Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Изобразительное искусство Европы и США










Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США


Изобразительное искусство Европы и США




Трудно разглядеть во всей полноте и четкости изображения «ли­цо XX века» нам, лишенным возможности «взгляда издалека» на этот отрезок развития мировой культуры. Тем не менее, уже сей­час очевидно, что XX в. — это время открытий, перевернувших представления человека о мире и о самом себе. То, что еще недав­но представлялось незыблемым и понятным, подвергается со­мнению, теряет ясные очертания и нередко предстает своей пол­ной противоположностью.

Идея созидания новой Вселенной движет художниками XX в. и приводит их к бескомпромиссной перестройке картины мира, преодолению классической традиции, к возрождению архаиче­ской идеи творящего хаоса.

Развитие науки — физики, астрономии, биологии, — нередко идущее вслед художественным открытиям, подтверждает ката­строфический характер развития мира. Недаром Кандинский писал: «Каждое произведение возникает и технически так, как возник космос — оно проходит путем катастроф, подобных хао­тическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в сим­фонию, имя которой — музыка сфер. Создание произведения есть мироздание»1.

Потрясения XX в. — чудовищные войны, преступления дикта­торов, тоталитарных режимов и террористов, непредсказуемые и трагические результаты научных открытий, когда перед чело­вечеством все более явственно встает картина грядущей атом­ной и экологической катастрофы, — все это «открывает шлюзы» художественного сознания, давая художнику-творцу право са­мостоятельно, «самовольно» распоряжаться своим творчеством, своей личностью, своим видением мира, даже проникая порой за границу дозволенного, установленного вековыми этическими нормами.

Постоянное стремление к тому, чтобы заглянуть за завесу вре­мени, увидеть и предсказать грядущее сообщает искусству пер­вой половины XX в. декларативный, пророческий характер, что выражается в невиданном прежде количестве разнообразных программ и проектов, направленных на перестройку, изменение

Кандинский В. В. Ступени: Текст художника. - М., 1918. — С. 34.


будущего, сотворение нового мира. И в произведени-ях художников нередко встают непредсказуемые, подчас пуга­ющие образы этого грядущего мира.

XX в. — время безграничного расширения пространства бы­тия человека, пространства, доступного его вниманию и осмыс­лению — это макро- и микромир, глубины подсознания, это по­стоянные поиски новой духовности. Художника XX в. отличает «безудержное стремление к новизне, во что бы то ни стало. Ху­дожник-авангардист заряжен испепеляющей энергией разруше­ния, неукротимым желанием переменить, переосмыслить, пере­делать, переоценить. В его творчестве демон разрушения и гений созидания сосуществуют как сиамские близнецы, всегда вместе, в вечном споре-согласии»1.

Проблема языка в его глобальном значении (как языка фило­софии, науки, искусства) становится центральной проблемой культуры XX в., и именно художники в своих безудержных по­исках нового предвосхищают философов и ученых новейшего времени, концентрируя свои усилия не на результате, а на самом процессе творчества, на его динамике.

В 1916 г. вышла работа выдающегося языковеда из Женевы Ф. де Соссюра (1857-1913) «Курс общей лингвистики», в кото­рой ученым были подтверждены недавние открытия, сделанные художниками2. Прежде всего, это открытие необязательности пря­мых взаимосвязей между образом и предметом, когда высш ую ценность приобретают слово, линия, цвет, фактура, форма. Ху­дожник в этом случае становится языкотворцем, применяющим самые разнообразные (вплоть до абсурдистских) методы выра­жения преображенного бытия.

Одной из ведущих идей живописи XX в. становится идея ин­вариантности, она же главенствует и в науке. К концу века все более значимую роль для художественного выражения играет

Батракова С. П. Язык живописи авангарда и миф / Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусства XX века. — СПб., 2001. — С 12.

Дальнейшее развитие этих идей было осуществлено ведущими европейски­ми философами Мишелем Фуко, Жилем Делезом, Феликсом Гваттари, Жа-

ком Деррида, Роланом Бартом, Юлией Кристевой и др.



Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США



комбинаторика, при которой в воссозданном из обломков про­шлого незавершенном целом мелькают узнаваемые фрагменты-цитаты, приобретающие в этом новом окружении другое, иногда совершенно неожиданное звучание.

Стремление к нивелировке авторства, применение автомати­ческих и механических техник письма, обращение к любым ма­териалам без всякого ограничения, без разделения их на «худо­жественные» и «нехудожественные», размывание граней между видами и жанрами искусства, нередко скандально-максималист­ские методы создания и одновременно разрушения художест­венного образа, обращение к первоэлементам образного языка, к первоистокам — мифу, архаике, примитиву — вот те черты, изобразительного искусства XX в., которые мы можем разгля­деть уже сейчас, несмотря на малое расстояние и невозможность окинуть взглядом картину XX в. с высоты птичьего полета.

Невозможно охватить в подробностях всю картину развития многочисленных художественных течений XX в., но некоторые из них, наиболее значительные, необходимо представить.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 679 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...