Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Искусство эпохи Возрождения



§1. Генезис и основные черты духовной культуры Ренессанса.

§2. Эстетика и формирование художественного видения нового типа.

§3. Кризис гуманизма и «закат» средневековой культуры.

ВВЕДЕНИЕ

Эпоха Возрождения – это переход от Средних веков к Новому Времени, от общества феодального к буржуазному.

Возрождение как тип культуры сложилось в Италии и имело огромный резонанс во всей Европе. Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Приблизительны и хронологические рамки — в Италии XIV-XVI века, в других странах XV-XVII века. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса достигает в начале XVI столетия, когда она становится общеевропейским явлением — это Высокое, или классическое Возрождение, за которым последовало Позднее Возрождение середины XVI века.

Рассматривая Итальянское Возрождение как эталонное, можно выделить следующие периоды в развитии данного типа культуры в этой стране:

1. Проторенессанс – 1250-1400 гг.

2. Раннее Возрождение – XV в.

3. Высокое Возрождение – 1500-1530 (1520) гг.

4. Позднее Возрождение – I пол. – сер. XVI в.

Именно в Италии впервые были сформированы условия для формирования культуры нового типа и сформулированы основные идеи и идеалы эпохи.


§1. ГЕНЕЗИС И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

РЕНЕССАНСА

Для начала выясним, почему именно Италия стала центром развития культуры, и сформулируем предусловия формирования культуры нового типа.

1. Сложение прочной материальной базы, обеспеченное:

- местоположением – на пересечении торговых путей,

- формированием банковской системы – накопление капитала,

- мануфактурным производством, приносившим огромные доходы.

2. Рост городов и сложение мировоззрения нового типа, основанного на духе свободы городских коммун и повышенной роли научного знания.

3. Наличие значительных культурно-исторических корней, каковыми была великая античная (греко-римская) культура.

Миропонимание

Миропонимание Итальянского Ренессанса определялось воздействием ряда факторов и процессов, имевших место в культуре Италии:

1. Расцвет научного знания (Николай Коперник, Джордано Бруно), который привел к формированию научного мышления, опиравшегося, в отличие от религиозного, на факт и опыт (вместо веры), наблюдение (вместо созерцания), доказательность (вместо подчинения догме и авторитету) и, в конечном итоге, на силу разума и логику, в противовес духовной силе и интуиции. Таким образом, итогом этого процесса стало формирование рационалистического мировоззрения.

2. В XV в. в Италии формируется новая философская школа – школа гуманизма (Франческо Петрарка, Джаноццо Манетт, Лоренцо Валла). Термин был заимствован у Цицерона – «высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей». Основной и принципиально новой идеей ее философии стало новое осмысление человека: как высшей ценности, как «меры всех вещей». Человек был поставлен в центр мирового культурно-исторического процесса и трактовался, как творец – себя, своей судьбы и своего мира. Тем не менее, здесь нет принципиального отхода от ортодоксии, так как человек и в Библейских скрижалях называется «царем земли». Но философия гуманизма приближает человека к Богу, расширяя масштабы и повышая значение сотворенного мира до космических размеров. Это приводит в конечном итоге к отождествлению Бога и человека, но человека небывалого, человека-титана. Разность векторов проявляется при графическом изображении этой мировоззренческой установки.

Сравним средневековое и гуманистическое представление о Боге и человеке:


Таким образом, в качестве характерных черт духовной культуры эпохи Возрождения выступают традиционные средневековые принципы, значение которых и место в мировоззренческой модели сильно изменено:

1. Антропоцентризм, утверждавший человека в качестве центра материального мира, но подчиненного Богу, становится основным принципом мировоззрения нового типа, замещая собою принцип теоцентризма.

2. Происходит переосмысление христианского принципа дуализма из противоборства двух сущностных начал – плоти и духа, в их гармоническое единство.

§2. ЭСТЕТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВИДЕНИЯ

НОВОГО ТИПА.

Искусство Возрождения, по-своему преломляя идеи и направленность развития культуры, стремилось познать и отобразить реальный мир, его красоту, богатство, разнообразие. В этом отношении у живописи было больше возможностей по сравнению с другими искусствами. Поэтому остановимся подробнее на художественной эстетике применительно именно к пластическим искусствам: живописи и скульптуре.

Можно выделить три источника, три культурных пласта, повлиявших, в той или иной мере, на художественное мышление и эстетику эпохи Возрождения: Античность, Средневековье, собственно Возрождение. Рассмотрим эти связи и выявим общность этих культур.

Главный источник, питавший художественную культуру Возрождения, – Античный мир, культура и искусство которого рассматриваются в новых условиях как эталон, образец для подражания.

Но эти две эпохи роднит не только внешнее подобие, хотя оно очевидно. Возрождение наследует основополагающие принципы античной эстетики, такие как:

Гармония – такое сочетание частей целого, когда нельзя убрать, добавить или поменять местами что-либо без ущерба, как для целого, так и для его отдельных частей.

Калокагатия – равновесие внутреннего и внешнего, содержания и формы, добра и красота, слитых воедино.

Простота (естественность) – великое пребывает в скромном.

Именно такого рода усвоение античного опыта демонстрирует творческое наследие Микеланджело Боанарроти, скульптурные работы которого из-за отсутствия подписи великого мастера иногда относили к эпохе античного эллинизма.

В эстетике Возрождение заметно, хотя и в меньшем масштабе, влияние христианской эстетики. Оно очевидно при сопоставлении тематики искусства: по-прежнему доминируют религиозные сюжеты, часто трактованные художниками Возрождения в духе античной мифологии (например, античный миф о рождении принцессой Данаей сына Персея от бога Зевса в картине Джорджоне «Даная» и Евангельское повествование о непорочном зачатии Девы Марии от Духа Святого, образы ангелов-амуров в картине Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» и др.).

Более глубокой связью этих эпох, хотя и менее зримой, является разработка и следование каждой из них канону. Возрождение отказалось от средневекового канона, но при более глубоком анализе можно обнаружить, что, отказавшись от канона предшествующей эпохи, Возрождение выработало свой. Но если в первом случае канон являет собой систему жестких правил, норм, требующих строгого подчинения, то канон Возрождения – это лишь сумма ограничений, условностей, стереотипов.

Третьим источником, питавшим эстетику эпохи Возрождения была сама эпоха новаций и ее внутренние процессы и идеалы, которые нашли специфическое воплощение в художественной практике:

1. Расцвет науки и формирование рационалистического мировоззрения привел к новому осмыслению искусства, как специфического способа познания мира. Художественный мир разрабатывает необходимый для правдивого отображения мира «технический арсенал»: «учение о пропорциях» (использование знаний по анатомии, математике), «учение о перспективе» и «учение о свете и цвете» (использование знаний по оптике и физике). Общая направленность научного мира на изучение материальных форм породила художественную аналогию: обращение к реалистическому творческому методу, т.е. правдивому отображению мира, мира действительного, явленного нам через наши органы чувств. Вероятно, эта тяга к познанию глубинных основ мироздания побудила к поисковой деятельности Леонардо да Винчи, а желание максимально правдоподобно отобразить предметы реального мира привели одного из титанов Возрождения к открытию нового метода передачи объема светотенью, основанной на рефлексах цветовых пятен, получившей название сфумато.

2. Гуманизм с его идеей совершенного человека как высшей ценности привел к обращению искусства к новой теме – человек совершенный, гармоничный, красивый духовно и телесно. Именно в этом – в создании прекрасного, гармонично развитого человека в окружении величавого архитектурного или природного пейзажа – видел задачу своего творчества великий Рафаэль. Новая тема породила и новый для искусства жанр – портрет. Портреты появляются в итальянском искусстве во второй половине XVI века. Одним из первых к этому жанру обратился Сандро Боттичелли, создав блистательную портретную галерею.

Таким образом, в эпоху Возрождения был в основном преодолен средневековый иконографический канон при сохранении религиозной направленности искусства. Произошел отказ от иконного мышления, и сформировалось картинное мышление с его основополагающими принципами:

§ конкретность времени – один момент времени;

§ конкретность места – физическое пространство, жизненная среда;

§ конкретность действия – сюжет, но не символ.

Вместе с тем, новое искусство выработало свои условности:

· при изображении человеческой фигуры – идеальные пропорции тела и выгодный ракурс (положение тела в пространстве и относительно нас);

· при моделировке трехмерного пространства на плоскости – нормированный уровень горизонта и определенная точка отстояния зрителя (точка зрения на объект и эффект среднего плана);

· при передаче освещения – сила и источник света, угол его падения.

§3. КРИЗИС ГУМАНИЗМА И «ЗАКАТ» СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

Середина XVI в. в истории Европы проходила под лозунгами протестантского движения, получившего название Реформации. Реформация – антикатолическое движение за обновление христианства в Европе XVI в. Ее идеологами и духовными лидерами были Мартин Лютер и Жан Кальвин. В целом это была глубочайшая трансформация Христианской культуры. Итогом этой трансформации явился не только новый вариант христианского вероисповедания — протестантизм, но и новый тип человека с новым отношением к жизни и к самому себе.

Кризис, который переживала католическая церковь, затронул и другие сферы жизни и культуры. Это был глобальный кризис, связанный с вхождением Европы в новое социально-экономическое пространство. Кризис отразился и на гуманизме, во многом разрушив его идеологию.

Причины кризиса гуманизма:

- экономические (формирование крупного капитала и разорение мелких собственников);

- политические (назревание буржуазных революций и решение проблемы власти в пользу крупных собственников в части стран Европы);

- и, как следствие, идеологические изменения (роль человека в обществе, в мире, его ценность и смысл жизни).

Этот конфликт имел два художественных разрешения в рамках Позднего Возрождения:

1. Уход от проблем общества, породивший описательность в искусстве, интерес к внешнему миру, миру природы, ситуаций. Обязательным условием становится наличие действия, повествовательности в искусстве. Проблемой, которую поставили художники этого направления, является осознание зависимости человека от окружающей среды. Наиболее ярко тема гармонического сосуществования человека и природы с обязательным в этом контексте лиризмом и созерцательностью, проявилась в творчестве Джорджоне, блестящем колористе своего времени.

2. Драматическое переживание происходящего и стремление преодолеть конфликт жизни и духа. Поиск осуществлялся через осмысление внутренних конфликтов человеческой личности, отсюда возникает интерес к внутреннему миру человека. Темой искусства в этом случае становится духовный конфликт, порожденный утратой идеалов гармонии и целостности мироздания, который художник (в лице его героев) переживает как личную драму. Искусству этого направления свойственны внутренний разлад, пессимистический надлом, осознание одиночества. Именно эти темы и их экспрессивная подача пронизывают творчество позднего Микеланджело, Тициана и Эль Греко.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С наступлением кризиса идеи гуманизма можно говорить и о кризисе культуры Возрождения, т.к. оптимистическая концепция человека-титана была разрушена новой социально-экономической действительностью, в рамках которой человек получает совершенно иное осмысление. Образ титана-одиночки замещается новым образом человеческой массы, что было связано с вхождением в капиталистическую формацию развития Европейской цивилизации.

Человек из цели и объекта культурно-исторического процесса постепенно превращается в средство, что неминуемо ведет к его обезличиванию и обесцениванию человеческой жизни вообще. В этом смысле можно говорить не только о крушении гуманистических идеалов и кризисе в рамках эпохи Возрождения, но и о закате средневековой культуры в целом. С разрушением мифа о человеке как некоем центре мира, произошло разрушение и самого мира, его породившего.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Укажите временные рамки эпохи Возрождения, ее периодизацию на итальянской почве.

2. Выявите предусловия формирования культуры Возрождения в Италии.

3. Обозначьте роль развития науки в формировании нового мировоззрения.

4. Сформулируйте понятие гуманизма, назовите его основные идеи.

5. Назвать и раскрыть смысл характерных черт духовной культуры Возрождения.

6. Выявить влияние античной культуры на эстетику и формирование художественного мышления эпохи Возрождения.

7. Выявить влияние средневековой культуры на эстетику и формирование художественного мышления эпохи Возрождения.

8. Выявить влияние самой эпохи новаций на эстетику и формирование художественного мышления.

9. Назвать основные принципы картинного мышления и сравнить их с иконными.

10. Сформулировать условности искусства Возрождения.

11. Дать представление о хронологии, основной идее и итогах Реформации.

12. Назвать и раскрыть причины кризиса гуманизма.

13. Назвать и охарактеризовать направления Позднего Возрождения в контексте кризиса гуманизма.

14. Дать представление о трансформации мифа о человеке в эпоху Позднего Возрождения.

Литература:

1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

2. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М.,1973.

3. Данилова И. От средних веков к Возрождению. Сложение художест­венной системы картины кватроченто. М.,1975.

4. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т. 1, 2. М., 1978.

5. Киселева М.С. Культура Западной Европы от Возрождения до Ре­формации // Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 767 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...