Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Искусство Древнего Востока



ЕГИПЕТ

§1. Особенности социально-экономического устройства

§2. Космогонические воззрения

§3. Эстетика

§4. Символика художественного языка

§1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА

Географическое положение Древнего Египта отличалось неповторимостью и своеобразием. Во-первых, территория государства имела естественные границы: два моря – Средиземное и Красное, две пустыни – Сахара и Ливийская, каньон по течению реки Нил. Такая очевидная замкнутость территории породила устойчивую веру в покровительстве ей со стороны богов. Во-вторых, жизнь населения Египта определялась ритмом реки Нил, который состоял из трех фаз: разлив, вхождение в русло и засуха, что также породило серию мифов и стало основой веры в бессмертие – рождение, жизнь, смерть, воскресение.

Таким образом, сами природные особенности Египта породили специфические черты культуры – ее замкнутость и религиозность.

Последнее – религиозность – имеет еще одно основание, берущее начало в процессе сложения государства на заре формирования египетской цивилизации.

На основе многочисленных археологических исследований учеными был сделан вывод об отсутствии собственного первичного очага древнейшей культуры и, следовательно, о заселении нильской долины в более позднее время переселенцами с Ближнего Востока. В результате освоения нильской долины территория была поделена на хозяйства – номы, – центром и связующей силой которых были божество и храм. Соответственно, главой нома автоматически становился храмовый жрец – номарх.

Позже, с объединением Египта в единое централизованное государство, верховный правитель – фараон – продолжил традицию совмещения всех форм власти в одном лице. Его статус определялся административной и политической властью – царь, идеологической властью – Верховный жрец, происхождением – сын Бога, Бог во плоти.

Тем самым, религиозность охватывала все сферы жизни в Древнем Египте, в том числе культуру и искусство.

Необходимость противостояния стихии Нила и великой засухе определила тенденцию к сближению различных поселений и людей, им принадлежавших. Объединение Египта относится к рубежу III-IV тыс. до н. э. Первым царем-объединителем считается царь Мина, который короновался двумя коронами в знак власти над Верхним и Нижним Египтами.

Усиление единоличной власти фараона было закреплено обожествлением сначала самой власти, дарованной правителю по воле Богов, а позже и личности фараона.

Свое происхождение фараон вел не столько от реальных родителей, сколько от духовного начала, каковым был конкретный бог или богиня. В честь этого духовного «родителя» объявлялся официальный (общегосударственный) культ, и его почитали на всей территории Древнего Египта наряду с местными.

В результате в Древнем Египте сформировалась деспотическая власть и государство деспотического типа – с исключительной властью, сконцентрированной в руках верховного правителя и удерживаемой силой веры в его божественное происхождение.

Происхождение фараона, подчинение всего народа единому главному божеству и культу в его честь, формирование разветвленного бюрократического аппарата свидетельствуют о централизации не только власти, но и всех жизненных сфер, в том числе и культуры. В художественной культуре это выразилось в строгой канонизации тематики и языковых средств.

Подводя краткие итоги, выделим характерные черты культуры Древнего Египта, порожденные территориальными и социально-экономическими особенностями государства:

1. Замкнутость, или уникальность – подразумевает отсутствие инокультурных влияний и культурного обмена.

2. Религиозность – базируется на осмыслении культуры и искусства как формы служения богам.

3. Централизованность – приводит к строгому нормированию в культуре, что наиболее ярко отразилось в формировании канона.

§2. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

Термин «космогония» в контексте религиозного знания древности обозначает происхождение и строение Вселенной. Сама же Вселенная мыслится как божественный порядок (космос) в противовес хаосу.

В египетской мифологии нет строго определенного толкования происхождения мира. Тем не менее, в целом ряде мифов заключена информация о самопроизвольном начале творческого процесса: «Из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса, а от туда появилось дитя (бог солнца Ра), осветившее землю, пребывавшую во мраке».

Несмотря на то, что Египет знал огромное количество богов, и мы можем говорить о религиозных воззрениях политеистического толка (многобожие); все же существуют основания для характеристики верований как монотеистических (единобожие). В мифах содержится информация о боге Амоне – «отце отцов и всех богов». Во всех сказаниях появлению первого бога предшествует уже существование хаоса и тверди, поднявшейся из него. Кроме того, все боги воплощали одно качество – мировое благо, справедливость.

Было и еще одно обстоятельство, объединявшее и богов, и весь мир – вера в вечность: вечность власти богов, вечность их существования, вечность миропорядка. В контексте этой веры в вечность миропорядка рождается целая система представлений и культов.

Вселенная представлялась египтянам единством трех миров: небесного, подземного и земного. Вера в сосуществование трех миров закреплена в мифах о трех Нилах и о судьбе бога Осириса.

Соотношение этих миров не было одинаковым. Это хорошо видно из условной схемы:

Совершенно очевидно, что самым ущербным был земной мир в силу его конечности. Сама земная жизнь мыслилась лишь как переход в вечное бытие в подземном мире.

Не случайно ведущим культом стал культ мертвых. Он имел как природное, так и мистическое оправдание. С одной стороны, сам Нил, его ритм мог породить веру в вечный круговорот: рождение – жизнь – смерть и вновь (воз)рождение. Соответственно, и человек рождается для того, чтобы умереть и затем возродится к вечной жизни. С другой стороны, сам миф о судьбе одного из наиболее любимых и почитаемых богов – Осирисе – подтверждает представление о существовании подземного мира, мира справедливого и пребывающего в вечности.

Исполнение культа длится всю жизнь человека и состоит из трех основных фаз. Первая охватывает земное существование человека, которое служит подготовкой к смерти. Вторая продолжается семьдесят дней после смерти и заключается в путешествии души умершего к Чертогам Обеих Истин и прохождении испытания судом Осириса. Формально, вторая фаза представляет собой исполнение заупокойного ритуала (подготовка и переход в другой мир) и связана, прежде всего, с изготовлением мумии – вечного тела, вместилища души, прошедшей испытание судом Осириса. И, наконец, третья фаза являет собой подземную жизнь умершего в случае благоприятного исхода суда Осириса.

Наиболее ответственный момент культа получил ритуализованную форму – это исполнение заупокойного ритуала. Важность момента подчеркивается расширенным атрибутивным рядом: дом Вечности (могильник), тело (мумия и скульптурное повторение), имя (высекалось на нагрудной табличке), надписи, знаки, тексты, служащие подсказками и ориентирами в подземном мире, предметы обихода, символические слуги – уше́бти, росписи стен гробницы, прославляющие ее хозяина через воспоминания о его заслугах в земной жизни.

Итак, мы выделили ряд специфических религиозных идей, которые питали бытовую и художественную культуру Древнего Египта: представление о единстве трех миров с точки зрения строения Вселенной, и культе мертвых, вместо более традиционного культа предков. И в одном, и в другом случаях, мы видим явные расхождения с современными представлениями о, например, рае обретенном (в Египте его не существовало) и огненной геенне (в Египте – царство Осириса, символ блага и высшего поощрения). Также расхождения не трудно обнаружить и при сравнении традиционного для Древнего мира культа предков, ориентированного на живых (помощь, поддержка), и культа мертвых в Древнем Египте, с явным акцентом на смерть, как условие обретения бессмертия в царстве мертвых.

§3. ЭСТЕТИКА

Основными эстетическими категориями в Древнем Египте можно считать великую триаду, своего рода, египетский символ веры – Бог-Вечность-Красота. Они мыслились в неразрывном единстве: именно Бог символизировал высшее начало и совершенство в силу того, что был вечен, и именно он, являясь совершенством, выступал как носитель сверхкрасоты.

Образы и жизнь богов, являя собой совершенство и истинный смысл бытия, а также в силу общей религиозности культуры, стали ведущей темой в искусстве Древнего Египта. А сам процесс творчества осмысливался не иначе, как служение богам. Так как и правитель имел статус бога во плоти, то светского искусства как такового не существовало. Искусство в Древнем Египте, тем самым, имело ярко выраженную религиозную направленность.

Бог в сознании египтянина был воплощением истины и полноты. Ему приписывалось все, чем реально обладал (знания, умения, качества) сам человек. В том числе и искусство расценивалось как качество бога и его дар человеку, но не из любви, а с целью запечатления своего образа и поклонения ему. Роль художника в этой связи ограничивалась исключительно исполнением воли богов, следовательно, его имя не имело никакого отношения к конечному результату творчества. Считалось, что художник творит по наитию свыше. В том редком случае, когда человек создавал что-то из ряда вон выходящее (как, например, ступенчатая пирамида Джосера, созданная Имхотепом), объявляли, что сам бог воплотился в человеческом обличье и создал чудо для укрепления веры в людях. Таким образом, искусство Древнего Египта было безымянным, или анонимным.

Для изображения бога, воплощавшего Вечность и пребывающего в вечности, египетские художники прибегали к методу, отрицавшему принцип жизнеподобия. Они разработали систему правил для изображения богов, отклонение от которых могло быть расценено как святотатство. Эту систему жестких правил принято называть каноном, а искусство, построенное на строгом подчинении такого рода системе – каноническим, что и имело место в Древнем Египте.

Итак, мы выявили три основополагающих принципа древнеегипетского искусства: религиозность, анонимность, каноничность.

§4. СИМВОЛИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА

Исходя из вышеописанных принципов египетского искусства и, прежде всего, религиозности и каноничности искусства, можно придти к еще одному заключению, что в искусстве не допускалась художественная свобода, т.к. сам процесс творения трактовался как священнодействие. Все элементы изображения (или архитектурного декора) имели строго определенное символическое значение. Именно символизация художественного языка является основой стилистики в искусстве Древнего Египта.

Символика архитектурных форм

Символом Египта, бесспорно, является пирамида. Пирамиды строили в эпоху Древнего Царства в период правления III-V династий (3 тыс. до н. э.). Но косвенно пирамидальная форма присутствовала на протяжении всей истории Древнего Египта: храмовое навершие в эпоху Среднего Царства, верхнее окончание обелисков, пирамидальный принцип построения храмов (схождение к одной малой величине).

Благодаря своей уникальной форме – схождение огромной массы к единой точке – пирамида является символом деспотической власти – принципа концентрации власти в одних руках и деления общества на фараона и слуг фараона. Причем, блоки, из которых сложены пирамиды (комплекс в Гизе), держатся без какого-либо связующего элемента – раствора или скоб, также как и власть фараона удерживалась силой веры в его божественное происхождение.

По своему назначению, пирамида была домом Вечности, т.е. усыпальницей ее хозяина-фараона. Смерть фараона была для страны и великой печалью, и великой радостью, т.к., с одной стороны, умирал царь, с другой, он перевоплощался, обретая свое истинное качество. Он возрождался для истинного, вечного существования. Таким образом, пирамида – это еще и символ воскрешения. Не случайно у пирамиды были два спутника – нижний храм, где тело фараона находилось в период изготовления мумии (70 дней после смерти), и верхний храм, куда мумию переносили по дороге Восхождения для встречи тела и души и воскрешения в новом качестве.

И, наконец, пирамида символизировала вечность в самом широком смысле: это и вечная жизнь, и вечная власть богов в мире, и вечность миропорядка. Своим строением она точно воспроизводит представление египтян об устройстве мироздания: небесный, земной и подземный миры. У пирамиды также есть три эти части: подземная, куда ведет вертикальная шахта и система коридоров; надземная, ассоциирующаяся часто с лестницей, ведущей в небо; и та территория земной поверхности, которую занимает пирамида. Причем, значимость этих частей-миров совпадает с традиционным осмыслением земной жизни как перехода к жизни в подземном мире.

Таким образом, пирамида вобрала в себя наиболее значимые символы Древнего Египта – вечность, воскрешение, деспотия (подчинение). Кроме того, она является главным атрибутом ведущего культа – культа мертвых. В силу этого, можно сделать вывод, что пирамида является символом веры для Древнего Египта.

Не менее распространенной архитектурной формой является храм. Основной символ вычитывается из принципа ориентации храма и его посвящения – это всегда направление восток-запад, что соответствует направлению движения солнца в течение дня. Учитывая, что солнце в египетском пантеоне занимало лидирующее место, то храм, имевший различные посвящения, всегда символизировал движение и власть именно солнца (а вместе с ним и вообще богов) над миром.

Это основное символическое значение корректировалось и, вместе с тем, усиливалось благодаря системе организации внутреннего пространства и оформлению фасада вместе с прилегающей территорией. Внутреннее пространство решалось по принципу пирамиды, но развивающейся по оси, в горизонтали. Вместе с эффектом чрезмерно великих размеров и контрастности решения внутренних помещений (гипостили и просторные залы, перекрытые и открытые дворы) идея власти и непостижимости бога для смертных получала зримое воплощение.

Фасад и примыкающая территория, выполняющая функцию преддверия, символизируют принцип невхожести, также подчеркивая сакральность бога.
Это хорошо видно на рисунке:

План (вид сверху)

 
 


Фасад

Таким образом, в архитектурных формах Древнего Египта воплотилось величие и неизменность власти богов (фараона) над миром, их сакральность и недоступность для народа.

Еще один способ разграничения возможностей и полномочий человека и богов предложил изобразительный канон. Изобразительный (иконографический) канон – это система стилистических и иконографических правил для изображения невидимого, но мыслимого, духовного мира, мира богов. Главная идея канона – в отличие от законов неканонического изобразительного искусства, не копируя мир, его объекты, дать информацию о мыслимом мире через целостность впечатления, обозримость объектов.

В рамках канона осуществляется преодоление всех привычных законов земного мира: трехмерности пространства и конкретности времени. Таким образом, канон представляет собой сложную систему, состоящую из ряда принципов, нацеленных на преодоление жизнеподобия:

Творческая задача Элементы канона
преодоление земного трехмерного пространства 1. Сложная тройная перспектива совмещение трех точек зрения на объект в одном изображении (анфас, профиль, ракурс).  
2. Разномасштабность соединение разновеликих фигур в одном художественном пространстве как знак их различной значимости.
преодоление «четвертого» земного измерения – времени 3. Фризообразность раскреповка стены на горизонтальные полосы – фризы, где каждый фриз посвящен своему сюжету и описывает круг по всему периметру зала, замыкаясь в начальной точке.  
4. Соединение разновременных событий, объединенных общим сюжетом в одном художественном пространстве.

Вопросы для повторения:

1. Назовите особенности культуры Древнего Египта.

2. Дайте понятие замкнутой культуры и назовите причины формирования культуры замкнутого типа в Древнем Египте.

3. Дайте понятие религиозной культуры и назовите причины формирования культуры религиозного типа в Древнем Египте.

4. Дайте понятие централизованной культуры и назовите причины формирования культуры централизованного типа в Древнем Египте.

5. Назовите природные факторы, определившие культурное развитие в Древнем Египте.

6. Назовите тип государства в Древнем Египте и его причины.

7. Сформулируйте статус верховного правителя в Древнем Египте.

8. Какого типа религия существовала в Древнем Египте?

9. Сколько миров было во Вселенной в представлении Древнего Египта?

10. Назовите основной культ в Древнем Египте и его атрибуты.

11. Назовите основные эстетические категории и принципы искусства Древнего Египта.

12. Назовите основные символические значения пирамиды.

13. Назовите основные символические значения храма.

14. Назовите составляющие изобразительного канона Древнего Египта.

15. Назовите синоним словосочетания «изобразительный канон».

16. Назовите причины обращения в Древнем Египте к канону.

17. Дайте понятие сложной тройной перспективе.

18. Дайте понятие разномасштабности как элементу канона.

19. Дайте понятие фризообразности как элементу канона.

20. Дайте понятие принципу соединения разновременных событий как элементу канона.

ЛИТЕРАТУРА

История

1. Васильев Л.С. История Востока. Т.1. М., 1993.

2. История Древнего Востока. Ч. 2. М., 1988.

3. Культура Древнего Египта. М., 1976.

4. Монтэ П. Египет Рамсесов: Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М., 1989.


Религия, мифология

5. Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996.

6. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. СПб., 2000.

Искусство

7. Афанасьева В.К. Искусство Древнего Востока. М., 1976.

8. Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1986.

9. Искусство Древнего Востока. Авт. текста М. Матье, В.К. Афанасьева, И.М. Дьяконов, В.Г.Луконин. М., 1968.

10. Кинк Х.А. Древнеегипетский храм. М., 1979.

11. Померанцева Н. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985.

12. Целлар К. Архитектура страны фараонов. М., 1990.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1217 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...