Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Повседневность



На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий — патрициев и плебеев. Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции — это коренные жители Рима, а плебеи — пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями, что обеспечивало замкнутость сословия патрициев. Кроме этих двух сословий, в Риме существовали такклиенты[ источник не указан 304 дня ] патрициев и рабы.С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники — лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитетОднако нобилитет не был единым. В соответствии с римскими представлениями, знатность (лат. nobilitas) рода, к которому принадлежит человек, определяла степень уважения к нему. Каждый должен был соответствовать своему происхождению, и одинаково порицалось как недостойные занятия (например, торговля) человеком знатного происхождения, так и незнатные лица, достигшие высокого положения (их называли лат. homo novus — новый человек[2]). Граждане стали также делиться на лат. cives nati — граждан по рождению и лат. cives facti — граждан, получивших права по определённому закону. В Рим также начали стекаться люди различных национальностей (прежде всего греки), не обладавшие политическими правами, но игравшие важную роль в жизни общества. Появились вольноотпущенники (лат. libertinus — либертин), то есть рабы, которым была дарована свобода. Брак и семья В ранний период истории Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина — наличие собственного дома и детей[3], при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции.Глава семьи назывался pater familias, в его власти (patria potestas) находились дети, жена и другие родственники (в семьях высшего класса к семье также относились рабы и прислуга). Власть отца заключалась в том, что он мог выдать по своему желанию дочь замуж или развести, продать детей в рабство, он мог также признать или не признать своего ребёнка. Patria potestas также распространялась на взрослых сыновей и их семью, со смертью отца сыновья становились полноправными гражданами и главами своих семейств[3]До поздней Республики существовал вид брака cum manu, «под рукой», то есть дочь выходя замуж, попадала ввласть главы семьи мужа. Позднее эта форма брака вышла из употребления и браки стали заключаться sine manu, без руки, при которой жена не находилась под властью мужа и оставалась во власти отца или опекуна. Древнеримский брак, особенно в высших сословиях, заключался часто из финансовых и политических интересов.Несколько семей с родственными связями образовывали род (gens), самые влиятельные из которых играли важную роль в политической жизни.Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14-летнего.Римское право предусматривало две формы заключения брака:Когда женщина переходила из-под власти отца под власть мужа, то есть её принимали в семью супруга.Женщина после замужества оставалась членом старой фамилии, при этом претендовала на наследство семьи. Этот случай не был основным и больше походил на сожительство, чем на брак, так как жена практически в любой момент могла покинуть своего мужа и вернуться домой.Независимо от того, какую форму предпочитали молодые люди, браку предшествовало обручение между молодыми. Во время обручения молодые давали брачный обет. Каждый из них на вопрос, обещает ли он вступить в брак, отвечал: «Обещаю». Жених вручал будущей жене монету, как символ заключённого между родителями свадебного союза, и железное кольцо, которое невеста носила на безымянном пальце левой руки.На свадьбах все дела по организации свадебного торжества передавались распорядительнице — женщине, которая пользовалась общим уважением. Впервые регистрацию новорожденных ввел на заре новой эры Октавиан Август, обязывая граждан в течение 30 дней с момента рождения регистрировать младенца. Регистрация детей проводилась в храме Сатурна, где находилась канцелярия наместника и архив. При этом подтверждалось имя ребёнка, его дата рождения. Подтверждалось его свободное происхождение и право гражданства.

44 Древнеримская религия Древнеримская религия прошла длительный путь развития. Первоначально она была в отличие от религии древних греков анимистической, причем,

как и у греков, в ней сохранялись пережитки тотемизма. На это указывает легенда о волчице, выкормившей Ромула и Рема. Для римлян царской эпохи мир был полон добрых и злых духов, которых следовало задобрить путем молитв, магических заклинаний и жертвоприноше-

ний. Так как основным занятием римлян было сельское хозяйство, у них существовало множество божеств, олицетворявших все явления природы и все виды сельскохозяйственных работ

Многочисленные божества охраняли безопасность и благополучие дома и семьи: Лары и Пенаты опекали жилище, Янус охранял двери, Веста – домашний очаг. Каждый человек имел своего духа покровителя – гения, в котором проявлялась жизненная сила отдельной личности

Духами – манами – считались и души умерших. Маны считались добрыми духами, но если

семьи усопших пренебрегали совершением положенных обрядов для успокоения их души, они являлись смертным как грозные и мстительные лемуры. Всех этих божеств и духов римляне не представляли в человеческом облике, не ставили им статуи, не строили храмов. Однако они выделяли среди них главных богов, к которым относились Юпитер, обещеиталийское божество неба, и Марс – первоначально дух-покровитель растений, позднее – бог войны.

Переход к антропоморфизму богов происходит под влиянием этрусков,

под их же влиянием появляются первые храмы. Под влиянием греческой религии древние латинские и общеиталийские божества приобрели антропоморфные черты, и их стали изображать как в Греции. Римская религиозность состояла прежде всего в самом тщательном и

скрупулезном соблюдении всех обрядовых формальностей, ибо даже малейшее

отклонение, ошибка или пропуск какого-либо ритуального действия могли обидеть божество и вызвать его гнев. При огромном количестве культов, существовавших в Риме, необходимо было создать многочисленное жречество, хорошо знавшее всю обрядность, имена и функции всех божеств. Жрецы составляли «индигетамента» – официально утвержденные собрания молитвенных формул с указаниями, к каким богам и в какие дни надлежит обращаться с мо-

литвами, какие совершать жертвоприношения. Жрецы вели календарь, отмечая в нем дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров, а также «несчастливые дни», когда нельзя было ничего предпринимать. Во II в. до н.э. усиливается греческое влияние на Рим. В этот период окончательно формируется пантеон богов, многие из которых соответствовали

греческим богам. Основными богами в Риме являлись: • Юпитер – бог неба, грома и молний, различных небесных явлений, главный бог римского пантеона; • Юнона – супруга Юпитера, богиня брака, супружеской любви и плодоро-

дия; • Янус – бог входа и выхода, всякого начала, изображавшийся с двумя лица-

ми; • Сатурн – бог посевов, научивший людей земледелию, виноградарству,

дающий изобилие; • Марс – бог войны, хранитель гражданского коллектива;

• Нептун – бог влаги, моря, покровитель коневодства;

• Минерва – богиня мудрости, покровительница ремесел и искусств;

• Венера – богиня любви, красоты, плодородия; В I в. до н.э., в период гражданских войн, в Древнем Риме распространяются восточные культы и магия, вера в вещие сны и астрология.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 212 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...