Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религиозно-философские учения Китая



Первым из триады утвердившихся в Китае религиозно-философских учений возникло конфуцианство, появление которого связывается с деятельностью знаменитого мыслителя Кун Цю, или Кун Чжунни, известного в Европе под латинизированным именем Конфуций (551 — 479 гг. до н.э.). По-китайски название этого учения не связывается с именем основателя и означает "учение образованных людей", "религия ученых" в переводе первых европейских синологов (жуцзя, жу цзяо). Подобное самоназвание раскрывает претензию конфуцианства на положение единственного учения, воплощающего в себе традицию высокой культуры совершенной древности.Принципиальная установка Конфуция на связь его учения с наследием архаической эпохи выражена в знаменитом высказывании "передаю, а не создаю".Конфуцианство включало в себя два основных аспекта: учение об "упорядочении государства" (чжи го) и о самосовершенствовании (сюшэнь, ею цзи). Первый аспект предполагал установку на связь с управленческим аппаратом и превращение в официальную идеологию. Второй — преобладание этико-политической проблематики. Оба эти аспекта были сбалансированы и взаимообусловлены, что хорошо видно из канонического текста "Да сюэ" ("Великое учение"). Вторая была высказана Сюнь-цзы (330 или 313 — 238 или 227 гг. до н.э.), считавшим, что природа человека зла и нравственные нормы налагаются на нее извне для ее исправления и обуздания.Конфуцианство, как уже говорилось, стало первым учением личного нравственного совершенствования, хотя свои этические идеалы оно зачастую черпало из собрания старых общинных ценностей, переосмысляя и индивидуализируя В иной перспективе проблему поставили даосы, заменившие социоцентристский антропологизм конфуцианцев натуроцентристским антропологизмом.Согласно традиции, первый даосский философ — Лао-цзы был старшим современником Конфуция, однако в настоящее время может считаться доказанным, что все основные даосские тексты древности (включая и приписываемый Лао-цзы "Дао-дэ цзин") написаны значительно позднее, в IV- III вв. до н.э.Даосизм с самого начала оказался тесно и вместе с тем противоречиво связан со стихией архаических религиозных верований: с одной стороны, он был генетически связан с древнейшими религиозными представлениями шаманского типа, с другой — будучи продуктом их кризиса, отталкивался от них, как от своеобразного "язычества". Поэтому, с одной стороны, даосизм внешне выглядит архаичнее конфуцианства, но, с другой стороны, это архаика совершенно особого типа. В отличие от конфуцианства даосизм исходит из принципа "следования естественности" (цзы жань, букв. "само таково" — в смысле самодостаточной независимости от чего-либо иного). Это понятие тесно связано с другим ключевым термином — "недеянием" (у вэй), обозначающим непротиводействие естественному течению событий, природе сущего. Не игнорирует даосизм и социальную проблематику. Общественный идеал даосов — возвращение к первобытному состоянию слитности с природой, причем отдельные даосские мыслители (в частности, Бао Цзинъ-янь, IV в.) даже призывали к упразднению государства и предполагаемого им общественного неравенства, поскольку ничего подобного в природе нет, а следовательно, государство и сословное неравенство — лишь плод извращенного сознания людей — мудрых, использующих свой ум для обмана глупых, и сильных, подчинивших себе слабых.Наличие в даосизме сотериологии в виде учения о бессмертии свидетельствует о его безусловной ориентации на индивидуальное спасение. Однако в даосизме осталось и много элементов общинной религиозности.Утверждение в Китае буддизма (что заняло около пятисот лет), по существу, представляло собой процесс "китаизации" буддизма, в ходе которого индийская религия, неравномощная потенциалу всего комплекса традиционной китайской культуры, претерпела существенные изменения, а в Китае появились направления буддизма, не имевшие индийских аналогов.Как мировая религия, буддизм обладал как развитым этическим учением, так и четко определенной сотериологической доктриной, заданной еще в "четырех благородных истинах" раннего буддизма. Буддизм провозглашал неудовлетворительность (страдание) любого уровня профанического существования рождений-смертей (сансара, кит. лунь хуэй), определяемого для каждой отдельной жизни поступками индивида (карма, кит. е). Выходом из этой ситуации является религиозное спасение, освобождение (нирвана), важнейшим шагом на пути к которому оказывается отказ от веры в существование некой неделимой и вечной духовной субстанции — "я" (атман, кит. во).

35 архитектура и скульптура Высокого уровня развития в Древней Греции достигла архитектура. Основным типом архитектурных построек в архаическую эпоху оставался мегарон – большой прямоугольный зал. Именно такую форму имели греческие храмы, окруженные по периметру колоннадой. Предположительно в VIII в. до н.э. возникли два архитектурных ордерадорический и ионический. Для дорического ордера характерно стремление к монументальности, наличие мощных колонн, играющих роль несущих конструкций. Колонны в таких сооружениях располагаются близко друг к другу, имеют большой диаметр, что создает впечатление тяжеловесности. Длина здания в дорическом стиле значительно превышает его ширину. К старейшим дорическим сакральным постройкам относится храм Аполлона в Сиракузах. Ионическому ордеру, в отличие от дорического, присущи легкость и изящество. Колонны здесь играют не только несущую, но декоративную роль. Центральный зал поделен рядами колонн на нефы, что создает впечатление «леса из колонн». Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в Эфесе, воздвигнутое критянином Херсифроном и его сыном Метагеном, а в 356 г. до н.э. сожженное Геростратом. Классическая эпоха явилась временем расцвета искусства. Наибольшего размаха монументальное строительство достигло в Афинах при Перикле. В 447 г. до н.э. начинаются работы по восстановлению и реконструкции афинского акрополя, которыми руководил скульптор Фидий. Афинский акрополь представлял собой естественную скалу, возвышающуюся на 150 метров над уровнем моря. Размеры акрополя невелики – 300 на 130 метровНаиболее крупным сооружением акрополя был Парфенон, построенный в дорическом стиле и представлявший собой целый лес колонн. В ионическом стиле сооружены Эрехтейон – храм, посвященный Афине и Посейдону, и миниатюрный храм Афины-Победительницы. В тесной связи с архитектурой развивалась скульптура. Монументальная пластика возникла примерно в конце VII в. до н.э. В монументальных мраморных статуях периода архаики бросаются в глаза черты условности в изображении. Скульптура этого периода представлена куросами (статуи обнаженных юношей) и корами (женские фигуры в длинных ниспадающих одеждах). В куросах скульпторы стремились показать мускулатуру человеческого тела. Фигуры стоят в строго определенной позе: руки прижаты к туловищу, левая нога чуть выгнута вперед, у фигур широкие плечи, тонкая талия, узкие бедра. В типе коры для скульптора главным было изучение не анатомии, а драпировки. Мастера периода архаики точно передавали детали, однако их статуи были лишены гармонии, цельности.Ордер в архитектуре – это определенная система соотношений несомых и несущих частей сооружения, их равновесность и гармония. В классический период основное внимание скульпторы уделяли изображению человека в движении, что требовало изучения анатомии. Основными материалами, с которыми работали скульпторы, были мрамор (из него, как правило, изображали фигуры в длинной одежде либо прямостоящие обнаженные фигуры) и бронза, позволявшая придавать фигуре любое положение. Высокого совершенства греческая пластика V в. до н.э. достигла в работах Мирона, Фиия и Поликлета, вошедших в мировую историю искусства. Мирон ставил своей целью точно передать движения человеческого тела. Лучше всего ему это удалось достигнуть в статуе «Дискобол», изображающей атлета перед броском диска. Фидий приобрел мировую известность благодаря изумительным статуям Афины, сделанным из меди и бронзы и украшенным золотом и слоновой костью. Статуя Афины Воительницы (Афины Промахос) своими размерами и блеском выделялась среди всех других произведений искусства. Другая статуя Афины – Афина Дева (Парфенос), в 12 метров высотой, стояла, опираясь на копье, и ее золотые одежды ниспадали до земли. В правой руке она держала статую победы (нике). Не меньше удивления и восторга вызывала статуя Зевса в Олимпии Современником Фидия был Поликлет из Сикиона, глава аргосской школы скульпторов. Сила таланта Поликлета нашла высшее выражение в исключительно правдивом изображении человеческого тела. К лучшим произведениям Поликлет принадлежали скульптуры дорифора (копьеносца), идеального сложения юноши, несущего копье, раненой амазонки, диадумена, юношиспортсмена, накладывающего повязку победителя на свою голову, и монументальная статуя Геры из золота и слоновой кости в Аргосе. Поликлет известен не только как первоклассный скульптор, но и как теоретик искусства, стремившийся установить и обосновать законы пропорциональности частей человеческого тела и гармонии (канон Поликлета).




Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 365 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...