Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История. Древняя Греция является родиной европейской исторической науки



Древняя Греция является родиной европейской исторической науки. «Отцом истории», да и географии, является Геродот (485–425 гг. до н.э.). В течение своей жизни он объехал почти весь известный тогда мир, собрав колоссальный исторический, географический и этнографический материал. Свои нания он изложил в «Истории греко-персидских войн», разделенной александ-

рийскими грамматиками на девять книг по числу девяти греческих муз. В своей работе Геродот рассказывает, в первую очередь, о греко-персидских войнах, однако, предваряя рассказ о них, он описывает народы, нападавшие на Грецию, их верования, нравы, памятники культуры, природу, почву, климат, фауну и флору, занятия людей. Он знакомит читателей с лидийцами, персами, египтянами, вавилонянами, скифами. Другой величайший древнегреческий историк – Фукидид (455–396 гг. до н.э.), автор «Истории Пелопоннесской войны», детально и образно описавший

ее ход. По своему мировоззрению Фукидид был рационалистом и прагматиком. Для него история является такой же наукой, построенной на исследовании фактов и логике, как и все другие науки. Он стремится выявить закономерности исторического процесса, часто перенося на историю методы физики и медицины.

40 Древнегреческая философия Древнегреческая философия возникла в первой половине VI в. до н.э. в малоазиатской части тогдашней Эллады – Ионии, в г. Милете, поэтому первая древнегреческая философская школа называется милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики. Для мыслителей милетской школы характерны поиски первоначала, причем оно мыслилось монистически. Первоначало представлено как первичное живое вещество, то есть в вечном движении и превращении. Такая точка зрения есть гилозоизм

– учение о всеобщей одушевленной материи. Философы милетской школы оказали большое влияние на Пифагора (вторая половина VI – начало V в. до н.э.), считавшего верховным началом всего сущего число. Вся природа, по теории Пифагора, есть не что иное, как комбинация чисел и величин. Природа живет и меняется, лишь одно число остается неизменным. Следовательно, число есть основа всех величин, первоисточник мираВ V в. до н.э. возникает элеатская философская школа (по названию города Элеи в Южной Италии). Ее крупные представители – Парменид, Ксено-

фан и Зенон. Парменид учил о неизменности и вечности мира, о тождестве бытия и мышления. В мире нет ни прошлого, ни будущего, есть только настоящее – мысль. Крупнейшим систематизатором научно-философских знаний классической Греции был Демокрит (ок. 460 г. до н.э. – дата смерти неизвестна). Он был материалистом, разработавшим атомистическую концепцию. Демокрит разделял бытие и небытие, пустоту. Бытие разбито пустотой на частицы.

Таким образом, Демокрит впервые толковал душу материалистически. Значительным фактором культурной и социальной жизни классической Греции была софистика (V в. до н.э.). По своей профессии софисты были странствующими учителями мудрости и красноречия, переезжавшими из одного города в другой и преподававшими за плату научные сведения. Софистов

делят на старших и младших. Из старших наиболее известны Протагор и Горгий, а из младших – Антифонт, Алкидамант и Критий. Впервые в истории человеческой мысли софисты поставили вопрос о природе самого знания. Именно в V в. до н.э. стало употребляться само слово «философия». Сократ иронизировал по поводу того, что софисты берутся обучать науке или

мудрости, а сами отрицают возможность всякого знания, всякой мудрости. В противоположность им Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости. И называл их «софистами», то есть мудрыми, а себя – философом, то есть любящим мудрость. Слово «философия» стало употребляться в этом значении его учениками и с тех пор стало обозначать особую сферу интеллектуальной деятельности. Период, предшествующий Сократу, называют натурфилософским. С Сократа в древнегреческой философии начинается но-

вый период, характеризующийся тем, что философия основывается на знании.

Сократ (470–399 гг. до н.э.) перенес центр философии из области физики

и внешнего мира в этическую область и психологическую сферу. Большое

внимание Сократ уделял знанию и полагал, что правильность знания следует

определять с помощью двух методов Вершиной философских достижений древнегреческой философии стали две философские системы – учения Платона и Аристотеля. Платон (427–347 гг. до н.э.) разделял свою философию на три части: диалектику, физику и этику. Диалектика – учение о бытии, физика – учение о природе, этика – учение о нравственности. Платон признавал существование двух обособленных друг от друга миров: материального мира явлений и мира

вечных и неизменных идей. Аристотель (384–322 гг. до н.э.) углубил изучение проблем гносеологии с точки зрения логики – учения о методах мышления, он по праву считается ее

основателем. Им были сформулированы три закона мышления: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего. Аристотель создал и учение о категориях, выделив в качестве основных из них сущность и качество.

Он развивал также учение о материи и форме.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 632 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...