Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 4. §1. Основы христианского миропонимания



ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ

§1. Основы христианского миропонимания.

§2. Храм как «картина мира».

§3. Иконографический канон как художественное воплощение христианского

миропредставления.

ВВЕДЕНИЕ

Христианство возникло в I в. н. э., выделившись среди мистико-мессианских движений в восточной части Римской империи. Оно быстро обособилось от иудаизма, превратившись в самостоятельную религию.

Задолго до христианства сложилась идея мессианства. Представления о божественном спасителе можно найти в древнеегипетских текстах, в религиозных мифах Вавилона, иранской религии зороастризма, иудаизме. С идеей мессианства связана эсхатология – мистическое учение о конце мира, о его предопределенном закате и последующем обновлении.

Вхождение христианства в сознание и жизнь Римской империи осуществлялось отнюдь не безболезненно. Около трех столетий церковь находилась под государственным запретом, а последователи Христа претерпевали гонения. Тем не менее, это не помешало Риму поменять свои религиозные приоритеты и в IV веке н. э. принять христианство в качестве официального вероисповедания (эдикт Константина Великого от 313 г.). Причиной тому явился глобальный кризис предшествовавшего третьего столетия, ввергнувший империю в череду политических, экономических, социально-демографических и идеологических проблем.

С другой стороны, укреплялись позиции христианской церкви, которая имела большое количество последователей и сочувствующих, а также четко функционировавшую систему с собственной магистратурой, администрацией и судом, являясь, по сути, государством в государстве.

При Константине позиция Рима относительно христианской церкви меняется: из злостного врага она становиться выгодным и неизбежным союзником. Каковы же причины такого рода сращивания?

Власть, для сохранения существовавших порядков и своих полномочий в государстве, должна была решить ряд проблем:

1. оправдать автократию;

2. утвердить авторитарный принцип подчинения;

3. обуздать народные массы.

Этому как нельзя лучше способствовала христианская религиозная доктрина – религия, утверждавшая безусловную власть Бога над миром (теократия), основанная на догматах и обращенная к широким массам страждущих, призывая к презрению богатства, смирению и непротивлению злу.

Таким образом, принятие христианства в качестве официального мифа было не только и не столько идеологическим, сколько политическим шагом как для римской власти, так и для христианской церкви. Каждая из сторон, в том числе и народ, оставался в определенном «выигрыше»:

1. власть получала религиозное освящение автократии и авторитарности через осмысление Бога как Творца мира, т.е. мироустроителя и законотворца; император, в этом случае, выступает от его имени, являясь наместником Бога на земле;

2. народ подучил надежду на свершение закона мировой справедливости и обретение рая, а также оправдание несправедливости и несовершенства мира;

3. церковь получила паству и, тем самым, возможность исполнить свою спасительную миссию, а, кроме того, часть власти, прежде всего, на душу и сознание людей.

Итак, легализация христианской церкви при Константине и окончательная христианизация Римской империи при Феодосии Великом продлили существование цивилизации, найдя компромиссное решение целого ряда проблем. Крещение Древнего Рима и его провинций предопределило развитие европей­ской цивилизации в Средние века.

§1. ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ

В качестве основных, предлагаем рассмотреть следующие центральные для христианства проблемы: принципы мироустройства, система ценностей и смысл человеческого бытия.

Космогония

Как считает христианская церковь, мир организован по принципу духовной иерархии, т.е. строгого порядка элементов целого (одухотворенного космоса) – от высшего, с точки зрения духовного совершенства, к низшему. Эта «ось» пронизывает как духовный мир – Троица, духовные сущности, так и мир материальный – праведники и грешники.

Кроме того, миром управляют определенные законы, под силу влияния которых подпадает и человек. В основе христианства лежит принцип теоцентризма, утверждающий Бога центром мира. Бог осмысливается как творец, как причина возникновения бытия из небытия. Для человека Бог выступает в качестве начала и конца, единственно возможного смысла бытия.

Не менее важным является принцип, соподчиненный первому – принцип антропоцентризма, – рассматривающий человека, как центр материального, сотворенного мира. Двуобразие природы человека – сотворенного, но по образу и подобию Божию, – ставит его в неравные, относительно всего остального материального мира, условия. Человек свободен в проявлении своей воли и, одновременно, несвободен от ответственности за свое воление.

Эта свобода-несвобода нашла отражение в христианском дуализме - принципе, признающим существование противоборства в мире и человеке плоти и духа. В этой борьбе христианское богословие видело смысл человеческой жизни и содержание истории. Причем исход этой борьбы мыслился безусловной победой духа.

Отсюда берет начало еще один принцип христианской картины мира историчность, как основной принцип человеческого существовав Христианское учение, наряду с конечностью человеческой истории – от грехопадения Адама и Евы до Конца Света, мыслит бесконечным духовное существование человечества, воплощенное в идее сотворения рая на земле, и силу этого, христианская теогония содержит еще один принцип – цикличность который и осмысливается как принцип бесконечного существования духа.

Представим это графически:

Ценностные ориентации христианства:

Христианство – это не столько религия об устройстве мира, общества, сколько религия о том, как жить человеку, о смысле бытия, о совести, долге и чести.

Бог, осмысливаемый христианским учением, как Творец, Абсолют, выступает в этом случае как высшая ценность. Соответственно, высшей добродетелью человека является любовь к Богу, которая есть любовь к себе и любовь к ближнему. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» – о какой любви идет речь? Конечно же, не о вожделении или эгоизме. Узрить искру Божию к самому себе, себе и в ближнем, возлюбить ее и, тем самым, возлюбить Бога, – вот задача человека. Главный помощник человека и, соответственно, мерило его добродетели – его совесть. Именно совесть позволяет человеку произвести само­оценку и является показателем зрелости его души.

На этой прочной моральной основе постепенно формируются основные идеи христианства, впервые продемонстрированные жизнью Христа и первой христианской общины аппостолов: коллективизм, презрение богатства, духовное самосовершенствование и аскетизм.

Бытие человека

Человек занимает центральное место в христианском учении. Не только его происхождение – путем творения «по образу и подобию», не только его предназначение – «властвуй», но само содержание истории – истории челове­чества, – ставит его в центр мира, в центр духовного борения или, точнее, ста­новления. Именно человек, его душа – тот водораздел между духом и плотью, духовным подвигом и грехом, Богом и Зверем. Е. Трубецкой в своей работе 1919 г. «Умозрение в красках» писал: «Человек не может оставаться только человеком: он должен или подняться над собой или упасть в бездну, вырасти или в Бога или в зверя».

Таким образом, целью жизни человека является спасение в духе, путь духовного становления, обретение Бога в душе своей и его познание. Такая целевая установка неминуемо ведет к смещению акцента с материальных благ и ценностей на ценности и блага духовные. Более того, происходит отождествление понятий «мирской» и «греховный», что, в свою очередь, при­водит к формированию принципа аскетизма, понимаемого как борьба против греха «до крови». Именно поэтому, начиная с III века н. э. становиться популярным монашество, а собственно монах ассоциируется в сознании средневекового человека с праведником.

Подводя итог небольшому экскурсу в историю христианства и его основополагающих принципов можно сделать вывод:

Христианство явилось религией, обратившейся к огромным массам людей. Оно несло им огромные ценности, новые убеждения и даровало надежду.

Историческое значение христианства состояло в том, что оно «положило начало принципиально новой культуре – признававшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога, а на Бога – как на высшую любовь к людям» (Введение в культурологию. Уч. пособ. / Отв. ред. Е.В. Попов. - М: Владос, 1996. – с. 225.).

§2. ХРАМ КАК «КАРТИНА МИРА».

Восточное и западное христианство восходят своими истоками к единой традиции, как с точки зрения богословия, так и культового зодчества. При поиске образа христианского храма в эпоху Поздней Римской империи был за основу светская постройка базилика – первоначально здание торговой биржи и суда. Это было одно из самых крупных и вместительных зданий того времени, что позволяло проводить службы при большом стечении народа.

Но с первых шагов духовенство пыталось приспособить эту архитектур­ную форму под культовые нужды с таким расчетом, чтобы храм воплощал сво­ей конструкцией, объемом, декором основные идеи христианства.

Параллельно с формированием системы догматов оформились основные требования к храмовой постройке:

1. Вместимость, отражавшая идею единения и обращенности христианст­ва к массам, спасения всех страждущих;

2. Центричность – соподчиненность внутреннего пространства центру, который осмысливался как Бог Пантократор (Всевластитель);

3. Единое неделимое пространство символизирующее духовную связь людей между собой и равенство перед лицом Бога.

В поиске соответствия этим трём принципам и происходила трансформация базилики. Но если западная церковь ограничилась лишь незначительными внутренними перестройками – добавление поперечной галереи в восточном окончании базилики, то восточное христианство пришло к созданию принципиально иной конструкции.

Такие коренные изменения повлекли за собой формирование принципи­ально новой конструкции, главной задачей которой стало решение проблемы опоры купола на отдельно стоящие опоры. Обратимся к техническому рисунку;

Таким образом, конструкцию венчал купол, а центральный и поперечный нефы перекрывались полуцилиндровыми сводами, образуя крест. Отсюда и название конструкции – крестово-купольная.

Кроме специфической конструкции, восточное христианство разработало иконографию храма, т.е. систему его декоративного оформления. Главной идеей декоративного убранства храма стало его осмысление как Мироздания, где своды и купола символизируют небо, а стены и пилоны – землю.

Можно выделить три основные символические линии в восточно-христианском храме:

1. вертикальная – подкупольное пространство, апсида, стены – символизирует духовную иерархию;

2. горизонтальная – от входа к алтарю – символизирует духовное совершенствование, спасение в духе, человеческую историю;

3. круговая – по стенам храма от входа к выходу – путешествие по Священной земле, по Библейской истории (деяния апостолов), циклич­ность как принцип существования Духа.

§3. ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ КАНОН КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО МИРОПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Иконографический (изобразительный) канон – это жесткая система стилистических и иконографических правил для изображения священных ликов или событий, мира духовного, но не материального.

Каждая культура создает свой канон, но в случае с культурой религиоз­ной мы говорим о каноне как о жестком правиле, соотносимым по важности и нерушимости с догматом (положение вероучения, принимаемое на веру, т.е. без доказательств). Христианство является догматической религией, причем Бог мыслится трансцендентным (удаленным) миру. Поэтому для того, чтобы приблизиться к совершенству Духа, в искусстве происходит отказ от мира, т.е. от изобразительности и повествовательности. Мы сталкивались с подобным явле­нием при рассмотрении особенностей культуры Древнего Египта. Самое уди­вительное, что каноны двух культурных пластов – Египет и средневековье – имеют много общего. Есть научные изыскания о существовании преемственной связи между каноном египетским и византийским.

Иконное мышление прямо противоположно картинному: на иконе отсутствует жизненное трехмерное пространство, преодолевается течение времени, и все элементы композиции осмысливаются как символы, а не как реальные объекты.

С точки зрения смыслового значения иконы, она основана на принципах иносказания и аллегории. В этом случае мы говорим больше о чтении иконы, нежели о её лицезрении. Своего рода «азбукой» чтения икон является чрезвы­чайно разветвленная система символов. Познакомимся с наиболее распростра­ненными из них.

Человеческая фигура.

Это центральный символ иконы, т.к. она немыслима без человеческого образа. В целом, она символизирует душу изображаемого, степень ее совер­шенства как таковой и в соотнесении с другими изображениями. Главным «ат­рибутом» духовности является нимб вокруг головы. Сияние души символизи­рует также подсветка лицевой части фигуры белением или золочением лобно-височной его зоны.

Не менее значим ракурс (поворот), в котором изображен лик. Выделяют три основных ракурса: анфас (духовное совершенство), трех четвертной пово­рот (греховность, человеческая природа, символ подчинения) и профиль (предательство).

Значительно расширяют сферу смысловых значений икон жесты рук. Из наиболее повторяемых: жест Оранты (воздетые к небу руки Богородицы, символизирующие моление о прощении грехов человеческих), жест благословения (крестное знамение с широким спектром значений), жест покровительства (обращенная ладонью наружу левая рука и крест в правой) и другие.

Телесная часть далеко не всегда прописана также подробно, как лицевые, что само по себе является символом одного из основополагающих принципов христианства – дуализма мира. Идею греховности плоти и мирской жизни сим­волизируют одежды и характер их изображения. Они в большинстве случаев трактуются плоскостно, тем самым, разрушая естественный объем тела. Зачас­тую одежды превращаются в красивое дополнение к просветленному лику, а его драпировки и орнаменты имеют чисто декоративное значение.

Телесная часть человеческой фигуры способна многое «рассказать» о духовных качествах образа. В этом случае помогает выбранная поза фигуры, т.е. положение тела в пространстве. Чем больше подвижности и деформированности при изображении фигуры, тем менее устойчива душа образа. Это символи­ст сомнение, внутреннее борение, искушение и даже грехопадение. И напротив, прямостоящая фигура означает обретённость, духовный покой и совершенство.

Цвет.

В зависимости от школы и времени написания иконы, цветовая гамма может значительно меняться. Тем не менее, можно выделить наиболее повто­ряемые цвета, имеющие спектр смысловых значений.

– Белый – символ чистоты, духовного совершенства, невинности.

– Золотой (желтый) – символ духовного богатства, славы, самого Бога.

– Голубой (синий) – символ чистоты, духовности.

– Красный – символ духовной власти, жертвенности, сакраментальности,

необъяснимости и непознанности, символ страстей и мученичества,

– Зеленый – символ жизни, обновления, воскресения.

Следует помнить, что в каждом конкретном случае осмысление цветовой символики следует соотносить с тематикой, сюжетным контекстом и рассматривать в сочетании с остальными цветовыми нюансами.

Фоны и атрибуты.

Введение в икону дополнительных элементов не бывает случайным, а продиктовано целью помочь смотрящему в раскрытии ее смысла. Все, что на­ходится рядом с образами или у них в руках – это атрибутика. Она позволяет углубить смысловое значение иконы с точки зрения ее образов. Например, Бо­гоматери могут сопутствовать такие атрибуты, как веретено с красной пряжей (символ зачатия и рождения Спасителя), раковина, стампа.

В икону часто вводятся фоновые элементы за и над образами иконы. Они так же не передают жизненной среды и окружения «героев», но призваны рас­крывать и углублять смысл иконы. К таким элементам относятся «горки» (горы с осыпями), здания, пещеры и т.д.

Пространство и время.

Пространство иконы условное и не имеет измерений, так же как и неиз­меримо пространственно существование духа, мысли. Его можно охарактеризовать понятием «многомерно». В иконописи используется принцип «обратной перспективы», который, в отличие от прямой, действует без учёта законов глубинного физического пространства, т. к. духовное пространство прямолинейно. Это часто приводит к деформациям объектов в разномасштабности рядом стоящих объектов.

Также условно в иконе время. Коль скоро икона повествует о духовности, а дух вечен, то икона отказывается и от этой категории. В сюжетных иконах это единство времени достигается через совмещение современных событий, отсутствие таких категорий как время года или суток,

возраст.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Причины, приведшие к принятию христианства в качестве официальной религии в Римской Империи?

2. Доказать политическое значение принятия христианства в качестве официального мифа как для власти, так и для церкви.

3. Сформулировать понятие и основные принципы христианской космологии

4. Дать понятия и сравнить принципы – теоцентризм и антропоцентризм.

5. Дать понятие принципа дуализма и объяснить механизм его действия на примере человека.

6. Дать понятия и сравнить принципы – историчность и цикличность.

7. Охарактеризовать христианство с точки зрения ценностной ориентации.

8. Раскрыть смысл идеи спасения в контексте бытия человека.

9. Назвать основные требования христианской церкви к храмовой постройке

раскрыть их смысл с позиции учения.

10. Базилика с трансептом, ее строение и соответствие требованиям.

11. Объяснить происхождение понятия «крестово-купольный храм», указать на его принципиальные отличия от западной базилики.

12. Раскрыть символическое значение внутреннего объема крестово-купольного храма.

13. Дать понятие иконографического канона и объяснить его происхождение.

14. Человеческая фигура как элемент канона.

15. Цвет в иконе.

16. Фоны и атрибуты в иконе.

17. Пространство и время в иконе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1971.

2. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

3. Лихачёва В. искусство Византии IV-XV вв. Л., 1986.

4. Бычков В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. М., 1977.

5. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб. 1995.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 739 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...