («Гумно», «Весна. На пашне»).

Свежа и необычна пейзажная живопись Сильвестра Щедрина, работавше­го преимущественно в Италии. Картины источают радость от созерцания природы, восхищение ее красотами и уважение и интерес к обыденному труду простых людей. Пейзажи Сильвестра Щедрина потрясают натурностью и, в то же вре­мя, высокой одухотворенностью.

В середине века романтизм приходит к некоторому компромиссу с классической схемой, порождая специфическое явление русского академизма (термин А. Бенуа), представленного творчеством Ивана Константиновича Айвазов­ского, Карла Брюллова, Александра Иванова. Во всех трех случаях мы сталки­ваемся с феноменом творческого созидания и фантазии. И. Айвазовский около 6000 раз и каждый раз по–новому пишет морскую стихию. К. Брюллов и в сво­их портретах, и в сложных сюжетных полотнах («Последний день Помпеи») воспевает силу и величие человеческого духа. А. Иванов грезит о будущем пе­рерождении человечества, что и стало центральной проблемой его картины-мистерии «Явление Миссии» («Явление Христа народу»).

§2. РЕАЛИЗМ В ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ II ПОЛОВИНЫ III ВЕКА

Отражение и оценку буржуазного общества в искусстве осуществил критический реализм.

Эти два направления – реализм и романтизм – исходили из одной общей посылки: неприятие буржуазного общества. Но реалисты не мистифицировали его, как романтики, а критиковали. Отсюда и новые цели: уловить закономер­ности жизни, постигнуть материальные экономические факторы, влияющие на поведение людей, формирующее их характеры. В их понимании характер фор­мируется средой, совокупностью материальных условий, поэтому одной из важных задач, реалисты считали изучение обстоятельств жизни героев. Наибо­лее полное свое выражение он находит в жанре социального романа. Писатели-реалисты в отличие от романтиков признавали ценность «низкой» действитель­ности, стремились изучить ее и всесторонне изобразить в типических образах и типических обстоятельствах.

Французское REALISME – от латинского REALM – переводится как «действительный, вещественный».

Реализм в искусстве – это:

1. «свойство воспроизводить истину действительности посредством научного анализа; не посредством мышления в понятиях, а путем воспроизведения чувственных форм, в каких идея существует в реальности» (Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М., 1995).

2. «Правдивое, объективное отражение действительности» (Советский энцеклопедический словарь, М., 1984).

Идеологической основой реализма явилась философия позитивизма.

По зитивизм – это направление в науке и философии (основоположник Огюст Конт), которое исходит из того, что «подлинное (позитивное) знание – совокупный результат специальных наук» (Советский энциклопедический словарь, М. 1984). Одной из характерных черт позитивизма является феноменализм, т.е. сведение задачи науки к описанию явлений и процессов, рассматриваемых вне связи с какой бы то ни было мировоззренческой парадигмой.

Новая социальная проблематика требовала новых средств художествен­ного воплощения в изобразительном искусстве. Реализм в живописи – не от­крытие XIX в. Но в середине XIX в. реализм становится художественной сис­темой со своим теоретическим обоснованием, эстетически осознанным мето­дом.

Выделим специфические черты реализма XIX века:

– социальная направленность;

– правдивость в деталях, наряду с типическим обобщением;

– иллюстративность (повествовательность);

– поэзия обыденности;

– антиромантическая и антиклассицистическая направленность (за объективность и правду).

Наиболее ярко реализм проявился во Франции и России, получив политическую окраску, в связи, с чем и был назван М. Горьким «критическим» другое название – «собственно реализм»).

Во французской школе формирование собственно реализма относят ко второй трети XIX века. Впервые социально – критическая тематика была затронута графиками, наиболее ярким из которых был Оноре Домье. В живописи «поэзия обыденного» наблюдается уже в творчестве художников «барбизонской школы» Теодора Руссо, Шарля Франсуа Добиньи и др., а так же Камиля Коро. В наиболее социально заостренном варианте реализм проявил себя в жи­вописи Гюстава Курбе и Жана Франсуа Милле, наряду с другими темами ярко отразившими быт и труд простых людей («Сборщицы колосьев», «Дробильщи­ки камней»).

В России реализм получил наиболее широкое распространение в середи­не и второй половине XIX века. Темы бесправия, угнетения народа, тяжести его труда подняты в творчестве Павла Андреевича Федотова, Василия Григорьеви­ча Перова, Ильи Ефимовича Репина. Философское осмысление исторического пути и будущности России являются ведущей темой творческого наследия Ивана Николаевича Крамского, Николая Николаевича Ге, Василия Ивановича Сурикова, Виктора Михайловича Васнецова. Василия Васильевича Верещаги­на. Неповторимость образов родной природы запечатлена на полотнах Ивана Ивановича Шишкина, Алексея Кондратьевича Саврасова, Исаака Ильича Леви­тана, Архипа Ивановича Куинджи, Василия Дмитриевича Поленова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

XIX век был революционным в истории европейской культуры. Было создано новое пространство существования человека и в материальной, и в социальной, и в духовной жизни человека. Этому способствовали: переворот в науке и промышленности, либеральная демократия и новая философия.

Средоточием системы ценностей европейской культуры XIX. в. был и остается Человек. Само понимание человека претерпело сложную эволюцию от богоподобного человека античности до свободной личности Нового времени. Новые мировоззренческие течения XIX в. выдвинули проблемы человека как существа социального, биологического и в то же время уникального, непостижимого в своей тайне.

К характерным признакам Нового времени относится не только развитие национальных культур, но и резкое расширение международного культурного обмена и сложение общеевропейской культуры.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Основной вопрос европейской культуры первой половины XIX в., в чем его специфика?

2. Сформулируйте основные черты социо-культурного пространства XIX в.

3. Назовите исторические события, которые привели к изменениям в мировоззрении Европы.

4. Дайте понятие романтизма в контексте общекультурных процессов XIX в.

5. Сформулируйте основные принципы идеологии романтизма.

6. Обрисуйте тип романтического героя и ситуацию, при которой он себя проявляет.

7. Сформулируйте основные черты романтизма как направления в искусстве

8. В чем заключается специфика русского романтизма и каковы ее причины?

9. Выявите различия идейных установок романтизма и реализма.

10.Дайте понятие реализма в широком и узком его понимании.

11.Какова роль позитивизма в формировании реализма?

12.Перечислите специфические черты реализма XIX века.

13.Назовите представителей романтического искусства.

14.Назовите представителей реалистического искусства.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Европейское искусство 19 в., 1789-1971 /Авт. текста Л.С.Алешина, Ю.Д. Колпинский, Е.И. Марченко, В.В. Стародубова. М., 1975.

2. Жюллиан Ф. Э. Делакруа. М., 1986,

3. Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. М., 1986

4. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека. Искусство Западной Европы. Под ред. В. Бутромеева. М., 1996.

5. Ильина Т.В. История искусства. Западноевропейское искусство. М., 1983.

6. Кожина Е.Ф. Романтическая битва. Очерки французской романтической живописи 1820-х гг. Л., 1969.

7. Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. Очерки. М 1975

8. Раздольская В.И. Искусство Франции 2 пол. 19 в. Л. 1981





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2425 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...