Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Античное искусство



§1. Искусство Древней Греции.

§2. Искусство Древнего Рима.

ВВЕДЕНИЕ

Термин «античность» появляется в эпоху Возрождения и обозначает «древний». Под античностью принято понимать культуру Древней Греции, Древнего Рима и завоеванных ими народов.

Античность прошла несколько периодов в своем развитии:

1. ахейский период – от древнейших времен до, примерно, 1000 г. до н.э.;

2. эллинский период – 1000 – 500 гг. до н.э.;

3. аттический период – 500 – 323 гг. до н.э.;

4. вселенский период – 323 г. до н.э. – 529 г. н.э.[1]

История собственно Греческой культуры традиционно подразделяется на следующие периоды:

- гомеровский период – IX-VIII вв. до н. э.;

- период греческой архаики – VII-VI вв. до н. э.;

- период греческой классики – V-IV вв. до н. э.;

- эллинизм – конец IV-II вв. до н. э.;

История Римской культуры делится на периоды, соответствующие основным этапам истории древнего Рима:

- ранний, или Царский Рим – VIII-VII вв. до н. э.;

- ранняя Римская республика – аристократическая –VI-IV вв. до н. э.;

- римская республика – плебейская – III-I вв. до н. э.;

- расцвет Римской империи – I-II вв. н. э.;

- упадок Римской империи – III-V вв. н. э.

§1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Государственная система Древней Греции представляла собой систему суверенных городов-государств – полисов, – границы которых определяли природа и родовая организация.

Причины формирования полисной структуры:

1. изрезанность и разнообразие ландшафта;

2. различия между городами-государствами Эллады:

- природные ресурсы;

- жизненная среда;

- профессиональная ориентация;

- религиозные культы;

- национальные традиции;

1. общность полисов:

- язык;

- рынок;

- территория (объединенная единым небом, морями и отделенная от остального континента горным массивом);

- история (войны и состязания).

В этом сочетании разнообразия и взаимной лояльности коренился один из важнейших элементов греческого бытия и культуры — агони́стика — принцип состязательности, благородного соревнования как отдельных личностей и групп, так и полисов в целом, с целью достижения наилучшего результата, наградой за который становилось общественное признание и почет.

Отличительной чертой государств полисного типа была демократия (народовластие).

Причины возникновения демократических отношений:

- длительное состояние войны в эпоху Микенского царства, побудившее избирать соправителя из числа царских претендентов;

- разделение власти между двумя, а затем четырьмя соправителями, соответствовавшими основным ветвям власти (силовая, судебная, административно-хозяйственная и религиозная);

- коллегиальность между соправителями – равенство в принятии решений;

- выборность соправителей из наиболее достойных кандидатов – членов царской семьи (с соблюдением принципа династийности).

Условности демократии в Древней Греции:

- половые – гражданин всегда мужчина;

- возрастные – гражданином мог стать только совершеннолетний (21 год);

- социальные – рабы и чужестранцы не имели статус гражданина и, соответственно, гражданских прав;

- местные (имущественные, профессиональные и др. ограничения).

Гениальным достижением греческой культуры была доказательность — принцип мышления, наличие которого стало основой глубочайшего различия между Западной и Восточной цивилизациями. Наиболее ярко этот способ мышления проявился и закрепился в античной философии.

Античная Греция создала уникальную в своем роде систему ценностей. Ее определяющим принципом была отличная от всех древнейших типов религиозная идея единства божественного и земного миров, тождественности богов и людей. Этот принцип многократно подтверждается мифами, обычаями, обрядами и традициями. Он же закрепился в сознании древнего грека в виде определенного осмысления окружающего его пространства. Проведем ряд аналогий между этими двумя (обычно трансцендентными) мирами:

- анимизм верований (обожествление природы, отождествление себя с ней) Þ общность среды обитания;

- происхождение мира, богов и людей из первозданного Хаоса Þ общность происхождения;

- освещение труда посредством богов-покровителей (научение) Þ общение через труд;

- освещение человеческого общежития посредством божественной практики моногамных отношений (брачная пара) Þ общность принципов семейной организации.

Таким образом, в основе древнегреческих представлений лежал принцип божественности самой природы – живой, подвижной, изменчивой. Отсюда возникает еще одна особенность религиозных представлений Древней Греции – не догматичность, т.е. отсутствие в их основе священных текстов и системы догматов, непреложных истин, либо факта обожествления живого человека. В кругу религиозных ценностей оказываются так же принципы эстетического, этического и философского осмысления мира.

Боги мыслились идеальными существами – духовно и телесно, – они же выступали как в качестве предмета культового поклонения, так и примера для подражания. Совершенно логично, что проблемы красоты и нравственности в Древней Греции очень часто совпадали.

Основой древнегреческой эстетики были следующие принципы:

1. гармония – такое единство частей целого, при котором нельзя убрать, добавить или поменять местами что-либо без ущерба, как для целого, так и для отдельных его частей;

2. калокага́тия – единство формы и содержания, равновесие духа и тела, красота и добро, слитые воедино.

Нормой этики того времени был принцип умеренности и скромности во всех внешних проявлениях: одежда, жилище и даже жертвоприношения. Мироощущение эллина выстраивалось по принципу не совести (такого понятия не существовало), а честности – по отношению к себе и к другим гражданам полиса на основе главенства общественного долга над личными интересами.

Архитектура

Высшее достижение в архитектуре – храм, который осмысливался как дом бога. Можно выделить следующие принципы строительства и осмысления храмовых построек:

- подобие человеческого жилища и храма бога, имевшие одинаковые принципы построения – портик;

- невхожесть на храмовую территорию, именуемую «священной округой»;

- вписанность храма в ландшафт – принцип, объяснимый анимизмом верований, в которых природа и боги выступают в неразрывном единстве.

Храм греческого образца всегда следовал строго определенным принципам внешнего и внутреннего построения.

Основные элементы фасада

 
 


Основные элементы внутреннего пространства

 
 


В основе греческой архитектуры лежит принцип ордерного построения. Ордер – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, а также их структура и художественная обработка.

С точки зрения структуры, ордер делится на следующие основные части:


Зодчие разработали три ордерных стиля: дорический, ионический и коринфский, во многом отразивших этнические особенности разных племенных структур.

Существовал строгий порядок, соответствие размеров храма, его ордерного решения и посвящения (в честь определенного бога или богини). Например, храм Ники в Афинах – небольшой, четырехколонный, в ионическом стиле; храм Геры в Пестуме – большой, шестиколонный в дорическом стиле.

Скульптура

Как и в большинстве цивилизаций древности, основной темой греческого искусства были Боги и их жизнь. Не менее значимой была тема героя – лучшего среди равных, достигшего каким-либо качеством (тело, дух, творчество) божественного совершенства.

Божественность — сверхчеловечность — греки понимали как красоту, абсолютную гармонию, преодоление природных «изъянов». Представление о красоте менялось с течением времени. Своеобразными вехами на этом пути перемен стали «каноны красоты», созданные Деда̀лом в архаическую эпоху, Поликлѐтом, Фѝдием и Мѝроном в эпоху классики, Ско̀пасом и Праксѝтелем в эллинистический период.

Развитие древнегреческой скульптуры сопряжено с решением двух художественных задач: поиска идеала и стремление к жизнеподобию.

Первая нашла свое специфическое решение через сложение особой системы пропорций, подчинение принципу художественной симметрии, нахождение «греческого типажа» и посредством определенного эмоционального осмысления (величие и спокойствие).

Стремление греческих мастеров к жизнеподобию побудило их

§ к правдивости в передаче формы объекта;

§ к максимальной натурности при запечатлении подвижного тела – через последовательное освоение позы, целенаправленного движения и одномоментного сочетания двух разнонаправленных движений (хиазм);

§ к полноте и законченности образа посредством передачи жизни души (мимика, жесты, телесная пластика).

Итогом сложной эволюции пластического искусства Древней Греции стало увлечение мастеров технической стороной исполнения того или иного заказа, в результате чего искусство из величаво спокойного превращается в агонизирующее, из одухотворенного – в декоративное.

§2. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

В основе культуры Древнего Рима лежит, несомненно, приоритет государственности, что ярче всего воплотилось в «римском мифе». Для того чтобы уяснить необычность римского сплава религиозности и государственности, обратимся к его истории.

Италийские племена, ассимилировавшись с этрусками, породили новую культуру, в основе которой продолжала жить память о далеком прошлом. Она сохранялась в именах многочисленных богов и в содержании разнообразных культов в их честь. Проследим наиболее важные из них в до-царский период, выявив закономерность их многообразия и повторяемости:

· Боги местности ® местные культы в их честь; · Культ предков. многообразие
§ Культ героев Ромула и Рема; § Культ бога Януса; § Общинные культы: огонь, вода и проч. единообразие

Из таблицы мы видим, что наряду с огромным разнообразием верований на территории Апеннин, существовал и некий стереотип, т.е. повторяемые культы. Именно они стали идеологической основой объединения италийских племен в единое государство.

Царь Нуме для объединения земель и населения ввел официальные культы в честь общегосударственных богов – неба, мира мертвых, огня, воды и сельскохозяйственных работ. Уже здесь прослеживается особенность религии Древнего Рима: главное назначение богов – способствовать сплочению римлян.

Реформа царя Нуме стала основой сложения божественного пантеона – круга главных богов, повелевающих миром, остальными богами и людьми. И здесь мы также можем обнаружить все ту же закономерность: связь модифицирующей социально-политической системы государства и изменений в трактовке религиозной доктрины.

Проследим эту зависимость через эволюцию пантеона:

Царский период Фонт -бог воды Вулкан – бог огня Веста – богиня единства и благополучия города Республиканский период Юпитер – бог неба, грозы, царь богов Марс – бог войны, символ защиты Квирин – покровитель народного собрания Имперский период Юпитер (Зевс) Юнона (Гера) Минерва (Афина) ß гарант славы и мощи Рима

Общественно-политический и экономический строй Рима породил свою систему ценностей, где воинской доблести, военным подвигам и славе римского имени принадлежало главное место. Это находит свое оправдание в «Римском мифе», созданном во 2 веке до н. э. в качестве «освящения» завоевательной политики Рима.

Если греки объясняли военную победу доблестью всех воинов, то римляне приписывали ее личным заслугам полководца. Постепенно это приводит к обожествлению выдающихся людей («творцов истории») в благодарность за их земные заслуги и введению культа императора в будущем.

Таким образом, особенностью римской религии является ее эволюция под воздействием изменений социально-политических отношений внутри страны.

Архитектура

В основе римского стиля лежит принцип собирательности – эклектика – сочетание элементов разных стилей и разных культур и создание на основе этого смешения самостоятельного стиля. Эклектика затронула практически все культурные образования и была своего рода принципом римского мышления.

Одним из ярких примеров эклектических смешений стало создание Большого римского ордера. Он включал в себя шесть ордерных стилей: тосканский (заимствованный у этрусков); дорический, ионический, коринфский (заимствованы у греков); композитный и раскрепованный (собирательные).

Во II в. до н. э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру. Тем не менее, основой декоративного убранства по-прежнему остается ордер, как подражание высокому греческому стилю. Сочетание арочных конструкций с ордерным декором, что также обнаруживает эклектичность мышления, имело большое распространение в Риме и получило название римской аркады, или римской архитектурной ячейки.



Архитектура Древнего Рима была чрезвычайно разнообразна в жанровом отношении. Это разнообразие наблюдается, прежде всего, в светских постройках: амфитеатр, термы, портик, стоя, базилика, частный дом. Причины такого разнообразия и значимости – развитая светская жизнь, доминирование государственности, а не религиозности.

Скульптурный портрет.

Истоки профессиональной скульптуры Древнего Рима – это обязательный атрибут культа предков – ритуальный бюст, выполненный на основе посмертной маски. Техника изготовления скульптурного портрета, таким образом, была основана на буквальном копировании оригинала.

Римских мастеров интересовала именно физиономическая точность и узнаваемость героев. Это было связано не только с религиозными истоками традиций скульптурного портрета, но и с ведущей темой искусства – реальные исторические личности. Вследствие чего, одной из характерных черт римского скульптурного портрета явился натурализм.

В республиканский и имперский периоды скульптурный портрет обогащается греческим наследием, благодаря которому в римскую традицию была привнесена идеализация образа. Эта тенденция проявила себя в жанре почетной статуи римского гражданина и в скульптурах “alla grec”.

Еще одной заслугой Рима стало его искусство копирования, благодаря чему многое из ныне утерянного греческого наследия дошло до нас, правда, в специфической римской интерпретации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Значение термина «античность».

2. Периодизация Греческой культуры.

3. Периодизация Римской культуры.

4. Тип государства в Древней Греции.

5. Причины необычной для древнего мира государственной системы в Древней Греции.

6. Суть понятия «агонистика», как принципа греческого бытия.

7. Демократия в Древней Греции.

8. Храм в архитектуре Древней Греции.

9. Ордер и ордерные стили Древней Греции.

10. Калокагатия как принцип греческой эстетики.

11. Тема древнегреческой скульптуры.

12. Культы Древнего Рима.

13. Пантеон и его развитие в истории Древнего Рима.

14. Воинская доблесть в Древнем Риме.

15. «Римский миф» и его идеи.

16. Особенность римской религии.

17. Эклектика как принцип римской эстетики.

18. Большой римский ордер.

19. Римская архитектурная ячейка.

20. Римский скульптурный портрет.


Литература:

1. Алпатов М.В.. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.

2. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. В 3 т. Т.2. М.-Л., 1935.

3. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб, 1995.

4. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1977.

5. Культура Древнего Рима. М., 1985.

6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

7. Моммзен Т. История Рима. СПб., 1993.

8. Полевой В. Искусство Греции: Древний мир. Средние века. Новое время. М., 1984.

9. Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972.

10. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

11. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М., 1980.

12. Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. М., 1987.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 356 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...