Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВВЕДЕНИЕ. Рубеж XVI–XVII вв. в Европе – это время кардинальных перемен во всех жизненных сферах, приведшее к размежеванию в рамках единой европейской зоны



Рубеж XVI–XVII вв. в Европе – это время кардинальных перемен во всех жизненных сферах, приведшее к размежеванию в рамках единой европейской зоны. Реформация расколола папскую церковь, а вместе с ней и паству на два непримиримых лагеря – католиков и протестантов. Революции в Нидерландах и Англии породили раскол на государственном и политическом уровне, в Европе появились первые буржуазные республики. Промышленный переворот в Анг­лии привел к переходу от ручного труда к машинному и формированию нового класса – пролетариата.

В свою очередь, научный мир окончательно опрокинул средневековую картину мира, явив миру законы движения небесных светил и, в том числе. Земли (гелиоцентрическая система Коперника), законы движения, как основу всего живого (законы динамики Галилея), законы существования различных сред (термодинамика, давление воздуха и жидких тел) и явлений (закон пре­ломления света, спектральный анализ цвета).

Каковы же результаты общественного прогресса в XVII в.:

– в политике – утверждается власть государства;

– в экономике – формируется промышленность и общеевропейская банковская система;

– в структуре общества – зарождается деление на антагонистические классы капиталистов и пролетариата;

– в мировоззрении – формируется научное понимание мира и человека как его части.

Таким образом, XVII век – это начало новой формации – капиталистической, и нового периода в истории Европы – периода Нового времени.

Но в то же время, во многом сохранялись феодальные отношения и неконтролируемая власть церкви. Причем оба фактора совпадали территориально, что естественно вытекает из самой идеи полного повиновения и господства од­ной личности над многими в рамках старой средневековой схемы.

Проблема человечества и его будущего, а также человека и его свободы – это проблема следующего века – XVIII, века Просвещения. Но прочную основу этих завоеваний подготовил именно XVII век, с его устремленностью к знанию любой ценой. Недаром XVII век называют эпохой рационализма.

§1. СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА

С точки зрения осмысления сущности и предназначения искусства, XVII в. продолжает традиции гуманистов Возрождения и говорит об искусстве, как специфической форме познания мира. Тем не менее, меняется понимание само­го мира и места человека в нем. Если Возрождение утверждало в основе своей средневековую модель статического мира и человека, как его центра, то эпоха рационализма предложила более сложную картину. Бесконечно многообразный мир мыслился подвижным, динамичным и изменяющимся; человек в этом слу­чае теряет устойчивую почву под своими ногами и из центра мироздания по­степенно превращается лишь в его часть. Таким образом, в XVII в. происходит отказ от антропоцентризма средневековья.

В художественной культуре изменение мировоззренческой установки приводит к некоторому «плюрализму», т.е. сосуществованию и параллельному развитию различных тенденций.

Этот художественный «плюрализм» имел три основных проявления:

– создание разветвленной системы жанров.

– сосуществование разных стилей, порожденных различными мировоззренческими позициями,

– различное соотношение видов искусства в разных стилевых направле­ниях.

Система жанров

В XVII в. окончательно оформляется жанровое многообразие во всех искусствах. Проследим это на примере живописи, в котором жанр определяется

темой:

1. Портрет – изображение конкретного человека. Различают портреты парад­ные и камерные, фиксирующие, соответственно, общественный статус порт­ретируемого и его личностные качества. Возможен также костюмированный портрет при изображении модели в образе какого-либо персонажа. По числу изображенных лиц различают портреты двойные и групповые. Существуют, кроме того, парные портреты, написанные на разных холстах, но образую­щие своеобразный «дуэт». В особую группу выделяются автопортреты – изображение художником самого себя.

2. Пейзаж – изображение природы, окружающей среды. По варианту пейзаж­ного мотива различают сельский, городской, архитектурный, индустриальный, морской (марина) пейзажи, а также римский (с руинами в античном стиле), национальный (с учетом национальных особенностей ландшафта), исторический (повествующий о давнем прошлом) и фантастический (осно­ванный на субъективном представлении иных миров) пейзажи.

3. Бытовой – разновидность сюжетной картины на тему из повседневной жиз­ни человека.

4. Исторический (историко-мифологический) – вариант сюжетной картины на историческую или историко-мифологическую тему, нередко заимствован­ную из литературных источников.

5. Анималистический жанр – изображение животного.

6. Натюрморт – изображение объединенных в композицию, неодушевленных предметов в реальной бытовой среде (буквальный перевод – «мертвая натура»).

7. Синтетические жанры – градостроение, садово-парковое искусство, дворцовый ансамбль. Основаны на синтезе разных видов пластического искусства – архитектура, скульптура, живопись, прикладное искусство, «зеленая архитектура» и пр.

Художественные стили Барокко

Сам термин – барокко переводится с итальянского языка, как причудливый, вычурный. Ярче всего эта черта стиля проявила себя в архитектурном декоре в виде кривой, иногда разорванной и неестественно причудливым образом извивающейся линии карнизов и других элементов ордера. Для того чтобы понять природу этого эмоционально окрашенного искусства, выявим его идеологическую основу.

Исходным принципом барокко является осознание сложности мира и че ловека как неразрешимого конфликта. В этом смысле духовным отцом барокко можно назвать Микеланджело Буонарроти.

Наибольшее распространение барокко получило в странах католической ориентации: Италия (Микеланджело Меризи да Караваджо, Аинибале Каррдчгчи), Испания (Диего Веласкес, Франсиско Сурбаран), Фландрия (Питер Пауль Рубенс, Франс Сиейдерс). Эта зависимость неслучайна. Барокко часто называ­ют церковным стилем, т.к. его центральной проблемой является человек, его душевный мир и стремление преодолеть путы греховности, дабы обрести духовный покой.

Для воплощения столь значимой и сложной проблематики барокко использует специфические средства выразительности:

тема чудо,

внутренняя духовная жизнь;

композиция Асимметрия построения,

единое пространство,

смещение масс от центра,

сложность ракурсов и поз,

композиционная нерасчлененность;

колорит контрасты света и тени,

контраст цветовых пятен.

Классицизм

Классицизм, признавая конфликтность и несовершенство мира, строил искусство на представлении об идеальном мире, идеальном человеке-герое, и идеальных отношениях, исполненных милосердия, любви и жертвенности. В этом неприятии современного мира и стенающего человека заключается принципиальное отличие классицизма от барокко. Если в первом случае в центре внимания находится страждущая душа, душа смятенная, то во втором – перед нами просветленный разум человека, исполненного веры в свои возможности победить судьбу.

Своими корнями классицизм уходит в рационалистические идеи англий­ского философа Фрэнсиса Бэкона и французского философа Рене Декарта и продолжает традиции Античности и Возрождения. Классицизм явился антите­зой маньеризму – позднеренессансному стилевому образованию, противопоставив ему ясность темы и образов, спокойствие и рассудочность. В этом смысле классицизм ведет свое происхождение от творчества болонских академистов и, прежде всего, братьев Карраччи, его основателей, предложивших новую для Европы систему обучения свободному художеству.

Основой академического обучения было изучение античного наследия: мифология, история, драматургия, а также копирование выполненных с антич­ных образцов гипсов. Таким образом, будущий художник вырабатывал опреде­ленную манеру, основанную на лучших образцах античного наследия, и, в тоже время, получал знания, являвшиеся источником творческого вдохновения и применения своих умений. В дальнейшем ученик академии работал с живой натурой, дорабатывая ее с точки зрения античных идеалов и эстетических норм.

Таким образом, болонский академизм поставил перед художниками и пе­ред искусством новую проблему – воспитание человека на ярких примерах про­шлого и, прежде всего, античной истории.

Сформулируем основные функции, задачи и принципы искусства, исходя из центральной проблемы классицистического искусства:

1. функция искусства: воспитательная.

2. задачи Искусства:

– показать высоконравственный идеал,

– утвердить в качестве высшей идеи идею служения народу, подчинения личного общественному.

3. основные принципы:

– ясность и понятность сюжета;

– театральность – персонажей (типы), костюмов (историческая достоверность), ракурсов и поз (состояние, характер), композиции (сценичесяв; эффекты);

– спокойствие и возвышенность героев и ситуации.

Средства выразительности искусства, необходимые для достижения поставленных целей:

тема мифология и история с обязательным героическим началом

композиция симметрия построения (от центра),

равновесие масс,

три плана (передний, средний и фон), «кулисы» (обрамление), в качестве которых выступают архитектурные или ландшафтные объекты расчлененность композиции на группы и их вписанность в простейшие геометрические фигуры (треугольник, круг и др.),

плавность контуров (положение тел, смягчающие драпировки);

колорит Тональный (наличие единого цветового тона), равномерность цветовых пятен, цветовой акцент.

Наибольшее распространение в XVII веке классицизм получил во Фран­ции. Одним из наиболее ярких представителей этой школы был Никола Пуссен, автор многочисленных исторических полотен.

Реализм

В начале XVII века реализм существовал только как метод, подучивший распространение в некоторых национальных школах (Голландия), а также в творчестве отдельных художников (например, Н. Пуссена во Франции, Д. Веласкеса в Испании).

В целом, реализм – это способ объективного отображения видимого мира в искусстве. Причем, степень объективации может быть различной: от слепого копирования (натурализм) до попытки заглянуть за пределы видимости и вы­явить причинную связь объектов, в частности, человека и его жизни (психоло­гизм),

§2. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Восемнадцатый век был веком крушения феодально-абсолютистского строя, веком, завершившимся Великой французской буржуазной революцией. Капитализм завершал стадию первоначального накопления, возможности для его развития в рамках дворянского абсолютистского государства во многих странах оказывались исчерпанными, что во многом и послужило причиной ко­ренных изменений социально-политической системы в ряде стран Европы.

Не менее важным был процесс усиления идей рационализма и трансформации мировоззрения на этой основе. XVIII век продолжает завоевания XVII века, эпохи рационализма. В качестве доказательства приведем лишь некоторые идеи новой эпохи:

– критика средневековой схоластики и утверждение силы разума вместо авторитета и традиции (Джон Локк, Жюльен Ламетри, Дени Дидро);

– возникновение деизма, в рамках которого бог выступает как мировой закона, Вселенский разум.

Восемнадцатый век вошел в мировую историю как эпоха Просвещения. Сформировавшись во Франции, идеи просвещения получили широкое распространения далеко за ее пределами (в том числе и в России), став основой нового культурного пласта. Смысл и направленность основных идей Просвещения яр­че всего иллюстрируется деятельностью энциклопедистов (Д. Дидро. Ж. Ж. Руссо, Вольтер, Ш. Л. Монтескье, Р. Тюрго, Даламбер). Она заключалась в популяризации и распространении знаний и достижений человечества с це­лью преодоления невежества масс. Но это было отнюдь не справочное издание. Зачастую оно содержало открытый протест существовавшей системе, почему в 1752 и 1759 гг. запрещалось ее издание.

Философскую основу Просвещения сформулировал немецкий второй половины XVIII в. И. Кант, введя понятие мирового прогресса, условием осуществления которого он поставил преодоление социального неравенства.

В рамках этой программы искусство призвано было стать популяризато­ром основных идей Просвещения, средством пропаганды и воздействия на мас­сы. Не случайно, что ведущим направлением художественной культуры XVIII века стал классицизм.

В целом, основными чертами художественной культуры XVIII века были:

1) светскость – что проявилось в усилении реалистических тенденций в живописи и расширении гражданского строительства;

2) идеализм (рационализм) – усиливший классицистическую направленность искусства, стремившийся средствами искусства дать представление о гармоничном человеке, человеческих отношениях и среде (дворцовый ансамбль).

С точки зрения стиля, XVIII в. представляет собой постепенную эволюцию от барокко к классицизму:

– I пол. XVIII века – рококо в интерьерах (Франсуа Буше, Антуан Ватто) наряду с поздним барокко;

– II пол. XVIII века – доминирующий классицизм (Морис Латур, Джо­шуа Рейнолдс); реализм как метод (Жан Батист Симеон Шарден, Уильям Хогарт);

– конец XVIII века – революционный классицизм (Жак Луи Давид): сентиментализм (Жан Батист Грез, Оноре Фрагонар, Томас Гейнсборо).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении XVII–XVIII веков происходит перераспределение художественных сил в рамках национальных школ и смещение культурного центра Европы. Если в XVII веке лидирующее положение сохранятся за Италией, то в XVIII культурным и художественным центром, несомненно, становится Фран­ция. Стили барокко и классицизм, зародившись в XVII в., претерпевают значи­тельные трансформации в веке XVIII (барокко – рококо, классицизм – революционный классицизм). Меняется и их значимость относительно друг друга: господство барокко в XVII в. сменяется доминированием классицизма в XVIII в. Кроме того, усиливается влияние реалистического метода в живописи наиболее передовых стран Англии и Франции.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Каковы достижения XVII в. с точки зрения общественного прогресса?

2. Доказать, что XVII в. – начало нового исторического периода – периода Нового времени.

3. Сравнить мировоззренческую основу эпохи XVII в. и гуманистов Возрождения.

4. Выявить причины и назвать проявления художественного «плюрализма» в XVII в.

5. Дать представление о системе жанров в XVII в.

6. Определить идеологическую основу барокко как направления в искусстве XVII в.

7. Назвать основные средства выразительности барокко.

8. Определить идеологическую основу классицизма как направления в искусстве XVII в.

9. Назвать функции, задачи, принципы и средства выразительности классицизма.

10. Выявить специфику реализма в искусстве XVII в.

11. Назвать основные идеи эпохи Просвещения в сфере общественного прогресса.

12. Сформулировать основные черты художественной культуры XVIII века.

13. Дать представление о стилевом многообразии художественной культуры XVIII века.

14. Выявить специфику культурного развития и соотношения творческих сил в Европе в XVII- XVIII вв.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Быков BE. Архитектура Италии и Франции /барокко и классицизм/. М.,

1958.

2. Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М., 1962.

3. Всеобщая история искусств в 8–ми т. Т. 4. Под ред. Ю.Д. Колпинского и Е.И. Роттенберга. М.: Искусство, 1963.

4. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX ве­ка. Искусство XVII века. Италия. Испания. Франция. М., 1988.

5. Кантор A.M., Кожина Е.Ф., Лившиц И.А. Искусство XVII века. М., 1977.

6. Каптерева Т.П., Быков В.Е. Искусство Франции XVII века. М., 1969.

7. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974.

8. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1971.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 457 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...