Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитие и распространение христианства



Уже во второй половине I в. в Риме существовала христианская община. В течение I–III вв. христианство распространилось по всей Римской империи и за ее пределами. Императорские власти с подозрением относились к христианам, приписывая им человеконенавистничество, так как христиане того времени не только ждали, но и призывали конец света и Страшный Суд. Хри-

стиан также обвиняли в нелояльности властям, так как они отказывались совершать официальные жертвоприношения перед статуями государственных богов (в том числе – императоров). Это привело к многочисленным гонениям на христиан, начало которым положил Нерон (54–68), с особой силой они проходили при императорах Домициане (81–96), Траяне (97–117), Марке Аврелии (161–180), Диоклетиане (284–305). Но христианство продолжало распространяться и к IV в. стало силой, с которой вынуждены были считаться и сами императоры. В 313 г. императоры Константин и Лициний издают Миланский эдикт, по которому провозглашается равноправие всех религий, в том числе и христианства, а в 325 г. император Константин объявляет христианство государственной религией. В 395 г. по указу Феодосия Великого были закрыты все языческие храмы, с этого момента христианство становится единственной официальной религией Римской империи.

46 философия В Древнем Риме было немало талантливых философов и ученых

естествоиспытателей, однако новых идей было высказано значительно меньше,

чем в Древней Греции. Гораздо больше, чем в философии и естествознании,

римлянами было сделано в области техники. Римская философия возникает под влиянием древнегреческой. Как и в целом в философии эпохи эллинизма, в Риме были распространены школы стоицизма (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизма (Секст Эмпирик),

эпикуреизма (Лукреций Кар), неоплатонизма (Плотин, Ямвлих, Прокл). Особо широкое распространение получило в Риме учение стоиков, органично сочетавшееся с древнеримскими представлениями о добродетелях и долге гражданина. Философия стоиков подразделяется на три основных части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа). В основе физи-

ки стоиков лежит идея о Логосе как всё определяющей, всё порождающей, во всём распространенной субстанции – разумной душе или Боге. В логике речь шла в основном о проблемах теории познания: разуме, истине и ее источниках, много внимания стоики уделяли формальной логике. Особое внимание стоики уделяли этике, центральным понятием которой стало понятие добродетели. Этическим идеалом стоиков был мудрец как истинный хозяин своей судьбы, достигший полной добродетели и бесстрашия. Для стоицизма были характерны

понимание истории как проявления божественной воли (провиденциализм) и склонность к фатализму. Среди древнеримских философов видное место занимает Луций Анней

Сенека (ок. 4 г. до н.э.–65 г. н.э.), один из основателей римского стоицизма, воспитатель будущего императора Нерона. Для Сенеки цель философии – свобода мудреца от страхов и желаний, порабощающих невежественного человека. Только философия дает знание природы, ее законов, господствующей в ней необходимости, подчиниться которой добровольно и есть истинная добродетель иистинная свобода Видным философом-стоиком был Эпиктет (ок. 50 – ок. 140) вышедший из низов общества: он был рабом, отпущенным впоследствии на свободу. Эпик-

тет признавал высшим началом природы разум, а высшим критерием истины –умозаключения, выводимые из показаний чувств. Он считал, что человек должен прежде всего познать себя. Именно познание себя, а значит, и Бога, делает человека счастливым, добродетельным, свободным.

Философом-стоиком был и римский император Марк Аврелий (121–180), правивший в конце II в. В написанном им сочинении «К самому себе» проповедуются обращение человека к своему внутреннему миру, отречение от всего внешнего, покорность судьбе. Одной из наиболее ярких фигур древнеримской философии был поэт и философ-материалист Тит Лукреций Кар (ок. 99–55 гг. до н.э Поэма Лукреция «О природе вещей» являлась одновременно художественным и философским произведением. Свою цель он видел в борьбе со страхом перед богами и посмертной судьбой души, страхом, порабощающим человека и толкающим его на многие преступления.

Лукреций Кар полагал, что не существует ничего, кроме материи и пустоты, что свойства существуют лишь постольку, поскольку существуют сами тела, и даже время есть также свойство материи, и вне материи, вне тел его не существуетТолько избавившись от страха, человек станет жить счастливо и справедливо, направляя волю и ум на дальнейшее познание мира.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 196 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...